Оглавление
Что такое тоталитаризм?..........................
Как тоталитаризм влияет человеческую жизнь?......
Использование архитектуры режимом................
Публичные пространства........................
Гонка зданий..............................
Городские ансамбли........................
Города....................................
Личные пространства...........................
Массовое типовое жильё....................
Общественное жильё........................
Коллективное жильё........................
Жильё тюремного порядка...................
Коллективные пространства.....................
Выставочные павильоны.....................
Стадионы..................................
Площади...................................
Заключение
Что такое тоталитаризм?
Начну с основного понятия моего проекта, «тоталитаризм - форма отношения общества и власти, при которой политическая власть стремится к полному контролю людей и общества, ставя задачу полностью контролировать все аспекты человеческой жизни. Проявления оппозиции в любой форме пресекаются или подавляются государством»
Тоталитаризм, как идея контролирует всё, начиная с экономических, политических, социальных прав и свобод, заканчивая правами естественными – правами на жизнь, свободу и вообще всё
Примечание: тоталитаризм часто использует методы запугивания населения, создавая «белые и чёрные» образы друзей и врагов, эксплуатируя и идею военных угроз, сильно значимых в мире XX века. При поддержке исторического контекста вышло так, что весь тоталитарный режим пронизан идеями милитаризма
Как тоталитаризм влияет человеческую жизнь?
Инструментами, позволяющими реализовать самые масштабные тоталитарные режимы, мир обзовёлся в конце XIX, начале XX века – радио, кино и телевидение. Именно в первую половину XX века эти инструменты оказались самыми эффективными, они ещё не были сильно развиты, поэтому помощь государства была очень значимой, хоть эта помощь оказывалась и насильно, без права на выбор и под жесточайшим контролем, но развиваться этим отраслям всё равно давала, даже помогая
Тоталитарный контроль захватывал всё более и более глубокие культурные аспекты жизни. Начиналось всё с самых легкодоступных и действующих на огромные массы простых людей, со СМИ, газет, радио, телевидения, кино. Но дальше нужно углублять нашу идеологию позже взор режима набросился и на более элитарное искусство – на литературу, как художественную, так и историческую. Позже пропаганда начинает «бить» по всем видам искусства и вовлекать всё больше и больше деятелей культуры, как двигателей масс, так как именно такие люди умеют играть с чувствами аудитории, и нужно чтоб это было в угоду и режиму
Через все возможные методы искусства власть продвигала свою идеологию, это было и в Третьем рейхе, и в Италии при Муссолини, и в СССР Сталинского правления – трёх самых масштабных за всю историю тоталитарных режима Европейской истории. Всё: литература, кино, СМИ и так делее продвигали идеи главенствующих партий. Основный смысл таких действий чтоб из абсолютно разных каналов поступала одна и та же информация. Причём эта информация могла поступать и без воли человека. Либо ему не давали доступа к иным каналам связи (закрывали библиотеки со старой литературой, запрещали исполнять старый материал), либо не давали ему не слушать, не смотреть, заставляя это например от лица начальника, от лица преподавателя или кого-либо от чьих услуг и наставлений ты просто так, без потерь для себя, отказаться не мог
Захватив умы людей режим может начать осуществлять изменение мира и объективного. Перестройка среды была свойственна тоталитаризму, особенно в городах, где больше всего людей могли лицезреть старания пропагандистов, учёных и людей искусства
Использование архитектуры режимом
[НА ИЛЛЮСТРАЦИЯХ ПРЕДСТАВЛЕНЫ МАКЕТЫ, ИЛЛЮСТРАЦИИ, ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В СССР, НАЦИСТСКОЙ ГЕРМАНИИ И ИТАЛИИ, ВРЕМЯ ПРАВЛЕНИЯ БЕНИТО МУССОЛИНИ]
Публичные пространства. Гонка зданий
