Untitled document

           До возникновения в конце 19-го века философии диалектического материализма (сокр. диамат), которая обозначила себя как венец мировой философии и самое передовое, прогрессивное, научное мировоззрение человечества, мировая философия на протяжении более двух тысяч лет рассматривала в качестве фундамента мироздания два первоначаламатерию и дух, физическое и психическое, материальное и идеальное. Различные направления и школы философии отдавали первенство, приоритет или предпочтение в создании и преобразовании мироздания то духу (объективный и субъективный идеализм), то материи (механистический и диалектический материализм), то в равной мере тому и другому (дуализм, деизм), а то делали попытки глобального отождествления материального и духовного начал (анимизм, гилозоизм, пантеизм, панпсихизм, панлогизм). Особой разновидностью последней философии можно считать нейтральный монизм, который пытался уйти от явного противопоставления вышеуказанных первоначал путем постулирования существования некой нейтральной субстанции (первовещества), не являющейся самой по себе ни материей, ни духом, но которая в условиях разных организационных форм и наблюдений субъекта способна проявлять либо физические, либо психические  свойства (но не те и другие одновременно).

 

Борьба в умах философов этих двух якобы противоположных принципов возникновения мироздания наполняла и продолжает наполнять как смыслом, так и величайшим бессмыслием, противоречивое, болезненное, уродливое развитие всей мировой философии вплоть до наших дней. Суть этой борьбы проявляется в постановке и бесчисленных безуспешных попытках однозначного и окончательного решения основного вопроса философии об отношении сознания к материи, мышления к бытию, духа к природе, идеального к материальному. Этот вопрос впервые четко сформулировал в работе “Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии” (1888 г.) нем. мыслитель и общественный деятель, один из основоположников марксизма Фридрих Энгельс (1820-95):“Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию. Нем. философ-пессимист, мистик и иррационалист, современник Энгельса Артур Шопенгауэр (1788-1866) назвал сознание “загвоздкой Вселенной”, подразумевая, что его тайна остается самым темным местом во всем своде человеческих знаний.

 

Ясная постановка основного вопроса философии потребовалась классикам марксизма для того, чтобы разобраться в том хаосе несогласных между собой философских направлений и течений, бесчисленных школ и школок, который сложился за много веков в мировой философии в результате ожесточенной борьбы за умы людей идеологов  различных общественных сил. Смысл этой борьбы состоял не столько в поиске и установлении философской истины, сколько в подчинении общественного сознания власти определенных идей в интересах тех или иных господствующих в обществе классов, сословий и групп людей. Выделение главного, основного вопроса философии позволило четко классифицировать все философские учения.  Энгельс писал: “Философы разделились на два больших лагеря сообразно тому, как отвечали они на этот вопрос. Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы, и которые, следовательно, в конечном счете, так или иначе признавали сотворение мира...составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма”. Владимир Ленин (1870-1924) вслед за Энгельсом подчеркивал: “Взять ли за первичное природу, материю, физическое, внешний мир и считать вторичным сознание, дух, ощущение ..., психическое и т.п., вот тот коренной вопрос, который на деле продолжает разделять философов на два больших лагеря”.

 

И, тем не менее, все указанные философские направления и их адепты так и не смогли объяснить себе и остальному человечеству, каким образом противоборствующие начала - материя и дух - взаимодействуют друг с другом? Каким путем или с помощью какого такого механизма идеальное порождает материальное или, наоборот, материальное – идеальное? Не смог этого сделать, несмотря на в целом верное общее понимание того, что именно материя порождает идеальное, а сознание есть результат отражения одного материального процесса в другом материальном процессе, и марксистский диамат. Традиционный монизм в лице идеализма или материализма оказался неспособен выявить и объяснить истинную диалектику материального и идеального, их закономерную связь и единство. Остался нераскрытым механизм не только безусловного воздействия материального на идеальное, но и, что менее очевидно, опосредованного (в частности, через живой организм) адекватного или абсурдного влияния идеального на материальное.

