Один из наших авторов, Максим Ермаков, успешно собрал средства на издание своей книги "Зуд" с помощью краудфандинговой площадки. Случай нам показался интересным, и мы решили взять интервью у Максима, расcпросить о деталях проекта, его реализации и о том, что сам автор думает о перспективах краудфандинга в книгоиздании.
- Расскажите кратко о сути краудфандингового проекта?
Вообще суть краудфандинга заключается в том, что люди объединяют свои силы, добровольно жертвуя деньги или другие средства, чтобы реализовать какой-либо проект. Сайт «Boomstarter», на котором я собирал деньги на издание книги, использует краудфандинг только для реализации творческих проектов. У этой платформы есть два принципиальных момента. Первый – если за установленный срок не успел собрать намеченную сумму, все собранные деньги возвращаются спонсорам. Есть такие краудфандинговые платформы, где любая собранная сумма уходит автору проекта. Может быть, такой вариант и неплох, но мне кажется разумной логика «Boomstarter»: проект стоит столько-то, нет денег – нет и проекта. А если собрал меньше, то что же: ужимать проект? Тогда, получается, если проект возможен в ужатом виде, то и собирай сразу меньшую сумму. Никто, кстати, ведь не запрещает, обозначить минимум, а собрать больше. Просто нужно прописать в проекте: если соберу столько – будет просто книга, соберу в два раза больше – будет с иллюстрациями. Ну и так далее.
Второй момент – это вознаграждения спонсорам. То есть за каждое пожертвование автор должен что-то дать взамен. Я изначально хотел, чтобы в моем проекте было так: каждый, кто даст 200 рублей, получит экземпляр книги. Я рассчитывал следующим образом: стоимость издания 40000 рублей. Тираж 200 экземпляров. Следовательно, себестоимость одной книги – 200 рублей. Все просто. Получалось, что в моем случае, краудфандинг – это, по сути, предпродажа книги. Правда, на деле вышло не совсем так. Оказалось, что по правилам платформы на сайте не может быть только одной позиции для спонсорского взноса. В процессе общения с менеджером, выяснилось, что самая ходовая позиция – 500 рублей. Чаще всего именно эту сумму готовы потратить спонсоры. Поэтому в итоге я добавил еще три позиции: 500 р – рабочая позиция, и две замазки: 50 р. и 40000 р. Но все равно, так или иначе, для меня краудфандинг – это продажа будущей книги.
- Как рассчитывалась стоимость акций?
Прежде чем создать проект, я пришел в издательство и попросил рассчитать стоимость книги. Адекватно представляя свои возможности (тут как раз дело в медийности и узнаваемости, но об этом расскажу в ответе на соответствующий вопрос), я понимал, что собрать большую сумму у меня вряд ли получится. Поэтому я просил рассчитывать в районе в 30000 рублей, но при этом не печатать на газетной бумаге. Я совсем не знал расценок, и если бы суммы в 30000 не хватило на более-менее приличную книгу, я бы просто отказался от этого проекта. Но оказалось, что в 33 с половиной тысячи рублей можно уложится – с хорошей бумагой, с мягкой обложкой и с переплетом термосклейка. В сумму входила корректура, дизайн и верстка.
Для тех, кто разбирается в типографских делах, вот такие параметры книги были изначально предложены мне за 33650р:
-формат 120х160-готовый
-объем 96 стр.
-печать блока 1+1(ч/б)
-печать обложки 2+0 (черный + пантон)
-бумага на блок офсет 65г.
-бумага на блок Nettuno 280г.(серо-зеленый)
-переплет термосклейка
-тираж 200экз.
К сумме 33650 я прибавил 12% НДФЛ, 5% - вознаграждение краудфандинговой платформе и 5% - комиссия платежных систем. Об этих процентах сразу предупреждают и просят не забывать о них и включать их в сумму. Получилось что-то в районе 41000, кажется. Я округлил до 40 и установил срок сбора средств 40 дней. Мне казалось, что вполне реально собирать по одной тысяче в день.
- Верили ли Вы в успех подобного предприятия с самого начала? Литература – это не музыка. Все вокруг говорят о том, что количество людей читающих сокращается каждый день. Кроме того, успешными обычно становятся проекты иллюстрированные, узко ориентированные на определенную аудиторию, сборники нескольких авторов. Просто литературные произведения от одного автора – редкость.
