Министерство культуры ввело мораторий на увольнение сотрудников Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге. С 1 ноября там планировалось провести масштабное сокращение – уволить пятую часть сотрудников, а это около 350 человек. Таким способом руководство собиралось решить проблему оптимизации деятельности библиотеки, а так же вопрос низкой оплаты труда работников.
Российская национальная заставила заговорить о кризисе библиотечного управления: ее фондохранилище встретило зиму без отопления, жертвы сокращения выступают в прессе, директора отзывают из отпуска. Уволить одних, чтобы повысить зарплату другим, – такая идея возникла у директора РНБ, Антона Лихоманова, в ответ на запрос министерства культуры оптимизировать работу библиотеки. Во исполнение президентского Указа № 597 о совершенствовании системы оплаты труда бюджетников. Штат в прошлом Публичной – ныне Национальной – библиотеки – 1800 человек, средняя зарплата – 14 тысяч рублей. На 16 тысяч меньше средней по Петербургу. Ежегодное госфинансирование «Публички» – 500 миллионов, последние годы к этому добавились дотации на строительство фондохранилища.
«Вложения большие, миллиардные из федерального бюджета, а запущенность тоже большая, из всех федеральных библиотек – из девяти – зарплата самая маленькая», – отмечает заместитель министра культуры РФ Григорий Ивлиев.
Российская государственная – в прошлом «Ленинка» – ее ежегодное финансирование – кто-то говорит в два, кто-то говорит в три раза больше, чем Российской национальной. Средняя зарплата больше тысяч на восемь – 22. Оптимизацию директор этой библиотеки понимает иначе, чем директор Российской национальной.
«На первом месте – сокращение расходов, – считает директор Российской государственной библиотеки Александр Вислый. – И только на четвертом месте сокращение».
В марте Александр Вислый уже провел реорганизацию своей библиотеки: отделы укрупнил, тех, кто не готов отвечать на вызов цифровой эпохи – отправил на пенсию. Но массовыми эти сокращения назвать было нельзя, и прошли они бесшумно. У «Ленинки» приличный внебюджетный доход: примерно 300 миллионов в год библиотека зарабатывает на аренде, копировании и электронных услугах.
«Та же самая электронная библиотека диссертаций, скажем, для студента Томского университета доступ к ней бесплатный, а для самого университета – платный», – говорит Александр Вислый.
Интернет и электронные способы хранения информации – вызов времени, на который российские библиотеки должны отвечать в ускоренном темпе. Ежегодно отцифровывать не менее десяти процентов фондов, участвовать в создании общероссийского электронного каталога – это тоже указ Президента. В РГБ планируют завершить перевод каталога с бумаги на цифру уже в 2013-м.
Все эти библиографические карточки оцифрованы и в скором времени будут доступны в электронном виде. Об этом говорит розово-белый стикер, наклеенный на ящик каталога. Это значит, сам этот жест – выдвинуть ящик, найти нужное в алфавитном порядке и сама эта старинная библиотечная мебель – уходящая натура.
Единственное, что пока останавливает развитие дистанционного обслуживания читателей – авторское право – 4 часть Гражданского кодекса.
Впрочем, дистанционно можно не только тексты предоставлять, но и советы. В центральной универсальной научной библиотеке города Москвы – «Некрасовке» – на вопросы читателей отвечает библиограф Ольга Фирсова.
«Интересуются журналом «Ломоносов», если нет, смогу подсказать, где можно его найти», – поясняет заведующая информационно-библиографическим отделом ЦУНБ имени Н.А. Некрасова Ольга Фирсова.
«Некрасовка» – в отличие от РГБ и РНБ – библиотека не федерального уровня – муниципального. Финансируется из бюджета города Москвы, что на зарплате библиотекаря сказывается лучшим образом.
Культурная политика у каждого региона своя. А вот как бы ее по всей стране унифицировать – головная боль Министерства культуры. Как и зарплата работника федеральной библиотеки. Ведь это не просто цифра, а показатель государственной библиотечной политики.
Источник: http://tvkultura.ru/article/show/article_id/65423
Новости по теме