Untitled document

Право выбора

 

В эту книгу Владимир Бакун включил произведения, написанные в разное время, но объединённые одной темой, которой прежде почти не касались советские литераторы, - человек и его вера, а точнее – советский человек и православная религия.

Выбор темы обусловлен не соображениями конъюнктуры, не желанием автора достигнуть успеха, поднявшись на волне возросшей популярности церкви, - повесть, давшую название сборнику, В.Бакун писал в то время, когда совершенно немыслимо было представить руководителя нашего государства в храме, со свечой в руках, когда публикация подобных произведений была весьма и весьма проблематичной, а создание их небезопасным. К тому же, чтобы получить сведения о церковной среде, которыми располагает автор, нужны годы и годы, а ещё – личный опыт: ведь совсем недавно для большинства из нас она была чем-то вроде загадочного параллельного мира, попасть в который мог не каждый.

Однако написана повесть, на мой взгляд, не для того, чтобы открыть читателю неизведанное, а затем, чтобы рассказать, как в этих разных вроде бы мирах могут одинаково трагично сложиться судьбы талантливых, отважившихся независимо мыслить людей.

Один из них – вначале человек далёкий от церкви, студент иняза, затем учитель немецкого языка в школе, другой – священник, и оба ненамеренно, в силу своей неординарности, нарушают принятое их окружением правило: «Не выделяйся!» И становятся париями. А ведь они не выступали против государственного строя, не критиковали существующую власть – просто своей профессиональной деятельностью продемонстрировали исключение из правил, привлекали к себе внимание сограждан и тем самым создали опасность того, что и сограждане захотят последовать их примеру, - тогда может появиться масса исключений, правила перестанут быть правилами, поколеблются устои. А это уже настоящая опасность.

Прегрешения, а за ними и мытарства главных персонажей повести начинались вроде бы с пустяков. Студент Максим Гонта умудрился пройти институтский курс за три года и захотел получить диплом досрочно, что оказалось делом незаконным. Ему бы спокойно принять это к сведению, а он позволил себе усомниться в правильности закона. И, конечно, начались неприятности. Гонта попытался обрести устойчивость в параллельном мире, даже в семинарию поступил, но вскоре понял, что отделённая от государства церковь больна теми же, что и оно, болезнями и придерживается тех же правил. Гонта не утратил пришедшей к нему веры в Бога, но это вера еретика, которому чуждо смирение.

Духовный наставник его, отец Владимир, тоже посмел выделиться: произносил в своей приходской церкви такие проповеди, что на них стекались верующие и неверующие со всей Москвы, к тому же писал какие-то богословские работы, - вот и стал опасным и для государства, и для иерархов церкви. Ревностные блюстители государственных интересов упрятали его в тюрьму. А служители церкви отправили в какое-то захолустье, в приход без прихожан. Прихожане вскоре объявились, и новые беды стали стучать в дверь к неугомонному священнику.

А Гонте, который сделался школьным учителем и получил очередной удар за неумение быть как все, представился случай попытать счастья уже «в другом измерении», в заманчивом благоденствии капиталистического зарубежья: негаданно он стал богатым наследником умершего в Германии отца, которого считал погибшим во время войны.. Поколебавшись, Максим купил билет до Берлина – и опоздал на поезд, осматривая в Бресте мемориал. Он не мог не опоздать: человеку, обладающему памятью детства, обострённым чувством Родины, а именно такими качествами наделил автор Максима Гонту, предначертано разделить судьбу Отчизны – «Во имя Отца и Сына…»

Отличаются новой информацией, неординарностью мыслей и рассказы. Особенно сильное впечатление произвёл на меня «Любер», где повествуется об одном из событий войны в Афганистане и анализируется природа предательства. Запомнился своею пронзительною откровенностью рассказ «Анатомия убийства» - покаяние в убийстве кошки, которое при всей реалистичности описания вполне конкретного случая воспринимается как аллегория.

В общем, книга содержит достаточно редкую информацию, интересные наблюдения, смелые и порой очень спорные мысли, с которыми в одном случае могут не согласиться верующие, в другом – неверующие, но те и другие обязательно задумаются над прочитанным, над тем выбором жизненных ценностей, который сделали герои Владимира Бакуна.

                                                                                Ирина Красногорская.

Рейтинг@Mail.ru