В «Отверженных» оскароносному Тому Хуперу удалось примирить оперную искусственность и кинематографическую реалистичность.
На российские экраны выходит один из главных оскаровских фаворитов этого года — «Отверженные» Тома Хупера. Автор оскароносного фильма «Король говорит!» снова обратился к «делам давно минувших дней», на этот раз в формате мюзикла.
«Отверженные» — экранизация популярной бродвейской постановки, основанной на знаменитом романе Гюго, клеймящем социальную несправедливость. Главный герой — Жан Вальжан (блистательная роль Хью Джекмана) — провел 19 лет в заключении за кражу буханки хлеба. Годы спустя, живя под вымышленным именем, он становится состоятельным человеком, мэром города, но прошлое его не отпускает.
Режиссер Том Хупер еще в «Король говорит!» продемонстрировал умение работать в историческом жанре. Вот и в «Отверженных» мы видим отличные костюмы и безупречную постановочную часть (скажем, сцены революционных баррикад как будто сошли с картин Делакруа). Но главное здесь не визуальная сторона, а музыкальная.
«Отверженные» — это скорее опера, а не мюзикл в традиционном виде, предполагающем чередование разговорных эпизодов и музыкальных номеров. Если у героев «Чикаго», «Мулен Руж», «Девяти» были традиционные диалоги, на них держался сюжет, а музыкальные номера выполняли роль масла на куске хлеба, то в «Отверженных» музыка — хлеб, поскольку поется почти всё, от начала и до конца. Это значит, что зрителям, привыкшим к блокбастерной стремительности, неоднократно придется наблюдать, как персонаж ходит туда-сюда и изливает душу в развернутой арии.
Однако Хуперу удалось невозможное: замаскировать противоречие между оперной искусственностью и кинематографической реалистичностью. Отчасти благодаря тому, что исполнители главных ролей приносят вокал в жертву актерству, даже в ариях переходя на крик-плач-стон, играя, как говорится, на разрыв аорты.
Кроме того, отлично работают оператор и монтажер: и самые статичные музыкальные номера выглядят динамично. Но и это не значит, что «Отверженные» придутся всем по душе, хотя, безусловно, заставят снять шляпу перед создателями: смелый кинематографический эксперимент заслуживает если не массовой любви, то уж точно «Оскара» в большинстве номинаций.
Прежде всего было бы справедливо наградить Фантину — Энн Хэтэуэй (для роли ей пришлось пожертвовать своими роскошными волосами) и Вальжана — Хью Джекмана, вытянувшего на себе и своем горле весь фильм. Да и Том Хупер заслужил повторного поощрения Киноакадемии.
Несмотря на классичность и оперность «Отверженных», у него получился на редкость актуальный фильм: со времен, описанных Гюго, прошло почти два века, а в проблемы в мире всё те же, да и их решения тоже. Финальный хор на баррикадах Парижа, приветствующий светлое будущее и зарю нового мира социальной справедливости, можно было бы снимать с натуры и в Египте, и в Ливии, и в Сирии, а то и где-нибудь севернее.
Источник: http://izvestia.ru/news/544417
Новости по теме