СОЦИАЛЬНЫЕ ЗЛОДЕЯНИЯ — ОТРЫВКИХристо МИРСКИЙ, 2004
0. Предварительные Замечания Ну, наверное не "откроем Америку", заявляя, что основные причины для наших страданий, т.е. для поправимых нами, или тех, которые находятся вне безразличия к нам мира, в котором мы живём (а кто из вас желает может заменить мир на Бог), прячутся в человеческих недостатках, называемых ещё пороками или грехами, также как и в плохом социальном устройстве (которое является следствием наших недостатков). Это известно из древних восточных философий (с "утренних" стран — Morgenländer —, как говорят немцы), но пока в древности человек был намного слабее теперешнего его собрата, то и убытки, которые он сам себе наносил, были малые, или хотя бы соизмеримые с теми, которые наносит нам природа, так что ситуацию можно было в общих чертах выносить, да теперь это уже не так. Потому что увидели (ну, некоторые из вас не увидели лично, но наверное не сомневаются), что 20-ый век был наиболее кровопролитным в человеческой истории, а судя по началу 21-ого ничего лучшего не ожидает нас и в новом! Ещё тысячи лет тому назад некоторые мудрецы осознали, что ежели сам человек не изменится, то мы ни в какой рай не войдём, и поэтому (а и по другим причинам) возникли религии. Так что эта психическая перемена человека нужна, но мы не будем здесь заниматься моральными нравоучениями (в связи с чем автор пришёл к необходимости возникновения какой-то атеистической религии, но об этом — в другом месте), а рассмотрим некоторые конкретные злодеяния и предложим (где это возможно) конкретные "лекарства", однако не ища тотального решения, ибо трудности часть нашей жизни и наивно надеяться (противно СМИ, которые готовы хвалить, или, наоборот, оплёвывать, любое управление, которому они служат), что когда нибудь мы войдём в рай. Но сначала некоторые общие замечания, или законы живого, человека, и общества, без осознания которых можно только переливать из пустого в порожнее. Они довольно общие, наверное и метафизичные, но это не научный трактат а популярное рассмотрение, так что и интуитивное познание может нам помочь. ... 1. Войны Здесь начнём тем, что война, не смотря на то, что латинцы называли её "конечным средством" (ultima ratio), остаётся чуть ли не первым средством для разрешения международных конфликтов, и только после этого уже садятся за стол переговоров, но уже с позиции силы. Это, очевидно, не решение проблем а скорее некоторое ... кровопускание, как разрезание вен в прошлом, и с тем же наивном объяснением по аналогией со, хм, с мужчиной, у которого когда затвердеет некоторый определённый орган, и пока он не выпустит "что-то", то ему не становится легче — так и здесь. Смело можно утверждать, что для любой войны имеются другие, и то в сотни раз более бескровные способы, как, скажем: спортивные состязания, интеллектуальные поединки, экономическое соревнование, или тогда, если мы так уж и хотим чтобы были жертвы, то могли бы быть и настоящие битвы но с участием 1/1,000 состава армий и оружия, или одинаковой численностью (к примеру, по сотне человек). Да дело в том, что пока нет убитых, и то так много, чтобы народы потряслись и ужаснулись, люди не утихомириваются. В общем, для любой войны имеются экономические (часто и идеологические или религиозные) причины, что хорошо известно, но существуют ещё и психологические причины, которые укоренены в самой человеческой натуре, которая так устроена, что просто любит силу. ... 2. Организованная преступность Она даже и обычная (подходящее определение, а?) преступность является социальным злом, но с ней, с грехом пополам, справляемся. Ясно, что здесь применяется закон о неадекватной реакции (общества на преступность), где чаще всего принуждение сильное, но иногда и слабое (при наказании за убийство, как мы упомянули). И поскольку государство самая сильная сторона (т.е. прокуратура и полиция), а преступники работают для себя, то решение находится, хотя иногда применяются и жестокие законы. Вроде бы здесь ясно, что важна не сила наказания, а его неизбежность, но ввиду некоторых психологических моментов — человек волнуется большим выигрышем (респ., потерей), а не вероятностью для этого —, а и неизбежность наказания вещь сомнительная, то оказывается, что и сила наказания имеет значение для преступника (не для народа). Но и здесь полезно обратить внимание на человеческую "привычку" бороться со следствиями, а не с причинами, так как ... 