Новости

Интервью: У «Зуда» был только один шанс быть изданным – это краудфандинг

12

Один из наших авторов, Максим Ермаков, успешно собрал средства на издание своей книги "Зуд" с помощью краудфандинговой площадки. Случай  нам показался интересным, и мы решили взять интервью у Максима, расcпросить о деталях проекта, его реализации и о том, что сам автор думает о перспективах краудфандинга в книгоиздании.

- Расскажите кратко о сути краудфандингового проекта? 

Вообще суть краудфандинга заключается в том, что люди объединяют свои силы, добровольно жертвуя деньги или другие средства, чтобы реализовать какой-либо проект. Сайт «Boomstarter», на котором я собирал деньги на издание книги, использует краудфандинг только для реализации творческих проектов. У этой платформы есть два принципиальных момента. Первый – если за установленный срок не успел собрать намеченную сумму, все собранные деньги возвращаются спонсорам. Есть такие краудфандинговые платформы, где любая собранная сумма уходит автору проекта. Может быть, такой вариант и неплох, но мне кажется разумной логика «Boomstarter»: проект стоит столько-то, нет денег – нет и проекта. А если собрал меньше, то что же: ужимать проект? Тогда, получается, если проект возможен в ужатом виде, то и собирай сразу меньшую сумму. Никто, кстати, ведь не запрещает, обозначить минимум, а собрать больше. Просто нужно прописать в проекте: если соберу столько – будет просто книга, соберу в два раза больше – будет с иллюстрациями. Ну и так далее.

Второй момент – это вознаграждения спонсорам. То есть за каждое пожертвование автор должен что-то дать взамен. Я изначально хотел, чтобы в моем проекте было так: каждый, кто даст 200 рублей, получит экземпляр книги. Я рассчитывал следующим образом: стоимость издания 40000 рублей. Тираж 200 экземпляров. Следовательно, себестоимость одной книги – 200 рублей. Все просто. Получалось, что в моем случае, краудфандинг – это, по сути, предпродажа книги. Правда, на деле вышло не совсем так. Оказалось, что по правилам платформы на сайте не может быть только одной позиции для спонсорского взноса. В процессе общения с менеджером, выяснилось, что самая ходовая позиция – 500 рублей. Чаще всего именно эту сумму готовы потратить спонсоры. Поэтому в итоге я добавил еще три позиции: 500 р – рабочая позиция, и две замазки: 50 р. и 40000 р. Но все равно, так или иначе, для меня краудфандинг – это продажа будущей книги.

 

- Как рассчитывалась стоимость акций?

Прежде чем создать проект, я пришел в издательство и попросил рассчитать стоимость книги. Адекватно представляя свои возможности (тут как раз дело в медийности и узнаваемости, но об этом расскажу в ответе на соответствующий вопрос), я понимал, что собрать большую сумму у меня вряд ли получится. Поэтому я просил рассчитывать в районе в 30000 рублей, но при этом не печатать на газетной бумаге. Я совсем не знал расценок, и если бы суммы в 30000 не хватило на более-менее приличную книгу, я бы просто отказался от этого проекта. Но оказалось, что в 33 с половиной тысячи рублей можно уложится – с хорошей бумагой, с мягкой обложкой и с переплетом термосклейка. В сумму входила корректура, дизайн и верстка.

Для тех, кто разбирается в типографских делах, вот такие параметры книги были изначально предложены мне за 33650р:

-формат 120х160-готовый
-объем 96 стр.
-печать блока 1+1(ч/б)
-печать обложки 2+0 (черный + пантон)
-бумага на блок офсет 65г.
-бумага на блок Nettuno 280г.(серо-зеленый)
-переплет термосклейка
-тираж 200экз.

К сумме 33650 я прибавил 12% НДФЛ, 5% - вознаграждение краудфандинговой платформе и 5% - комиссия платежных систем. Об этих процентах сразу предупреждают и просят не забывать о них и включать их в сумму. Получилось что-то в районе 41000, кажется. Я округлил до 40 и установил срок сбора средств 40 дней. Мне казалось, что вполне реально собирать по одной тысяче в день.

