ТАНЦЕ-
ВАЛЬНЫЙ
ПЕРФО-
МАНС
Шко
Шк ла дизайна НИУ
о
ВШЭ
ла дизайна НИУ
ВШЭ
— Санкт-Пет
— Санкт-Пе ерб
т
ург
ерб
ТАНЦЕ-
ВАЛЬНЫЙ
ПЕРФО-
МАНС
Визуальное исследование
по направлению
«Коммуникационный дизайн»
студентки группы № БДЗ181
(Образовательная программа
«Коммуникационный дизайн»)
Студент: Копт
К
елова Елена Серг
опт
еевна
елова Елена Серг
Куратор: Митя Х
Мит
аршак
я Х
Рецензент: Александра Першеева
Алек
1-2
5-8
СОДЕРЖА-
КОНЦЕПЦИЯ
К
ОНЦЕПЦИЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ
ИССЛЕД
НИЕ
9-20
ЧТО
ЧТ Т
О АК
Т ОЕ
АК
ОЕ
49-62
КЭРО
К
Л
ЭРО
Л
ПЕРФОМАНС
ШНЕЕМАНН
21-48
ПРЕДМЕТ
ПРЕДМЕТ
63-90
ИВОНН
ИВОНН
ИССЛЕДОВАНИЯ
ИССЛЕД
РАЙНЕР
Р
91-136
ТРИША
ТРИША
БРА
БР УН
А
163-166
ВЫВОД
ВЫВО
167
16 -17
7 4
-17
ИСТ
ИС ОЧНИКИ
Т
3-4
КОНЦЕП-
ЦИЯ
ИССЛЕДО-
ВАНИЯ
5-6
Этот конфликт, всегда особо резко восприни-
В своем исследовании
мается зрителем, будь то оголенное
я изучаю, что такое танцеваль-
тело или же танец до изнеможения
ный перфоманс,чем он явля-
танцора. Художник в жертву себе
оголяет
душу
перед
зрите-
ется и как трансформируется
лем,
тем
самым
выворачивая
от художника к художнику.
душу
наблюдающего
наизнанку.
Художник/танцор, который
Тело в перфомансе является неотъемле-
ставит перфоманс,является,
мым инструментом, каждый взмах
как субъектом, так и объектом
руки, крик, поцелуй, является танцем
в пефрмансе, тело может оставить
искусства, он создает само
след на холсте, бумаге, стене и тд,
действие.
так же ознаменовать перфоманс
,как художественное произведение
закрепив его не только в истории,
памяти людей, но и как уже предмет
в прямом смысле слова «предмет»
Центральной
фигурой
в
перфоман-
искусства. Или же наоборот, создать
се
выступает
именно
человек,
нечто настолько перманентное и не-
любое
его
движение,
слово
уловимое, что познать перфоманс
формирует
нарратив
между
удаться случайному наблюдателю
зрителем и художником, чаще все-
или только художнику, не оставив ниче-
го взгляд в перфомансе обраща-
го после себя.
ется на наблюдателя (зрителя про-
цесса), ведь его реакция, действие
или
бездействие
формирует,
то что хотел сказать художник. Именно
Перфоманс- основа
общение чувств и тел, создает
концептуального
эту неуловимую нить в постро-
ении
перфоманса,
заставить
искусства и несомненно
зрителя
не
только
задуматься,
именно он дает толчок
но и вытащить все человечное,
а порой и бесчеловечное наружу.
в любом виде искусств,
будь то театральное
Перфоманс,
намерено
решен
или изобразительное.
обезличивания в действии, всегда
Каролин
Бра-
ун,
Стив
Пак-
есть действие и противодействие
стон
и
Мерс
двух сторон, чтобы состоялся контакт
К а н н и н г е м
с перфомансом, нужно встретить
в «Эоне», хорео-
его честно.
графия Мерса Кан-
нингема, костюмы
Роберта Раушен-
Идеей в перфомансе часто выступает чувство:
берга, 1961
страсть, гнев, отчаянье, любовь, горе,
художники намерено обращаются
к этим чувствам, которые не приня-
то показывать в социальных нормах
общества, чтобы столкнуть человека
с ним же самим.
7-8
ЧТО
ТАКОЕ
ПЕРФО-
МАНС
9-10
Об одном из самых важных
Детище ХХ века. Говорят, так назвал своё
изобретений искусства ХХ
самое «громкое» произведение Джон
Кейдж в 1952 году. С тех пор всё,
века.
что происходило странного с начала
века, приобрело имя. Перформанс
– это постмодерн и эксперимент;
это выход за рамки того, что зовёт-
ся
изобразительным
искусством;
Ты двигаешь своим телом или непредсказуе-
это то, что выходит из тени театра
мо замираешь. Ты гнёшься под музыку
и танца. Но прежде всего перфор-
или молчишь даже тогда, когда хочется
манс – это действие. Кембриджский
кричать. Ты открываешь перед каждым
словарь первой дефиницией даёт
свои глаза или закрываешься в клет-
«хорошо выполняемая работа, дей-
ке. Ты целуешься с кем-то до потери
ствие», второй – «развлечение людей
сознания или обнимаешь огромную
путём танца, пения, игры на музыкаль-
глыбу льда. И всё это так, чтобы узнали
ном инструменте или театрально-
люди. Чтобы они презрительно осмо-
го действия». Второе определение
трели тебя или застыли, затаив дыха-
уже ближе нашей теме по духу,
ние. Ты вызываешь зрителей на бой
но всё же не раскрывает смысл слова
или рассказываешь им свою историю.