 

          По-настоящему диалектическое решение древнейшего мировоззренческого противоречия (своеобразного философского “гордиева узла”) пришлось искать, выявлять и объяснять современному философскому сообществу мне – престарелому философу-самоучке (официально я сдавал лишь кандидатский минимум по философии в очной аспирантуре ИЭВТ Латвийской АН в 1974 г. и тогда же представил свой первый философский опус “О кибернетическом моделировании человеческой психики), профессиональному ученому и изобретателю в области технических наук (к.т.н., с.н.с., 300 публикаций, в том числе более 250 статей, 17 изобретений и 3 монографии в областях прикладной теории автоматов, логического проектирования цифровых устройств, программирования микропроцессоров, электрических измерений и метрологии, разработки уникальных и серийных информационно-измерительных систем для автоматизации учета энергоносителей разного вида в энергосистемах и на промышленных предприятиях), человеку с философским складом мышления, любознательному от природы и с неодолимой тягой к научному познанию реального мира. Для исследований у меня имелись определенные умственные задатки и способности, включая склонность к критическому анализу, систематизации, классификации, обобщению и логическому сжатию знаний в различных областях технических и естественных наук (астрономия, физика, химия, биология, медицина). Давнишний научный девиз автора: “Подвергай все сомнению. Знай, чтобы понимать и действовать!”.

Впервые новую, оригинальную концепцию единства материального и идеального я предложил в августе 2020 года в своей большой электронной интернет-статье “Сущность разума человека и познание им реального мира” (44 стр. формата А4, 150 тыс. знаков). Априори я не стал обращаться для публикации того и нынешнего материала в профессиональные философские отечественные издания, поскольку, на мой взгляд, вся постсоветская философия, не говоря уже о современной западной философии с  мозаикой ее частных, лишенных универсальной, всеобщей значимости или вообще иллюзорных, оторванных от реальности учений (прагматизм, неопозитивизм, неофрейдизм, экзистенциализм, иррационализм, персонализм, неореализм, неогегельянство, мистицизм, спиритуализм, сциентизм, теософия, неотомизм и многие другие), находится в глубочайшем мировоззренческом кризисе. Да и в период расцвета СССР советская философия, придавленная партийной, марксистско-ленинской идеологией, не обладала должной самостоятельностью и свободой для творческого, инновационного развития.

 

Современная философия, копаясь в силу общественной растерянности, безысходности и безденежья в мировом философском мусоре и в который раз “пережевывая” его архаичные, набившие оскомину догмы, начинает вновь обслуживать идеологические запросы реанимируемой на постсоветском пространстве на государственном уровне традиционной православной религии (или ислама в тех регионах, где исторически преобладает мусульманское население). В постсоветском обществе религия постепенно становится неотъемлемой частью государственной идеологии и общественной жизни, что является прискорбным фактом для каждого здравомыслящего человека, знакомого с историей мирового религиозного фанатизма (религиозные войны, инквизиция,  религиозный террор) и многовековым противодействием религии развитию философских и научных знаний. Религия и наука – это антиподы, поскольку в основу объяснения человека и мироздания кладут противоположные, противоречащие друг другу идеи – соответственно иллюзорного бога и реальной материи.

Мое принципиальное отношение как человека, ученого и философа к любой форме религии выражено в моихИзбранных работах по философии науки, атеизма и религии (2009-2019)и может быть кратко подытожено всего лишь одним тезисом: “Бог – это обитель человеческого невежества, страха и бессилия” (недаром многие люди обращают свой взгляд к богу именно в тяжелые времена своей жизни, немощной старости или перед лицом смерти, от которой, естественно, никогда никакой бог, будучи абсурдным человеческим вымыслом, не спасал и не мог спасти; смертны все верующие и атеисты, но, тем не менее, истинно верующие люди наивно убеждены, что их вера, молитвы, обряды и бог защитят от несчастий и страданий). Короток и тревожен человеческий век, и люди в своей массе до последнего вздоха, инстинктивно противясь неизбежной смерти, продолжают упорно надеяться на помощь каких-то скрытых, внеприродных, сверхъестественных сил. Мало кому достает мужества прямо взглянуть смерти в лицо и с достоинством принять ее неумолимый приговор. Независимые, свободно и критически мыслящие философы и ученые, я надеюсь, поймут мою фундаментальную атеистическую убежденность и критику религии, порабощающей человеческое мышление и свободу его творчества.

 

          Сегодня, спустя почти два года, я могу для широкого круга серьезных и любознательных читателей-философов глубже, точнее, подробнее и доходчивее сформулировать суть концепции единства материального и идеального, а также детально показать исключительно материальную сущность мышления, которое большинство философов всех стран, времен и народов считало  и продолжает до сих пор считать “божественным”, нематерильным, духовным, принципиально необъяснимым явлением.  

Рейтинг@Mail.ru