Нет, не верил. Но мне было интересно это сделать. Когда я закончил «Зуд», один мой друг, которому очень понравилась книга, скинул мне ссылку на «Boomstarter» - вот, мол, смотри, как можно издать. Я посмотрел и забыл. Через некоторое время мне «В контакте» написала их менеджер с прямым предложением реализовать у них на сайте свой проект. Вот тогда я решил, что двух указателей в одном направлении уже достаточно, чтобы обратить на это внимание. И я решил, что займусь этим. И не ради результата, в который я не верил, а ради самого процесса. Мне было интересно продержаться 40 дней, постоянно обновлять проект, давать новую информацию о «Зуде», придумывать, как еще о нем можно рассказать. И хотя рационально в успех я не верил, в сердце мне, конечно, очень хотелось, чтобы все получилось.
Да, «Зуд» не коммерческий проект, и, наверное, он не очень прост для восприятия, это не легкое чтение. Да, иллюстрированные книги, сборники, а еще детские книги, пожалуй, имеют больше шансов на краудфандинговый успех. Я все это понимал, и поэтому даже не обращался в издательства с тем, чтобы они рассмотрели возможность издания «Зуда» за свой счет. Ведь им нужно получать прибыль от продажи, а «Зуд», как мне кажется, не смог бы ее обеспечить. Хотя, я могу и ошибаться, я не специалист в издательском бизнесе. Но, так или иначе, я думаю, что у «Зуда» был только один шанс быть изданным – это краудфандинг.
- Нужно ли быть медийным, узнаваемым, человеком, чтобы найти себе акционеров?
Как показывает мой случай – не обязательно. Но, конечно, весьма желательно – это увеличивает шансы во много раз. А может быть, даже и гарантирует успех. И усилий по продвижению проекта придется приложить намного меньше. Это показывают и реальные примеры. Книга Дмитрия Чернышева «Как люди думают?» с помощью краудфандинга собрала почти в три раза больше, чем было необходимо. А Глеб Самойлов собрал средства на запись сингла за считанные дни. Ведь что такое популярность? Это, прежде всего, твоя аудитория. А значит, потенциальные спонсоры твоего проекта, которые уже есть, которых не нужно искать. У меня такого не было. У меня не было своей аудитории. Я всегда старался держаться в тени. Мне никогда не было интересно участие в литературных чтениях или общение в литературных кругах. У нас в Екатеринбурге специфическая литературная среда. Во многом она определяется влиянием Николая Коляды. Его эстетка своеобразна, интересна, но не близка мне. Следовательно, у нас очень сильно драматургическое направление, а вот с прозой слабовато, по крайней мере, я не знаю, кого назвать из прозаиков, с кем бы мне хотелось пообщаться, у кого поучиться. В общем, я неизвестен и благодаря этому с одной стороны огражден от влияний, но с другой – лишен поддержки литературного круга и аудитории. Когда я только написал «Зуд» я отправил рукопись в литературный журнал «Урал», полагая, что, наверняка, буду опубликован. По моим еще студенческим воспоминаниям журнал всегда был открыт молодым авторам, я, например, там публиковался когда-то давно: http://magazines.russ.ru/ural/2003/11/ermakov.html. Но мне отказали в публикации, а из внутренней рецензии прочитали выдержку: «вычурная, замкнутая на себя проза», хотя с моей то точки зрения, это скорее плюсы, чем минусы. Конечно, «Зуд» вычурный, что значит – излишне затейливый, нарочито усложненный, замысловатый, высокопарный. Но как же иначе, ведь мир, описанный в книге – это мир, рожденный воображением поэта, созданный натурой, склонной усложнять и видеть дополнительные смыслы во всем, поэтизировать. И да – «Зуд» замкнут на себя – так ведь я и хотел создать особый мир, никак не относящийся к действительности, существующий самостоятельно замкнуто, без ссылок к нашему миру. Видимо, редакторы этого не поняли, не дошли до этого в своем анализе. И видимо, сегодня, с общей стабильностью и четкой директивной линией, даже в литературе та же тенденция – литературный круг сформировался, они четко знаю, какой должна быть литература, и не хотят пускать в нее неизвестных, не рекомендованных, спорных новичков.
- Вы не интересовались, кто ваши акционеры? Были ли среди них Ваши друзья, люди Вам лично незнакомые, может быть, анонимные пожертвования?
