Обзоры

Обзор книг на Samolit.com № 9

0

Вместо предисловия

Глубокоуважаемые читатели!

Настороженно относясь к любой оценочности и тем паче — к жесткой императивности популярной нынче формулы must read (реклама — такая реклама), рецензент тем не менее берет на себя смелость ставить кое-где RR = reviewer recommends (рецензент рекомендует).

Товарищи авторы!

Русский язык — ваш инструмент. Не размахивайте им как попало. Вот ей-богу, в следующий раз, встретив очередную шляпу, что слетела, «подъезжая к станции и глядя в окно», буду безжалостно выкидывать грешный опус из списка «на рецензирование». Ибо недообработанным полуфабрикатам место на кухонном, а не на обеденном столе. И не спрашивайте потом: а как бы в обзор попасть?

Фантастическая реальность 

Натан Темень Цена вопроса  

 Натан Темень Цена вопроса

Жанры: Детективная фантастикаПсихологический детективМистический/фантастический Детектив 

Сумрачная атмосфера романа странным образом напоминает «лесную» часть «Улитки на склоне». Поначалу кажется трудновато дышать, но постепенно текст затягивает, затягивает — и не отпускает до последней страницы. Не столько детективным сюжетом (который и сам по себе на высоте), сколько удивительной реальностью (хоть и фантастика, да) происходящего. Очень настоящая атмосфера и очень живые персонажи. RR

 Николай Кудрявцев Что уж, мы уж, раз уж, так уж

 Николай Кудрявцев Что уж, мы уж, раз уж, так уж

Жанры: Детективная фантастикаЮмористическая фантастика

Вместо эпиграфа: «У русских драконов уши купируют от рождения» (из сабжа).
Редкий случай: анонс дает вполне адекватное представление о том, что ждет под обложкой. А там... Ну, может, не настолько лихо, как «жихаревская» серия Михаила Успенского, а все-таки — лихо. Смешно, живо, увлекательно. RR

 Михаил Галечян Иллюзия истории

 Михаил Галечян Иллюзия истории

Жанры: Альтернативная историяБоевая фантастика,Героическая фантастикаКосмическая фантастика

Жанр романа можно, пожалуй, определить как темпорально-космическая опера (сохранение человеческой истории «спасением» ключевых исторических фигур). Изложено суховато, но для плотного экшена это и неплохо. Марионеточность героев (больше похожих на персонажей компьютерной игры, нежели на живых людей) — видимо, оттуда же. Не совсем понятно, почему в качестве ключевых фигур истории человечества фигурируют именно Александр Македонский, Клеопатра и Оппенгеймер, но и это объяснимо — автор имеет право на свою точку зрения. В общем, любители жанра получат удовольствие.

 Анастасия Тараненко Воспоминания

 Анастасия Тараненко Воспоминания

Жанры: Историческая прозаСовременная проза,КонтркультураСоциальная фантастикаЮмористическая фантастикаСатира

Рассказ оставляет приятное послевкусие. Но не стилем, персонажами или атмосферой — все это, даже «другие жизни» героя, довольно бесцветно — а попыткой понять, где живая реальность, а где лишь пластмассовая имитация. Основной мыслью главного героя: «Ради чего все эти крысиные гонки? Ради денег? Ради положения? Это все я уже проходил...» и его же финальной репликой: «Если бы ты знал, дружище, какой восторг я испытал, когда делал свой первый стул!»

 Мар Отражение в облаках

 Мар Отражение в облаках

Жанры: Современная прозаАльтернативная история,Остросюжетные Любовные Романы

Роман — буквальное прочтение старой поговорки «Судьба играет человеком». Ну не человеком, а людьми, и вместо расплывчатой «судьбы» вполне конкретные ангелы, но не в этом же суть? Интересный «сегодняшний» сюжет, вполне живые, не картонные персонажи — в общем, увлекательное чтение. Странно только, что переходя в «высшие сферы» (или где там живут «играющие людьми» ангелы) повествование становится слащавым до приторности, что несколько снижает впечатление. Но в целом неплохо.

 Никита Бизикин и Мария Шкумат. Уберто и маленькие рыцари

 Никита Бизикин и Мария Шкумат. Уберто и маленькие рыцари

Жанры: Классическая прозаИсторическая проза,Исторический ДетективАвантюрный роман

Произведение, обозначенное как «экспериментальная форма авантюрного романа», оставляет странное впечатление. Перед нами Флоренция (плюс немного Англии и прочей Европы) на стыке XV и XVI веков (Савонарола и микеланджеловский «Давид» задают жесткие временные рамки), «украшенная» чудовищными анахронизмами (курительные трубки, рестораны, да еще и как место свиданий, и прочее в этом духе), которые тем не менее не шокируют, даже не раздражают — напротив, веселят. Впечатление действительно странное: словно бы все «ляпы» — намеренные, словно бы авторы затеяли с читателем такую вот специальную игру.

