Сибирский художник-микроминиатюрист создал самую маленькую в мире книгу на бурятском языке. Издание ляжет в основу коллекции микрокниг на языках народов мира.
Презентация уникальной микрокниги со стихами бурятского народного поэта Дондока Улзытуева "Захяа" размером всего 1x1 мм состоялась в Национальном музее Бурятии в Улан-Удэ. Издание состоит из 19 листов, на одном из которых даже изображен портрет автора. Представил самый маленький в мире бурятский сборник стихов его создатель - омский художник-микроминиатюрист Анатолий Коненко.
По его словам, "Захяа" ляжет в основу большой коллекции самых маленьких книг известных поэтов на разных языках народов России и мира.
"Мы планируем создать серию микрокниг 1х1 мм со стихами народных поэтов России и мира на их родных языках. Для этого привлекаем диаспоры, официальных лиц, включая консульства, кому эта идея кажется интересной. Планируется презентация каждой микрокниги с привлечением лиц от культуры, Союза писателей, представителей власти. Сейчас ведется подготовка по изданию микрокниг украинского, белорусского, казахского и немецкого поэтов", - сообщил Interfax-Russia.ru Анатолий Коненко.
Сомнений в том, что каждый такой миниатюрный сборник стихов станет произведением искусства, нет, ведь художник уже накопил большой опыт создания мини- и микрокниг. С 1994 года Анатолий Коненко издал уже около 200 мини-книг (тиражом не более 30-99 экземпляров каждая). 35 мини- и 14 микрокниг – это произведения Александра Пушкина. Есть в его коллекции произведения и других российских и зарубежных авторов: Михаила Лермонтова, Сергея Есенина, Федора Достоевского, Антона Чехова, Ивана Крылова, Корнея Чуковского, Александра Блока, Марины Цветаевой, Бориса Пастернака, Льва Толстого, Анны Ахматовой, Ивана Бунина, Уильяма Шекспира, Джека Лондона, Иоганна Гете и других. Также Коненко перевел в микроформат сборники репродукций известных картин Николая Рехиха, Винсента Ван Гога, Казимира Малевича, Ивана Шишкина, Ильи Репина, Константина Васильева, Ивана Айвазовского, Сальвадора Дали, Рембранта, религиозные книги (Евангелие, Коран), а также словари, алфавиты и другие тематические издания.
Несмотря на крохотный размер, книги Анатолия Коненко отличаются изяществом оформления (автор использует различные украшения, в том числе берестяные орнаменты), качеством переплета и оригинальностью формы. Притом все это он создает вручную. К самым необычным произведениям мастера можно отнести книги в виде гармошки - "Василий Теркин" Александра Твардовского, аккордеона - "Сонеты" Уильяма Шекспира, самовара на футляре – "Муха-Цокотуха" Корнея Чуковского.
Что касается размеров книг, то они варьируются от 0,8x0,8 мм до 68x96 мм. Кстати, за создание самой маленькой книги в мире в 2002 году Анатолий Коненко был включен в Книгу рекордов Гиннеса. Микрокнига Антона Чехова "Хамелеон" размером 0,9x0,9 мм, созданная сибиряком в 1996 году, по всем параметрам превзошла свой шотландский аналог размером 1x1,5 мм, изданный на 10 лет раньше.
Все художники-микроминиатюристы мира к 2006 году издали 41 микрокнигу высотой менее 10 мм, в то время как благодаря только Анатолию Коненко мировая коллекция пополнилась еще 30 микро- и 15 супермикрокнигами.
"Помимо микрокниг для проекта "Поэты народов мира" в 2013 году постараемся создать свою версию Книги рекордов России с современной поисковой и регистрационной базой", - поделился творческими планами художник.
Между тем, микрокниги – это еще не все, чем увлекается сибирский художник. Он, подобно знаменитому Левше, смог подковать блоху, "научил" играть на скрипке кузнечика и поместил караван верблюдов в игольное ушко.
"После окончания художественно-графического факультета Омского педагогического университета я преподавал, вел творческие кружки у архитекторов. Выполняя макеты интерьеров, всегда хотелось заполнить их деталями – поставить миниатюрный шкаф, тумбочку, на стену повесить картину, ковер. Каждый раз предметы становились все качественнее и с большей проработкой деталей. Хотелось, чтобы шкафчик открывался, чтобы в нем были выдвижные ящички с красивыми ручками и шарнирами, чтобы кресло было обтянуто кожей, а стол был резной в стиле барокко и на нем лежали миниатюрные книги", - вспоминает художник.
Постепенно мастер пришел к выводу, что миниатюрные предметы интересны сами по себе и даже могут стать отдельным направлением прикладного искусства. Увлеченный художник изобрел и освоил технологии письма на рисовых, маковых зернышках, затем и на человеческом волосе, создал несколько миниатюр. Первая выставка произведений Анатолия Коненко состоялась в Омском музее имени Ф.М.Достоевского.
"Первыми экспонатами небольшой выставки миниатюр стали миниатюрный макет Преображенской церкви в Кижах (высота храма с 23 куполами меньше высоты копейки, а бревнами служил обыкновенный человеческий волос), макет Омской Никольской церкви, а также портрет-барельеф Ф.М.Достоевского в половинке вишневой косточки", - рассказал собеседник Interfax-Russia.ru.
С тех пор количество экспонатов и выставок известного русского микроминиатюриста постоянно росло. К настоящему времени в России и за рубежом (в США, Германии, Франции, Чехии, Испании, Японии, Китае) состоялось уже более 60 персональных выставок Анатолия Коненко. Сегодня работы омского мастера хранятся во многих музеях мира, частных коллекциях и библиотеках. Микрокомпозиции Коненко есть в коллекциях российского, корейского, белорусского, чешского и словацкого президентов.
Одна из последних работ художника - гербы Улан-Удэ и Бурятии, выполненные на кедровых орешках. Кедровый орех был выбран не случайно – мастер хотел подчеркнуть особенность бурятского края, его принадлежность к Сибири. Вместе с тем, он отметил, что это не первая и не последняя его подобная работа.
"Мы выполнили ряд гербов различных стран, городов, регионов. Тема геральдики достаточно актуальна, поэтому количество работ на эту тему будет постоянно расти", - пообещал Коненко.
Дальнейшие свои творческие планы он охарактеризовал как "достаточно обширные".
"Сейчас чаще стали появляться не просто отдельные работы, а серия работ на различные темы. Это и религиозная тема, тема борьбы с наркотиками, история и многое другое. Хочется через микроискусство глубже раскрыть тему буддизма, язычества. Потому что эта тема практически не познана нами, но при этом составляет большой культурный пласт нашей культуры", - сказал художник.
Сайт художника: http://www.konenko.net/book.htm
Источник: http://www.interfax-russia.ru/Siberia/view.asp?id=365629&sec=1678
Новости по теме