Хотелось бы обратить внимание читателя к нескольким деталям, которые имеют принципиальное значение при чтении данной книги.
Во-первых, понятие цивилизационной парадигмы пронизывает все содержание книги и имеет ключевое значение в структуре изложенных мыслей, вопросов, сомнений и выводов. Именно поэтому возникла необходимость еще раз вернуться к смыслу данного термина и подробно изложить авторское представление о сути этого понятия.
Во-вторых, когда идет разговор о Западной цивилизации, подразумевается, что народы западных стран имеют многослойную, разнообразную, многонациональную, дифференцированную структуру.
Все мое восхищение достижениями западной цивилизации относится к ее народам. Однако объектом анализа является не народ, а та тонкая прослойка общества, которая определяется словом - элита. Именно эта часть народа создала идеологию прав человека и демократии и во многом определяет политику и экономику западной цивилизации.
Плоха не вера, а идеология веры. Не демократия плоха, а те, кто использует ее принципы, как средство для распространения своего влияния в мире. Мое отношение к людям западной цивилизации никак не совпадает с моим отношением к идеологии прав человека.
Народы западной цивилизации вызывают у меня уважение, часто переходящее в восхищение. А часть элиты этих народов, безудержно стремящаяся к увеличению власти и богатства, возбуждает страх и отторжение.