в его новом значении, рождённом в XX
Но неизменно, грубо или вежливо,
веке. Хотя можно обратить внимание,
преподносишь им свою идею. Ты эпа-
что глагол «to perform» обозначает
тируешь и провоцируешь. Ты субъект
художественное действие.
и объект творчества. Ты создаёшь
перформанс.
Перформанс – это постмо-
дерн и эксперимент;
это выход за рамки того,
что зовётся изобразитель-
ным искусством.
Разберём последнюю фразу на составляющие
от конца к началу.
Перформанс – авангардист-
ское явление. В начале
прошлого века художники
«Аккумуляция» Триши
Браун, 1973
начали экспериментировать
не только внутри области
своего творчества.
11-12
Они начали смешивать разные направления
в искусстве и выходить за рамки
привычного, приличного и ожида-
емого. Тогда же зародился modern
и contemporary dance. Новый танец
дал очень сильный толчок перформан-
су. Как новый танец, так и новый вид
искусства испытывают возможности
человека, заставляют его ломать соб-
ственное тело, ходить по тонкой грани
душевного равновесия. Одними из
пионеров идей перформанса были фу-
туристы, так как они манифестирова-
ли отказ от всего старого, знакомого.
Они отказывали искусству в нарра-
тивности, то есть не признавали воз-
можным в самом объекте искусства
выразить всё то, что задумал художник.
«Млеть перед старой картиной – то же
самое, что выливать эмоции в погре-
бальную урну вместо того, чтобы дать
выпустить их на простор в бешеном по-
рыве действия и созидания», – говорил
Томазо Маринетти. А если в субъекте
скрыто гораздо больше, чем может
передать объект, тогда совершенно
логично, что центральной фигурой
в новом искусстве становится именно
человек.
Триша Браун, « Идя
по стене» , 1971, доку-
ментация перформан-
са, Музей американ-
ского искусства Уитни,
13-14
Нью-Йорк
«Создаёшь»
Реакция зрителей на нагие тела больше
скажет о самих зрителях, нежели
об авторе. Перформанс – это всегда
Чтобы создать перформанс
вызов. «Красота может быть только
понадобится идея и сценарий.
в борьбе. Никакое произведение,
лишенное агрессивного характера,
Если не будет сценария,
не может быть шедевром» (Т. Мари-
получится акция, а если
нетти). Чтобы создавать шедевр по
еще не будет и идеи, то выйдет
Маринетти, нужно быть отчаянным
альтруистом и слегка сумасшедшим.
хэппенинг. Впрочем, разделе-
ние между этими тремя весьма
Чтобы донести идею своего перформанса до
зрителей, рассказать им о чём-то дей-
иллюзорное. А так же потребу-
ствительно важном, необходимо при-
ешься ты, художник, и зрители.
нести себя в жертву. Как говорится,
нет дыма без огня. А огня для создания
перформансов достаточно – человек
в силу своей природы всегда вступает
в конфликты и всегда приносит боль
Ты двигаешь своим телом или непредсказуе-
окружающим. Об этом и повествуют ху-
мо замираешь. Ты гнёшься под музыку
дожники. Они выворачивают наизнан-
или молчишь даже тогда, когда хочется
ку себя, чтобы вывернуть наизнанку
кричать. Ты открываешь перед каждым
зрителя, который задумается о том,
свои глаза или закрываешься в клет-
почему он накричал на жену накануне
ке. Ты целуешься с кем-то до потери
или зачем его страна ввела войска на
сознания или обнимаешь огромную
территорию другой. Обнажаясь, истя-
глыбу льда. И всё это так, чтобы узнали
зая себя, художник кричит о хрупкости
люди. Чтобы они презрительно осмо-
человеческого тела.
трели тебя или застыли, затаив дыха-
ние. Ты вызываешь зрителей на бой
или рассказываешь им свою историю.
Но неизменно, грубо или вежливо,
преподносишь им свою идею. Ты эпа-
Этот посыл стремится пробить,
тируешь и провоцируешь. Ты субъект
словно луч маяка, направлен-
и объект творчества. Ты создаёшь
перформанс.
ный в черную мглу океана,
твёрдую оболочку зрителя,
состоящую из рутинных дел
и насущных проблем.
Идея. Часто художники
обращаются к чувствам,
которые скрыты в человече-
ском подсознании за социаль-
ными нормами и предрассудка-
ми: к любви, страсти
и агрессии. Для этого
художники могут выступать
без одежды.
15-16
И тогда для человека, давшего себя осветить,
открывшего на секунду душу и отклю-
чившего разум, что-то в его жизни
станет яснее. Перформанс – это не
обезличенный спектакль, это всегда
контакт между двумя, создателем и чи-
тателем, человеком и человеком. Что-
бы каждый из присутствующих вобрал
в себя такой луч, сам художник должен
открыть душу всем без исключения,
должен взглянуть в глаза каждому.
«Очень важно войти
в состояние молчания ума
— это занимает достаточно
усилий, поверьте. Как только
вы перестаёте думать, стано-
вится гораздо проще наладить
коммуникацию с человеком
напротив»
- говорила Марина Абрамович в своём
интернет-интервью.
Перформанс – это не только
о тех, кто смотрит, это и тех,
кто действует или намеренно
бездействует.
«Тварь»
(«The
Beast») Стива Пак-
стона,
Baryshnikov
ArtsCenter, Нью Йорк,
2010
17-18
«Ты»
Кем же нужно быть,
чтобы суметь проделать такое?
Обязательно ли иметь художе-
ственное образование,
нужно уметь танцевать?
Нет. Главное – желать
что-то сказать.
Перформанс лежит в основе современ-
ного
концептуального
искусства.
Он
неизменно
демонстрируется
на всех биеннале. Он – естественный
шаг развития театрального действия
и
изобразительного
искусства.
