Смотришь со стороны, как с раннего утра верующие спешат в храм с веточками вербы в руках. Поляки называют верующих «вЕрники», значит – верные. Верные кому? – Богу. Верные чему? – Слову своему. Сказав однажды «люблю», они остаются верными своему слову навсегда. Не так, как иные: скажут - и вдруг разлюбят, а в горе и в радости, в здравии и в болезни… всегда верные.
Сегодня Вербное воскресение. Смотришь со стороны, что творится в храме. Кого встречает народ, постилая «свои одежды и ветви с дерев по дороге»? – Спасителя Израиля, Царя, «который грядет … кроткий, сидя на молодом осле», как говорили пророки. В то время Иудея находилась под оккупацией римлян, и народ ожидал национального освободителя от иноземного господства. Иисус, показывая, что он входит в Иерусалим с желанием мира, а не войны, въезжает на ослёнке (на Востоке въезжать в город на осле — символ мира, верхом на коне — символ войны). И сейчас все желают мудрого царя-освободителя. На митинги и майданы спешат, не в церковь.
Впереди Страстна́я седми́ца (страсть в ц.-сл.— страдание). По древнему обычаю даже на период Олимпийских игр (не государственного кризиса) прекращались все войны и раздоры, чтобы не отвлекалось внимание от главного. Неужели сейчас не найдется время посвятить хотя бы одну неделю воспоминанию о Стра́стях Христо́вых - событиях, принёсших Иисусу Христу физические и духовные страдания в последние дни и часы его земной жизни, а нам – радость воскресения?
Всего через семь дней в христианских храмах на пасхальной заутрене после того как верующие целуют друг друга, делясь своей радостью в честь Воскресения Иисуса Христа, главный священник произнесет Огласительное слово Иоанна Златоуста, выражающее всеобъемлющий и всепрощающий характер наступившего праздника Пасхи:
«Постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь сегодня. Трапеза полна, насладитесь все. Телец велик, пусть никто не уйдет голодным. Все наслаждайтесь пиром веры; все вкусите от богатства благости. Пусть никто не рыдает о своей бедности, ибо настало царство для всех. Пусть никто не скорбит о грехах, потому что из гроба воссияло прощение. Пусть никто не страшится смерти, ибо освободила нас смерть Спасителя».
«Христос воскресе!», и неземной радостью исполнятся сердца верующих. В них происходит обновление и возрождается жизнь, а у тебя в руках - только крашеное яичко. А радость где?
Так надо было вникать в слова из 6-ой песни кондака: «Божее бо рождение обновляет естества» и на современный лад понимать их так: «Мыслеобраз Бога в сознании человека обновляет человеческий организм». Что же мешало тебе воскреснуть для радости?
И припомнится притча о брачном пире, который царь сделал для сына своего и позвал на него всех, и злых и добрых, и брачный пир наполнился возлежащими. «Царь, вошед посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде?» (что ж я, нерадивый, не приоделся?). «Он же молчал» (Мф.22:12).
И я не могу ответить, почему же я не как все, почему я не со всем народом? Почему в моем сердце нет радости?
Но еще не поздно: впереди целая неделя. Ничто не мешает проникнуться страстями, узнать для начала, почему завтрашний понедельник Великий? Не проспи, душа моя, радости обновления!
Отзывы читателей (1)
Подписаться