Теперь вот перечитываю многотомное собрание сочинений Золя.
И… Две цитаты из романа. Из какого именно? Ну, это, право слово, неважно, потому что по смыслу подобные идеи можно встретить, практически, везде, в каждом произведении этого писателя. Так вот, оказывается, из-за чего в Советском Союзе издавали Золя огромными тиражами, несмотря, мягко говоря, на имеющуюся эротику, глубоко чуждую идеологии ленинизма.
Итак, цитата первая:
«Правительство, администрация, суд, армия, духовенство – вот кто поддерживает умирающее общество, это чудовищное здание, построенное бесчестной эксплуатацией, при которой убийственный труд большинства дает возможность меньшинству жить в развращающей праздности».
А вот и вторая цитата:
«Земля должна принадлежать тем, кто ее обрабатывает, она должна принадлежать всем, чтобы люди вновь полюбили землю и приумножили ее плодородие».
Идеи, что и говорит, чудесны, однако… Возьму на себя смелость кое-что уточнить.
Во-первых, Золя считал, что французское общество умирает и в конце концов умрет. Но вот проходит полтраста лет и что мы видим? И сегодня большая часть французов «убийственно трудится», а другая, меньшая часть, живет «в развращающей праздности» и развратиться никак не может. И при этом ничто не указывает на то, что французское общество «умирает». Наоборот, общество процветает и это при том, что царит по-прежнему «чудовищная эксплуатация».
Во-вторых, если бы писателю довелось прожить на несколько десятков лет дольше, то он бы воочию увидел, как на территории одной из великих стран прогнали кровопийц-эксплуататоров, и на семьдесят лет воцарилось равенство, братство, а земля стала принадлежать всему народу. Полюбил ли тот народ землю, умножил ли ее плодородие, стал ли народ зажиточнее, в конечном счете, счастливее? Увы и ах! Более того, Советский Союз изо всех сил пытался внедрить в других странах общественную собственность на орудия труда и средства производства, но и там идеи не укоренились и народы после многих лет коммунистической тирании вернули «эксплуатацию человека человеком» и чему очень рады.
Золя оказался плохим провидцем, видя за социализмом великое будущее. Он жестоко ошибся.
Зато многие идеи другого французского писателя -фантаста Жуля Верна - нашли свое воплощение. Почему? Потому что Золя верил в ненаучные химеры, то есть в нечто призрачное, а господин Верн основывался на науке и только на науке.
Кстати. Золя почему-то считал, что социализм реален, а вот коммунизм нет.
Между прочим, Илья Сельвинский, наш писатель, в начале своей литературной карьеры писал:
«Коммунизм – это религия, а всякая религия догматична и не допускает инакомыслия. Но там, где нет инакомыслия, нет и движения вперед».
Конечно, писатель эти слова вложил в уста одного из литературных героев, стоявшего на правом фланге, но все же…
Советские идеологи правильно поняли эти слова и поэтому предали забвению все творчество Сельвинского, причем, на долгие годы.
Пенза, ноябрь 2013.
Отзывы читателей (15)
Подписаться