 

- Верили ли Вы в успех подобного предприятия с самого начала? Литература – это не музыка. Все вокруг говорят о том, что количество людей читающих сокращается каждый день. Кроме того, успешными обычно становятся проекты иллюстрированные, узко ориентированные на определенную аудиторию, сборники нескольких авторов. Просто литературные произведения от одного автора – редкость.

Нет, не верил. Но мне было интересно это сделать. Когда я закончил «Зуд», один мой друг, которому очень понравилась книга, скинул мне ссылку на «Boomstarter» - вот, мол, смотри, как можно издать. Я посмотрел и забыл. Через некоторое время мне «В контакте» написала их менеджер с прямым предложением реализовать у них на сайте свой проект. Вот тогда я решил, что двух указателей в одном направлении уже достаточно, чтобы обратить на это внимание. И я решил, что займусь этим. И не ради результата, в который я не верил, а ради самого процесса. Мне было интересно продержаться 40 дней, постоянно обновлять проект, давать новую информацию о «Зуде», придумывать, как еще о нем можно рассказать. И хотя рационально в успех я не верил, в сердце мне, конечно, очень хотелось, чтобы все получилось.

Да, «Зуд» не коммерческий проект, и, наверное, он не очень прост для восприятия, это не легкое чтение. Да, иллюстрированные книги, сборники, а еще детские книги, пожалуй, имеют больше шансов на краудфандинговый успех. Я все это понимал, и поэтому даже не обращался в издательства с тем, чтобы они рассмотрели возможность издания «Зуда» за свой счет. Ведь им нужно получать прибыль от продажи, а «Зуд», как мне кажется, не смог бы ее обеспечить. Хотя, я могу и ошибаться, я не специалист в издательском бизнесе. Но, так или иначе, я думаю, что у «Зуда» был только один шанс быть изданным – это краудфандинг.

 

- Нужно ли быть медийным, узнаваемым, человеком, чтобы найти себе акционеров?

Как показывает мой случай – не обязательно. Но, конечно, весьма желательно – это увеличивает шансы во много раз. А может быть, даже и гарантирует успех. И усилий по продвижению проекта придется приложить намного меньше. Это показывают и реальные примеры. Книга Дмитрия Чернышева «Как люди думают?» с помощью краудфандинга собрала почти в три раза больше, чем было необходимо. А Глеб Самойлов собрал средства на запись сингла за считанные дни. Ведь что такое популярность? Это, прежде всего, твоя аудитория. А значит, потенциальные спонсоры твоего проекта, которые уже есть, которых не нужно искать. У меня такого не было. У меня не было своей аудитории. Я всегда старался держаться в тени. Мне никогда не было интересно участие в литературных чтениях или общение в литературных кругах. У нас в Екатеринбурге специфическая литературная среда. Во многом она определяется влиянием Николая Коляды. Его эстетка своеобразна, интересна, но не близка мне. Следовательно, у нас очень сильно драматургическое направление, а вот с прозой слабовато, по крайней мере, я не знаю, кого назвать из прозаиков, с кем бы мне хотелось пообщаться, у кого поучиться. В общем, я неизвестен и благодаря этому с одной стороны огражден от влияний, но с другой – лишен поддержки литературного круга и аудитории. Когда я только написал «Зуд» я отправил рукопись в литературный журнал «Урал», полагая, что, наверняка, буду опубликован. По моим еще студенческим воспоминаниям журнал всегда был открыт молодым авторам, я, например, там публиковался когда-то давно: http://magazines.russ.ru/ural/2003/11/ermakov.html. Но мне отказали в публикации, а из внутренней рецензии прочитали выдержку: «вычурная, замкнутая на себя проза», хотя с моей то точки зрения, это скорее плюсы, чем минусы. Конечно, «Зуд» вычурный, что значит – излишне затейливый, нарочито усложненный, замысловатый, высокопарный. Но как же иначе, ведь мир, описанный в книге – это мир, рожденный воображением поэта, созданный натурой, склонной усложнять и видеть дополнительные смыслы во всем, поэтизировать. И да – «Зуд» замкнут на себя – так ведь я и хотел создать особый мир, никак не относящийся к действительности, существующий самостоятельно замкнуто, без ссылок к нашему миру. Видимо, редакторы этого не поняли, не дошли до этого в своем анализе. И видимо, сегодня, с общей стабильностью и четкой директивной линией, даже в литературе та же тенденция – литературный круг сформировался, они четко знаю, какой должна быть литература, и не хотят пускать в нее неизвестных, не рекомендованных, спорных новичков.