Он – рвущий глотку крик, которому
нас научил жестокий XX век. И он же
– терапия для человеческой души.
Перформанс, как и любой вид искус-
ства, это катарсис.
Отрывок из публика-
ции журнал BEATRICE
MAGAZINE 18 апреля
2018. СТАТЬЯ: Аме-
риканский танец XX
ПЕРФОРМАНС Автор:
Вера Минченкова
Михаил
Барышников
19-20
и Роб Бессерер, 1990
ПРЕДМЕТ
ИССЛЕДО-
ВАНИЯ
21-22
С точки зрения постмодерни-
Таким образом, свет, музыка,
стов, танец — это любое движе-
костюмы, реквизит исчезают
ние: ходьба, бег, взмахи рук
из нового танца:
дирижера, жест собеседника
свет — это солнце, музыка
при споре. Расчесывание
— ритмичный бит стройки,
волос — тоже танец.
клаксоны нью-йоркских такси
Постмодернисты выводили
или шелест листьев
танец из замкнутого простран-
в Центральном парке, костюмы
ства, в котором мы привыкли
— повседневная удобная
его видеть: осваивали парки,
одежда, а реквизит
леса, улицы, крыши, галереи,
— то, что находится вокруг
лофты, церкви и так далее.
артиста.
Не должно быть определенного времени
Ответ на вопрос, кто должен исполнять
для спектакля, так как и спектакля нет.
эти перформансы — профессионалы
Есть перформанс — он исполняется
или нет, хореографы находят не сра-
тогда, когда нужен. И зрители не важ-
зу. Поэтому часто совмещают арти-
ны — иногда перформансы идут там,
стов разных школ с людьми «с улицы»
где их никто не видит. Триша Браун
или делают одну и ту же постановку для
часто работала на крышах, придумы-
разных танцовщиков (Ивонн Райнер
вая огромные перформансы, о которых
воплощала свое знаменитое «Трио
никто, кроме артистов, и не подозре-
А» около 40 раз с разными артистами
вал: она в красном костюме (так лучше
и мечтала, чтобы в этой постановке
видно) показывает какую то связку,
появился Каннингем или классиче-
за ней эту связку повторяет человек
ский танцовщик Жак Д’Амбуаз).
на соседней крыше, потом человек
на другой крыше и так далее.
А в это время внизу жители Нью-Йорка
бегут по своим делам.
23-24
ИВ КЛЯЙН, Photo :
Pierre Boulat
Однако все они приходили к мысли о том,
что натуральное (то есть непрофесси-
ональное) тело для хореографа куда
интереснее. Тело же, воспитанное
в технике Грэм или Каннингема, будет
выдавать эту технику в любой поста-
новке. С другой стороны, необученное
тело не может выполнить то или иное
движение, а обученное тело — уме-
ет приспосабливаться. Но в любом
случае, техника для постмодерна
никогда не была важна, виртуозность
— тем более. Так что своеобразными
неофициальными слоганами танца
постмодерн можно считать: «Лю-
бой человек — танцовщик», «Любое
движение — танец». А еще: «Меньше
—
это
больше»
(в
оригинале:
«Any person is a dancer, any movement
is a dance; Less is more»).
Отрывок
из
пу-
бликации
журнал
ТЕАТР №20, 2015 год.
СТАТЬЯ:
Американ-
ский танец XX века:
зачем
Терпсихора
надела
кроссовки.
АВТОР: ВИТА ХЛОПО-
ВА
Марта Грэм в поста-
новке «Плач». Фотогра-
фия Херты Моселсио.
1930-е годы
25-26
Марта Грэм в поста-
новке «Плач». Фотогра-
фия Херты Моселсио.
27-28
1930-е годы
29-30
В американском танце хх века
было два явления, преобразив-
ших мировую хореографию,
— танец модерн и танец
постмодерн. Театр решил
внимательно разобраться,
чем они отличаются друг
от друга, а постмодерн,
в свою очередь, от постмодер-
низма в других видах
искусства.
Прежде всего не стоит путать понятия
современный танец и танец модерн.
Проблема в том, что по русски
оба понятия — modern и contemporary
—
означают
«современный»,
поэтому зачастую работы Марты
Грэм
ошибочно
называют
постановками
современного-
танца, а Сиди Ларби Шеркауи
— мастером танца модерн.
Триша Браун испол-
няет « Это розыгрыш
/
прямая
трансля-
ция» , 2003 год, Худо-
жественный
музей
Филадельфии.
Фото-
графия: Kelly & Massa
Photography,
Фила-
31-32
дельфия. 2003 год
ИВ
КЛЯЙН,
БЕЗ
НАЗВАНИЯ
АНТРО-
ПОМЕТРИЯ (ANT, 106),
33-34
1960
Танец модерн — определенная
техника, сформированная
так называемой «великой
четверкой» (Марта Грэм, Дорис
Хамфри, Чарльз Вейдман, Ханя
Хольм) и распространившаяся
среди следующих поколений
хореографов.
Хотя каждая из этих техник основана
на различных аспектах восприятия
тела в пространстве, все они являют-
ся своего рода азбукой танца модерн.
Если у классического танца такая
азбука всего одна, то у танца модерн
их несколько.
Passing Through “Green
Hands”,
Sonnabend
Gallery Сильвия Пала-
сиос Уитмен 1977
35-36
Марта Грэм работала
с центром тела, которое
концентрировало энергию,
и пользовалась терминологией
«сжатиерасслабление».
