1

Введение

Орнамент – зеркало и характерная особенность древней и современной культуры народов севера, устойчивый элемент художественной культуры.

На протяжении тысячелетий орнаменты сохраняют свою древнюю первооснову, создающую важнейший исторический источник. В орнаменте самые отвлечённые геометрические формы наполняются вполне определённым содержанием, отражая представление об окружающей действительности. Считается, что орнаменты возникали в результате долгих наблюдений за окружающим миром, а названия узорам давали по сходству и подобию предмета.

По нашему мнению, в орнаментах народов севера “отвлечённые” геометрические формы отвлечёнными только кажутся. С таким же “успехом” мы можем рассуждать об “отвлечённых” геометрических формах вполне современного QR кода.
Методологической основой нашего исследования явился метод дискретного преобразования Фурье, дополненный автором новой методикой исследования орнаментов как музыкальных произведений.

Гипотеза:
- о возможности дискретизации и кодирования изображений орнаментов;
- о возможности выявления скрытой в орнаментах информации;

Цель: выявить скрытую в орнаментах информацию.

Объект исследования: группа орнаментов “Мотивы с зайцем”.

Предмет исследования: выявление и представление в графическом и звуковом формате скрытой информации путём дискретизации и кодирования изображений орнаментов.

Задачи:
1. Создать компьютерные графические изображения орнаментов группы “Мотивы с зайцем” в соответствии с оригинальными.
2. Пространственно дискретизировать и кодировать орнаменты в цифровом и нотном формате.

Методика исследования:
Для разъяснения нашей гипотезы возьмём произвольное изображение, представленное как совокупность квадратиков разных цветов. Квадратик (пиксель) – это минимальный участок изображения, цвет которого можно задать произвольно. В нашей работе мы используем черно-белое изображение. Для черно-белого изображения каждый квадратик будет нести одну единицу информации (один бит). Представим, что чёрный квадратик (бит) = 1, а белый квадратик (бит) = 0. 

Произведём кодирование изображения.
В результате кодирования получаем ряды символов двоичной системы исчисления, которые можно преобразовать в звук.

Преобразование в нотные записи можно произвести путём соотнесения пространственно дискретизированного изображения с импровизированным нотоносцем, предполагая, что каждая тёмная клетка – это нотный знак, а нотные знаки, располагающиеся на одной вертикальной линии, будут составлять аккорд.

Основная часть

Практически все орнаменты можно разделить на участки разного цвета правильной геометрической формы (дискретизировать).

Пробуем исследовать один орнамент из группы орнаментов “Мотивы с зайцем”. Для исследования, с помощью компьютерной графики было создано изображение одного орнамента, разделённого на участки и кодированного в двоичной системе исчисления и в нотном формате.

В результате кодирования мы получили информацию, которую можно преобразовать в звук, представив как нотную запись. 

Исследуем группу орнаментов “Мотивы с зайцем”, как нотные записи. Для реализации исследования, методом компьютерной графики:
1. Созданы компьютерные изображения отдельных орнаментов группы в соответствии с оригиналом.
2. Компьютерные изображения орнаментов разделены на участки (пространственно дискретизированы).
3. Дискретизированные изображения орнаментов пронумерованы и соотнесены с импровизированными нотоносцами, где каждая тёмная клетка орнамента – это нотный знак. 

Перенесением нотных знаков нескольких орнаментов группы “Мотивы с зайцем” в компьютерную программу для создания музыки получены звуковые дорожки, соединённые между собой в единое произведение. Представлено два варианта аранжировки. Композитор – Артемиус Вольф // Artemius Wolf (г. Москва)

http://static.livescience.ru/uzory_s_zaycem/music/artemius_volf_osnova.mp3
http://static.livescience.ru/uzory_s_zaycem/music/artemius_volf_etno.mp3

Перенесением нотных знаков орнамента №_03 из группы “Мотивы с зайцем” в компьютерную программу для создания музыки получена звуковая дорожка в клавишном варианте исполнения. Представлено два варианта аранжировки. Композитор – Валентин Хайнус (г. Югорск)

http://static.livescience.ru/uzory_s_zaycem/music/valentin_hajnus_osnova.mp3
http://static.livescience.ru/uzory_s_zaycem/music/valentin_hajnus_etno.mp3
http://static.livescience.ru/uzory_s_zaycem/music/valentin_hajnus_kosmos.mp3

Заключение

В ходе нашего исследования гипотеза о возможности представления скрытой в орнаментах информации подтвердилась. Нам удалось:
1. Пространственно дискретизировать компьютерные изображения орнаментов.
2. Кодировать орнаменты в двоичной системе исчисления.
3. Кодировать орнаменты группы “Мотивы с зайцем”, как нотные записи.
4. Создать оригинальные музыкальные дорожки.