Я знаю всех моих спонсоров по именам – ведь список всех, кто мне помог, будет напечатан на первой странице книги. С кем-то я познакомился ближе: некоторые подружились со мной «В контакте» и поддерживали меня на протяжении всего проекта. Так что этот проект дал мне новых друзей – ради одного этого, стоило его затевать. Конечно, очень многие спонсоры – это мои давние друзья, родные и близкие мне люди. Я на протяжении всего проекта удивлялся: откуда приходит помощь – совсем не оттуда, откуда ее ждешь. Многие из тех, на кого я рассчитывал, не откликнулись, но зато отзывались люди, о которых я уже и не помнил. А анонимами можно считать нескольких спонсоров, пожелавшие сохранить свои ники, под которым они присутствуют на сайте, - они не раскрыли свои настоящие имена и были вписаны в список всех спонсоров под псевдонимами.
- Рекламировали ли свой проект, кроме площадки SamoLit? Если да, то каким образом? Поделитесь секретами.
Конечно. На «SamoLit» я написал всего два поста: один в блоге и один в комментариях к «Зуду». Основное действо происходило «В контакте» и «Facebook» - практически каждый день я писал что-нибудь новое о «Зуде», создавая, таким образом, своего рода информационные поводы, чтобы привлекать внимание к проекту. Эту информацию я размещал на странице проекта (посмотрите, там 41 обновление проекта), и дублировал ее в социальных сетях. Обновления краудфандингового проекта очень важны, так как они отражаются на главной странице сайта и, следовательно, увеличивают шанс быть замеченным. Я старался разнообразить информацию, придумывал рубрики (Тайны «Зуда», Письма читателей), просил свою супругу (она у меня закончила театральный институт, профессиональный диктор) прочитать стихи из «Зуда», придумал вместе со знакомым дизайнером визуальный проект «материализуй слова».
Я написал пресс-релиз и отослал его в СМИ. Я пытался объяснить журналистам, что вообще-то создаю прецедент для Екатеринбурга. Вот выдержка из пресс-релиза: «За 40 дней я хочу собрать 40000 рублей, чтобы издать свою книгу. Для этого я использую краудфандинг. Я могу стать первым в Екатеринбурге, у кого это получится.
Художники, музыканты, фотографы, режиссеры, актеры, дизайнеры – все творческие люди знают, как не легко найти финансирование для своего проекта. Тем более, если ты неизвестный и независимый автор. Замечательные идеи погибают, так и не реализовавшись. Если у меня все получится, и я соберу деньги, это будет означать, что выход есть. И он совсем рядом – доступен каждому. Что Екатеринбург способен поддерживать своих горожан в творчестве. Ведь Москва и Питер уже реализуют подобные проекты. И что авторам больше не нужно «сыпать поклоны» в министерстве культуры и греться под крылом местного «светилы»». Вот такой вот посыл.
Правда отдача была небольшая, но все же была. Те СМИ, которые рассказали обо мне также вошли в список спонсоров. С некоторыми, я до сих пор общаюсь. Я не стал первым из Екатеринбурга, кто собрал деньги с помощью краудфандинга - раньше моего с успехом завершился проект ребят, которые искали средства на производство видеосюжетов об архитектуре города. Но до сих пор на «Boomstarter» нас только двое успешных из Екатеринбурга.
Еще я просил рассказать о моем проекте в специальных группах «В контакте», связанных с книгами, чтением и литературой. Но тут было больше злобных троллей, чем адекватной отдачи. Хотя администраторам этих групп, я все равно очень благодарен.
И, наконец, я очень жалею, что не сделал видеосюжет о проекте. Думаю, он мог бы сыграть позитивную роль. Мне советовали сделать это менеджеры, но я сначала не хотел, а потом уже было поздно. Кстати, как только ваш проект на запущен, вам тут же пишет письмо PR-специалист и дает рекомендации по саморекламе. Вообще, в этом смысле «Boomstarter» хорош – у них отличная обратная связь, со специалистами можно легко связаться, они отвечают на все вопросы и реально помогают.
- Почему Вы выбрали именно книгу «Зуд»? Важны ли жанр произведения, его название, для успеха?
Тут все просто. Просто у меня не было других книг. Я начал писать примерно в классе девятом, сначала стихи, потом прозу. Но все это была разминка, которая не стоит внимания. Когда я учился на последнем курсе университета, это 2005 год, я задумал «Зуд» и начал его писать. И писал его до 2012 года – я никуда не спешил, получал удовольствие от процесса. Это хобби, поэтому и время я ему уделял по остаточному принципу: сначала семья и работа, а уж потом писательство. Кроме «Зуда» я не писал ничего. Следовательно, других книг у меня просто нет. То есть теперь есть еще одна – «Рабочий вариант: «Последний», она тоже размещена на «SamoLit» - это своего рода отдых от громоздкого «Зуда», мои литературные каникулы. Но главной книгой все равно остается «Зуд».
