Сегодня, когда тривиальная задача выжить стала для человечества самой насущной, и сквозь вековые наслоения государственной, идеологической, национальной разобщенности начали пробиваться ростки сознания, выражающего всеобщие, действительно интернациональные интересы, появилась, кажется, и реальная надежда на новое, серьезное отношение к немногочисленному племени тех и н а к о м ы с л я щ и х, которые не только встречали ( и встречают ) в штыки сверхпрогрессивные -«безумные» – идеи, но и в «нормальных», сулящих «очевидное» благо начинаниях умеют обнаруживать зародыши грядущего безумия.
ХХ век на «безумные» идеи оказался особо урожайным. За его неполные 90 лет цивилизация прошла через такие испытания и заплатила за все новое такой кровью, что наличие зловещей связи между прогрессом и человеческими страданиями уже нельзя больше игнорировать. Харкающий кровью прогресс стал, увы, реальностью, и мы поставлены сегодня перед необходимостью научиться быть осмотрительными, приспосабливать идеи к себе, а не приспосабливаться к ним.
Какие-то особые законы развития сообщества мыслящих существ здесь сказались, или специфика местных - земных – условий сыграла свою роль, но эффект акселлератизации человечества очевиден -прирастание силы опередило прирастание разума. Этот разрыв собственно и выдвигает на первый план проблему выживания, заставляет вести речь об осмотрительности, о тех, кто так или иначе становился на пути новых идей, кто был способен усомниться в них, кто заклинал не торопить события. Их воззрения оценивали, как правило, модными мерками текущего дня и потому не скупились на эпитеты : консерваторы, мракобесы, очернители, пасквилянты... Спустя годы, когда в ход шли уже иные эталоны, вчерашних консерваторов и мракобесов обращали в пророков - понимали, наконец, что не за фалды хватали они прогрессивные идеи, а атаковали их неистово, в лоб, вытаскивая на всеобщее обозрение подспудное, скрытое, а потому особо опасное в них.
Но появлялась очередная генерация новаций — подрастало новое поколение «очернителей»...Разумного же, прагматического отношения к сдерживающему, предостерегающему инакомыслию выработать так и не удавалось.
Надежды появились лишь сегодня, да и то только надежды. Слишком уж велико очарование грядущих перемен, слишком уж сильна страсть человеческая к новизне, и ленивое, негибкое, консервативное наше сознание еще долго будет подстерегать соблазн легких побед, больших скачков и великих переломов.
Но цена таких скачков становится вое более не предсказуемой — и с великими сомнениями инакомыслящих придется все-таки считаться. Новые и все более трагические издержки необузданного прогресса, тирания идей или — здравый смысл, реализм и осторожность? Эксперименты над жизнями миллионов или —детальный анализ возможных последствий? Вопрос сегодня стоит именно так, и потому опыт сомневавшихся и усомнившихся, прозревавших в эйфорическом чаду повального единодушия приобретает цену исключительную.
Уникальным кладом такого опыта является творчество Андрея Платонова.
Почему уникальным ?Разве предостерегающий скептицизм является такой уж редкостью у отечественных литераторов? Разве нет в история литературы «Бесов» Достоевского или антиутопии Замятина ? Разве сомнения — монополия лишь художественного мышления, и та же Россия не дала единственный в своем роде пример усомнившегося политического лидера —Ленина —который сумел вырваться из ослепляющей пелены первых успехов революций :разве не было действительно великого перелома 21 года, этой фантастической попытки сдержать юношеское нетерпение социальной революции и уравновесить ее разбушевавшуюся стихию разумом —разве не была Лениным признана необходимость «коренной перемены всей точки зрения нашей на социализм»?
Когда идеи справедливого переустройства общества обрели некую теоретическую базу, и «проходивший»до сих пор по разряду «утопия» социализм урвал свое право на эпитет «научный», общественное сознание никогда не утруждавшее себя заботами о теоретических тонкостях, довольно-таки быстро навело мосты между набирающей популярность социалистической терминологией и практически любыми идеями коренных социальных преобразований. Бродивший по Европе призрак социализма вдали от ее заводов, фабрик, университетов и библиотек являлся этому сознанию в весьма и весьма устрашающих образах. Действительно, что могло связывать теорию немецкого мыслителя и, например, варварские человеконенавистнические построения Нечаева, провозгласившего безусловный приоритет цели над средствами ?..
Но Достоевский соединил их — узрел-таки невидимую, запрятанную в элементарнейший акт психической саморегуляции связь.