Большое произведение, выстроенное  из  грубо сдвинутых,  небрежно  упакованных   фрагментов…  И     благодатный   эффект   финала, добытый  автором  в   пустяшной и,  казалось бы, безнадежно проходной  сцене…

«Надя вспомнила, как бестолково они топтались в прихожей, где из-за книг двоим и повернуться негде было, и Владимир Максимович, криво усмехаясь, как бы в шутку пытался отнять у нее плащ и спрятать у себя за спиной, потом вдруг с перекосившимся от обиды лицом тянул ее за руку в комнату. Сверху на них свалились какие-то журналы, как мстительные птицы, полетели книги, и он оставил Надю, и она перестала отбирать плащ, боясь наступить на книги... Теперь он был у ее ног: сгребал с пола журналы, и она видела сверху, как постепенно успокаиваются его руки, не умеющие обнимать женщину, выстраивающие на весу многоэтажное сооружение, подпирая верхнюю книгу подбородком... Он поднял голову и исподлобья покорно посмотрел на нее, словно побитый пес. А Надя смотрела на свой плащ, на котором топтался Владимир Максимович…»

 

Что  смогло —что в принципе  способно—   перевести скрытую и  поначалу  почти неощущаемую  энергию   сбивчивого, рассеянного  и внешне  весьма необязательного повествования  в  мощный очищающий  выброс ?..Если  отвечать  кратко, то   прежде  всего  следует, пожалуй,  говорить   об  идеальном— об  идее. Поскольку лишь   вросшая  в текст, почти бесследно растворенная в нем идея  способна, видимо,  с таким поразительным   эффектом  сближать  разлетающиеся   смыслы  разрозненных  фрагментов. Она   и  есть, как  представляется,  главная  загадка этой вызывающе дерзкой прозы, написанной  с полным знанием  современных практик повествования, но без единой уступки  им.

Рейтинг@Mail.ru