 

- Вы не интересовались, кто ваши акционеры? Были ли среди них Ваши друзья, люди Вам лично незнакомые, может быть, анонимные пожертвования?

Я знаю всех моих спонсоров по именам – ведь список всех, кто мне помог, будет напечатан на первой странице книги. С кем-то я познакомился ближе: некоторые подружились со мной «В контакте» и поддерживали меня на протяжении всего проекта. Так что этот проект дал мне новых друзей – ради одного этого, стоило его затевать. Конечно, очень многие спонсоры – это мои давние друзья, родные и близкие мне люди. Я на протяжении всего проекта удивлялся: откуда приходит помощь – совсем не оттуда, откуда ее ждешь. Многие из тех, на кого я рассчитывал, не откликнулись, но зато отзывались люди, о которых я уже и не помнил. А анонимами можно считать нескольких спонсоров, пожелавшие сохранить свои ники, под которым они присутствуют на сайте, - они не раскрыли свои настоящие имена и были вписаны в список всех спонсоров под псевдонимами.

 

- Рекламировали ли свой проект, кроме площадки SamoLit? Если да, то каким образом? Поделитесь секретами.

Конечно. На «SamoLit» я написал всего два поста: один в блоге и один в комментариях к «Зуду». Основное действо происходило «В контакте» и «Facebook» - практически каждый день я писал что-нибудь новое о «Зуде», создавая, таким образом, своего рода информационные поводы, чтобы привлекать внимание к проекту. Эту информацию я размещал на странице проекта (посмотрите, там 41 обновление проекта), и дублировал ее в социальных сетях. Обновления краудфандингового проекта очень важны, так как они отражаются на главной странице сайта и, следовательно, увеличивают шанс быть замеченным. Я старался разнообразить информацию, придумывал рубрики (Тайны «Зуда», Письма читателей), просил свою супругу (она у меня закончила театральный институт, профессиональный диктор) прочитать стихи из «Зуда», придумал вместе со знакомым дизайнером визуальный проект «материализуй слова».

Я написал пресс-релиз и отослал его в СМИ. Я пытался объяснить журналистам, что вообще-то создаю прецедент для Екатеринбурга. Вот выдержка из пресс-релиза: «За 40 дней я хочу собрать 40000 рублей, чтобы издать свою книгу. Для этого я использую краудфандинг. Я могу стать первым в Екатеринбурге, у кого это получится.

Художники, музыканты, фотографы, режиссеры, актеры, дизайнеры – все творческие люди знают, как не легко найти финансирование для своего проекта. Тем более, если ты неизвестный и независимый автор. Замечательные идеи погибают, так и не реализовавшись. Если у меня все получится, и я соберу деньги, это будет означать, что выход есть. И он совсем рядом – доступен каждому. Что Екатеринбург способен поддерживать своих горожан в творчестве. Ведь Москва и Питер уже реализуют подобные проекты. И что авторам больше не нужно «сыпать поклоны» в министерстве культуры и греться под крылом местного «светилы»». Вот такой вот посыл.

Правда отдача была небольшая, но все же была. Те СМИ, которые рассказали обо мне также вошли в список спонсоров. С некоторыми, я до сих пор общаюсь. Я не стал первым из Екатеринбурга, кто собрал деньги с помощью краудфандинга - раньше моего с успехом завершился проект ребят, которые искали средства на производство видеосюжетов об архитектуре города. Но до сих пор на «Boomstarter» нас только двое успешных из Екатеринбурга.

