Только в двух случаях можно воспринимать рейтинг со всей серьёзностью – если вы профессиональный спортсмен, или если вы значительный политик. Во всех остальных видах человеческой деятельности рейтинг либо не имеет смысла, либо является элементом развлекательной досужей игры. В течение двух лет я проводил эксперименты в области изучения взаимосвязи рейтинговых показателей с качеством информационного контента различных социальных сетей (нужно было для отчёта). В некоторых случаях значения рейтингов вызывают улыбку, в некоторых – приступ хохота, а иной раз наталкивают на грустные размышления. Если говорить о литературных порталах, то очевидно, что рейтинговые показатели почти не зависят от качества текстов. Конечно, понятие качества текста – это такое туманное понятие, которое практически нельзя вычислить с помощью формул. Именно по этой причине я утверждал, что литературная деятельность не может объективно оцениваться рейтингами, так как они рассчитываются с помощью точных значений. Иной раз приходилось наблюдать попытки оценки текста в двух параметрах «понравилось - не понравилось». В результате некоторые отвратительные тексты получали много хороших оценок по той причине, что автор приглашал на обсуждение своих друзей, которые голосовали «понравилось», даже не заглядывая в сам текст, в чём они иногда признавались в комментариях. Но, тем не менее, с некоторой погрешностью, можно вычислить коэффициент качества текста в рамках отдельного эксперимента. Это сумма показателей, где оценивается грамотность, лексикон, наличие сложных предложений, читабельность, соответствие теме – всё это в соотношении с объёмом текста. Пытались вводить такой параметр как эмоциональность текста, но зашли в этом вопросе в тупик. Ведь практически невозможно вычислить, какие эмоции пробуждает текст у различных читателей. Грубо говоря, над одним и тем же текстом кто-то смеётся, а кто-то плачет, тут уж вопрос больше в психологических особенностях читателя.
Выяснилось, что рейтинговые показатели авторов различных порталов зависят от следующих параметров:1 – финансовые возможности автора; 2-возраст; 3- внешние данные;4- место жительства;5 – количество друзей; 6 - тематика текстов; 7- качество текстов;8- наличие блогов и аккаунтов в смежных сетях; 9 – личный темперамент; 10 – профессия.
Почему финансовые возможности оказались на первой позиции? Так получилось. Нет, я не утверждаю, что все авторы с высоким рейтингом сплошь олигархи. И даже совсем не обязательно быть олигархом, чтобы вырос ваш рейтинг. Но, заметно, что человек, который имеет возможность затратить некоторые суммы на своё продвижение, сделает это довольно легко. Достаточно вспомнить, что на некоторых порталах «купить голоса» вовсе не является чем-то предосудительным – это лишь название отдельной кнопки.
Может ли автор повысить рейтинг только за счёт высокого качества своих текстов? Может. Но ему будет неимоверно трудно и, кроме того, существует риск проявления фактора «погони за рейтингом». То есть автор пытается поднять интерес к своим публикациям за счёт повышения активности, увеличивает общее количество публикаций, значительно снижая показатель качества.
На сегодняшний день образные портреты рейтинговых авторов на российских литературных и журналистских ресурсах характеризуются так: 1. Отставной военный с хорошей пенсией, житель Москвы или СПБ, участник боевых действий, работающий в жанрах мемуаров или боевой фантастики;2. Студентка одного из московских или питерских университетов, обладающая хорошими внешними данными, имеющая состоятельного покровителя, работающая в жанрах женского любовного романа или поэзии; 3. Молодой профессиональный журналист с опытом работы либо на центральном телевидении, либо в известных СМИ, имеющий доступ к информации конфиденциального характера в области экономики и права – пишет всё подряд; 4 – различные люди, которые ради высокого рейтинга рискнули назваться либо проститутками, либо стриптизёрам, обычно пишут в жанре «шокирующих откровений» повести документального характера. Должен заметить, что это обобщённые портреты, составленные на основе статистических данных, подсчёты производили математики. Никакая конкретная личность к списку отношения не имеет. Для меня самого в этом списке есть спорные и сомнительные позиции. Хотя меня предупредили, что литературные сайты учитывались лишь как частный случай социальных сетей, где текст имеет основополагающее значение.
Попытались вычислить название предполагаемого рейтингового произведения. Получился женский любовный роман с названием «Записки начинающей шлюхи», автором которого должна быть студентка московского гуманитарного ВУЗа. Возможно, эта книга уже написана? Пока не встречал. На второй позиции были «Откровения ведьмы» подобного же автора, но мне показалось, что я уже где-то встречал это название, поэтому «Откровения» исключили из эксперимента. Третью позицию занимал фантастический боевик «Особая миссия». Слишком банальное название. Вероятно, в мире уже существует сотни две произведений с таким названием. Так что статистическое моделирование названий и характеристик авторов представилось мне как занятие бесперспективное, и это направление в исследовании было благополучно приостановлено.
Хотя, следует признать, что ключевые слова в названии произведения имеют просто потрясающее значение для рейтинга. Например, рассказ с названием «Второй закон Кеплера» имел десять прочтений за два месяца. Тот же самый текст (слово в слово) с названием «Заговор колдунов» имел сотню читателей в один день. А как же логическая связь текста и названия? Так вот оказывается, в рейтинговой литературе название может быть связано с темой повествования в самой-самой минимальной степени. Так называемая теговая связь. Не логическая – теговая. Достаточно иметь в тексте лишь одно ключевое слово, которое автор превращает в название. Забавный факт, но это работает. Фантасты давно заметили, что стоит только автору применить в названии произведения слово «хроники», количество читателей вырастает в разы.
Погоня за рейтингом - явление, по большому счёту, отрицательное. Процесс погони вредит хорошей литературе. А некоторые специализированные литературные сайты, когда начинают ставить во главу угла получение рейтинговых баллов, превращаются в подобие игрового аттракциона. О да, там бывает очень весело. Это хорошо. Пожалуй, только в этом и заключаются положительные стороны рейтинговых показателей.
PS. Если этот текст написан плохо, значит, он был написан в погоне за рейтингом.
Отзывы читателей (13)
Подписаться