3. Терроризм Это тоже не новый элемент в человеческих обществах, хотя в последнее время он значительно усилился, так как, не смотря на сильные охранительные меры, стало легче стрелять издалека и закладывать разные взрывные вещества. С первого взгляда это разновидность организованной преступности (потому что они часто связаны), но согласно их целям не так, потому что терроризм не дополняет управление государства, а ставит себе целью саботировать или свернуть его. Здесь строгие меры эго просто бросание пыли в глаза "популиса", ибо: как можно наказать какого-то камикадзе? Он уже положил себе голову на плаху, во имя своего идеала, и смертное наказание его не страшит.... 4. Наркомания И этот социальный (или Божий) бич не со вчерашнего дня, так как наркотики разводились на востоке (и юге) в течение тысячелетий, но тогда только старики раскуривали время от времени по трубочке, а теперь это приоритет прежде всего молодых. В основе вещей здесь стоит ... эскейпизм, желание убежать от действительности, что является чисто человеческим качеством (воображение, искусство, религия, и проч.), так что даже если и хотим с ним перебороться то это нам не удастся, но почему в наше время он стал таким массовым, а раньше, и во время тоталитаризма, не было так? Ну, это ясно: человек бежит от действительности, когда она ему не нравится, а это бывает только в двух случаях: или когда его жизнь очень тяжёлая (но и тогда это редко случается, так как трудности в жизни просто нужны), или когда жизнь настолько скучная, что у человека просто нет жизненной цели, и это и есть теперешняя причина. Вроде бы при демократии жизнь интереснее, вроде бы у каждого теперь больше возможностей выявить свою личность, да вот — молодёжь не думает так! А это должно заставить нас задуматься, потому что хорошо знаете, что уже только марихуаной не кончается, а доходят до очень тяжёлых случаев. ... 5. Коррупция Это вопрос которым сильно спекулируют и в любое время, но люди опять не смотрят в корень вещей, ибо коррупция просто ... стремление системы достичь нужную степень зрелости! Все вы знаете, что много овощей и фруктов консумируют когда они хорошо поспеют, так же обстоит дело и с капитализмом. И вообще, задавали ли вы себе когда-нибудь вопрос: почему пища ... прокисает? Ну, потому что она себе требует кислоты, чтобы сохраниться! Так и с коррупцией, она смазывает систему, чтобы та лучше работала, это дополнение к ней, которое просто нужно массам, иначе его бы и не было.... 6. Бедность Как все положительно слыхали, бедность не порок, но большое свинство, особенно в постиндустриальном обществе. И свинство ещё большее когда нет никаких разумных причин для этого, как и обстоит дело теперь у нас (так как мы в Болгарии застряли не из за плохих лидеров, ни из за природных бедствий, ни в результате крупных беспорядков и гражданских войн, а только из за некомпетентного перехода к демократии, выражающегося в возврате назад к "зелёному" капитализму). Согласно западным трактовкам человек ищущее существо (wanting animal по английски) со следующими пяти уровнями желаний, начиная с наиболее важным, а именно: пища, приют, продолжение рода (в основном секс), изъявление или карьера, и усовершенствование личности. Не так важно как мы будем их называть, но ясно, что для каждого человека должны быть гарантированы первые три уровня как насущные, а отличия между людьми можно позволять только по остальным двум. Не важно тоже и как будут удовлетворяться основные уровни (можно талонами, можно какой-то обязательной повинностью, или выплачивая каждому сколько нужно, чтобы он мог покупать основные вещи, или через социальные помощи, или через специальные магазины для бедных, и проч.), но важно, что это функция государства!... 7. Разъединение Это тоже не порок, но может принести много несчастий людям, потому что идея любого общества заставить людей работать друг для друга, а не против друга, как уже указали в начале. В принципе нет ничего плохого в некотором здоровом индивидуализме, но общество основанное только на противодействии между эгоистичными интересами не может хорошо просперировать, так что и здесь тоже нужно искать точку равновесия. Когда государство, в общем, богатое, то это особенно не мешает, но далеко не каждая государство таково и хотя бы болгары не из богатых. Но и в богатых странах люди объединяются в разные общества, клубы, и прочее (даже больше нас, так как могут себе это позволить), а и мы говорим не настолько об явных обществах, насколько о зачитывании в наших действиях существования остальных вокруг нас, о любви к ближнему. Это вопрос рефлектирования мыслей других ... APPENDIX Homo Sapience
|