Untitled document

Все колониальные империи на протяжении последних тысячелетий были создаваемы для одной цели: грабить колонии ради процветания метрополии, и применяли для исполнения своей исторической миссии примерно один набор средств, делая лишь поправку на историческую и географическую специфику. Со стороны нации титульной всегда имели место ханжество и лицемерие, со стороны наций порабощённых – ненависть и злоба, да ещё жажда мести за свои унижения, причём, не имея возможности мстить прямым обидчикам, рабы изыскали простой до гениальности способ избавления от комплексов – они мстили тем, кто слабее их. Такая форма существования метрополию вполне устраивала, поэтому принцип «разделяй и властвуй» не подвергался сомнениям ни одной из известных имперских идеологий, хотя и подлежал постоянной модернизации. Существовали в исторической природе империи-матрёшки, в каких все нации были расставлены на лестнице-пирамиде, и элита каждого этноса четко знала, кого им дозволено гнобить и унижать, а пред кем надлежит пресмыкаться. Случались и такие империи, где представители всех наций, отличных от титульной, объявлялись равными между собой, то есть фактически сортом вторым, хотя и принадлежность к нации государствообразующей не делало конкретного человека представителем первого сорта людей автоматически. В таких державах, как правило, среди этносов, формально меж собой равных, шла жесточайшая борьба на предмет выяснения того, кто же всё-таки «равнее». И метрополия, формально же пребывая над схваткой, реально «разделяла и властвовала», применяя всё новые дьявольские ужимки и уловки, то используя целые нации, элиты которых первыми поспешили записаться в коллаборационисты, как передовые отряды для порабощения наций временно свободных, а то вдруг давая вновь обретённым рабам неограниченную власть над недавними своими союзниками. Даже те народы, что причисляли себя к кругу избранных, не были застрахованы от внезапной перемены имперских умонастроений – тогда элита этих самых избранных наций ничтоже сумняшеся отдавала своих бедных соплеменников на растерзание озверевшей толпе взбунтовавшейся черни, что в последствии давало моральное право эту же, но уже угомонившуюся чернь эксплуатировать ещё жёстче. В последние века к тем инструментам, с помощью которых осуществлялась главная миссия всех империй, прибавилась всеобъемлющая массовая пропаганда, когда, в угоду политической целесообразности, можно, например, объявить убийство одного или нескольких людей определённой нации, к которой вдруг неожиданно воспылало большое и нежное имперское сердце, преступлением против человечности, и приписать себе моральное право восстанавливать высшую справедливость привычными для империй способами, а можно уничтожение миллионов представителей наций в понимании имперских идеологов, низшего сорта, назвать несчастным случаем на производстве либо перегибами на местах – благо, когда-то порабощённые империей народности уже через несколько поколений вырождаются в сообщества рабов и воспринимают всё, что исходит из метрополии, в частности, в информационное пространство, как божью росу. При этом не следует считать имперских идеологов нелюдями – они просто, как верные русланы, выполняют свой долг, понимаемый ими, быть может, однобоко, но вполне конкретно: усмирённые ранее и навеки нации должны следовать установленным империей курсом, шаг же в какую- либо сторону от определённого фарватера является преступлением элиты определённого народа даже не перед метрополией, а перед своими же согражданами – ибо тогда эти самые сограждане лишаются истинного счастья пребывания в гармонии с глобализованным пространством. Развал любой колониальной империи спонтанен лишь с точки зрения дилетантов, на самом деле верхом глупости было бы полагать, что с обретением национальными окраинами формального статуса суверенных государств само наднациональное образование уходит в небытие. Но для того, чтобы очередная геополитическая катастрофа ложилась тяжким бременем не на имперскую казну, а на бюджеты вновь создаваемых национальных образований, работа в этом направлении должна проводиться имперским руководством регулярно и перманентно, экономические и идеологические бульдозеры не должны останавливаться ни на минуту; однако видимая часть идеологического айсберга отнюдь не является самой важной. Наблюдателям недалёким может показаться, что основная цель идеологической машины - воспитание на имперском и постимперском пространстве большого количества индивидов, самой империей восхищённых и мечтающих о возвращении в тёплое её лоно.  Это далеко не так по той хотя бы причине, что большинство буйных сторонников возвращения во вчерашний день не являются носителями большого интеллектуального потенциала – в этом легко убедиться, услышав их же простые пояснения сложных общественных процессов и явлений. Покорные колонии, пусть даже в новом для себя независимом статусе, не имеют для метрополии той ценности, какую являют собой колонии слабые. В настоящее время сила государства не определяется ни наличием в его арсенале оружия массового поражения, ни стоящим под ружьём большим процентом трудоспособного населения. Силу нации, а соответственно и моноэтничному ( в политическом, а не в нацистском значении этого термина) государственному образованию может придать лишь готовность его граждан разделить судьбу своей страны, контраверсионная, как правило, желанию выбрать в новоосвящённый Юрьев день себе нового более доброго и щедрого барина. К вящей радости метрополий, большинство освобождённых туземцев склоняются именно ко второму способу существования, поэтому задачей имперского руководства продолжает оставаться хорошо обкатанный тысячелетиями способ покупки задёшево   туземных элит, с тем, чтобы последние ещё дешевле продавали той же метрополии своих соотечественников. Но резкие тектонические движения на имперских пространствах открывают для метрополий дополнительные возможности: когда при развале огромного образования вычленяются, помимо признанных мировым сообществом, ещё и неопределённого статуса территории – их можно условно назвать имперскими метастазами –  всегда есть дополнительная возможность извлечь из политического нафталина элиту, незаслуженно, по её же убеждению, обиженную ходом истории, или взрастить и вспитать абсолютно новую элиту, империи  всем обязанную, а потому послушную – это может служить еще одним фактором, действующим на ослабление элит менее покорных, которые в запале национально-освободительной борьбы могут даже – страшно подумать – перейти под покровительство другого сюзерена. Сама возможность такого перехода таит в себе вовсе не идеологическую, как покажется на первый взгляд, а реальную экономическую угрозу интересам старой метрополии: ведь конкуренция среди потребителей товара рабочая сила автоматически повышает его цену и лишает империю дешёвого(если не бесплатного) пушечного мяса – в том случае, если формой существования сверхдержавы является перманентная война, и аналогичного по уровню цены потока рабов – когда, взяв передышку, метрополия обустраивает своё хозяйство.  Всё изложенное выше не следует, разумеется, относить на счёт какой-либо конкретной империи, однако, попытки одного из этих наднациональных образований откреститься от описанных мотивов и способов достижения цели также  нелепы, как клятвы хищника в приверженности идеям вегетарианства. Как последнего побуждает поглощать травоядных не жестокость, а лишь укороченный кишечник, так и травоядная империя, случись её блистательной столице довериться слезам порабощенных ею народов, вместо привычного востребования их же крови, очень быстро переместится из географических карт на страницы учебников истории. К счастью для всех, и в первую голову для тех народностей, что в силу своей малочисленности расположены на нижних ступенях внутриимперской пищевой цепочки, цена каждой отдельно взятой человеческой жизни с каждым веком неуклонно растёт, поэтому есть надежда, что такие инструменты политики, как войны и массовые истребления автохтонов вскорости отойдут в прошлое на всём мировом пространстве.

Рейтинг@Mail.ru