Действующие лица

Баназ[1], сирийская девушка девятнадцати лет, феминистка, получает образование в Тегеране.

Шафилия[2], подруга Баназ, иранская девушка двадцати семи лет аналогичных с Баназ взглядов, политик. Недавно переехала в Сирию. Стоит сказать сразу, Шафилия одевается с вызовом даже по меркам европеек и американок: она предпочитает внешний вид по мужскому «образцу».

Махмуд[3], отец Шафилии, сорок шесть лет, топорщик (мастер по дереву и собиратель плодов последних).

Ахмед, брат Баназ, двадцать два года, студент.

Девушки.

Девушка 1.

Девушка 2.

Девушка 3.

Неизвестный.

Бабушка Шафилии.

Знакомая.

Парень.

Гостья.

 

Место и время действия – Халеб, Сирия; 1960-е.

 

Вступление

Замечательное время, когда западный ветер перемен окутывает города Ближнего Востока. Наконец, женщины, кажется, начинают осознавать, что значит свобода, в то время как мужчины, по большей части, спокойно воспринимают происходящее в социуме; их сверхустраивает это. Лишь бесчисленные перевороты в стране могут омрачить чудесные вечносолнечные дни.

Однако, не всё так обаятельно.

 

АКТ I

 

Действие 1

Шафилия - в лучших традициях Востока - стройная брюнетка, облачённая в зарубежные, западные одежды, ступает навстречу новому дню. Сегодня Шафилия в компании многих других, не менее прекрасных девушек, будет вести дебаты по поводу положения женщин в арабском мире. Здесь, в Сирии, она гость. Дама идёт уверенно и чётко, словно юный солдат, рвётся в бой. Мгновение – и она ступает за порог женской политической организации.

(шум в коридоре)

Девушки. Добрый вечер!

Шафилия. Добрый вечер.

Шафилия садится на ковёр.

Девушка 1. Нет, я всё же считаю, что для того, чтобы верить, достаточно держать эту веру в сердце и разуме и не обязательно носить этот чёрный мешок. (брезгливо)

Шафилия. Я согласна с тобой.

Девушка 2. А мне кажется, что нужно всё же иметь уважение к традициям наших предков…

Девушка 1 (перебивая). Но ведь я не говорю, что не надо уважать традиции! Я говорю о том, что многое из того, что считается в нашем обществе нормальным, на самом деле глупо и бесполезно.

Шафилия. Поддерживаю тебя, Азиза.

Девушка 2. Возможно, вы и правы, но я не готова к таким суждениям, и я н е знаю, к чему эти мысли нас приведут.

Девушка 3. Ты боишься, что мы погрязнем в разврате и хаосе?

Девушка 2 (колеблясь). Наверное, да... Да, ты права.

Шафилия. Это глупо. Так можно сказать: «А вдруг я выйду на улицу, и меня засосут зыбучие пески». Это не имеет связи с реальностью.

Неизвестный мужчина входит в залу.

Неизвестный (опомнившись). Ой, извините, девушки. Я думал, здесь больница. Видимо, не туда попал… А, может, наоборот…

Шафилия. Больница в двух шагах отсюда. Вас проводить?

Неизвестный (неловко). Пожалуй, да.

Шафилия встаёт и идёт к Неизвестному. Она проходит мимо него.

Шафилия (на пути). Я скоро вернусь!

Девушки (разной тональностью голоса и не в равное время). Будем ждать!

Шафилия и Неизвестный ретируются. Девушки продолжают обсуждения без Шафилии.

 

Занавес

 

Действие 2

Шафилия идёт впереди, следом за ней – Неизвестный. Неизвестный вершит изнасилование глазами[4] над Шафилиёй. Но ведь лишь глазами?

Шафилия (останавливаясь; с улыбкой). Ну вот мы и пришли.

Неизвестный. Спасибо.

Шафилия идёт обратно, однако Неизвестный не торопится.

Внезапно Неизвестный бежит к Шафилии, притягивает её к себе, закрывая рот рукой, и уводит за собой, за ближайшее здание.

Занавес

 

Действие 3

Ахмед и Баназ. Хоть они и студенты, но в данный период у учеников каникулы, а потому оба

Баназ только что пришла со встречи с подругами и, весёлая, намеревается перекусить и переодеться, дабы пойти на вечеринку.

Но её отвлекает Ахмед.

Ахмед (агрессивно). Ты знаешь, как выглядишь?!

Баназ (растерянно). Что? Как я выгляжу?

Ахмед. Как… как… Знаешь, в Индии таких называют «ганика»!

Баназ (отмахиваясь). Ох, что ты говоришь?