Начинаем мы с точечного захвата внимания – огромные помпезные здания. Они явно привлекают люд своей помпезностью, люди увидят мощь в чём-то конкретном, в том что можно увидеть невооружённым историей проекта, места или чего-либо ещё взглядом. Плюсы – конкретный символ для гордости, огромный мега-проект для объяснения значения которого пояснять ничего собственно не нужно. Минусы – помпезные здания влияют на человека так же точечно, как и на город, один мега-проект – одна звездочка, да и вокруг одного проекта весь народ не соберёшь, а нам, как тоталитарному режиму это и нужно, чтоб все видели, чтоб все слышали, чтоб все запомнили и поверили
Публичные пространства. Городские ансамбли
Проспекты, площади и другие открытые общественные пространства, имеющие ширкий ряд функций, чаще всего в целях отдыха, развлечения или же в целях культурных. Зона влияния расширяется, теперь мы сможем лицезреть проект, даже развернувшись на 180 градусов. На такой проект можно уже не только взглянуть пару раз и однажды возможно даже и побывать, а бывать там более-менее регулярно. Например, это площадь, там регулярно проходят какие-либо парады, произносятся речи и другие мероприятия, или проспект в центре по которому часто проходишь, гуляя в центре или проезжая по нему на автомобиле. Плюсы – увеличенная пропускная способность, больше людей привлечены – лучше идёт развитие режима, легкодоступность для людей по сравнению с проходом в какое-то престижное здание и главное – теперь люди могут позвать поглядеть на такое пространство и семью, и знакомых, приглашая их на какой-нибудь парад, например, и это можно будет проделывать не раз, просто посмотреть достопримечательность же 5 лет подряд не будешь. Минусы – всё проспектами застроить не выйдет, даже при особом желании, город – это не просто красивые места, созданные человеком и объеденённые места, приписанные большей площади с одним названием, городу нужны источники снабжения всех этих людей, гуляющих по проспектом и смотрящим на наши небоскрёбы. Так что продолжаем действовать на людей дальше
Публичные пространства. Города
Раз мы упираемся в то, что не можем просто делать одни помпезные проекты для пафоса, то пора расширять влияние на город целиком. Полная система обеспечения населения. Но что такое город, что в нём вообще есть и что мы можем контролировать? Роддом, чтоб родиться; детский сад, чтоб вырасти; школа, чтоб научиться существовать в мире; университет, чтоб научиться работать; рабочее место, чтоб зарабатывать ресурсы; жилище и места приобретения товаров, чтобы тратить заработанные ресурсы. Это и есть основа города, основанная на простом представлении жизненного человеческого цикла, ну и помимо всего этого конечно должна быть обслуживающая инфраструктура – больницы, транспорт, кладбище, ранее упомянутые общественные пространства для различного досуга (отдых, развлечение). Всё до рабочего места мы можем контролировать вполне спокойно, что и происходило в тоталитарных режимах. В садах, школах, институтах контролировалось воспитание молодёжи, благодаря созданию различных кружков, контролируемых контролируемыми системами города, да и в целом контролю поступающих знаний в пока что ещё «ненаполненных» людей. Рабочие места контролировались благодаря централизации организации труда – благодаря профсоюзам, благодаря контролю владельцев и начальства предприятий. А дальше перед нами встаёт уже реально сложная тема. Контроль жилья. До сей момента мы рассуждали о том, как привлечь чужого человека к нам, рабочее место – это уже была тонкая-тонкая грань, ведь контролируя работу человека, он уже не мог остаться в стороне, но мог закрыть на это глаза, ведь дома всё равно он сможет найти покой, сейчас же мы переходим к тому чтоб не просто привлечь, а уже заставить человека быть с нами, мы влезаем в его «грязное бельё» и уже даже с самой тёмной повязкой на глазах человек не сможет пропустить всё это мимо себя
Личные пространства. Массовое типовое жильё
Начнём с уже подконтрольной системы, которая и направит нас на верный путь – работа человека. Если мы не знаем, как контролировать человека дома, то может логично, что нужно просто лишить его прав на личное жильё. Но селить то людей как-то всё равно нужно, нам же, как тоталитарному всё равно нужно как-то развивать промышленность, наращивать производство, чтоб наши главные госаппараты – пропагандистская, репрессивная и военная, для поддержки милитаризации общества, системы как-то содержались. Но подкосить индивидуальность жилья – неплохая мысль.
