ГУРТОВЦЕВ А.Л.
Аннотация, содержание и предисловие
к монографии Гуртовцева А.Л.
“Избранные работы по философии науки, атеизма и религии (2009-2019)”
АННОТАЦИЯ
Гуртовцев А. Л. Избранные работы по философии науки, атеизма и религии (2009-2019)/ Авторизованный сборник опубликованных статей. – Минск, Интернет-издание [Электронный ресурс], 2019. - 474 стр. А4 (1,7 млн зн.), 20 илл.
Данная монография, оформленная в виде авторизованного сборника ранее уже опубликованных автором в печати или в электронных библиотеках интернета отдельных статей (треть из них опубликована в книге автора “Думать или верить? Ода человеческой ослиности/Философия реального мира, или новые философские очерки о многовековых общечеловеческих заблуждениях, глупостях и преступлениях против разума и жизни” – Минск, УП “Энциклопедикс”, 2015. – 420 с., ISBN 978-985-7090-64-8), посвящена анализу сути науки, атеизма и религии и их взаимоотношениям как мировоззренческих систем в сознании индивидуумов и человечества в целом на протяжении всей его истории.
Представленные работы автора, как профессионального ученого, обобщают его свободный, независимый, исследовательский, сугубо личный (без соавторов, консультантов, руководителей, рецензентов и цензоров), 10-летний ежедневный труд по осмыслению эволюции человеческого сознания и мышления, начиная с его первых, древних, примитивных представлений о себе и мире и завершая современным научным мышлением и развитой системой научных знаний, позволяющих человеческому сообществу преобразовывать и дополнять реальный мир в собственных интересах. Источником для рассуждений и философских обобщений автора стали как проведенный им тщательный критический анализ трудов многочисленных мыслителей и философов прошлого (там, где это необходимо, даны соответствующие библиографические ссылки), так и личный опыт, накопленный автором в процессе почти полувековой плодотворной научно-технической, теоретической и практической деятельности (этот опыт отражен, в частности, в монографии автора “Избранные работы по АСКУЭ (1981-2009)”, 2018).
Настоящий труд существенно отличается от многих традиционных в прошлом работ по философии науки, атеизма или религии, которые чаще всего ориентировались (в силу различных личных зависимостей их авторов) на поддержку господствующей в обществе идеологии, будь это социалистическая, коммунистическая, капиталистическая, феодальная, имперская, фашистская, теократическая или иная их форма. Автор преодолел личные страхи и идеологические зависимости, что позволило ему стать свободным, независимым, объективным и ответственным в своих далеко идущих оценках и выводах. Их основой стал научный метод познания и система научных знаний, которые, вопреки известному в прошлом одиозному “принципу партийности”, находятся вне любых идеологий, партий и классов (настоящая наука едина - нет “буржуазной” или “социалистической” науки, ибо общественные формации и идеологии меняются, а истинная наука остается). Вместе с тем, плоды науки, как и любые другие материальные и духовные ресурсы и ценности, являются в человеческом обществе предметом ожесточенной борьбы за их присвоение, использование и целевую интерпретацию в сугубо частных, корыстных или властных, в том числе и идеологических интересах.
При написании данных работ автор пытался сделать их максимально компактными по объему, емкими и точными по содержанию, достоверными по фактам и цифрам, доходчивыми по словам и смыслу. Главные принципы, которые он стремился реализовать в процессе своего исследования, - это системность, логичность, историчность, разносторонность, глубина и максимальная объективность. Читателям судить о том, достигнуты ли эти цели. Книга предназначена для руководителей учреждений культуры, образования и науки различных уровней, профессиональных философов и богословов, студентов колледжей и вузов соответствующей направленности, а также для всех критически мыслящих людей, стремящихся самостоятельно разобраться в том сложном мире, который им удалось посетить в краткий миг своего бытия.