 Антон Василевский Тринадцать сказок про смерть

 Антон Василевский Тринадцать сказок про смерть

Жанры: Современная проза, Юмористическая Проза,Альтернативная историяТриллеры, Остросюжетные Любовные Романы, Исторические Приключения, Путешествия и География, Мифы. Легенды. Эпос, История, Психология, ФилософияПолитика, Языкознание, Публицистика, Критика, Религия, Эзотерика, Драматургия, Сатира, Авантюрный роман, Психологическая проза

«И две минуты не хочу быть серьезным. Ни жизнь, ни смерть не стоят того», — усмехался герой Этель Войнич. Кто-то полагает, будто легкомыслие — это плохо? Рассказы Антона Василевского легкомысленны в лучшем смысле этого слова. Отчасти абсурдны, иногда чуть печальны, но никогда — унылы. Смерть, так или иначе присутствующая в каждой «сказке», с точки зрения автора — лишь один из элементов жизни. И при всей своей важности — никак не повод впадать в серьезную унылость. Или — в унылую серьезность. Не стоит оно того. Улыбаться, даже размышляя о серьезных вещах, — полезнее.

 Олег Степанский Бой у монастыря

 Олег Степанский Бой у монастыря

Жанры: Историческая прозаСовременная проза,КонтркультураЮмористическая ПрозаАльтернативная историяБоевая фантастикаЭпическая фантастика,Героическая фантастикаДетективная фантастика,Социальная фантастикаУжасы и мистикаЮмористическая фантастикаФэнтезиИсторические ПриключенияПрирода и ЖивотныеДревнерусская ЛитератураМифы. Легенды. ЭпосПсихологияКультурологияРелигиоведение,ФилософияРелигияЭзотерикаСамосовершенствование,Сатира

Добротная боевая фэнтези. И не без юмора. Правда, текст, заявленный как рассказ, больше напоминает отрывок из романа. Но и в качестве рассказа — весьма неплохо.<

Мысли и звуки

 Евгений Ехилевский Не прислоняться

 Евгений Ехилевский Не прислоняться

Жанры: Стихи и поэмы

Можно было бы поговорить о владении рифмой, о разнообразии ритмики, аллитерациях и метафорических пластах, но... не хочется. Как сказал большой знаток этого дела, «поэзия — то, что остается, когда забыли слова». О мастерстве (или его отсутствии) заводят речь, когда после забывания слов не остается больше ничего. Здесь, разумеется, не тот случай. И то, что автору, по его собственным словам, «надоело быть поэтом. Потом — писать стихи» — это очень, очень жаль.
В общем, сборник — для тех, кто видит разницу между версификацией (хотя бы самой виртуозной) и Поэзией. Бесспорно, RR.
Кстати, рассказы Евгения Ехилевского, хотя и совсем в другом роде — тоже RR.

 С.В. Заславская Фантазии LaNet

 С.В. Заславская Фантазии LaNet

Жанры: Современная проза

Нежные задумчивые рассказы почти все посвящены одной теме: как меняет человека и его жизнь встреченная однажды любовь. Встреченная — и потерянная. Но никогда — забытая. Автор вглядывается в каждую историю с пониманием и сожалением, передавая свои чувства и читателю. Интонационно — как карандашные наброски, кое-где тронутые акварелью.
Стихи, с которых начинается сборник, следует, пожалуй, отнести к философской лирике. Нет, они вовсе не бесчувственные. Но эмоции не юношески истеричны, а по-взрослому глубоки: не столько взрывы страстей, сколько облеченные в стихотворную форму размышления. Такие же тонкие и вдумчивые, как и проза.

 Роман Ковалев Для заметок

 Роман Ковалев Для заметок

Жанры: Современная прозаФэнтези

Кто из читателей, закрывая любимую книгу, не мечтал поговорить с ее автором? О жизни и смерти, о судьбе и выборе, в общем, о вечных вопросах. Герою Романа Ковалева повезло — ему такая возможность выпала. Правда, и герой, и любимый им Фицджеральд почему-то изъясняются сходным, почти неотличимым слогом. Сыровато. Но интересно.

Просто жизнь

 Виктор Новосельцев Сочинения (2002-2012)

 Виктор Новосельцев Сочинения (2002-2012)

Жанры: Современная проза

Тут все просто. Даже очень просто. Та же жизнь, что у каждого из нас или у соседа за стенкой. Местами почти бессюжетно. Но, черт побери, кто вспомнит про сюжет, наблюдая за такими персонажами. Вот умеет автор людей рисовать. Выпукло, живо, сочно, даже немного чересчур, на грани гротеска. Если проводить параллели с великими, то — ранний Чехов и Зощенко в одном флаконе.