Мы можем создавать скучные, однообразные, монотонные жилищные кварталы, чтоб дома человек не хотел там находиться в свободное время и не набрался лишней и ненужной для наших целей историй, опыта и информации в целом. Делаем всё то, чтоб местами интереса были – рабочее место, которое мы можем контролировать, чтобы человек интересовался тем, что нам нужно; общественные пространства, которые создают нужное нам настроение человека и конечно же самыми привлекательными для культурного обогащения делаем подконтрольные нам места проведения выступлений и демонстраций, как для масштабных, так и для мелких деятелей культуры. И как вообще может сравниться скучный серый спальный район с такими прелестями жизни, как площади, парки и проспекты, созданные нашими лучшими кадрами?
Ну на самом деле может, такой план типовой застройки с заранее убитой эстетикой и частично комфортом постоянно должен поддерживаться с другой стороны, со стороны общественных мероприятий, постоянно проводимых и отвлекающих людей от серого быта и постоянного бдительного контроля за настроением граждан во избежание недовольств масс. Но стоит отметить, что такой тип застройки достаточно дешёвый и не требует досконального продумывания всей городской системы, достаточно учесть численность населения, их потребности и расставить это в более-менее досягаемых расстояниях, а на всём остальном жесточайще экономить
Вообще архитектура имеет 3 основных предназначения – функциональность, прочность и эстетика. Рассмотрим, как мы можем повлиять на жилищное пространство. Снизить функциональность? Да! Наш вариант! Создаём жильё так, чтоб там можно было делать только базовые функции, нужные человеку, остальное берём под свой контроль. Эстетика? Должна отсутствовать вовсе, зачем нам привлекать внимание к тому, что контролировать мы умеем плохо. Прочность? В этом аспекте уверенным быть не могу, поэтому просто оставлю пару своих мыслей на «растерзание»
По идее, создавая жильё не качественное, дешёвое мы можем отстранить человека от личных ассоциаций себя и жилья, следовательно и какой-то свой манямирок человек не создаст, ибо все его потуги индивидуализма (свои обои, своя планировка, свой набор мебели) не выдержит долго «скоропортящиеся» жильё и каждое следующее поколение будет начинать с чистого листа с водяным знаком, который мы оставим на нём, как свой «ласковый» жест. С другой же стороны, может следует действовать наоборот, на укрепление связей связей с жильём, но тогда жильё нужно заранее создавать с теми ощущениями, которые мы хотим передать гражданам, но сможем ли вообще сделать личное жильё так, чтоб всеми оно воспринялось одинаково и такими эмоциями, которые мы вложили изначально?
Личные пространства. Общественное жильё
После этих мыслей вообще начинаешь сомневаться, что возможно полностью контролировать личное жильё. Мы в тупике.. Хотя подождите, разве мы можем просто так взять и остановиться!? Нужно пересобрать нашу проблему. «Контроль личного жилья». Зачем нам слово «личного»? А ведь и в правду, почему мы сами пытаемся контролировать всё, когда мы уже набрали электорат, способный продвигать наши идеи глубже в толпу. Нужно развить идею контроля общественного, раз в нашем режиме уже есть люди идейные, мы же не смогли бы перестраивать города без сторонников
Почему бы нам просто не взять, те инструменты, что уже использовались и не начать увеличивать их роль в жизни общества. Например, пускай университеты обзаведутся общежитием, а лучше и вовсе станут студгородками, детские кружки станут «школьной продлёнкой» и детскими спортивными или с иными интересами лагерями
Личные пространства. Коллективное жильё
Если продолжать развивать эту мысль, то человек может сам, даже на добровольной основе согласиться на подобный контроль, например за право учиться в отличном вузе, вообще студенты легче всего поддаются подобным добровольным манипуляциям в силу своих инициатив и несамостоятельности в экономическом плане, пожалуй на них и подведу к одной из самых дерзких и полноценных идей тоталитарного контроля. Дома-комунны. Что же это такое? Это дома по сути полностью убивающие личность, но не убивающую развития человека, как профессионального кадра. Это дом, где ты спишь на кровати в комнате только с двумя кроватями, ты ешь там, где можно только есть, стираешь вещи только там, где можно стирать вещи, читаешь только там, где можно читать и так далее. И что самое волшебное в подобном проекте, так это то, что студенты обитают там добровольно, в погоне за получением обучения в лучшем ВУЗе и то, что общество контролирует каждого индивида, так как и все остальные находятся там на добровольной основе.
