Новости

Как создать бестселлер: рецепт успеха от Аманды Хокинг

0

Несмотря на полувековую предысторию, индустрия электронных книг еще очень молода. Однако уже сейчас у нее есть свои герои и легенды. Одна из них - жительница маленького американского городка Остин (штат Миннесота) численностью чуть более 20 тысяч жителей, Аманда Хокинг.  У 28-летней американки есть страница в Wikipedia, ее знает вся Америка, и она уже к 26 годам стала писателем-мультимиллионером. Аманда Хокинг - воплощение настоящей американской мечты. 

Продав свою первую книгу в апреле 2010-го, Аманда ворвалась в книжные рейтинги словно вихрь и к настоящему моменту девять её работ разошлись почти миллионом экземпляров. Однако вы не найдёте её романов на книжных полках. И не столько потому, что Аманде Хокинг пока далеко до славы Стефани Майер, хоть и пишет она на ту же паранормально-романтическую тему. Дело в том, что Хокинг издаётся только в электронном виде и делает всё сама, обходясь без помощи издательств.

Книгопечатная индустрия за последние десять лет претерпела радикальную трансформацию. Описывая положение, в котором они оказались, даже состоявшиеся авторы не в силах скрыть разочарования. Разорение продавцов, сокращение числа издательств при одновременном росте количества претендентов на бестселлер сжали бизнес в тиски, выдержать давления которых зачастую не в силах и звёзды первой величины.

Средний гонорар уменьшился на порядок, сравнявшись со стоимостью PR-сопровождения (реклама на ТВ, оплата приоритетного места в магазинах и т.п.) — неудивительно, что значительная часть расходов теперь ложится на плечи самих писателей, особенно неизвестных: им приходится платить из своего кармана за разработку веб-сайтов, рекламные туры, почтовые рассылки и прочее подобное. Даже просто писать стало дороже: обострившаяся конкуренция вынуждает нанимать редакторов ещё до того, как показать текст издателю.

В результате всё больше авторов обращают внимание на электронную литературу и то, что в Советском Союзе было принято величать «самиздат». Так поступил известный на Западе Джозеф Конрат, продающий сегодня едва ли не больше ибуксов, чем любой другой писатель. Так поступила Карен Макквесчен, ставшая первым автором, продавшей права на экранизацию своей цифровой новеллы. Той же дорогой пошла и Аманда Хокинг. C продаж бумажной книги авторам достаётся как правило меньше 20%. «Опубликовав» произведение самостоятельно в цифровом виде (попросту — выложив на сайт одного из крупных продавцов, вроде Amazon.com или Barnes&Noble) и избавившись таким образом от лишнего посредника в лице издателя, можно рассчитывать на 70%. А издав свою книгу на SamoLit.com, российский автор получит 80% от продажи. Так отчего не попытать счастья? 

По словам самой Аманды, она начала рассказывать истории ещё до того, как научилась писать. И заполнила десятки тетрадок со дня, когда научилась писать и до дня, когда в их доме появился компьютер (тогда ей исполнилось всего 11). К сожалению, издатели — вероятно, кусающие теперь локти — не разглядели в виршах юной американки зачатков таланта. Восемь лет (!) она обивала пороги издательств, а в 2010 году, устав от бесплодных попыток, больше для удобства близких, нежели в надежде на успех, опубликовала одну из книг сама на Amazon.com. Этот эпизод и стал переломным в её карьере писательницы. Тогда она продала свою первую книгу и впоследствии уже не опускалась ниже отметки в тысячу копий за месяц.

К январю 2011-го совокупный «тираж» достиг почти 200 тысяч экземпляров, а после рождественских каникул продажи выросли экспоненциально, менее чем за год перевалив за один миллион — разумеется, штук. Что касается денег, при типичной цене в 2.99 доллара за книгу, Аманда Хокинг должна была заработать около двух миллионов.

Отношение Аманды к собственному успеху и творчеству интересны сами по себе: она самокритична, честна и предельно откровенна (см. официальный блог). Почему пишет? Потому что не может не писать, не представляет себе другого занятия. Но когда первые продажи показали, что одного энтузиазма для успеха мало, Хокинг проявила совсем не женскую деловую хватку.

Оценивая её ранние цифровые издания, рецензенты уже не стесняясь признают за Амандой несомненный талант, но вместе с тем пеняют на его «сырость»: рукописи изобилуют клише и орфографическими ошибками. Так вот вместо того, чтобы заупрямиться, сославшись на собственную гениальность и выверенные до последнего слова произведения (некоторые из них она читала по пятьдесят раз), Аманда наняла редакторов и привлекла волонтёров для вычитки макетов.

Хокинг честно признаётся, что маркетинговой стратегии у неё нет, как нет и строгого расписания рабочего дня, но построенный ею «на коленках» издательский процесс упорядочен и трезв. Важнейшими факторами своего успеха она считает отнюдь не талант или выбранную тему, а низкую цену и быструю доставку электронной литературы. Плюс вирусный маркетинг посредством социальных сетей (Facebook, Twitter) и с помощью независимых книжных веб-рецензентов. Кроме того, хоть сама Аманда и не упоминает этого термина, важную роль сыграла диверсификация: Хокинг отдаёт себе отчёт в положительном влиянии на продажи большого количества её книг и широкого спектра устройств, пользователям которых её книги доступны (к исходному Kindle добавились Nook, iPad и ридеры Sony). 