Ключевые слова: материя, вещество, поле, движение, пространство, время, материальный мир, действительность, реальность, бытие, сознание, мышление, отражение, воображение, фантазия, геоцентризм, антропоцентризм, гелиоцентризм, полицентризм, материализм, диалектика, реализм, наука, атеизм, идеализм, догматизм, дух, мистика, мифология, религия, бог, священное писание, христианство, ислам, иудаизм, буддизм, индуизм, зороастризм, философские категории, объем и содержание понятий, философия реального мира, философия науки, философия атеизма, философия религии.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
1. Философия науки, или краткое введение в научный метод
познания и систему научных знаний (Что дала и чего не
смогла дать наука человеческому обществу, или научные
знания против заблуждений и иллюзий массового
религиозного сознания)
2. Научные основы бытия человека (Краткий научно-популярный
очерк фило- и онтогенеза человека)
3. Сказка о Никто по фамилии Ничто (Тысячелетние споры:
существует Бог или нет? Методы доказательства.
Об отсутствии научных и несостоятельности философских
и теологических доказательств бытия Бога)
4. Разум против религии (Основы философии реального мира, или
материализм против идеализма)
5. Зачем государству религия? (Борьба атеизма с религией за
господство в сознании человека и общества)
6. Глупость в законе, или растоптанный разум (Российский
закон о защите чувств верующих и ...богов – закон “с душком”,
которому 2,5 тысячи лет)
7. Уроки Шарли, или религиозные угрозы жизни, свободе
и демократии (Прямые ответы на “неудобные” вопросы)
8. Апология Вселенского Осла (Философская сатира на
небесные откровения “высших сил”, “сотворивших” Вселенную
и человека)
9. Идея геоцентризма, или история величайшего заблуждения
человечества (Развитие представлений о структуре
мироздания с древнейших времен до Птолемея с его
геоцентрической моделью мира)
10. Идея гелиоцентризма, или история преодоления
величайшего заблуждения человечества
(Развитие представлений о структуре мироздания
от негеоцентрических систем античности до Коперника
с его гелиоцентрической моделью мира и Кеплера с его
3-мя законами движения планет)
11. Смертью смерть поправ (Жизнь, идеи и смерть
Джордано Бруно. К 415-летию со дня казни)
12. Гипатия, или растерзанная муза (К 1600- летию
казни от рук фанатиков-христиан)
13. Мой Омар Хайям (Антирелигиозные и антиклерикальные
мотивы в творчестве поэта-ученого)
14. Избранное из дискуссий с верующими (Дискуссии с
учеными-верующими в печати и из личной переписки автора)
Приложения
1. Мифология и религия: эволюция представлений
о мире и человеке
2. Корни мифотворчества (Мифологическое отражение
природы и звездного неба в сознании древнего человека.
Анимализм)
3. О богах Древнего Египта (Пережитки тотемизма
в пантеоне древнеегипетских богов)
4. Об астрономии древних цивилизаций
5. О культе астральных богов
6. Фикции мифологического и реалии научного мышления
ПРЕДИСЛОВИЕ
За 74 года существования Советской власти и Советского государства (1917-1991) научной опорой государственной коммунистической идеологии, провозглашавшей для человека светлого, коммунистического будущего утопический марксистский лозунг “От каждого по способностям, каждому по потребностям” (какими бесконечными могут быть эти “коммунистические”, “сверхчеловеческие” потребности, мы все теперь прекрасно знаем на примере бывшей партийной элиты и нынешних олигархов, и недаром предшествующая, социалистическая идеология заявляла более скромно: “От каждого по его способностям, каждому – по его труду”), считалась марксистско-ленинская философия в лице диалектического и исторического материализма, а также научный атеизм, который идейно, смело и напористо (достаточно вспомнить “Союз воинствующих безбожников”, 1925-1947 гг., газету и журнал “Безбожник”, 1922-1941 гг., деятельность “Антирелигиозной комиссии” ЦК ВКПб, 1922-1928 гг. и др.) освобождал сознание простого человека из-под власти мифического Бога, церкви и ее иерархов (“Поп да бог, пока разум плох, а с ясным умом и без них проживем”, “Для попа темнота народа – источник дохода”, “Попу да вору дай золотую гору”, ”Кому мертвец, а попу деньги в ларец”, ”Без попа в нашу пору пошла жизнь в гору”,“Религия – яд, береги ребят” и т.п.), передавая эту “духовную” власть в руки самого человека – уже не “божественной твари”, а естественного творения природы, т.е. “природной твари”.