Еще я просил рассказать о моем проекте в специальных группах «В контакте», связанных с книгами, чтением и литературой. Но тут было больше злобных троллей, чем адекватной отдачи. Хотя администраторам этих групп, я все равно очень благодарен.

И, наконец, я очень жалею, что не сделал видеосюжет о проекте. Думаю, он мог бы сыграть позитивную роль. Мне советовали сделать это менеджеры, но я сначала не хотел, а потом уже было поздно. Кстати, как только ваш проект на запущен, вам тут же пишет письмо PR-специалист и дает рекомендации по саморекламе. Вообще, в этом смысле «Boomstarter» хорош – у них отличная обратная связь, со специалистами можно легко связаться, они отвечают на все вопросы и реально помогают.

 

- Почему Вы выбрали именно книгу «Зуд»? Важны ли жанр произведения, его название, для успеха?

Тут все просто. Просто у меня не было других книг. Я начал писать примерно в классе девятом, сначала стихи, потом прозу. Но все это была разминка, которая не стоит внимания. Когда я учился на последнем курсе университета, это 2005 год, я задумал «Зуд» и начал его писать. И писал его до 2012 года – я никуда не спешил, получал удовольствие от процесса. Это хобби, поэтому и время я ему уделял по остаточному принципу: сначала семья и работа, а уж потом писательство. Кроме «Зуда» я не писал ничего. Следовательно, других книг у меня просто нет. То есть теперь есть еще одна – «Рабочий вариант: «Последний», она тоже размещена на «SamoLit» - это своего рода отдых от громоздкого «Зуда», мои литературные каникулы. Но главной книгой все равно остается «Зуд».

Насчет того, важны ли жанр и названия для успеха. Думаю, тут можно вернутся к ответу на вопрос №3 – да, некоторые жанры, мне кажется, более успешны и у аудитории, и в краудфандинге. Название? Я не думал о том, чтобы привлекать названием читателя, так как вообще никоем образом не старался ориентировать «Зуд» на читателя. В «Зуде» я эгоист. Это книга в первую очередь для меня, но я очень рад, что она нравится читателям. А название только отражает суть того, о чем книга.

 

- На сборе средств дело не заканчивается, всё только начинается. Книга сейчас в печати? Как Вы работали с типографией? Поделитесь своим опытом. Еще волнует вопрос пересылки книг акционерам. Это же тоже все на Ваши плечи ляжет?

Сейчас заключительный этап – буквально на днях я подписал «Зуд» в печать. С типографией мне повезло. Когда еще в самом начале, я искал издательство, чтобы просчитать стоимость, я случайно наткнулся на «Автограф». Среди их продукции я увидел книгу Виталия Михайловича Воловича «Средневековый роман» - для меня это стало определяющим. Я делал сюжет об этой книге:http://www.youtube.com/watch?v=7HsgAyd-rwA. Если Волович доверяет им свою книгу, то в качестве можно не сомневаться. И сработали без проблем. Тфу-тфу-тфу, конечно, ведь книга еще не издана. Была одна заминка, когда оказалось, что при верстке текст занимает не 96 страниц, как просчитывали, а 150. Но с этим быстро разобрались, изменив формат с первоначального 16х12, на А5. Мне, конечно, нравилась больше маленькая и почти квадратная книжка, но что поделать – за это пришлось бы доплачивать еще 15000 рублей.

Пересылка книг - да, это должен делать я. Если честно, с трепетом ожидаю этого момента, мысль о том, что придется повозиться с «Почтой России» меня не очень то радует. Но, надеюсь, на лучшее. А пока я даже не разбирался, как там все происходит.

 

- Как Вы считаете, успешность Вашего проекта – это случайность или закономерность? Есть ли будущее у краудфандинга именно в сфере литературы? Краудфандинг – это скорее небольшое приключение или, действительно, способ издать свою книгу или даже разрекламировать себя?