ИВ КЛЯЙН, БЕЗ НА-
ЗВАНИЯ АНТРОПОМ-
ЕТРИЯ (ANT, 106), 1960
37-38
Дорис Хамфри интересовали
вопросы земного притяжения,
поэтому ее техника основана
на «падении-восстановлении»
и так далее.
Хотя каждая из этих техник основана
на различных аспектах восприятия
тела в пространстве, все они являют-
ся своего рода азбукой танца модерн.
Если у классического танца такая
азбука всего одна, то у танца модерн
их несколько.
39-40
Performance
at
Ravenna © Silvia Lelli
2014.
Trisha Brown, Walking
on the Wall, performed
at the Whitney Museum
of American Art, New
York, 1971. Photo ©Carol
Goodden.
41-42
Свою технику имели также
Хосе Лимон, Лестер Хортон,
Элвин Николай.
ИВ КЛЯЙН, БЕЗ НА-
ЗВАНИЯ АНТРОПОМ-
ЕТРИЯ (ANT, 106), 1960
Обычно американский танцовщик постигает
все эти техники, а потом выбирает
ту, в которой ему комфортнее суще-
ствовать. Говорить о танце модерн
можно только тогда, когда постанов-
ка либо выполнена в технике одного
из названных выше хореографов,
либо поставлена им.
Отрывок
из
пу-
бликации
журнал
ТЕАТР №20, 2015 год.
СТАТЬЯ:
Американ-
ский танец XX века:
зачем
Терпсихора
надела
кроссовки.
АВТОР: ВИТА ХЛОПО-
ВА
43-44
Peter Moore, Trisha
Brown’s Man Walking
Down the Side of a
Building, 80 Wooster
St., New York, 1970.
Courtesy: © Barbara
45-46
Moore, DACS, London
Curl Curve Back Up
(from I’m going to toss
my arms – if you catch
them
they’re
yours
(2011) at Palazzo Strozzi
Courtyard, Firenze
Триша Браун, Sticks,
Photo
©
Minoterie
Joliette, 2013
Триша Браун, Sticks,
Photo
©
Minoterie
Joliette, 2013
47-48
КЭРОЛ
ШНЕЕ-
МАНН
49-50
Эта инсталляция выросла
из одноименного живого про-
изведения, которое Шнееманн
исполнил девять раз за три
года. В этом перформансе
художница подвешивалась
к потолку в ремнях хирурга-де-
рева, непрерывно поднимаясь
и опускаясь подобными трансу
движениями, создавая спутан-
ную паутину отметок на листах
бумаги, покрывающих стены
и пол.
Работа была задумана как прямой ответ на муж-
ское наследие абстрактного экспрес-
сионизма, в частности, на «боевую
живопись» Джексона Поллока, а так-
же отказ от условностей исполнения,
таких как фиксированная аудитория,
технические подсказки и даже созна-
ние. намерение. Описанная худож-
ником как уединенная «медитация
движения», работа также была заду-
мана как длительная: каждый раз, ког-
да она была представлена, Шнееман
выступал непрерывно в течение всех
часов, когда площадка была открыта.
Up to and Including Her
Limits, 1973-76 :Кэрол
Шнееманн
51-52
Эта инсталляция выросла
из одноименного живого про-
изведения, которое Шнееманн
исполнил девять раз за три
года. В этом перформансе
художница подвешивалась
к потолку в ремнях хирурга-де-
рева, непрерывно поднимаясь
и опускаясь подобными трансу
движениями, создавая спутан-
ную паутину отметок на листах
бумаги, покрывающих стены
и пол.
По мере развития «До и включая ее преде-
лы» художница хотела запечатлеть
и
выдержать
эфемерное
произведение.
Up to and Including Her
Limits, 1973-76 :Кэрол
53-54
Шнееманн
55-56
Эта инсталляция включает
в себя ремни безопасности
и рисунки с перформанса
в арт-пространстве The Kitchen
в Нью-Йорке в 1976 году,
которые освещены квадратом
света, исходящего от кинопро-
ектора, элемента в нескольких
воплощениях работы.
Этот светящийся свет и документация пер-
форманса, отображаемая на уста-
новленных друг на друга видеомо-
ниторах, заменяют тело художника,
которого сейчас нет в работе.
Отрывок из публикации
Up to and Including Her
MoMA Highlights: 375
Limits, 1973-76 :Кэрол
Works из Музея
Шнееманн
современного искус-
ства, Нью-Йорк (Нью-
Йорк: Музей современ-
ного искусства, 2019)
Up to and Including Her
Limits, 1973-76 :Кэрол
Шнееманн
57-58
Interior Scroll, 1976:
:Кэрол Шнееманн
Interior Scroll, 1976:
59-60
:Кэрол Шнееманн
Interior Scroll, 1976:
:Кэрол Шнееманн
61-62
ИВОНН
РАЙНЕР
63-64
Принципиальное изменение
в структуре и динамике
перформанса, привнесенное
«Проектом в развитии», возник-
ло благодаря новому подходу
Райнер к работе с труппой
и внутри нее, когда она частич-
но отказалась от руководства
в качестве хореографа и допу-
скала инициативу и предложе-
ния, исходящие от самих танцо-
ров.
«Проект в развитии» инициирует, фактически,
двухлетний период, во время которого
она будет продолжать единую линию
импровизационной работы, изучения
ситуаций и взаимодействия труппы,
в то время как кульминации эта страте-
гия достигает в спонтанных, полностью
импровизированных представлениях
с труппой, известной под названием
«Великий союз».
65-66
Ивонна Райнер «Терри-
тория», 1963. Освеще-
ние Роберта Раушен-
берга. Фото: Ал Гизе
67-68
В этих публичных выступлени-
ях устойчивая поведенческая
преемственность поддержива-
ется не подготовкой, а увеличе-
нием накала близости и разви-
тием потенциала свободы
индивидуального отклика.