Большевистской властью над себе подобными “тварями” новые рабоче-крестьянские правители распорядились так же, как и прежние, царские или керенские “божьи твари”: “хотели как лучше, а получилось как всегда” (есть ли различие в том, какие “твари” управляют государством и обществом, “божьи” или “природные”, царские, керенские, большевистские, ленинские, сталинские, хрущевские, брежневские или горбачевские, если в любом случае они остаются “тварями” с гипертрофированными хватательными инстинктами, раздутыми потребностями и ущербным разумом, направленными на утверждение собственной абсолютной власти, достижение личного материального [не духовного!] обогащения и жестокое подавление любого инакомыслия [достаточно вспомнить уголовную статью “за антисоветскую агитацию и пропаганду”, по которой были осуждены миллионы невинных людей, а многие из них расстреляны]).
С распадом СССР в 1991 г. канула в лету социалистическая и коммунистическая идеологии (на смену социализму вернулся дикий капитализм в своей худшей, олигархической форме), а марксизм-ленинизм вместе с истматом, диаматом и научным атеизмом оказался не у дел (в частности, прекратил свое существование Институт марксизма-ленинизма, 1921-1991, при ЦК КПСС, а партия самоликвидировалась; прекратил деятельность и Институт научного атеизма, 1964-1991). Философия и философы в постсоветских странах, потеряв свой материальный и идейный фундамент, растерялись: “куда пойти, куда податься, кого найти, кому отдаться?”. Воистину в точку попал французский писатель-моралист, герцог Франсуа де Ларошфуко (1613-1680), когда тонко подметил, что “философия торжествует над горестями прошлого и будущего, но горести настоящего торжествуют над философией”.
Некоторые философы ушли из профессии, а другие, подобно флигелю на ветру или представительницам известной древнейшей профессии, тихо и быстро сменили курс с научного материализма и атеизма на оказавшегося для них не менее “научным” идеализм, став в новых условиях ярыми адептами религии. Если ранее они успешно защищали диссертации по Марксу, Энгельсу, Сталину и Ленину, то теперь за работы по богословию получали не менее весомые и “хлебные” степени кандидатов и докторов культурологии, философских, исторических, филологических, педагогических или социальных наук.
С 2015 г. для этих “перевертышей” и ортодоксальных богословов отпала необходимость прятать свои богословские изыскания под личиной светских наук, так как именно тогда в России религиозный образовательный предмет “теология” (от греч. theos бог + logos учение = “наука”, учение о Боге; заметим, что именно западная “теология”, а не ее славянский аналог “богословие”, сразу обнажающий суть предмета [либо “слово о Боге”, который реально не существует, а является иллюзией, фикцией человеческого воображения и сознания, либо, что эквивалентно, “слово Бога”, “божье слово”, за которое жрецы без зазрения совести выдают собственные слова, отражающие их потребности управлять сознанием и жизнью людей], легли в обнаученное название новой “светско-религиозной специальности”), преподававшийся до этого времени лишь в негосударственной, религиозной, церковной системе образования (с 2012 г. кафедры теологии стали создавать в российских вузах, в частности, первая из них появилась в октябре 2012 г. в МИФИ), был включен под давлением государственной власти, неприкрыто лоббирующей интересы РПЦ (Русской Православной Церкви), в систему российской науки, т.е приобрел академический статус (теология была признана научной специальностью решением президиума ВАК РФ от 12.10.2015, а в 2016 г. по ней были сформированы диссертационный и экспертный советы).
Итак, по протекции РПЦ и государственных органов пока еще, согласно действующей Конституции, светской России (в работе автора “Зачем государству религия?” показано, насколько сегодня размыто это базовое понятие), теология стала такой же признанной “наукой”, как и все другие естественные, технические или гуманитарные науки, и по ней стала возможна защита кандидатских и докторских диссертаций.
