Новости

«С мёртвыми авторами обложка не утверждается»: Особенности книжного оформления в России

3

Почему одни и те же книги в наших и зарубежных магазинах выглядят совершенно по-разному? The Village узнал, чем руководствуются российские издательства, меняя обложки для нашего рынка.

Почему одни и те же книги в зарубежных магазинах хочется рассматривать и фотографировать, а в российских неприятно брать в руки, и наоборот? Николай Сотников узнал у издательств, чем они руководствуются, изменяя книжное оформление для отечественного рынка. Свои мотивации они объяснили на примере нескольких книг с прилавков наших магазинов. Для сравнения мы приводим зарубежные варианты оформления обложек тех же произведений.

Романтическая сказка. Благородный вор, живущий на вокзале в Нью-Йорке, влюбляется в смертельно больную девушку и спасается от гангстеров с помощью белого жеребца предположительно божественной природы.

ЮЛИЯ РАУТБОРТ

руководитель группы зарубежной 
современной литературы издательства «Эксмо»

Оригинальные обложки в оформлении книг используются крайне редко. Российские издатели ориентируются на предпочтения нашей целевой аудитории и особенности отечественного книжного рынка. Кроме того, книги у нас нередко издаются серийно, что предполагает единый дизайн для всех книг серии, и оригинальная иллюстрация далеко не всегда вписывается в него.

Что касается конкретной книги, романа «Зимняя сказка», то иллюстрация, созданная замечательным питерским художником Сергеем Шикиным, прекрасно вписалась в дизайн и понравилась читателям. Лучшее подтверждение этому то, что книга уже несколько лет является бестселлером, и не в последнюю очередь благодаря оформлению.

 ___________________________________________________________

Классика гонзо-журналистики. Двое приятелей, прототипом одного из которых является сам автор, отправляются в Неваду на репортаж с мотогонок, но превращают поездку в беспощадный наркотический марафон.

РЕГИНА ХАКИМОВА

сотрудник пресс-службы издательства «АСТ»

Покупка оригинальной обложки в некоторых случаях стоит больших денег. Обложка не прилагается к правам на книгу, да и вообще не всегда продаётся. Контракты на издание составляются для каждого автора индивидуально: иногда редакция утверждает обложку у правообладателя, а иногда мы это делать не обязаны. С мёртвыми авторами обложка не утверждается.

 ___________________________________________________________


Второй роман Фицджеральда. Взгляд на «потерянное поколение» молодёжи 1920-х на примере пары образованных и богатых супругов, предающихся праздному образу жизни, но не находящих счастья.

ВАДИМ ПОЖИДАЕВ

арт-директор издательства «Азбука»

Художники живут образами и редко их вербализируют. Попробую совсем коротко.

Прежде всего разделим художников на художников и оформителей. В мастерской ты можешь быть художником, в издательстве ты — оформитель. Художник может исповедовать любые художественные принципы и ставить любые задачи. У оформителя задача одна — продать книгу.

Весь процесс создания книжного оформления — это поиск соответствий. Прежде всего формируется представление о тексте, изучается история изданий. Совместно с издателем вырабатывается концепция оформления.

Потом наступает черёд соответствий. Между автором и набором изобразительных средств. Между содержанием и картинкой. Между этим оформлением и издательским стилем. Между словами в названии и изображением. Между провокационным и допустимым. Подключается твой внутренний цензор. Поиск баланса между завлекательностью и хорошим вкусом. Или такие вот соответствия: между временем, которое может затратить оформитель, и важностью книги для издателя, между ценой картинки и тиражом.

Но прежде всего — аудитория. Понимание, для кого делается это оформление, принципиально. Мы всегда должны предлагать что-то новое, провоцировать, завлекать, но средства и приёмы будут разными. С любой аудиторией есть история отношений. Оформление должно быть отчасти привычным, отчасти неожиданным. В идеале нужно предвосхитить ожидания.

Есть и ещё один важный аспект: чтобы успешно дойти до конечного потребителя, мы должны, не поступаясь принципами, понравиться продавцам. Они первыми видят книжку. И это уже аксиома: если книжка не нравится продавцу, то она, скорее всего, не будет принята и покупателями.

В случае с «Прекрасными и проклятыми» было ясно, что нужно передавать атмосферу и нет нужды делать точную иллюстрацию. Изданий Фицджеральда не сосчитать, многие оформлены прекрасно, но опыт говорит, что наша целевая аудитория не воспринимает настоящую ретрофотографию или современную стилизованную иллюстрацию. Нужно «кино про то время». Ну и сочиняем кино. У Фицджеральда это, конечно, про людей и их отношения. На этой обложке должно быть событие, привлекательные персонажи, характерная атмосфера. Основная задача: за короткое мгновение, которое проходит во время контакта глаз покупателя с обложкой, нам надо завладеть его вниманием и добиться благосклонности.

Выполняешь поставленные задачи и... проверяешь всё снова и снова на соответствия.

 ___________________________________________________________

Романтический детектив. Девушку со страстью к сыску нанимают для поиска пропавшего мужчины, в результате чего она исчезает сама.

ОЛЬГА БУШУЕВА

заместитель директора по рекламе 
и PR издательской группы «Азбука-Аттикус»

Оригинальную обложку мы не использовали по нескольким причинам, в том числе правовым. Но прежде всего из-за предпочтений российских покупателей. Есть, безусловно, очень чёткая аудитория женщин, выбирающих романы Сесилии Ахерн. На указанной вами обложке книги сказалось то, что несколько лет назад, когда она вышла, читательницы Ахерн в среднем были старше. Сейчас её аудитория стала моложе, и оформление изменилось.