Очень сложно однозначно ответить на вопрос: случайность или закономерность. Думаю, в моем случае стечение случайностей стало закономерностью. Случайности не случайны. Я многое вложил в проект и получил отдачу.

Надо как-то грамотно решить вопрос с краудфандингом в литературе. Найти какой-то подход, все продумать, и тогда будущее, несомненно, есть. Вот главный вопрос, с которым и я постоянно сталкивался: зачем мне бумажное издание? Ведь книга есть в электронном виде, она вроде бы популярна – ее скачивают, читаю. Так что же тебе еще нужно? И второй вопрос, который мне все время задавали: сумма то ведь небольшая, почему не издашь за свой счет? Эти вопросы всегда будет стоять перед авторами, которые собирают деньги на издание книги.

А в идеале то, конечно, было бы здорово собирать деньги не на издание, а на создание книги. Представьте, описываешь задумку будущей книги, рассчитываешь время работы над ней, и называешь сумму, на которую можно жить и работать. Вот это было бы, действительно, ценно для писателей.

Для меня краудфандинг – оказался одновременно и действенным способом издать книгу и интереснейшим приключением. Если бы даже проект не стал успешным, я бы не пожалел, что ввязался во все это. Я нашел много новых друзей, подумал над решением интересных для меня задач по продвижению, наконец, собрал в одном месте всю информацию о книге. Конечно, эффект есть – например, до запуска проекта «Зуд» на «SamoLit» был скачен около 300 раз, за 40 дней количество скачек возросло до 500, и я даже какое-то время был в топе по количеству скачиваний. Какие еще дивиденды принесет мне проект – посмотрим. Книга еще не издана.

 

- Вы сами участвовали в сборе средств в краудфандинговых проектах в качестве акционера?

Да. Но лишь номинально. Каждый, кто открывает свой проект на «Boomstarter» должен стать спонсором хотя бы одного проекта на этом сайте, чтобы понимать, как переводятся деньги и в случае чего объяснить это спонсорам.

 

Мы еще раз благодарим Максима за интересное интервью и поздравляем его! Также мы ждем ваших идей и соображений по поводу краудфандинга в книгоиздании! Нам интересно ваше мнение!


Новости по теме

Отзывы читателей (12)

Подписаться на комментарии к этой статье

Марат Валеев (гость)
4 сентября 2013, 17:48
Полезный отзыв?
Да / Нет
 
+3
/
-0

Спасибо за интервью. Довольно интересно, есть над чем подумать, о чем задуматься. Максиму - мои поздравления с успешной реализацией задуманного. Поражает, если не потрясает, его целеустремленность!

ответить
Инга (гость)
4 сентября 2013, 21:47
Полезный отзыв?
Да / Нет
 
+2
/
-0

Есть ли смысл делать подобные проекты на базе Samolitа? Трудно сказать, так как не все авторы смогут заняться самопиаром, а литературу "продвигать" трудно. Согласна с Маратом Валеевым, целеустремленность - одна из главных причин успеха в случае с Максимом Ермаковым. Тоже поздравляю его!.. но вот смогут ли другие авторы проделать подобный труд.. это же тоже нужен талант!

ответить
Максим Ермаков
5 сентября 2013, 08:58
Полезный отзыв?
Да / Нет
 
+1
/
-0
04.09.2013 Марат Валеев (гость)

Спасибо за интервью. Довольно интересно, есть над чем подумать, о чем задуматься. Максиму - мои поздравления с успешной реализацией задуманного. Поражает, если не потрясает, его целеустремленность!


Марат, спасибо за поздравления! 

ответить
Максим Ермаков
5 сентября 2013, 09:10
Полезный отзыв?
Да / Нет
 
+0
/
-0
04.09.2013 Инга (гость)

Есть ли смысл делать подобные проекты на базе Samolitа? Трудно сказать, так как не все авторы смогут заняться самопиаром, а литературу "продвигать" трудно. Согласна с Маратом Валеевым, целеустремленность - одна из главных причин успеха в случае с Максимом Ермаковым. Тоже поздравляю его!.. но вот смогут ли другие авторы проделать подобный труд.. это же тоже нужен талант!