Первая такая защита на соискание “ученой степени кандидата теологии” состоялась 1 июня 2017 г. Диссертант, некий престарелый протоирей, после защиты, которая была признана успешной, несмотря на получение 5-ти отрицательных отзывов от ученых-естественников (они отмечали, в частности, использование диссертантом антинаучного метода, основанного на “личностном опыте веры и жизни теолога”), сообщил, что “признание теологии направлено на то, чтобы наше государство перестало быть атеистическим и стало светским” (как и любой другой церковный иерарх, диссертант прибегнул к любимому религиозному приему – подлогу, подмене понятий, ибо в действующей Конституции РФ, принятой в 1993 г., нет и слова об атеизме или свободе антирелигиозной пропаганды [соответствующая статья действовала в конституциях СССР и РСФСР], но везде подчеркиваются светский характер государства и отсутствие единой, обязательной государственной идеологии, а также подтверждаются гарантии прав на свободу совести и вероисповедания). Следует, видимо, понимать, что позже, когда к этому будет подготовлено общественное сознание, Россия должна стать на потеху РПЦ уже не светским, а фактически религиозным, теократическим государством (типа, например, Ватикана, Саудовской Аравии, Ирана).
Любопытно отметить, что если в СССР почти все население страны публично признавало себя атеистами (хотя, как выяснилось позже, многие верили в Бога и тайно крестили своих детей, причем, даже, те, кто относил себя к партийной и государственной элите), то в современной России их оказалось менее 10% (по другим данным, всего лишь 4-5%). А где же делись остальные 90% безбожников? Вымерли как вид или перекрасились, точнее перекрестились? Подобные метаморфозы свидетельствуют о сильных адаптационных механизмах человека, который в атеистическом обществе готов стать атеистом, в религиозном – верующим, в коммунистическом – коммунистом, в фашистском – фашистом, а в бандитском – бандитом или мишенью для бандитской пули (в любом обществе всегда остается кучка упорных людей, которые не хотят приспосабливаться под господствующую идеологию и насаждаемый властью массовый стереотип жизни).
Как ни прискорбно это признавать, но правда жизни сурова - нет предела человеческому приспособленчеству, изворотливости, двуличию, лживости и лицемерию. Ныне политики стыдливо говорят об этом как о “двойной морали” или “двойных стандартах” в человеческих и межгосударственных отношениях (в древности их выражали крылатой латинской фразой:“Что дозволено Юпитеру, не дозволено быку”, т.е. “что можно нам, то нельзя другим”). Сегодня двойные стандарты стали основой геополитики таких государств, как США (наиболее развитая в мире в экономическом, финансовом, научно-техническом и военном отношениях страна превратилась по сути в мирового деспота, жандарма, в современного “Юпитера”, диктующего всем другим странам – “быкам” - свою волю и свои прихоти; три десятилетия назад США присвоили СССР ярлые “Империя зла”, но сегодня они, преследуя свои эгоистические, узко национальные интересы, не брезгуя ложью, подлогом и насилием, сами превращаются в подобную империю), Великобритания, Германия, Польша и многих других стран Евросоюза, боязливо следующих в форватере мирового деспота. Основоположники марксизма-ленинизма, при всем уважении автора к их трудам, наивно пытались идеализировать и переделывать человеческую натуру, но 74-летний опыт Советского государства показал, что это им явно не удалось - “все вернулось на круги своя” (насколько умнее и дальновиднее оказались мудрые китайцы, сохранившие компартию как главный политический орган управления страной и адаптировавшие ее идеологию к новым экономическим условиям).
Но, возвращаясь к нашей философии науки, атеизма и религии, отметим, что в новой России и других постсоветских странах, учебники по марксизму-ленинизму (а до 20-го съезда КПСС 1956 г. - и сталинизму), истмату и диамату, научному атеизму спрятали подальше на пыльные полки архивов, сдали в макулатуру или выбросили кое-где и на помойку, а научно-просветительские организации типа, например, всесоюзного общества “Знание” (организовано в 1947 г., с 1991 г. “Знание России”, в 2016 г. “самоликвидировалось” под мудрым руководством Министерства образования и науки РФ, хотя ему на смену и утвердили некую новую, формальную, карманную, не столько научную, сколько политическую организацию “Российское общество “Знание”, которое пока никак себя не проявило), несшие на протяжении десятидетий свет научных знаний и научного типа мышления в массы, разогнали за ненадобностью для структуры новой религиозно-капиталистической реальности.