В нашем издательстве есть практика утверждения обложек у правообладателей, правда, в этом случае мы этого не делали.

 ___________________________________________________________

Романтическая трагедия. История приключений школьных друзей со смертельным исходом.

ЕЛЕНА КАРИНА

PR-директор издательства «Рипол Классик»

Процесс создания обложек — многоступенчатый. И решение об утверждении окончательного варианта принимается с учётом всех голосов: редакции, арт-директора и особенно реализации. Оригинальная обложка не понравилась ни редакции, ни реализации. Она не соответствовала менталитету российского читателя и не отражала содержания книги. С автором в этом случае обложка не утверждалась.

 ___________________________________________________________

Провокационный триллер. 23 писателей запирают в одном помещении с требованием, чтобы каждый написал по рассказу.

РЕГИНА ХАКИМОВА

сотрудник пресс-службы издательства «АСТ»

Чак Паланик выходит в двух сериях. Одна из них — «Альтернатива». Она известна в России на протяжении многих лет и привлекает большое количество читателей. Соответственно, необходимости в покупке оригинальной обложки нет.

Российскому читателю хорошо знакомы не все авторы серии «Альтернатива». Поэтому для привлечения дополнительного внимания используется зонтичный пиар — выведение неизвестных авторов в один ассоциативный ряд с известными. Таким образом, оранжевые обложки обеспечивают хорошие продажи всем авторам серии.

Источник: http://www.the-village.ru/village/weekend/weekend/143841-s-mertvymi-avtorami-oblozhka-ne-utverzhdaetsya-osobennosti-knizhnogo-oformleniya-v-rossii

Новости по теме

Отзывы читателей (3)

Подписаться на комментарии к этой статье

Анна фон Припозднившаяся
14 мая 2014, 14:12
Полезный отзыв?
Да / Нет
 
+0
/
-0

Тоже всегда интересовал этот вопрос! Единственно логичное объяснение - последняя книга Чака Паланика внутри серии. Остальное - полный провал! Скорее выглядит, что либо читателей за идиотов держат, либо делают наобум, что попроще и подешевле. Вот и получаем АншлагАншлаг по всем ТВ-каналам и жуткий граф.дизайн в книжной индустрии, да и во всем остальном. Печально!

ответить
Любовь Сушко
14 мая 2014, 15:51
Полезный отзыв?
Да / Нет
 
+1
/
-0

Оформление серии ИБ  очень нравится, просто очень, и тут "Зимняя сказка" прекрасно вписана, работы художников чаще всего впечатляют в этой серии.

Что же касается других  книг, то чаще вызывают разочарование, особенно оформленные кадрами из кинофильмов, книжки как-то теряют свою ценность. Думала, что только я такая, но видела как студентки умоляли найти "Чтеца" без этих вот изысков, фильм - это совсем другая песня...

У нас есть великолепные иллюстраторы Покупаю книги Гордеева, детские В.Чайчука, только чтобы получить их иллюстрации, даже если книги уже есть в библиотеке в другом оформлении, но халтруы слишком много, и это огорчает.

Кстати, хороший художник заставляет покупать книгу, если же это халтура, то не хочется покупать даже то, что очень нужно. Не понравился новаый вариант "Облачного атласа" и "Зимней сказки", рада, что у меня есть первый вариант...

Сегодня мы покупаем не все подряд, и дизайн, и иллюстрации - это очень влияет на выбор того или иного издания, но чувствуется, что издатели не обращают внимание на эту сторону  своих творений

ответить
Светлана (гость)
16 мая 2014, 01:33
Полезный отзыв?
Да / Нет
 
+1
/
-0
14.05.2014 Любовь Сушко

Оформление серии ИБ  очень нравится, просто очень, и тут "Зимняя сказка" прекрасно вписана, работы художников чаще всего впечатляют в этой серии.

Что же касается других  книг, то чаще вызывают разочарование, особенно оформленные кадрами из кинофильмов, книжки как-то теряют свою ценность. Думала, что только я такая, но видела как студентки умоляли найти "Чтеца" без этих вот изысков, фильм - это совсем другая песня...

У нас есть великолепные иллюстраторы Покупаю книги Гордеева, детские В.Чайчука, только чтобы получить их иллюстрации, даже если книги уже есть в библиотеке в другом оформлении, но халтруы слишком много, и это огорчает.

Кстати, хороший художник заставляет покупать книгу, если же это халтура, то не хочется покупать даже то, что очень нужно. Не понравился новаый вариант "Облачного атласа" и "Зимней сказки", рада, что у меня есть первый вариант...

Сегодня мы покупаем не все подряд, и дизайн, и иллюстрации - это очень влияет на выбор того или иного издания, но чувствуется, что издатели не обращают внимание на эту сторону  своих творений

Но судя по словам представителей издательств, они-то как раз думают над оформлением обложек, и очень серьезно, как видно из приведенных в статье цитат. Это-то и пугает! Они говорят о "предпочтениях российских покупателей". О, Боже! Неужели наши читатели настолько неразборчивы?!? Я-то как раз согласна с Вами, что очень важно оформление!   

ответить