Ахмед. Неприятно? Мне тоже не приятно видеть, как ты здесь ходишь с… с голыми ногами, танцуешь. Ведёшь себя бесстыдно. Ты позоришь нашу семью. И что, как ты считаешь, подумают люди? Ты совсем тупая?! Ты ничего не понимаешь!

Баназ (испуганно). Не кричи, Ахмед! Это моя жизнь, и я сама решаю, как себя вести.

Ахмед (разъярённо). О, ты такая дура! Лучше бы тебя не было! Мне стыдно за тебя!

Баназ. Ну прости, если что-то сделала не так. Не злись…

Ахмед. Проси прощения у Аллаха!

Баназ (уверенно). Я не виновна перед ним.

Ахмед кричит, ерошит волосы на своей голове; закрывает лицо руками, уходя вглубь дома.

Баназ тихо собирается, переодевается за лёгкой занавеской и уходит на вечеринку.

Занавес

 

Действие 4

Шафилия и Махмуд. Шафилия не вернулась к девушкам; вместо этого она в слезах пошла домой. Она легонько раздвигает занавеску и падает на пороге. Махмуд, воспитывающий дочь вместе со своей матерью (также у него есть три дочери, вышедшие замуж и, согласно традиции, ушедшие в семьи своих супругов) и находящийся дома, приблизился к Шафилии. Та была без сознания. Махмуд похлопал Шафилию по щекам, но девушка никак не среагировала. Тогда Махмуд ударил дочь, отчего та моментально очнулась. Шафилия растерянна, тревожна.

Махмуд (кричит). Ты где была?!

Шафилия. Я… была на собрании…

Махмуд. Это понятно. А потом? Где ты была?

Шафилия. Пошла домой…

Махмуд (впадая в бешенство). Не ври!

Шафилия плачет.

Пауза.

Махмуд (немного спокойнее). Я жду правду.

Шафилия (постепенно переходя в истерику). На меня напали!

Она закрывает лицо руками.

Махмуд (резко меняется в лице: от злости до непонимания, любопытства и желания вендетты). Кто напал?

Шафилия (истерично). Мужчина!

Махмуд. Что ещё за мужчина?

Шафилия. Я не знаю!

Махмуд. Шафилия, успокойся. Ведёшь себя, как ребёнок. (удаляется в противоположную часть комнаты)

Пауза. Шафилия продолжает неуёмно рыдать.

Махмуд (возвращается; с жалостью). Дочь, почему ты плачешь?

Шафилия. Он сделал мне больно!

Махмуд. Что сделал этот урод с моей дочерью?

Пауза.

Махмуд (кричит, всплёскивая руками). Да что ж это такое?!

Шафилия (сквозь слёзы). Да, хорошо, я скажу, скажу! (плачет; в разы тише) Он трогал меня… О-он изнасиловал меня…

Махмуд шокирован. Мужчина встаёт и делает пустые хождения из стороны в сторону и по кругу. После возвращается в прежнее состояние вблизи дочери. Он чуток молча посидел рядом с ней и вновь отошёл в комнату.

Слепая бабушка Шафилии всё это время сидела в глубине помещения. Когда Махмуд прошёл мимо неё, она словно очнулась ото сна.

Бабушка Шафилии. Что вы тут кричите?

Махмуд. Твоя внучка – грязная, падшая женщина.

Бабушка Шафилии (откидывая голову назад, удивляясь и негодуя, как это делают дряхлые старушки; шепча). О, Аллах, спаси заблудшую душу!

Занавес

 

 

АКТ II

 

Действие 1

Спустя час Баназ приходит в дом Шафилии. Она одета в зелёное платье до колена А-силуэта; на её голове – короткая «округлая» причёска, соответствующая духу времени. Баназ отодвигает занавеску и чуть ли не наступает на только что проснувшуюся Шафилию.

Баназ. Привет, почему ты лежишь?

Шафилия (сонно и не очень внятно, протяжно). Мне-е пло-охо.

Баназ (садится на корточки перед подругой). Что с тобой?

Шафилия. Ничего. Оставь меня.

Баназ (удивлённо). Шафилия, не говори так. Я очень хочу провести с тобой время. Пойдём на вечеринку?

Шафилия (испуганно). Нет!

Баназ. Что такое? Ты же всегда любила ходить на вечеринки.

Шафилия (загадочно и печально). Но не теперь…

Баназ (торопясь). Слушай, тебя же там никто не съест. Всё всегда было хорошо. Не думаю, что там есть, чего бояться. Пойдём. Может, там тебе станет лучше; развеешься, повеселишься. Я ведь буду с тобой… К тому же, там будут все, кого ты знаешь. Никаких незнакомцев.

