ЧЕРТОВСКИЙ РУЧЕЙ
Село Мохнецы удобно расположилось на высоком, правом, берегу реки Медведица. С севера и запада оно окружено лесами, которые предохраняют от холодных и частых ветров. Само село получило название от существовавшего на этом месте, мужского монастыря, который в народе
называли Моховецким. Наверно в местных лесах было много мха. В позапрошлом веке монастырь закрыли, из - за каких- то неправедных дел монахов. Ходили слухи, что они грабили людей на дорогах. Образовавшееся у монастырской церкви село, назвали Мохнецы. Здесь поселились карельские семьи, прибывшие в соответствии с царским указом. Карелы назвали свое село Наманастыри, это означает, что построено на монастыре.
В округе есть много местных названий. Происхождение некоторых понятно, или хотя бы можно предположить, откуда оно взялось. Например, один лес называют «Березки», другой «Пенья» или еще один «Круглиха». В этот лес, если солнца нет, лучше не ходить – может закружить и компас не поможет. Долина реки Медведица вниз по течению называется «Дуленки», а вверх – «Киши». И никто мне не мог объяснить происхождение этих названий. К северу, примерно в пятистах метрах от села, в Медведицу впадает «Чертовский» ручей. Меня очень заинтересовало, откуда взялось такое название. И к моей радости ответ нашелся. Вот, что мне поведала моя тетушка Шура – Александра Викторовна. Она была с детства слаба здоровьем, плохо видела и вскоре совсем ослепла. Но память у нее была отменная. Это была настоящая энциклопедия всего, что касалось семьи Невских и ближайшего окружения. Так вот, что она мне рассказала. В былые времена река Медведица была настолько полноводной, что в ней даже сомы водились. Однажды весной, после ледохода, вода спала очень быстро и вошла в свое летнее русло. У местных крестьян появились весенние
заботы, где пахать, что сажать и сеять. Один из мужиков пошел на свое поле, расположенное в северном направлении от села. Дорога шла через Чертовский ручей, но тогда он еще был безымянным. Через ручей был построен мостик, а что бы его вода не разрушала, снизу укреплен, выложен камнями. Тут у мостика ямка образовалась. Дошел мужик до мостика и слышит какой - то плеск в ямке. Заглянул туда, а там что - то черное оловастое, с усами шевелится, в воде. Испугался мужик – что за чудище? Такую большую рыбину он в жизнь не видел. Черт, наверно. Побежал он бегом обратно в деревню и прямо к местному священнику – отцу Арсению Невскому. Рассказал батюшке, что он от черта убежал. Отец Арсений был грамотным человеком и сразу понял, что в ямку заплыл большой сом, а когда вода быстро ушла, не успел вернуться в реку. Велел батюшка своему работнику Ивану, лошадь запрячь и вместе с ним поехал к ручью. С собой взяли топор и вилы. Сома прижали вилами и зарубили топором. С трудом вытащили из ручья, погрузили на телегу и покрыли рогожей. Сом был такой большой, что на телеге весь не помещался и его хвост сзади свешивался. Все село сбежалось смотреть, как отец Арсений к себе черта везет. И хотя, объяснил он, что это рыба и скоро ее используют в пищу - народ не очень поверил. А по селу пошел слух, что поп черта съел. Или по- карельски -«паппи чертан ше». С тех пор и прозвали безымянный ручей «Чертовским».