Отрывок из публикации
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ
ЖУРНАЛ
MOSCOW
ART MAGAZINE№103
2017. СТАТЬЯ: Ивонна
Райнер АВТОР: Аннетт
Майклсон
Ивонна Райнер «Фильм
о женщине, которая...»,
1974. Кинофильм
69-70
Ивонна Райнер, 1982.
Фото: Джек Митчелл
Ивонна Райнер «Трио
А», 1966. Фото: Герберт
Мигдолл
71-72
Ивонна Райнер в «Га-
зетном событии» Каро-
ли Шнееман. Фото: Ал
Гизе
Ивонна Райнер «Сати
для двоих», 1962. Доку-
ментация представле-
ния с автором
73-74
и Тришей Брау
Неизменность материальных
объектов в сравнении
с гибкостью тела танцора
— одна из главных тем в эсте-
тике не только ранних работ
Райнер, но и других участников
Judson Dance Theater.
75-76
Ивонна Райнер, 1982.
Фото: Джек Митчелл
Они хотели радикально изменить сложивше-
еся отношение к движению и хоре-
ографии, но Райнер пересмотрела
еще и отношения «танцор-зритель».
Ее интересовала полная деконструк-
ция их нарциссическивуайеристских
отношений. Если в балете танцовщик
обращен к зрителю как к зеркалу,
то у Райнер такой контакт полностью
отсутствует.
Ивонна Райнер «Терри-
тория», 1963
Ивонна Райнер «Тер-
ритория», 1963. Раздел
«Бах». Мемориальная
церковь
Джадсона,
Нью-Йорк, 1963. Фото:
Ал Гизе
77-78
Взгляд танцора всегда должен
быть направлен вовнутрь
— Райнер намеренно избегает
статичных сцен в позиции
анфас к публике, избегает
роли соблазнителя публики
и не желает быть
ею соблазненной.
79-80
Одна из главных тактик «Трио
А» — отсутствие контакта
со зрителем, эффект отсут-
ствия перформера, а следова-
тельно, и отсутствия события
Отрывок из публикации
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ
ЖУРНАЛ
MOSCOW
ART
MAGAZINE№103 2017.
СТАТЬЯ: Ивонна Рай-
нер АВТОР: Аннетт
Майклсон
Ивонн Райнер в «Трио
А», кадр из фильма Сал-
ли Бэйнс, 1978
Ивонн Райнер в «Трио
А», кадр из фильма Сал-
ли Бэйнс, 1978
81-82
Кадр из фильма Ивонн
Райнер «Привилегия»,
1990
Кадр из фильма Ивонн
Райнер «Привилегия»,
1990
83-84
Ивонна Райнер «По-
вседневный
танец»,
1960. Репетиция. Фото:
Уорнер Джепсон
85-86
87-88
Ивонна Райнер «Что
знала Мейси», 1975. Ки-
нофильм. Фото: Бабет-
та Мангольт
Ивонна Райнер «Части
некоторых
сексте-
89-90
тов», 1965. Репетиция
в Нью-Йорке. Фото: Ал
Гизе
ТРИША
БРАУН
91-92
Браун иногда делала путь
своих хореографических путе-
шествий видимым для публики;
в других случаях она просто
позволяла нам засвидетель-
ствовать результат.
Спустя годы она по-разному испытала тради-
ционную для публики роль в танце.
Она попросила нас следовать за ней
и ее танцорами в галереи, когда они
танцевали вдоль стен и выходили
на улицы, чтобы наблюдать, как танцо-
ры идут по сторонам зданий.
Триша Браун испол-
няет « Это розыгрыш
/
прямая
трансля-
ция» , 2003 год, Худо-
жественный
музей
Филадельфии.
Фото-
графия: Kelly & Massa
Photography,
Фила-
дельфия. 2003 год
Триша Браун испол-
няет « Это розыгрыш
/
прямая
трансля-
ция» , 2003 год, Худо-
жественный
музей
Филадельфии.
Фото-
графия: Kelly & Massa
Photography,
Фила-
дельфия. 2003 год
93-94
95-96
В своем соло « Yellow Belly»
1969 года она попросила
нас кричать на нее из зала,
называя ее имена.
Триша Браун, 1976 год.
фото Джек Митчелл
97-98
В 1994 году она попросила
нас присмотреть за ней,
хотя она отказалась
встречаться с нами взглядом.
Триша Браун. Водный
мотор.
1978.
Фото:
Бабетта
99-100
На протяжении всего соло
«If You Couldn’t See Me» Браун
держал ее спиной к публике.
Перформанс дает максимально приближен-
ную к тактильности картину времени.
Тем не менее, реактивно донести
свое понимание ситуации в контексте
времени понятным образом значит
самому художнику стать представ-
лением сил. Для этого необходимо
сохранить чувствительность к воздей-
ствиям и чуткость самонаблюдения
над последствиями этих воздействий.
Trisha Brown, 1982,
photographed by Guy
Delahaye
101-102
Trisha Brown, 1982,
photographed by Guy
Delahaye
103-104
Глубина мысли выражается
поверхностью тела.
Тело
художника
—
понимающее
тело.
В поле художественного высказыва-
ния оно является текстом с записан-
ным на нем концептом понимания
местоположения человека в космосе
вещей, с одной стороны, и символи-
ческим планом культуры — с другой.
В таком виде понятно сближение
искусства и жизни и концепта «искус-
ство жизни».
Trisha Brown, Group
Primary Accumulation
on Rafts, Loring Park,
Minneapolis,
1974.