Спасибо за поздравления, Инга! Хочу сказать лишь одно в пользу краудфандинга на Samolitе. Здесь у каждого автора уже есть аудитория, а значит, потенциальные споносры, и их не надо искать. Дургое дело, что нужно как-то обеспечить для автора доступ к этой  аудитории. Но самое главное, надо ответить на каверзный вопрос - зачем аудитории Samolitа (людям, которые читают книги в электронном виде) печатное издание? Видимо, в данном случае, книга в печатном варианте должна нести какую дополнительную ценность - иллюстрации, комментарии, бонусные главы или что-то в этом роде.  

ответить
Елена Колчак
5 сентября 2013, 09:53
Полезный отзыв?
Да / Нет
 
+0
/
-0

Максим, спасибо за ваш пример! Он очень, как бы это поточнее, жизнеутверждающий - не в личном, а в некоем общекультурном смысле. Сегодня ведь звучат два основных мотива: издатели и авторы хором рыдают над падением читательской активности и читательской же жадностью. Не все, конечно. Здравомыслящие продолжают заниматься своим делом (как вы, да), но слышно-то - рыдающих. И ваша краудфандинг-история - чудесный "ответ Чемберлену". "Зуд" - роман сложный, не бестселлерного толка, и вот поди ж ты! Значит, все в порядке у нас и с читательской активностью, и с читательской не-жадностью. Терпение и труд все перетрут.

Спасибо вам и удачи нам всем!

ответить
Максим Ермаков
5 сентября 2013, 12:02
Полезный отзыв?
Да / Нет
 
+0
/
-0
05.09.2013 Елена Колчак

Максим, спасибо за ваш пример! Он очень, как бы это поточнее, жизнеутверждающий - не в личном, а в некоем общекультурном смысле. Сегодня ведь звучат два основных мотива: издатели и авторы хором рыдают над падением читательской активности и читательской же жадностью. Не все, конечно. Здравомыслящие продолжают заниматься своим делом (как вы, да), но слышно-то - рыдающих. И ваша краудфандинг-история - чудесный "ответ Чемберлену". "Зуд" - роман сложный, не бестселлерного толка, и вот поди ж ты! Значит, все в порядке у нас и с читательской активностью, и с читательской не-жадностью. Терпение и труд все перетрут.

Спасибо вам и удачи нам всем!

Спасибо, Елена. Думаю, в моем случае, в общечеловеческом смысле речь идет даже не столько о читательской активности, сколько о том, что люди вообще в большинстве своем отзывчивы, им самим приятно поддержать другого. Вот это главное!  

ответить
Мариэтта Роз
5 сентября 2013, 12:18
Полезный отзыв?
Да / Нет
 
+0
/
-0

Слушайте, а почему не стали пользоваться системой печать-по-требованию? Все-таки печать в таких вот шаражках - это издать книгу в никуда, если уж быть честным. Или сами будете продавать?

Нет, краудфандинге ничего плохого не скажу. Более того, уже не раз слышала об успехе. Но, ИМХО, лучше его использовать не для комерческих книг. Все-таки печать-по-требованию в данном деле лучше.

ответить
Елена Колчак
5 сентября 2013, 14:36
Полезный отзыв?
Да / Нет
 
+0
/
-0
05.09.2013 Максим Ермаков
05.09.2013 Елена Колчак

Спасибо, Елена. Думаю, в моем случае, в общечеловеческом смысле речь идет даже не столько о читательской активности, сколько о том, что люди вообще в большинстве своем отзывчивы, им самим приятно поддержать другого. Вот это главное! 

Максим, в том-то и дело! Если "люди вообще в большинстве своем отзывчивы", то с чего бы именно читательской аудитории отличаться жадностью и любовью к халяве (как вопят многочисленные копирасты)? Думаю, ваш пример доказывает и то, что людям нравится поддерживать других, и то, что еще охотнее они поддерживают тех, кто честно "работает работу" (смотрела я баумстартеровскую статистику, далеко не все проекты там оказываются успешными). То есть, если автор сосредоточен не на ублаготворении своего ЧСВ (ах, я Писатель, целуйте мне за это ноги:))), а на том, ЧТО он делает, - это непременно найдет свой отклик. В том числе - и финансовый:))

Спасибо еще раз, терпения и удачи!