 Людмила Рогочая Вера

 Людмила Рогочая Вера

Жанры: Современная проза

Тема — женская судьба. Время — от предперестроечного до наших дней. Концовка, пожалуй, несколько искусственная, хотя это дело вкуса. По объему — повесть или большой рассказ. Но плотность событий такова, что это скорее конспект «полнометражного» романа. Или, быть может, сценария. И стиль несколько «конспективный» — суховато-протокольный. Жестко. Сильно. Мрачно. До отчаяния безнадежно. И в то же время — пока не дочитаешь, не оторвешься.

 

 Ярослав Грицаенко Рассказы, которые я никогда не напечатаю

 Ярослав Грицаенко Рассказы, которые я никогда не напечатаю

Жанры: Современная прозаКонтркультура

Гипотетический пациент гипотетической психиатрической лечебницы рассказывает о своих гипотетических товарищах по несчастью. Получилось неплохо: хороший язык, неглубокие, но приятные сюжеты, ситуативный юмор. Если убрать всевозможные «вам, наверное, интересно, почему» (обращения, якобы сокращающие дистанцию читатель-автор, но на деле приводящие к обратному результату), будет совсем хорошо.

 

 Инна Вито. Романтики

 Инна Вито. Романтики

Жанры: Современная проза

Уж конечно, никакая романтика тут и не ночевала, и предваряющая сборник довлатовская цитата (выдернутая из контекста!) дела не меняет. Автора, как и многих писателей, интересуют маргиналии, девиации, пограничности человеческого существования/стремлений/поведения — в общем, те персонажи, что «не как все» (замечу в скобках, что любой человек «не как все», но некоторые — по-оруэлловски — кажутся словно бы не-как-всешнее). Выбор «некаквсешностей» довольно типичен: лесбиянство, наркомания, некрофилия. Написано талантливо. Живо. Местами до отвращения живо. И до отвращения же, увы, коряво. Встречались рецензенту произведения, где живая яркость текста заслоняла речевые несообразности: да черт бы с ними, с белыми нитками, когда из такой роскошной ткани пошито! В «Романтиках», к сожалению, победил синтаксический кошмар. Хотя талантливо — этого не отнять.

 Ольга Черных Моя истерика

 Ольга Черных Моя истерика

Жанры: Современная прозаСовременные Любовные РоманыБиографии и МемуарыСтихи и поэмы

Одна из героинь уайльдовской пьесы «Как важно быть серьезным», демонстрируя внушительный сафьяновый альбом, поясняет: «Видите ли, это всего лишь собрание сокровенных мыслей и переживаний очень молодой девушки, и следовательно, предназначено специально для публикации». Популярность «девичьей прозы», хотя и не достигает уровня бестселлеров, тем не менее достаточно стабильна вот уже более ста лет. «Моя истерика» — неплохой образчик этого жанра. Думается, хороший слог автора и живые подробности не оставят равнодушными ее сверстников. Для старшего же, «родительского» поколения чтение романа могло бы оказаться еще и полезным.

 Роман Суворов Три новеллы

 Роман Суворов Три новеллы

Жанры: Современная проза

Автор демонстрирует недурной слог, начитанность и склонность к размышлениям о человеческой сущности. Излюбленный сюжет — мальчик встретил девочку, и в последнем абзаце они наконец-то поцеловались (утрирую, но не слишком). Классическая (традиционная то есть) юношеская проза. Стиль, впрочем, и в самом деле неплох. Любителям жанра.

 Данила Дмитриев. Посредник

 Данила Дмитриев. Посредник

Жанры: Современная проза

Похоже, автор действительно работал какое-то время квартирным агентом. Закулисье сферы «сдать-снять» более-менее знает. Это плюс. Жизненные наблюдения подталкивают его к размышлениям. Тоже плюс. Донести свои наблюдения и выводы до читателя мешают изрядные проблемы с синтаксисом. Временами даже с орфографией. Минус. Сюжет как таковой отсутствует, сюжетные линии обрываются, едва успев наметиться. Минус. В целом довольно поверхностно. Очень на любителя.

 Альбина Пономарева. Бумеранг

 Альбина Пономарева. Бумеранг

Жанры: Современная проза

«Бумеранг» напоминает классические святочные рассказы. Саднящая мелодия на самых отзывчивых, самых болезненных душевных струнах, заставляющая пережить и страх за близких, и чувство вины, и невозможный, но неотвратимый этический выбор, завершается более-менее светлым, почти мажорным аккордом. Для любителей сентиментальной прозы.

Новости по теме

Отзывы читателей (0)

Подписаться на комментарии к этой статье