Pictured: Trisha Brown,
Carmen Beuchat, Sylvia
Palacios Whitman, Carol
Goodden. Photo © Boyd
Hagen
105-106
Trisha
Brown,
Floor
of the Forest, New York,
107-108
1970. Photo ©
Trisha
Brown,
Opal
Loop/Cloud Installation
#72503, New York, 1980.
Pictured: Trisha Brown,
Eva Karczag, Lisa Kraus,
Stephen
Petronio.
Photo © 1980 Babette
Mangolte,
all
rights
of
reproduction
reserved
109-110
111-112
Представление перформанса
отличается от других представ-
лений тем, что оно смыслопо-
рождающее, то есть рождает
смысл, никем прежде не закла-
дываемый, указывая на сцену
жизни как драму, снимая маски,
надеваемые в повседневности,
раздвигая декорации рассу-
дочного устройства жизни.
Trisha
Brown,
The
Dance with the Duck’s
Head, New York, 1968.
Pictured: Trisha Brown,
Steve Carpenter, Peter
Pole, Elie Roman, Melvin
Reichler. Photo: Jeanie
Black, courtesy Trisha
Brown Dance Company
113-114
Его образ не есть представление другого,
но отказ от господства иллюзии есте-
ственности норм и правил обществен-
ного поведения.
Отрывок из публикации
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ
ЖУРНАЛ MOSCOW ART
MAGAZINE№103 2017.
СТАТЬЯ: Куда исчезает
перформанс?, АВТОР:
Валерий Савчук
Trisha Brown, Woman
Walking Down a Ladder,
New York, 1973. Pictured:
Trisha Brown. Photo ©
1973 Babette Mangolte,
all rights of reproduction
115-116
reserved
117-118
Trisha
Brown,
Roof
Piece, SoHo, New York,
1973. Photo © 1973
Babette Mangolte, all
rights of reproduction
119-120
reserved
Trisha
Brown,
It’s
a Draw/Live Feed, 2008,
Walker Art Center.
121-122
Trisha Brown PHOTO:
JULIETA CERVENTES
123-124
Триша Браун, « Идя
по стене» , 1971, доку-
ментация перформан-
са, Музей американ-
ского искусства Уитни,
Нью-Йорк.
Предо-
ставлено: Trisha Brown
Company; фотография:
Trisha Brown – Walking
© Кэрол Гудден, 1971 г.
on the Wall. Photo by
Sascha Pohflepp / CC
BY. The Barbican Gallery,
London, 5 May 2011. First
performed in 1971 at the
Whitney Museum, New
York.
125-126
Триша Браун, « Идя
по стене» , 1971, доку-
ментация перформан-
са, Музей американ-
ского искусства Уитни,
Нью-Йорк.
Предо-
ставлено: Trisha Brown
Company; фотография:
© Кэрол Гудден, 1971 г.
Trisha Brown’s dance
«Walking on the Wall»
(1971) is performed daily
in the gallery, alongside
her rarely seen works
«Floor of the Forest»
(1970) and «Planes»
(1968).
127-128
Триша Браун, Самоле-
ты, 1968. Фотография
Руне Хеллестад.
Триша Браун, «Идет
Триша Браун, Подзе-
по стене», 1971. Фото-
мелье леса, 1970 год.
графия Феликса Клея.
Фотография Руне Хел-
лестад.
129-130
Trisha Brown – 2009
131-132
Триша Браун и Стивен
Trisha Brown –Photo:
Петронио исполняют
Delahaye
Set and Reset (1983)
133-134
Триша Браун, 1980.
Photo: Harry Shunk.
135-136
СОВРЕ-
МЕННОЕ
137-138
«Этот проект исследует взаи-
моотношения дочери и отца.
Я хочу воссоздать встречу
с моим папой, чтобы обрести
что-то, что было утеряно.
Встречу двух личностей и двух
художников, встречу людей,
которых разделяют тысячи
миль и своего рода культурная
дистанция.
В марте 2011 года, года цунами в Японии, после
10 лет, проведенных вдали от дома,
я вновь увидела мою старую комнату
в доме моих родителей в Токио.
Она не изменилась с тех пор, как мне
было 20. Мои родители сохранили
ее в прежнем виде. Затем я увидела
свои фото в гостиной. Я почувствова-
ла себя умершим человеком в доме.
Было ощущение, что с тех пор,
как я уехала, они сохранили все мои
вещи нетронутыми, чтобы сберечь для
себя ту дочь, которая была у них прежде,
когда я еще жила в Японии; время
как-будто остановилось после моего
отъезда.
Я танцую, потому что не
верю словам / I dance
because I do not trust
words Спектакль Каори
ИТО/Kaori Ito и Хироши
ИТО/Hiroshi Ito. Текст,
постановка и хорео-
графия: Каори ИТО/
Kaori Ito
139-140
Я танцую, потому что не
верю словам / I dance
because I do not trust
words Спектакль Каори
ИТО/Kaori Ito и Хироши
ИТО/Hiroshi Ito. Текст,
постановка и хорео-
графия: Каори ИТО/
Kaori Ito
141-142
Для девочки отец — это и авто-
Я танцую, потому что не
верю словам / I dance
ритетная фигура, и человек,
because I do not trust
words Спектакль Каори
которого нужно перерасти.
ИТО/Kaori Ito и Хироши
Мне всегда хотелось угодить
ИТО/Hiroshi Ito. Текст,
постановка и хорео-
отцу. Всю мою жизнь я стара-
графия: Каори ИТО/
Kaori Ito
лась сделать так, чтобы он был
доволен мной. В детстве
он говорил мне, как следует
поступать.
