Умные мысли и разумные предложения не пропадают. Конечно, их зачастую претворяют в жизнь уже другие люди, но, именно, они ускоряют развитие всех наших гражданских технологий и создают реальные феномены культуры, сохраняя и развивая духовность. Так сложно, скорее всего, Валерий Александрович тогда не рассуждал. Он просто хотел активно и целенаправленно строить Великое Государство, которое после войны обрело новое дыхание, как казалось молодёжи. Но, именно, такое же государство хотела строить и Оля.
Поэтому, когда Валерий Александрович с чемоданами книг по сельскому хозяйству и сельскохозяйственной техники уехал на целину, для Оли в Санкт-Петербурге всё стало неинтересно. Она фактически на всей своей карьере поставила крест и поехала спасать своего «Валерика», т.к. женским сердцем почувствовала, что на целине он без неё просто пропадёт.
Мы много говорим о декабристах и о их жёнах, но для нашей страны «декабризм» это постоянное состояние для каждого нового поколения честных людей. Для того, чтобы бросить Санкт-Петербург и поехать в степь в организацию, где директором очередной «хаймович», нужно быть очень мужественным человеком.
Но какой необходимо быть женщиной, чтобы добровольно поехать туда куда фактически только за очень серьезные деяния против существующей системы направляли на несколько лет (и не более !). Да, многим даже не понять сегодня того внутреннего настроя молодёжи 50-х годов ХХ века, когда такой порыв был возможен, того высочайшего уровня духовности, которым жили самые искренние и высокоморальные личности. Действительно, война и испытания закалили людей. Лучшие из них ради своих убеждений были способны на многое и не колеблясь совершали подвиги.Такой подвиг зимой 1 декабря 1954 г. года совершила Ольга Владимировна Юхно, которая рассчиталась с работы, оставила учёбу в институте и поехала в «первозданную дикость Татарии». Но попала не к нормальным степнякам, а в организацию, где директор, действительно, был реальный Хаймович, подписавший несколько телеграмм-вызовов (только в «трудовой» есть две ссылки на телеграммы от 12/11/1954 г. и от 27/11/1954г., которыми Хаймович звал Ольгу Владимировну в посёлок Курагата Джамбульской области !!), сразу же по приездеотказал в трудоустройстветехнику технологу по «сварочному производству» Ольге Владимировне Юхно (какой «хаймовический молодец» !). Это при наличии большого парка тракторов Т80 не нужны технологи сварщики !? Трудно избавиться от ощущения, что такой подлостью просто пытались уничтожить молодую семью руками безнравственного и бесхребетного труса Хаймовича,как бы стремясь выпроводить «из Курагаты и Казахстана» нежданную спасительницу.
И этот «гнус» на русскомдаже написать нормально не смог – «не принята на работу в зерносовхоз «Курагатинский» в связи с неимением работы по специальности. Директор зерносовхоза «Курагатинский» /подпись/ Хаймович» (02/01/1995 г.). В какой книге и в каком словаре он вычитал слово «неимением» ?! Действительно, настоящий «ХАЙМОВИЧ»… А кто-то говорит, что фамилии даются случайно и они не отражают сути человека.
Но ведь пра-правнучка Моисея Григорьевича Католика, последнего потомственного атамана Задунайской-Запорожской Сечи, боролась за своего любимого ЧЕЛОВЕКА. Поэтому никакие «Хамы и Хаймовичи» ей помешать не могли. Она сразу же преобразила дырявую мазанку в жильё и уже вечером Валерий Александрович смог нормально отдохнуть, а через несколько дней развела целое хозяйство. «Чушка кет ! Чушка кет!» - кричали соседки Ольги Владимировны, пытаясь поймать вырвавшегося на волю поросёнка, которого заботливо выращивала молодая жена главного инженера зерносовхоза «Курагатинский» Ольга Владимировна Васильева. Полюбили казашки молодую и трудолюбивую «жену начальника», а она не переставала удивляться их обычаям, особенно, когда молодая и красивая казашка радовалась, что её берет в жёны четвертой женой семидесятилетний чабан. Да, официально многожёнство было запрещено, но казахи-чабаны «для отчетности» разводились в ЗАГСе со своими жёнами, а продолжали традиционно жить большой азиатской семьёй. Всё руководство это знало, но ломать сложившийся веками строй жизни не считало возможным, т.к. только такие «бригады» могли не только выжить в степи и горах, но и давать большие объёмы животноводческой продукции. В самом совхозе уже были случаи, когда даже уважаемый казах имел одну жену, которую искренне любил. Фактически руководители Казахстана в то время оказались намного мудрее «московского руководства».