От продажи первого экземпляра и до момента, когда литература стала для Хокинг основным и единственным источником дохода, прошло всего четыре месяца. Сегодня она уже буквально живёт своими книгами, больше того — мечта миллионов авторов по всему миру! — не зависит от капризов издателя, издаваясь сама. Вот только Аманда не считает такой образ жизни приемлемым. Ей хочется писать, но на это едва хватает времени.

Сорок часов в неделю она посвящает тому, что слабо или совсем не связано собственно с литературным творчеством: отвечает на письма, работает над обложками, ищет редакторов, инструктирует «бета-тестеров». С самого начала Хокинг отдаёт в чужие руки только те задачи, с которыми не в силах справиться самостоятельно (главным образом вычитка текстов), и печально шутит, что Аманда Хокинг сегодня — это маленькая корпорация, уместившаяся в одном человеке.

Отчасти поэтому, став символом электронного самиздата, Аманда оценивает перспективы данного бизнеса на ближайшие пять-десять лет критически. Но главный недостаток цифровой литературы, по её мнению, кроется в головах обывателей, по-прежнему считающих само собой разумеющимся, что искать новую книгу следует в бумажном виде на полках ближайшего книжного магазина.

Это маленькое обстоятельство, обусловенное вековыми традициями, не позволяет автору надеяться сделать себе имя только на цифровых изданиях. А Хокинг считает критически важной узнаваемость публикой. Только когда её книги будут покупаться людьми просто потому, что они слышали её имя, Аманда получит шанс сделать более-менее стабильную карьеру.

Вот откуда растут ноги у известия, ставшего неожиданностью для тысяч поклонников её творчества: после многомесячной борьбы между издательствами, Аманда Хокинг заключила контракт с подразделением одной из крупнейших книгоиздательских компаний мира, Macmillan. Согласно его условиям, звезда ибуксов должна будет написать четыре бумажные книги, за права на английские тексты которых она только авансом получает два миллиона долларов.

Сумеет ли автор электронных бестселлеров повторить свой успех в бумажной литературе? Ведь ибуксы редко стоят дороже трёх долларов, тогда как обычная цена для настоящейкниги начинается с пятнадцати. И не забудут ли о ней так же быстро, как заговорили? Аманда и здесь придерживается весьма прагматичных взглядов, считая, что ни она сама, ни кто либо вообще не владеет универсальным секретом успеха (в противном случае печатались бы одни шедевры!).

Значительную роль в восхождении на литературный Олимп она отдаёт счастливой случайности и подтверждением тому — многие из её коллег, разрабатывающие ту же вампирскую ниву и едва ли менее талантливые, но почти незамеченные публикой. Так что «выход на бумаге» для Аманды ценен прежде всего как шанс расширить аудиторию и повысить узнаваемость имени, но и с электронным самиздатом она завязывать не планирует. Наконец, один из самых интересных, хоть и никак не связанных с литературой аспектов истории Аманды Хокинг — это возможность рассматривать её как детище цифровой эпохи, уникальное явление, ранее невозможное в принципе.

Рецепт успеха от Аманды Хокинг: 

1. Начала Аманда Хокинг с электронной литературы, а значит расходы были минимальны.

2. Жанр произведений - фантастика. Пишет Аманда Хокинг на паранормально-романтическую тему (про вампиров, троллей и прочую нечисть). Причем, пишет для молодых (как и она сама), а значит, самых активных в Интернете.

3. Цены на свои электронные книги она установила минимальные (4 книги она продавала по 0.99 доллара, остальные пять - по цене 2-3 доллара за книгу). Когда ее спросили: "Почему так дешево?" Она ответила: "А мне не жалко".

Так как ее книги интересны прежде всего молодежи, возможно, именно цена сыграла решающую роль в ее столь быстро растущей популярности. Многие покупали ее книги чисто из интереса, потому что они самые дешевые. А уже затем их начали покупать из-за возросшей популярности.

4. Она пишет не просто отдельные романы, но и их продолжения, что гарантирует их продажи уже завоеванным читателям.

5. Аманда Хокинг активно общается со своими поклонниками, много пишет о себе в своем блоге, в Твиттере, в Facebook. Здесь сработал так называемый "вирусный маркетинг" посредством социальных сетей и с помощью независимых книжных веб-рецензентов. Именно публичность может сделать современного писателя успешным.

6. Аманда Хокинг внимательно относится к качеству своих электронных книг. Судя по записям в блоге, она постоянно что-то переписывает, переделывает, и не выкладывает новый роман в продажу, пока не доведет до ума. Сначала она вычитывала свои романы сама, потом стала пользоваться услугами специалистов.  

7. Много времени у Аманды уходит на далекие от литературного творчества дела: она отвечает на письма, работает над обложками, ищет редакторов, инструктирует «бета-тестеров». 


Источники: http://www.homebusiness.ru/inet/260.htm
http://i-business.ru/blogs/11440

Новости по теме

Отзывы читателей (0)

Подписаться на комментарии к этой статье