Во время мероприятия участники обсудят проблемы поэтократии и выберут тотемы в столичном зоопарке.
Ноябрь в Москве — безусловно, «унылая пора», но, в отличие от пушкинской золотой осени, уж совсем не «очей очарованье». Тем не менее вот уже 14 лет этот месяц московского календаря отмечен масштабным поэтическим фестивалем, известным как биеннале поэтов.
Идея эта пришла в голову в 1999 году поэту, учителю и в то время депутату Мосгордумы Евгению Бунимовичу — и вполне прижилась. Поэтические чтения перед заинтересованной публикой, презентации книг, дискуссии и, чего уж там скрывать, дружеские посиделки с участием российских и зарубежных мастеров ритмически упорядоченного слова происходят благодаря поддержке московских властей и культурных центров ряда посольств, а главное — искренней заинтересованности всех участников процесса.
В этом году фестиваль носит несколько неожиданный в поэтическом, а не экономическом контексте подзаголовок или девиз — «Северный поток». Объясняется он довольно просто: в VIII биеннале принимают участие поэты из скандинавских стран — Норвегии, Финляндии, Швеции, Дании и из стран балтийского региона — Польши, Белоруссии, бывшей советской Прибалтики. То есть как раз тех мест, вдоль которых и проходит супергазопровод, носящий то же название.
За пять дней официального проведения фестиваля (в которые не включаются длительный «съезд гостей» и еще более длительный «разъезд») в Москве будет проходить по 5–6 событий ежедневно. Часть из них вполне предсказуемые: обширные поэтические чтения в музее Серебряного века (Доме-музее Брюсова) и в других местах, презентации книг, встречи «поэт в школе» (включая высшую школу в лице Литературного института и РГГУ) и даже такой яркий поэтический жест, намеченный на 11 утра 14 ноября, как чтения классических русских стихотворений в оригинале и переводах на разные языки перед памятником Маяковскому на Триумфальной площади.
Другая часть мероприятий — менее предсказуемые. Так, вечер 13 ноября закончился «Фестивалем голосового стиха» — масштабным «поэзоконцертом» в одном из московских клубов, в ходе которого более дюжины русских и иностранных поэтов «опровергали» справедливые в целом слова Андрея Макаревича (присутствовавшего на открытии биеннале) о том, что «стихотворения и слова песни — это разные произведения, созданные по законам разных жанров».
Причем делали они это на разные лады — он сурового рэпа Андрея Родионова и витиеватого скоморошества Псоя Короленко (под личной которого скрывается университетский преподаватель Павел Лион) до «тоновой поэзии» минского поэта Дмитрия Строцева и мягких вокализов финна Леэви Лехто.
Программа последующих дней включает еще более причудливые пункты. Так, днем 14 ноября в книжной лавке РГГУ заявлена дискуссия на тему «Поэтократия — утопия или реальность?», а вечером того же дня в Образовательном центре Московского зоопарка (!) состоится круглый стол Крымского клуба в цикле «Зоософия» «Фауна Севера как тотемический ресурс. Кастинг тотемов». Что бы это ни значило, скучно явно не будет. Тем более что круглый стол предварит тематическая экскурсия по зоопарку — видимо, с возможностью выбора тотема.
За всеми этими игровыми и шутливыми формами не стоит забывать главного — того, ради чего, собственно, проводятся поэтические фестивали. «Пути воздействия поэзии на жизнь могут быть разными. Главное, чтобы задевало то, что до сих пор у человека не могут найти, — душу», — напоминает программный директор биеннале Юрий Цветков.
Источник: http://izvestia.ru/news/560591
Новости по теме