Эта книга была написана и напечатана в 1994 году, вся техническая работа заняла месяца три. Конечно, это был самиздат. Причем такого качества, которое заставило практически весь тираж (около 500 экз.) уложить в ящик и отправить на дачу. Но обо всем по порядку.
Идея книги родилась 31 января 1994 года, когда я учился на первом курсе истфака. В тот день, добираясь до места учебы в Луганский пединститут (ныне – университет), мне пришлось около 15 километров пройти по «снежной пустыне». Тогда меня интересовала тема «сенсорной депривации» в связи с идеей, согласно которой недостаточность впечатлений внешней жизни способна порождать избыточность внутренней работы по компенсации этого недостатка. Именно «снежная пустыня» - этот заполярный по сути пейзаж (дело было в степи, то есть внешне пространство мало отличалось от арктической тундры), наталкивала на различные размышления, помогавшие скоротать время пути. Итак, я думал о депривации, об «арктическом феномене» шаманизма, о компенсаторных механизмах и об эволюции. Так вырисовалась основная идея этой книги: у каждого вида существ есть свои «шаманы»; именно они двигают эволюцию вида; инструментом осуществления эволюции является сублимация – преломление вызова в ответе.
Главные термины, вокруг которых разворачивается книга, это «сублимация», «вызов и ответ» и «коммунитас». Смысл идей, стоящих за этими словами, был значительно расширен (по сути, эти термины стали своеобразными порталами в новые смыслы). Сублимацией стал называться любой процесс, когда ответ преобразует отвечающего. Таким образом, культура может быть рассмотрена как полностью сублимативная по отношению к среде сфера. Идея Тойнби о вызове и ответе вынесена за рамки историософии - до уровня всеобщего закона. Тэрнеровский термин «коммунитас» взят в качестве описания особого состояния коллективного экстаза, играющего большую роль в социальной эволюции. Другими тегами для этой книги могли бы стать: хаос и космос, система и антисистема, мифопоэтической мышление, магия, сакральное, инициация, жречество, аполлоновское и дионисийское, мужское и женское, дуализм и триединство, вектор и цикл.
Почему именно «Сатанизм и шаманство»? Книга действительно много внимания уделяет описанию шаманизма (шаманства), а вот о собственно сатанизме как обратной медали христианства – дьяволопоклонничестве, в тексте есть всего одна фраза. Здесь «сатанизм» – это скорее метафорическое определение одной из фундаментальных сил, центробежного движения. В то время как шаманство соотнесено с противоположно ему направленным движением центростремительным. Эти два движения, согласно философии сублимативного дуализма, и порождают волну, которая является сутью всякого развития во Вселенной. С темы волны, ритма начинается книга, далее проходя через «экстрасенсорность» (термин, которым я определил избыточное отражение, способствующее развитию «шаманских качеств»), собственно шаманизм, коммунитас – к идее противопоставления векторности и циклизма, стремления к абсолютной свободе и индивидуализму (сатанизм), или к гармонии, равновесию со средой (шаманство). Эволюция, развитие остаются основным лейтмотивом книги, завершая текст попыткой футуристического прогноза. Своим пафосом «Сатанизм и шаманство» гораздо ближе к работам космистов, авторов нью-эйдж и даже андреевской «Розе мира», хотя духовными опорами своей работы я назвал Тойнби, Элиаде, Леви-Строса, фрейдизм, марксизм и экзистенциализм.
Книга вполне могла быть названа «Векторность и циклизм», но я выбрал существующее название по оправданным причинам. Во-первых, название «сатанизм и шаманство» более «кликабельно» для читательских запросов, говоря современным языком. А бумажный книжный рынок в этом отношении ничем не отличается от интернета. Во-вторых, в то время я занимался изданием газеты с довольно одиозным названием «666». Всего вышло три номера этой газеты, но читательский интерес к ней был очень большим. Особенно много писем приходило от людей, считавших себя сатанистами (как оказалось, таковых в то время было не мало). В период, когда я издал «Сатанизм и шаманство», велась работа над третьим выпуском этой газеты, и я надеялся увязать продажу книги с газетой. Поэтому пошел на некоторую хитрость, придав названию книги более привлекательное для читателей бульварной мистической прессы название. Но в конечном итоге, книга и газета к читателям не попали. Возможно, к счастью.
Книга была написана в июле-сентябре 1994 и сразу же отдана в набор. В октябре ее отпечатали в одной из ведомственных минитипографий. И хотя качество обложки вполне сносно, внутренний блок был напечатан так, что местами текст почти не читался. В довершение картины порядок страниц в сшитом виде перепутали, что убедило меня в преждевременности выхода книги. Чуть более десятка экземпляров я презентовал близким друзьям, знакомым и родственникам. Особую благодарность хочу выразить луганскому философу А.М. Еременко, который внимательно прочитал экземпляр книги и сделал полезные для меня замечания.
В электронный вид текст книги приведен в 2012 году, практически без каких-либо изменений относительно издания 1994 года. Я умышленно не стал вносить правок с высоты вновь полученных знаний и опыта. Текст «С и Ш» сегодня для меня – своеобразная экскурсия в прошлое собственных взглядов. Местами эти взгляды наивны, местами – примитивны. Я осознаю, что многое из высказанного 18 лет назад сегодня было бы сказано другим, более выверенным языком, а еще что-то не было бы сказано вовсе. Но прошлого отменить нельзя, поэтому в тексте я исправил только замеченные явные ошибки.
Изображение на обложке: китайское мифическое чудовище таоте, «обжора». Один из символов всепоглощающего Хаоса. Есть мнение, что изображение таоте зашифровано в китайской банкноте в 100 юаней.
Григорий Луговский