В молодости я всегда прислушивалась
к его художественным советам;
мой папа скульптор в Японии. Он был
тем, кем я восхищалась, носителем ис-
тины, и я скрупулезно следовала его
наставлениям. Иногда его коммента-
рии были очень глубокими, как, напри-
мер, этот: “тебе не нужно двигаться
в пространстве, пусть пространство
само приходит в движение от твоего
танца”.
143-144
Мой папа всегда хотел сохра-
нять свой авторитет надо мной,
возможно, чтобы я навсегда
оставалась в роли его дочери.
Теперь, когда нас разделяют
расстояния, я с удивлением
осознаю, что я стала очень
близка с ним в художественном
плане, но также далека
в эмоциональном.
Я танцую, потому что не
верю словам / I dance
because I do not trust
words Спектакль Каори
ИТО/Kaori Ito и Хироши
ИТО/Hiroshi Ito. Текст,
постановка и хорео-
графия: Каори ИТО/
145-146
Kaori Ito
Сегодня я понимаю, что это он пытается угодить
Я хочу вновь видеть
мне. Он признает во мне професси-
онала, и поэтому он хочет танцевать
его на сцене.
со мной.
Пусть пространство приходит
Когда я возвращалась в Японию, мой папа
все еще хотел танцевать бальные
в движение от воссоединения
танцы со мной. Это всегда беспокоило
наших связанных одной кровью
меня, но сегодня я готова танцевать
с ним на публике.
тел, его тела, выгравированно-
го мастерством скульптора,
и моего — отлитого в танце.
ФОТО Платоновского
Расстояние требует от нас выражать нашу
фестиваля
искусств
любовь иными, более утонченными
2016 ГОД. «Сплетение»
способами. В Японии мы не выража-
(хореограф — Орельен
Бори)
ем наши чувства открыто. Когда семья
объединена в одной стране, интим-
ность выражается во встречах и тем,
что люди проживают какие-то моменты
вместе, но когда вы живете в разных
концах света, у вас появляется чув-
ство, что вы становитесь иностранцем
в собственной семье, и теряете
тесную связь.
147-148
Возможно, цель этого спекта-
кля — это тот танец, который
мы исполним вместе, сказав
то, что не может быть выражено
словами. Потому что в Японии
мы не верим словам».
Каори ИТО/Kaori Ito
ДЛЯ Фестиваля ПЕР-
ФОРМАНСА В ЦИМе
/ В рамках XIX между-
народного фестиваля
современного танца
OPEN LOOK
ФОТО Платоновского
фестиваля
искусств
2016 ГОД. «Сплетение»
(хореограф — Орельен
Бори)
149-150
Сплетение» – это выдающийся
образец «физического театра»,
танцевальный «портрет» бале-
рины. Название спектакля про-
исходит от латинского слова
«plexus», которое использова-
лось в анатомии для обозначе-
ния системы сосудов
и нервных клеток.
Хореограф проводит параллель между спле-
тением импульсов внутри человече-
ского тела и их внешним выражением
в комбинации движений. Спектакль
исследует взаимоотношения челове-
ка и окружающей его среды. Простран-
ство зримо обозначено тысячами
нитей, натянутых между потолком
ФОТО Платоновского
и полом. Чтобы двигаться, танцовщице
фестиваля
искусств
2016 ГОД. «Сплетение»
нужно войти с ним в контакт с этой сре-
(хореограф — Орельен
дой, сплестись с пространством.
Бори)
151-152
ФОТО Платоновского
фестиваля
искусств
Орельен Бори – французский
2016 ГОД. «Сплетение»
хореограф и режиссер,
(хореограф — Орельен
Бори)
основатель студии «Компания
111». Он работает с «физическим
театром» как в чистом виде,
так и на пересечении разных
родов искусства – цирка,
танца, музыки и визуального
искусства.
153-154
ФОТО Платоновского
фестиваля
искусств
2016 ГОД. «Сплетение»
(хореограф — Орельен
Бори)
155-156
ФОТО Платоновского
фестиваля
искусств
2016 ГОД. «Сплетение»
(хореограф — Орельен
Бори)
157-158
Сценография, как правило,
Каори Ито – известная япон-
строится на игре с простран-
ская балерина и хореограф,
ством и точками опоры.
обладательница множества
премий и профессиональных
наград. Работала с такими
хореографами как Филипп
Спектакли Бори идут по всему миру, в России
Декуфле, Анжелен Прельжо-
в 2012 году было показано его шоу
«Беспредметно». Режиссер является
каж, Джеймс Тьере, и многими
лауреатом премий Créateur sans fron
другими.
(Франция), Fad Sébastia Gash Award
(Испания) и номинантом на Премию
Лоуренса Оливье (Великобритания)
за «Лучшую новую хореографию».
ДЛЯ Фестиваля ПЕР-
ФОРМАНСА В ЦИМе
/ В рамках XIX между-
народного фестиваля
современного танца
OPEN LOOK
159-160
159-160
161-162
ВЫВОД
163-164
. В своем исследовании, я изучила одних из
самых ярких представителей направ-
ления танцевального перфоманса. Тот
вид искусств, который как маятник за-
трагивает, другие формы и проявления
искусства и в максимальной форме
взаимодействует со зрителем.