ответить
Максим Ермаков
5 сентября 2013, 14:54
Полезный отзыв?
Да / Нет
 
+0
/
-0
05.09.2013 Елена Колчак
05.09.2013 Максим Ермаков
05.09.2013 Елена Колчак

Спасибо, Елена. Думаю, в моем случае, в общечеловеческом смысле речь идет даже не столько о читательской активности, сколько о том, что люди вообще в большинстве своем отзывчивы, им самим приятно поддержать другого. Вот это главное! 

Максим, в том-то и дело! Если "люди вообще в большинстве своем отзывчивы", то с чего бы именно читательской аудитории отличаться жадностью и любовью к халяве (как вопят многочисленные копирасты)? Думаю, ваш пример доказывает и то, что людям нравится поддерживать других, и то, что еще охотнее они поддерживают тех, кто честно "работает работу" (смотрела я баумстартеровскую статистику, далеко не все проекты там оказываются успешными). То есть, если автор сосредоточен не на ублаготворении своего ЧСВ (ах, я Писатель, целуйте мне за это ноги:))), а на том, ЧТО он делает, - это непременно найдет свой отклик. В том числе - и финансовый:))

Спасибо еще раз, терпения и удачи!

Тут вы правы, конечно, я тоже замечал это. На Бумстартере есть много проектов, в которых авторы не удосуживаются даже пару-тройку обновлений добавить. Совсем не стараются, словно бы ждут, что "вот я все сделал, теперь манна начнет падать с неба". Чтобы получать отдачу, нужно вкладываться втройне.    

ответить
Вера Вьюга (гость)
6 сентября 2013, 00:37
Полезный отзыв?
Да / Нет
 
+0
/
-0

что удалось собрать- радует. грустно то, что автор тратит силы и время на продвижение и превращает процесс издания в пиарпроект. автор должен сидеть... за столом и писать!)) и точка.

ответить
Максим Ермаков
6 сентября 2013, 08:51
Полезный отзыв?
Да / Нет
 
+0
/
-0
06.09.2013 Вера Вьюга (гость)

что удалось собрать- радует. грустно то, что автор тратит силы и время на продвижение и превращает процесс издания в пиарпроект. автор должен сидеть... за столом и писать!)) и точка.

Вера, конечно, каждый из 7 миллиардов человек, живущих на этой планете, хотел бы заниматься любимым делом и не тратить время и силы на бытовые заботы. Жизнь вообще далека от идеала. Но лично я получил удовольствие от процесса продвижения книги. Я не переступал через себя, не лебезил, не клянчил, не делал того, что мне претит. У меня не было цели «собрать, во что бы то ни стало», поэтому я относился к этому как к развлечению.  

 

ответить
Елена Колчак (гость)
6 сентября 2013, 09:27
Полезный отзыв?
Да / Нет
 
+3
/
-0
06.09.2013 Вера Вьюга (гость)

что удалось собрать- радует. грустно то, что автор тратит силы и время на продвижение и превращает процесс издания в пиарпроект. автор должен сидеть... за столом и писать!)) и точка.

Вера, есть в этой "грустности" и немалый плюс - опыт. Если автор будет только "сидеть за столом и писать"... результат, скорее всего, получится не так чтоб очень. Каждая личность (а значит, и то, что эта личность пишет) - продукт жизненного (включая сюда и чтение) опыта. Так что бумстартеровский "эксперимент", думаю, и размышлений, и красок, и вообще идей Максиму в итоге добавил. Да еще и достижение поставленной цели - это и вовсе опыт драгоценный, внутреннее "я могу //еще и это//" необходимо каждому человеку, а уж автору тем паче.

Удачи нам всем!

ответить