По итогам нашей работы мы сделали выводы:
- орнаментальное искусство народов ханты и манси может быть источником скрытой информации;
- пример распознавания скрытой в орнаментах информации – преобразование в нотные записи и создание оригинальных музыкальных опусов, миниатюр, произведений…;

Список источников

1. http://xant.net.ru/ornament/ornament.htm – Орнаменты и рисунки народов ханты и манси.
2. http://www.hnh.ru/culture/2011-02-19-1 – народная культура.
3. http://php-zametki.ru/binary-text.html – бинарный код в тексте.
4. http://aboutnumber.ru/90511 – информация о числах
5. Körös Regional Archaeological Project. The Archaeological Background (html). Florida State University (2007). ↑ Hertelendi, Ede and others (1995). «Re-Evaluation of the Neolithic in Eastern Hungary Based on Calibrated Radiocarbon Dates». Radiocarbon 37 (2).
6. Gimbutas, Marija. The Civilization of the Goddess: The World of Old Europe. — San Francisco: HarperCollins Publishers (Harper San-Francisco), 1991. — ISBN 0-06-250368-5 (hardcover) or ISBN 0-06-250337-5 (paperback)., pages 35-45.
7. Ерныхова Е.А. Декоративно-прикладное искусство обско-угорских народов. – Йошкар-Ола, 2000 г.
8. Шишкин П.Е., Шабалина И.Д. «Мансийские орнаменты», Издание второе исправленное и дополненное, Санкт-Петербург, филиал издательства «Просвещение», 2001.
9. Северный орнамент. Коренные народы Севера в современном мире. [Электронный ресурс]. URL: http://www.etnic.ru
10. Николай Фомин Серия «Обские угры» [Электронный ресурс]. URL: http://www.liveinternet.ru
11. Орнаментальное искусство коренных народов Севера. [Электронный ресурс]. URL: http://rudocs.exdat.com
12. Орнаменты ханты и манси [Электронный ресурс]. URL: http://ornament-ru
13. Алые паруса. Народы ХМАО. [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru
14. Головнев А.В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров [Текст] / А.В. Головнев.- Екатеринбург,1995.-175с.
15. Кулемзин В.М. Знакомьтесь: ханты [Текст] / В.М. Кулемзин, Н.В. Лукина.- Новосибирск: ВО «Наука» Сибирская издательская Фирма,1992.-136с.
16. Молданова Т.А. Орнамент хантов Казымского Приобья: семантика, мифология, генезис [Текст] /Т.А. Молданова.- Томск: Изд-во Том. ун-та,1999.-261с.
17. Морозова Ю.А. Коренные малочисленные народы севера Ямала: популярный очерк [Текст] / Ю.А. Морозова.- СПБ: Русская коллекция, 2005.-73 с.
18. Нилов В.Н.Северный танец. Традиции и современность [Текст] / В.Н. Нилов.- 2-е изд., доп.- М.: Северные просторы, 2005.- 168с.
19. Осипенко В. Резьба по дереву [Текст] / В.Осипенко.- М.: Профиздат,2006.-112с.
20. Перевалова Е.В. Северные ханты: этническая история [Текст] / Е.В. Перевалова.- Екатеринбург: УРО РАН, 2004.- 414 с.
21. Соколова З.П. Путешествие в Югру [Текст] /З.П. Соколова.- М.: Мысль,1982.-173 с.
22. Сязи А.М. Орнамент и вещь в культуре хантов Нижнего Приобья [Текст]./А.М. Сязи.- Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000.-248с.
23. Сязи А. Свой тон в цветовом спектре [Текст] // Ямальский меридиан.-2003.-№3.-с.50-52
24. Харючи Г.П. Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса [Текст] / Г.П. Харючи; под ред. Н.В.Лукиной. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001.- 228с.
25. Харючи С.Н. Ненцы Ямала: кочевники и хранители традиций [Текст] / С.Н. Харючи, Г.П.Харючи.- Тюмень: Феликс, 2005. – 248с.
26. Ямал: грань веков и тысячелетий [Текст] / авт.- сост. Ю.Морозов.- Салехард: Артвид, СПБ.: Русская коллекция, 2000. – 656 с.: ил.

Приложение (орнаментальные ноты)

http://static.livescience.ru/uzory_s_zaycem/ornamentalnye_noty.zip

Исполнители работы:

Гусева Софья Олеговна, ученица 3”Д” класса школы № 5 города Югорска;
Гусев Олег Александрович (отец).

Руководитель:

Дубровская Татьяна Николаевна, классный руководитель, преподаватель школы № 5 города Югорска;

При сотрудничестве:

Кузнецова Мария Викторовна, заведующая сектором информационно-методического отдела центра культуры “Югра-презент” города Югорска;
Цонева Екатерина Игоревна, заведующая сектором информационно-методического отдела центра культуры “Югра-презент” города Югорска;
Валентин Хайнус, композитор, город Югорск.
Артемиус Вольф, композитор, город Москва.

Понравился пост?

+1
-0

Отзывы читателей (1)

Подписаться на комментарии к этой записи

Галина Трашина
6 января 2018, 09:24
Полезный отзыв?
Да / Нет
 
+0
/
-0

Спасибо, замечательная получилась статья.

ответить