Личные пространства. Жильё тюремного порядка
По сути мы пришли к идеальной системе тотального контроля, но одновременно с тем мы её сделали частично не зависимой, ведь теперь роль пропаганды мы доверили ни подвластной нам технике, а подвластным нам людям..
Может мы уже слишком отошли от изначальной идеи, контролировать то мы вроде хотели всё сами, а теперь понимаем, что так не получится, что нужна помощь от тех же кого мы и привлекли. У меня появляется чувство, что нужно попробовать взять всё в ежовые рукавицы, так что затягиваем пояса и ужесточаем контроль. После домов-комунн по сути вариант один – тюремный контроль, вот его и разберём.
Тюремный контроль, значит все несвободны. А что вообще значит «быть свободным»? Кто тогда вообще имеет такой статус в государстве с повсеместным тюремным контролем? А свободны ли в такой системе, как диктаторы, мы сами?
«Свобода есть независимость от произвольной воли другого. До тех пор пока она не мешает свободе других в соответствии со всеобщим законом — это природное врождённое право каждого человека, принадлежащее ему в силу его человеческой природы»
Из этого определения мы уже можем судить о том, что МЫ в этой системе формально свободны. А все остальные нет. Остальные – это контролируемые (большинство) и контролирующие (меньшинство), поменять численность 2-ух этих групп я считаю невозможным, т.к тогда репрессивный аппарат станет влиятелен настолько, что контролировать его уже будет сложно, но и маленьким по составу он быть не должен, т.к только с хорошим охранным порядком сможет поддерживаться такой порядок.
И вот вроде бы кажется, что это и есть конечный идеал тоталитарного контроля, но теперь нужно понимать, что такая система использует те же приёмы режима, только разжигая конфликты не с внешним врагом, а внутри самого себя. Такой вариант будет работать лишь в случае полной внешней независимости, ибо в постоянной внутренней междоусобной борьбе, государство слабо и может сильно страдать от внешних сил. К такой системе устройства мира мы ещё не подходили, то есть к моно-миру или моно-государствам, которые находятся на своей территории настолько и настолько стали неотъемлемой от нации, что по сути и само государство уже не требуется (условно Франция – это не границы государства, а сам французы и как бы их не называли, их культуру поменять будет нельзя. Только в таком мире захваты могут прекратиться, т.к удержание территории не будет возможным, а следовательно и заработок на этой территории будет проблематичен)
Более жёсткой системы контроля я вывести не смог, хотя и последний в истории ещё не случался, по крайней мере с моей исторической базой знаний
Коллективные пространства. Выставочные павильоны
Сделав всё-таки шаг назад и вернувшись к представлениям домов-комунн, в силу непонимания, как развить мысль про существование общества в тюремных условиях, я решил, что нужно ещё дополнить размышления на тему продвижения идеологии через символы, позже вернусь к общему курсу «продвижение идеологии через окружение»
Рассмотрим более символическую выставочную архитектуру. В XIX-XX веках была распространена практика проведения выставок архитектуры. Это такое мероприятие на котором демонстрируют постройки архитекторов разных стран в одном месте к определённому времени. В архитектуре, да и в истории XX века в целом была запечатлена знаменитая Всемирная выставка в Париже 1937-ого года. 2 самых крупных павильона представляли СССР и Германия. Между этими двумя павильонами были большие сходства: материалы, формы, вынос символики вверх и общий монументальный стиль построек. Эти павильоны были гонкой за некий престиж, они впечатляли своей строгостью и хладнокровием.
