Петербургский журналист Игорь Шнуренко подал иск на 2,1 млн рублей к Алене Стерлиговой — супруге предпринимателя и общественного деятеля Германа Стерлигова. Дело будет рассматриваться в Басманном районном суде Москвы.
Причиной судебного спора стала книга под названием «Мужем битая. Что мне пришлось пережить с Германом Стерлиговым», вышедшая в свет в 2012 году. Это автобиография Алены Стерлиговой. На обложке значится один автор — сама Алена. Однако Игорь Шнуренко намерен доказать в суде, что идея книги, структура и даже текст — плод его труда.
— Чтобы сделать книгу, я много раз встречался с Германом и Аленой, по разработанной схеме задавал им вопросы, записывал беседы на диктофон, — заявил Шнуренко «Известиям». — Работы было много уже на этом этапе: надо было расшифровать несколько часов записи, сделать художественную обработку этих текстов, придумать структуру будущей книги, заголовки разделов, глав.
По словам литератора, готовые тексты пересылались Стерлиговым по электронной почте. Финальная версия была отослана в конце 2012 года «с тем, чтобы Алена и Герман еще раз посмотрели, дополнили книгу рецептами своей кухни и фотографиями».
В марте 2013 года Шнуренко обнаружил, что книга издана и продается в киосках, интернет-магазинах по цене 150–200 рублей за экземпляр.
— Единственным автором книги была указана Алена Стерлигова. Ни копейки вознаграждения за свою работу я не получил, — подытожил Игорь Шнуренко, хотя, по его словам, согласно устной договоренности с Германом Стерлиговым, журналист мог претендовать на половину дохода от реализации книги.
Каких-либо договоров, где были бы прописаны данные условия, стороны между собой не заключали.
Специалист по авторскому праву, адвокат Сергей Жорин пояснил «Известиям», что отсутствие договора играет в пользу истца.
— Часто так называемые писатели, которые на самом деле не пишут, используют труды «литературных рабов», заключая договоры, на основании которых авторские права — по крайней мере имущественные — принадлежат тому, кто называет себя автором произведения. Такой договор в данном случае заключен не был, — отметил юрист.
Алена Стерлигова заявила «Известиям», что со Шнуренко виделась «три раза в жизни», поэтому он «не мог написать» про нее книгу. Однако факт обсуждения с журналистом идеи книги отрицать не стала.
— Началось всё с того, что он брал интервью у Германа и хотел написать книгу про него. Очень многие люди обращаются с такими идеями. Мы ему сказали: «Хочешь — пиши, потому что нам это не надо. Мы дадим тебе бесплатно интервью, ищи инвесторов, вкладывай в книгу, зарабатывай на этом деньги».
Стерлигова утверждает, что журналист «согласился, взял одно интервью, принес распечатку — несколько страниц расшифрованного текста».
— Герман посмотрел, сказал, что там многое напутано мной: Игорь спрашивал про Герину жизнь, я же ее плохо знаю. И Герман сказал, что так не пойдет, и предложил писать только про то, что меня касается, — поделилась Алена Стерлигова.
По словам Стерлиговой, Игорь Шнуренко дал согласие на такой вариант, но через некоторое время «пропал» и перестал «выходить на связь», поэтому она сама «стала писать эту книжку».
— Игорь никогда не был у нас в слободе, вообще не видел, как мы живем. Как он мог описывать то, что есть в этой книжке? Там мои чувства, мое видение, — оспаривает Алена Стерлигова участие в книге Игоря Шнуренко.
Он же, чтобы подтвердить свое авторство, готов предоставить суду 4,5 часа аудиозаписей интервью с супругами Стерлиговыми и переписку с ними по электронной почте, отражающую процесс правки будущей книги.
Кроме того, свидетельские показания готовы дать люди, которые по заказу Шнуренко расшифровывали интервью.
Адвокат Жорин считает, что с таким набором доказательств у журналиста есть шансы оспорить авторство Стерлиговой.
— Авторское право возникает с момента создания произведения. Фактически человеку, оспаривающему авторское право, нужно доказать всего лишь одну вещь: что то самое произведение он написал или напечатал ранее, чем человек, называющий себя автором, — сказал адвокат.
По мнению Жорина, хотя «диктофонные записи — не самое весомое доказательство в пользу автора, тем не менее они могут являться определенным звеном в восстановлении общей картины».
— Так как человек писал на компьютере, соответственно, у него на жестком диске должна остаться эта информация. Можно отправить файлы специалисту, который проведет их анализ и даст заключение о том, когда был набран этот текст, — заключил адвокат.
Алена Стерлигова заявила «Известиям», что готова «ответить на вопросы в суде». Однако отметила, что живет не по адресу прописки, поэтому для начала необходимо, чтобы требование явиться в суд до нее дошло.
Источник: http://izvestia.ru/news/567402
Новости по теме