Шафилия (устало). Ну ладно. (встаёт; добавляет) Только я переоденусь.

Баназ. Без проблем.

Шафилия заходит за белую стену. Баназ остаётся стоять у порога; смотрит на свои ногти и теребит их.

Шафилия (из-за стены). А где будет вечеринка?

Баназ (опомнившись и вернувшись к реальности). У Лейлы!

Шафилия (под нос). Хорошо.

Мгновение.

Шафилия. Я готова!

Она выходит навстречу Баназ в чёрном западном мужском классическом костюме.

Баназ (улыбаясь). Ну вот и хорошо.

Баназ начинает приподнимать занавеску, дабы выйти, но Шафилия обрывает её своиим крепкими дружескими объятиями.

Шафилия. Я так тебя люблю. Баназ, спасибо, что ты пришла. Ты словно солнце.

Баназ (неловко и удивлённо). О-о, да ничего, Шафилия. Я тоже тебя люблю.

Шафилия (отдаляясь и расцепляя объятия). Ну всё, пошли.

Девушки ретируются.

Занавес

 

Действие 2

Баназ и Шафилия на вечеринке; танцуют под популярную музыку вместе со знакомыми парнями и девчонками. Шафилия, с виду, немножко оправилась.

Неожиданно Шафилии становится дурно: вероятно, кружится голова. Она отходит от компании веселящихся. К ней приближается Знакомая, отчего девушки сталкиваются.

Знакомая (с пониманием). Что с тобой, Шафилия? Ты плохо себя чувствуешь?

Шафилия (держа ладонь на лбу). Да, я отойду.

Знакомая (обхватывая Шафилию за талию). Вот, можешь здесь полежать, отдохнуть. (проводит Шафилию в соседнюю комнату, спальню хозяйки).

Шафилия (садясь на аккуратный диванчик и смотря в пол). Спасибо.

Знакомая возвращается к остальным.

Пролетает час. За это время молодые устали и теперь, сидя на большом диване в гостиной, разговаривают. К ним успело присоединится трое парней, которых Шафилия не знала. Однако, они были известны половине собравшихся, в том числе и Баназ (ведь они были друзьями её брата). Вслед за молодыми мужчинами пришло две девушки, которые не были знакомы ни Шафилии, ни Баназ.

Шафилия чувствует себя также удручённо, как и обычно, а тошнота, головокружение и головная боль лишь ухудшает и без того не лучшее состояние юной иранки.

В окинутую полумраком комнату, где устало сидит Шафилия, вторгается один из новоприбывших кавалеров.

Парень (удивлённо). Ой, прости, я думал, здесь никого нет.

Шафилия (поднимая голову на вошедшего). Ничего.

Парень садится подле Шафилии.

Парень. А ты как сам? Почему здесь сидишь?

Шафилия. Мне плохо.

Парень (не слушая её). Там столько красивых девчонок! (хлопая Шафилию по плечу) Ты многое упускаешь.

Шафилия игнорирует парня, который ей неприятен.

В комнату заходит Гостья (одна из тех, что прикомпоновались к компании последними).

Гостья. Ой, какие тут сладкие парнишки!

Парень (шёпотом; Шафилии). О, это Ватфа. Очень развратная.

Гостья садится на диванчик рядом с Шафилиёй. В результате слева от Шафилии находится Парень, а справа – Гостья. Гостья начинает заигрывать и дурачиться с Шафилиёй.

Гостья (Шафилии). Ой, какой ты красивый! Я вся твоя!

Парень. Кхм, я вам не мешаю?

Гостья (Парню; кокетливо). Хочешь присоединиться?

Парень (Гостье, отвечая взаимностью). А ты не против?

Шафилия (встаёт). Я девушка! (окидывая взором шокированную парочку) Ох, как же вы омерзительны! (уходит)

Парень и Гостья переглядываются.

Парень. Да так даже и лучше.

Шафилия выбегает на улицу, не попрощавшись. Но другие молодые люди оказываются более вежливыми и потому говорят «пока» скрывшейся в ночи девушке.

По какой-то причине, Баназ на вечеринке отсутствует.

Занавес

 

Действие 3

Баназ ушла в небытие, а вернее, покинула вечеринку за полчаса до Шафилии.

Полчаса назад

Знакомая. Баназ, что ты сидишь и молчишь?

Баназ. Мне не о чем говорить.

Парень. Не лезь к ней. Пусть сидит смирно.

Баназ. Я без вас разберусь.

Пауза.

Знакомая. Шафилия, если тебе что-то не нравится, можешь уходить. Я никого не держу.

Баназ. Да всё хорошо.

Знакомая. Мне не нравится, когда на моей вечеринке скучают.