Насчет того, важны ли жанр и названия для успеха. Думаю, тут можно вернутся к ответу на вопрос №3 – да, некоторые жанры, мне кажется, более успешны и у аудитории, и в краудфандинге. Название? Я не думал о том, чтобы привлекать названием читателя, так как вообще никоем образом не старался ориентировать «Зуд» на читателя. В «Зуде» я эгоист. Это книга в первую очередь для меня, но я очень рад, что она нравится читателям. А название только отражает суть того, о чем книга.
- На сборе средств дело не заканчивается, всё только начинается. Книга сейчас в печати? Как Вы работали с типографией? Поделитесь своим опытом. Еще волнует вопрос пересылки книг акционерам. Это же тоже все на Ваши плечи ляжет?
Сейчас заключительный этап – буквально на днях я подписал «Зуд» в печать. С типографией мне повезло. Когда еще в самом начале, я искал издательство, чтобы просчитать стоимость, я случайно наткнулся на «Автограф». Среди их продукции я увидел книгу Виталия Михайловича Воловича «Средневековый роман» - для меня это стало определяющим. Я делал сюжет об этой книге:http://www.youtube.com/watch?v=7HsgAyd-rwA. Если Волович доверяет им свою книгу, то в качестве можно не сомневаться. И сработали без проблем. Тфу-тфу-тфу, конечно, ведь книга еще не издана. Была одна заминка, когда оказалось, что при верстке текст занимает не 96 страниц, как просчитывали, а 150. Но с этим быстро разобрались, изменив формат с первоначального 16х12, на А5. Мне, конечно, нравилась больше маленькая и почти квадратная книжка, но что поделать – за это пришлось бы доплачивать еще 15000 рублей.
Пересылка книг - да, это должен делать я. Если честно, с трепетом ожидаю этого момента, мысль о том, что придется повозиться с «Почтой России» меня не очень то радует. Но, надеюсь, на лучшее. А пока я даже не разбирался, как там все происходит.
- Как Вы считаете, успешность Вашего проекта – это случайность или закономерность? Есть ли будущее у краудфандинга именно в сфере литературы? Краудфандинг – это скорее небольшое приключение или, действительно, способ издать свою книгу или даже разрекламировать себя?
Очень сложно однозначно ответить на вопрос: случайность или закономерность. Думаю, в моем случае стечение случайностей стало закономерностью. Случайности не случайны. Я многое вложил в проект и получил отдачу.
Надо как-то грамотно решить вопрос с краудфандингом в литературе. Найти какой-то подход, все продумать, и тогда будущее, несомненно, есть. Вот главный вопрос, с которым и я постоянно сталкивался: зачем мне бумажное издание? Ведь книга есть в электронном виде, она вроде бы популярна – ее скачивают, читаю. Так что же тебе еще нужно? И второй вопрос, который мне все время задавали: сумма то ведь небольшая, почему не издашь за свой счет? Эти вопросы всегда будет стоять перед авторами, которые собирают деньги на издание книги.
А в идеале то, конечно, было бы здорово собирать деньги не на издание, а на создание книги. Представьте, описываешь задумку будущей книги, рассчитываешь время работы над ней, и называешь сумму, на которую можно жить и работать. Вот это было бы, действительно, ценно для писателей.
Для меня краудфандинг – оказался одновременно и действенным способом издать книгу и интереснейшим приключением. Если бы даже проект не стал успешным, я бы не пожалел, что ввязался во все это. Я нашел много новых друзей, подумал над решением интересных для меня задач по продвижению, наконец, собрал в одном месте всю информацию о книге. Конечно, эффект есть – например, до запуска проекта «Зуд» на «SamoLit» был скачен около 300 раз, за 40 дней количество скачек возросло до 500, и я даже какое-то время был в топе по количеству скачиваний. Какие еще дивиденды принесет мне проект – посмотрим. Книга еще не издана.
- Вы сами участвовали в сборе средств в краудфандинговых проектах в качестве акционера?
Да. Но лишь номинально. Каждый, кто открывает свой проект на «Boomstarter» должен стать спонсором хотя бы одного проекта на этом сайте, чтобы понимать, как переводятся деньги и в случае чего объяснить это спонсорам.
Новости по теме