В далёкой стране, среди сверкающих песков и изумрудных пальм возвышался мраморный дворец. В том дворце жил султан. Был он очень добрым и мудрым. Дважды в год столицу посещали самые разные люди. Богатые и бедные, все они желали поклониться великому султану и по возможности спросить совета. Султан Альфинур являлся не только хорошим правителем, но и любящим отцом. Все его десять детей росли дружно. Четыре сына и шесть дочерей. Как же гордился султан своими наследниками. Старший сын ростом и характером походил на своего отца. Он с юных лет прекрасно держался в седле и дрался на мечах. Второй сын уступал ему в статности и силе, но тоже имел свои таланты. Он был лучшим в столице охотником, все говорили о его меткости и ловкости. Третий сын интересовался оружием, и все дни напролёт проводил в кузнице. Четвёртый сын, о котором и пойдёт речь, не любил скакать верхом, считал охоту наискучнейшим занятием, да и блеск стали его не пленял. Звали принца Кабир. Лицом он больше напоминал женщину, и поэтому старшие братья частенько смеялись над юношей. Принц любил читать. Правда его привлекали далеко не описание военных баталий, а поэзия или проза.
- Не понимаю, в кого он такой нежный, - фыркал султан по вечерам.
Слуги лишь пожимали плечами и громко вздыхали. Визирь, близкий друг султана посоветовал нанять для принца наставника.
- Я думаю, у него непременно должны быть какие-то таланты, - заверил его визирь. – А если рядом с ним будет находиться друг, то кто знает, возможно, через пару лет из принца Кабира вырастет легендарный политик.
Эта мысль обрадовала султана, и он приказал пригласить в Иверию самых одарённых учителей и учёных, чтобы выбрать достойного наставника. К счастью, они нашли подходящего человека. Ни смотря на пожилой возраст и белую чалму, Индус одним своим видом внушал почтение.
- Сможете ли вы развить таланты в моём сыне, уважаемый? – обратился к гостю султан Альфинур.
- Это зависит не от меня, о наимудрейший. Захочет ли принц сам развиваться и размышлять. Ведь прежде чем найти алмаз необходимо перебрать груду камней и песка.
Так тому и быть. Индус был приставлен к принцу Кабиру и старательно исполнял роль наставника. Он приносил ему интересные книги, рассказывал о звёздах, читал стихи. Юноша впитывал новые знания с восторгом, но постепенно стал задумываться над тем, в чём его предназначение. Прошло несколько месяцев в бесплодных поисках, пока принц не обнаружил в себе страсть к музыке. Да-да. На одном празднике он увидел музыкантов и внутри него что-то затрепетало.
- Наставник, почему музыка имеет над людьми такую власть?
- Сложный вопрос, - задумался Индус. – Далеко не все реагируют как вы, принц. Один и не обратит внимания на эту мелодию, а другой посчитает всё это лишним шумом. А что чувствуете вы?
- О! Это такое ощущение, словно внутри меня сотни разноцветных бабочек. И стоит лишь услышать мне музыку, как они принимаются летать, делая моё тело почти невесомым.
- Возможно, вам следует, поближе познакомится с музыкой, принц.
На следующий день в комнату для занятий принесли музыкальные инструменты. Здесь были самые простые и самые диковинные экземпляры. Принц Кабир сначала взял в руки флейту, но она не вызвала в сердце никакого отклика. Вскоре ему подали танбур*. Именно его звучание взволновало юношу. Прошло два месяца. Кабир уже смело перебирал струны танбура, но с каждым днём становился всё печальнее.
- Похоже, музыка не принесла покой в ваше сердце, - заметил Индус.
- Не знаю. Просто перебирать струны не по мне. Возможно, мне стоит попробовать самому сочинить мелодию. Что скажете, учитель?
- Я одобряю ваш выбор. И всё же, вы должны знать, что это не лёгкий путь.
- Понимаю. Мне, вероятно, нужно многому научиться…
Принц Кабир с того самого дня проводил все дни в беседке, то и дело наигрывая какую-нибудь мелодию. Не сразу, но юноша осознал, что ему для творчества не хватает самого главного.
- Когда я смогу ощутить прилив вдохновения? – спросил наставника принц.
- Сложный вопрос. Садовник черпает вдохновение в самой природе, гончар в мягкой и податливой глине.
- А музыкант?
- Музыкант или поэт, должно быть, сочиняет только под влиянием сильных эмоций. А сильные эмоции, это, прежде всего любовь.
- Но я люблю свою семью, своего отца, братьев, страну, весь мир.
- У любви много лиц, - произнёс Индус, улыбнувшись. – Одно из них – любовь к женщине.
После этой беседы, принц Кабир долго не мог уснуть. Он смотрел на луну и вздыхал. Ему не терпелось увидеть ту самую женщину, что изменит всю его жизнь. Как известно, любовь приходит вовремя. Пять дней спустя, принц и его братья отправились на охоту. Верный конь Кабира понёс его в противоположную сторону, и принц ничего не смог сделать. Когда же, конь, наконец, остановился, то стало ясно, что они сбились с пути. Ни смотря на ранее утро, птицы уже звонко пели в кронах деревьев, и радовались новому дню. Принц спрыгнул на землю, привязал коня к дереву, а сам решил немного осмотреться. В нескольких шагах от него находился колодец. Кабир поспешил туда, намереваясь наполнить флягу, ведь он не знал, как долго он будет искать дорогу домой. Едва принц приблизился к колодцу, как ощутил такую жажду, что даже испугался. Колодец манил к себе прозрачной влагой, и Кабир при помощи привязанного ведра, попытался добыть немного воды. Увы, ведро вернулось совершенно пустое.
- Что за колдовство! – произнёс вслух принц Кабир.
Внезапно подул горячий ветер, который обжигал лицо и губы. Принц заслонился от песка, который беспощадно кружился над головой. Разумеется, он не услышал позади себя чьи-то шаги. Но звук льющейся воды заставил его обернуться. Возле колодца стояла девушка. Лицо её было скрыто никабом, лишь одни глаза взирали на окружающий мир с невыразимой нежностью.
- Кто ты? – обратился к девушке Кабир.
Но та испуганно отступила назад, прижимая к себе кувшин с водой. Принц сделал ещё пару шагов, вот только девушка не шелохнулась, и продолжала хранить молчание. Зато её глаза, они сверкали подобно дымчатым топазам. Цвет этих глаз невозможно было описать словами. Казалось, в них смешался мёд и корица, а порой, вспыхивали маленькие золотистые искорки.
- Как тебе удалось набрать воды? Я пытался, но потерпел неудачу.
И снова тишина.
- Ты верно, здешняя колдунья? Или я ошибаюсь? – голос Кабира дрожал от волнения.
- Она ничего не ответит, - сказал старик, который появился совершенно неожиданно.
- Почему же? Ты её заколдовал?
- Нет. Просто девушка немая.
Альфинур (араб.) - "тысячекратный свет".
Кабир (араб.) - великий
Танбур (или тамбур) - струнно-щипковый музыкальный инструмент типа лютни, с декой (корпусом) грушевидной формы и длинным грифом, распространённый в арабских странах.
Никаб - мусульманский женский головной убор, закрывающий лицо с узкой прорезью для глаз. Как правило, изготавливается из ткани чёрного цвета.