Баназ. Я не скучала, но, если я так тебе не нравлюсь, я могу уйти.

Баназ встаёт с дивана и уходит.

Пауза.

Парень. Аниса, ты слишком грубая.

Знакомая. Да, я виновата… (неловко) Просто я так устала от всего… (идёт за Баназ) Я не должна была.

Занавес

 

Действие 4

Баназ и Знакомая. Баназ шагает по сумеречной улице. Знакомая бежит к Баназ.

Знакомая. Баназ, вернись! Прости меня, пожалуйста!

Баназ (идёт уверенно и быстро, не прерывая пути). Я не обиделась. Правда, уже поздно, и мне пора домой.

Знакомая (останавливается). Ну… ладно. Тогда до завтра!

Баназ (уйдя уже достаточно далеко от приятельницы). До завтра.

Знакомая возвращается домой и закрывает дверь.

Баназ прошла полпути. Сзади, с левого края улицы к ней приближаются две чёрные фигуры. Один из неизвестных держит что-то в руке. Он становится вплотную с Баназ, когда она останавливается, чтобы открыть входную дверь, и ударяет Баназ кривым тёмным предметом по голове. Та падает. Мужчины берут Баназ за руки и уносят её за дом, где оказывается, что Баназ ещё дышит, после чего второй «джентльмен» удушает несчастную.

В свете фонаря прослеживается лицо одного из преступников. Это Ахмед.

Занавес

 

Действие 5

Шафилия под звёздным небом отворяет дверь отчего дома. Она медленно движется в свою спальню; удивлена тому, что никто не спит: бабушка и отец сидят в комнате и беседуют.

Махмуд. Я понимаю, что она моя дочь, моя старшая дочь, но, я думаю, ты согласишься с тем, что она ведёт себя неправильно.

Шафилия переодевается в своей комнате, располагающейся за стенкой.

Бабушка Шафилии. Да, ты прав. Но мне её жаль.

Махмуд. Молчи!

Бабушка Шафилии. Это слишком жестоко.

Махмуд. Только так и надо! Я должен был пресечь это её баловство раньше. Но я ведь думал, что она исправится.

Бабушка Шафилии. Да. Каждый родитель когда-то начинает это осознавать…

Махмуд (не слушая тихих и бессмысленных для него слов старухи). Ты сентиментальная, потому что старая! Если бы Ахалиль была жива, она бы поддержала меня.

По щекам Махмуда катятся слёзы.

Шафилия ложится в кровать, укрываясь одеялом.

Махмуд (с новой силой). И вот где она шляется в такое время? Ещё и в мужском платье! Это стыд и позор!

Бабушка Шафилии. Да, Махмуд, ты правильно говоришь.

Махмуд. Я должен преподать ей урок. Не отец ли я в конце концов?

Бабушка Шафилии (устало). Да, отец.

Шафилия засыпает лишь к часу ночи.

Занавес

 

Действие 6

Утро следующего дня. Шафилия следует к месту жительства Баназ. Девушка стучит в дверь, но ей не открывают. Тогда она направляется через два дома – к Знакомой. Шафилия стучится уже в другую дверь.

Знакомая (лениво и с неохотой отворяя дверцу; сонно). Кто?

Шафилия. Доброе утро, это я. Баназ не с тобой?

Знакомая. Нет, она ушла домой ещё вчера вечером; а что?

Шафилия. Ничего.

Дверь закрывается. Шафилия явно опечалена и тревожна. Она уходит.

 

Действие 7

На обратной дороге Шафилия решает погулять, а потому кружит от одного известного ей здания до другого и возвращается лишь к трём часам дня. Вблизи дома она «летает» по двору, смиряясь у иссохшегося куста, на коем – по-видимому, не так давно – проклюнулся чудесный зелёный лепесток. У ног Шафилии воробушки купаются в пыли. Молодая женщина умиляется сим зрелищем.

Сзади Шафилии оказывается отец. Он замахивается на дочь топором и обухом наносит ей смертельное ранение в висок. Шафилия падает замертво.

Занавес

 

Что следует после кровавой сцены, очевидно, отвратительно, не поддаётся ни единому объяснению, и, тем более, обоснованию; оправдать такое невозможно, и я считаю, что заключение здесь излишне.

 

КОНЕЦ

 

 

28-29.09.2020 г.



[1] В честь Баназ Махмуд.

[2] В честь Шафилии Ахмед.

[3] Следующие два – аналогично. Имя и фамилия намеренно переменены.

[4] Раздевает взглядом; смотрит с вожделением.

 


Сконвертировано и опубликовано на https://SamoLit.com/

Рейтинг@Mail.ru