165-166
ИСТОЧНИ-
КИ
167-168
номер страницы
ссылка
номер страницы
ссылка
11-22
Отрывок из публикации журнал BEATRICE
8
http://oteatre.info/amerikanskij-tanets-xx-veka-
текст
MAGAZINE 18 апреля 2018. СТАТЬЯ: Американ-
картинка
zachem-terpsihora-nadela-krossovki/
ский танец XX ПЕРФОРМАНС
Автор: Вера Минченкова
23-26
Отрывок из публикации журнал ТЕАТР №20, 2015
12
http://oteatre.info/amerikanskij-tanets-xx-veka-
текст
год. СТАТЬЯ: Американский танец XX века: зачем
картинка
zachem-terpsihora-nadela-krossovki/
Терпсихора надела кроссовкИ. АВТОР: ВИТА
ХЛОПОВА
31-44
Отрывок из публикации журнал ТЕАТР №20, 2015
14
https://trishabrowncompany.org/
текст
год. СТАТЬЯ: Американский танец XX века: зачем
картинка
Терпсихора надела кроссовкИ. АВТОР: ВИТА
ХЛОПОВА
51-58
Отрывок из публикации MoMA Highlights: 375
18
http://oteatre.info/amerikanskij-tanets-xx-veka-
текст
Works из Музея современного искусства, Нью-
картинка
zachem-terpsihora-nadela-krossovki/
Йорк (Нью-Йорк: Музей современного
искусства, 2019)
65-82
Отрывок из публикации ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ
20
http://oteatre.info/amerikanskij-tanets-xx-veka-
текст
ЖУРНАЛ MOSCOW ART MAGAZINE№103 2017.
картинка
zachem-terpsihora-nadela-krossovki/
СТАТЬЯ: Ивонна Райнер АВТОР: Аннетт Майклсон
93-116
Отрывок из публикации ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ
25
https://www.architectorgallery.ru/architectorgallery/
текст
ЖУРНАЛ MOSCOW ART MAGAZINE№103 2017.
картинка
news/siniy-tsvet-iva-klyayna/
СТАТЬЯ: Куда исчезает перформанс?, АВТОР:
Валерий Савчук
139-150
Каори ИТО ДЛЯ ФестивалЯ ПЕРФОРМАНСА В
26-28
https://arzamas.academy/materials/1421
текст
ЦИМе /фестиваля современного танца OPEN
картинка
LOOK http://meyerhold.ru/ya-tancuyu-potomu-chto-ne-veryu-slovam/
151-160
ДЛЯ ФестивалЯ ПЕРФОРМАНСА В ЦИМе /
30-33
http://walkerart.org/collections/publications/
текст
В рамках XIX международного фестиваля совре-
картинка
performativity/drawings-of-trisha-brown/
менного танца OPEN LOOK
http://meyerhold.ru/ya-tancuyu-potomu-chto-ne-35
https://www.architectorgallery.ru/architectorgallery/
картинка
news/siniy-tsvet-iva-klyayna/
37
https://hammer.ucla.edu/radical-women/art/art/
картинка
passing-through-sonnabend-gallery-9211
169-170
номер страницы
ссылка
номер страницы
ссылка
38
https://www.bagtazocollection.com/
60-61
http://contemporary-artists.ru/Carolee_
картинка
blog/2018/9/28/yves-klein
картинка
Schneemann.html
40
https://nublockmuseum.blog/2016/05/20/
66
http://oteatre.info/ivonn-rajner-vzglyad-tantsora/
картинка
trisha-brown-dance-company-performance-at-
картинка
northwestern-art-circle-celebration/
42-43
http://walkerart.org/collections/publications/
68-67
http://moscowartmagazine.com/issue/64/
картинка
performativity/drawings-of-trisha-brown/
картинка
article/1358
44
https://www.bagtazocollection.com/
71
http://moscowartmagazine.com/issue/64/
картинка
blog/2018/9/28/yves-klein
картинка
article/1358
46
https://www.frieze.com/article/trisha-72-73
http://moscowartmagazine.com/issue/64/
картинка
brown-1936-2017
картинка
article/1358
49-49
https://nublockmuseum.blog/2016/05/20/
74-79
http://moscowartmagazine.com/issue/64/
картинка
trisha-brown-dance-company-performance-at-
картинка
article/1358
northwestern-art-circle-celebration/
52
http://contemporary-artists.ru/Carolee_
78-83
http://moscowartmagazine.com/issue/64/
картинка
Schneemann.html
картинка
article/1358
54
https://www.apollo-magazine.com/painting-for-88-91
http://oteatre.info/ivonn-rajner-vzglyad-tantsora/
картинка
pleasure-an-interview-with-carolee-schneemann/
картинка
56
https://www.moma.org/collection/works/156834
94-97
http://walkerart.org/collections/publications/
картинка
картинка
performativity/drawings-of-trisha-brown/
59
https://www.moma.org/collection/works/156834
98
https://danceinteractive.jacobspillow.org/themes-
картинка
картинка
essays/women-in-dance/trisha-brown/
171-172
номер страницы
ссылка
(дата обраще-
ния 01.11.2021)
101
https://artguide.com/posts/1528?page=2
картинка
103-104
https://wendyperron.com/trisha-browns-horizontal-
картинка
dreaming/
109-120
https://gagosian.com/quarterly/2020/11/03/essay-
картинка
trisha-brown-choreographed-landscapes/
122-123
http://walkerart.org/collections/publications/
картинка
performativity/drawings-of-trisha-brown/
124-125
https://nyrdanceblog.wordpress.com/2012/04/04/
картинка
a-big-deal-trisha-brown-at-bac/
126-129
https://trishabrowncompany.org/
картинка
130-133
http://bombastictelefantastic.blogspot.
картинка
com/2011/05/laurie-anderson-trisha-brown-gordon.
html
134-137
https://wendyperron.com/trisha-browns-horizontal-
картинка
dreaming/
140146
http://meyerhold.ru/ya-tancuyu-potomu-chto-ne-
картинка
veryu-slovam/
147-165
https://platonovfest.com/gallery/2016/276/
картинка
173-174