Подобные мероприятия конечно не были столь же значимы для советских или немецких граждан, как проекты реализуемые в их собственной стране, но всё же они давали им капельку тщеславия за то, что их сограждане смогли похвастаться и за рубежом. Так что «звёздочка» гордости людям выпадала и частично могла сплотить их
Коллективные пространства. Стадионы
Ещё один инструмент поддержки тоталитаризма на эмоциональном уровне – это постройка стадионов. С первого взгляда странное решение, но если углубиться, то всё станет ясно.
Вообще что из себя представляет стадион? Чем он отличается от простого поля?
Стадион - один из видов сооружений для спортивных целей. Обычно включает большое поле с беговыми дорожками вокруг и места для зрителей, расположенные ступенчато вокруг поля
Какая черта постоянно сопровождает стадионы? – Шум. Люди приходят пошуметь, поболеть за любимую команду, подпеть на чьём-либо концерте ну или же погудеть от того, что бойца растерзали тигры, если это был Римский Колизей. Ранее я уже говорил про коллективизацию и общественный контроль благодаря общему быту и стадион является похожим местом, только не по делу, а по эмоциям.
Дома, а тем более в каком-либо коллективном пространстве вы не можете начать просто кричать, потому что вам хочется, ведь что подумает окружение? – Это и есть коллективный контроль. А вот стадион? А на стадионе можно, на стадионе кричат все, на стадионе можете кричать хоть до срыва голоса – главное со всеми за тех, за кого болеют все. Простое правило и эмоций хоть отбавляй. А все болеют обычно за кого? – Естественно за наших, а с нашими что можно делать? – Правильно! Контролировать! И люди будут болеть за нашего, пусть даже он говорит что-то, что нам не совсем нравится, да и тем более чаще всего на таких мероприятиях болеют за команду, а там один за всех и все за одного.
Вот и простая идея таких мест – за спуск эмоций заплати гордостью за тех, за кого нам нужно гордиться
Коллективные пространства. Площади
И завершить я хочу, рассказав про ранее упомянутые мной площади. Площадь можно считать одним из самых бестолковых пространств в городе. Площадь – облагороженный пустырь. И вроде бы, если место такое не нужное, то зачем оно вообще нужно то?
Площадь – помощник зданий. Площадь может возвысить любое здание. По сравнению с пустырём даже сарай станет небоскрёбом. Но в XX веке это пространство ещё активно применялось и в иных целях
Площадь стала местом парадов и похожих демонстраций, как я писал в начале, милитаризм играл важную роль в тоталитарном режиме. Под предлогом постоянной угрозы легче держать людей в напряжении и страхе, поэтому постоянные военные демонстрации и показ боевой готовности стал одним из регулярных обрядов, даже в более-менее мирное и спокойное время
Эти идеи в целом оставили глубокий шрам на менталитете в частности русских и немцев (так же и японцев надолго задели боевые настроения их предков, но в контексте своего проекта я рассуждаю о Европейской истории). И в той, и в той культуре это помнят, каждая нация со своим подходом, но помнят этот момент истории
Заключение
Эта работа – реализация учебного проекта Климова Марка, ученика 10А класса, МБОУСОШ#4 г.Иркутска.
Спасибо большое за ознакомление с моей работой, знаю, что не вся информация может быть истиной в последней инстанции, но старался рассуждать на «холодную голову». Прошу прощения за то, что фотографии не подписаны, т.к в создании подобных материалов новичок с вёрсткой не смог разобраться. Надеюсь моя структура повествования достаточна понятна, чтобы понимать развитие текста. Ещё раз спасибо за ваше внимание. ♥
Сконвертировано и опубликовано на https://SamoLit.com/