И действительно, зачем народ учить правильному, логическому, критическому, объективному мышлению и пичкать его научными знаниями, коль они станут препятствием для распространения церковных догм и мистического, чудотворного, мифологического, религиозного сознания, всегда делавшего народ таким послушным и покорным в управлении, причем, всего лишь путем внушения ему элементарного страха не перед земными правителями и их чиновниками, а перед некими непонятными, тайными, скрытыми, но зато “высшими”, “небесными” и “могучими” силами?! Ведь здесь всё искусство управления недообразованным и доверчивым народом, так падким на всякие чудеса и тайны, заключается в том, чтобы “правильно”, в нужном направлении истолковать неясные “божественные” знаки и символы (например, очертания облаков, лунные или солнечные затмения, появление комет, падение метеоритов и другие странные, пугающие явления природы – землетрясения, извержения вулканов, ураганы, пожары, наводнения и т.п.), в чем жрецы культов всегда слыли большими мастерами.
В России под государственным патронажем за последние десятилетия были восстановлены, отреставрированы и построены тысячи храмов и церквей, во владение РПЦ отданы богатейшие российские земли (РПЦ стала крупнейшим олигархом-землевладельцем в России), открыты сотни приходских школ, семинарий и духовных академий, а в светских школах и вузах, начиная чуть-ли ни с первых шагов обучающихся, введены пропагандистские религиозные предметы и курсы. Священники стали, подобно госслужащим, постоянными участниками различных светских государственных мероприятий. Обязательным стало “освящение” ими государственных, гражданских и военных объектов, включая электростанции, мосты, дороги, газо- и нефтепроводы, плотины, заводы, космодромы и даже отдельные запуски космических ракет (как будто те станут лучше летать, если их перед стартом окропить “святой” водой, прошептав при этом магическую молитву – но, что-то во времена атеистической космонавтики, при Королеве и Гагарине, аварий в космосе было несравненно меньше, чем стало в “крещеной” космонавтике).
Этого “богостроительства” российским властям показалось мало, и с 2013 г. они ввели уголовную ответственность против атеистов и здравомыслящих граждан за якобы оскорбление религиозных чувств верующих или их святых символов (ведь даже простое утверждение, что “бога нет”, за которое в средние века отправляли на костер, а в теократических государствах и сегодня бросают в тюрьмы, верующий может трактовать как оскорбление, но, при этом чувства и разум их оппонетов, т.е. атеистов, никто не собирается защищать от оскорбления верующими). Много и других постыдных и безумных, антинаучных, религиозно ориентированых деяний лежит на совести власть имущих в современных постосоветских странах. Массовое зомбирование людей, несмотря на известные и печальные исторические уроки, продолжается и в 21-м веке.
Естественным результатом клерикализации российского общества стал массовый рост среди населения религиозных заблуждений, суеверий и предрассудков, усилилась повседневная приверженность людей магии, астрологии, нумерологии, хиромантии и колдовству, расширилась вовлеченность молодых людей в различные новомодные языческие секты и культы, включая сатанинские, усилилась в гражданском обществе экспансия религиозного страха, безумия, фанатизма, радикализма и экстремизма (власти это видят, но вместо того, чтобы устранять коренные причины этих явлений, они выборочно борятся лишь с их следствиями). Экономически, политически и мировоззренчески дезориентированное население бросилось, как и ожидалось, в поисках психологического, душевного, эмоционального успокоения в храмы, церкви и мечети, которые стали расти по всей стране как грибы после дождя (возник даже лозунг дня: “Даешь храмы шаговой доступности!”, а в армии появились священники-капелланы с мобильными полковыми храмами – создается впечатление, что военнослужащих хотят приблизить к Богу и загробному царству, которое часто начинается именно на полях сражений).
Другим, побочным результатом практического, в противоречие с Конституцией, расширения в государстве религиозной идеологии стала утрата населением интереса к науке, научным знаниям и научной деятельности, а также массовая эмиграция молодых ученых в другие страны (она имеет не только идеологические, но и экономические причины), что в ближайшем будущем, несомненно, чревато научно-техническим отставанием России, которое заметно уже сейчас. А ведь наука, теоретическая и прикладная, сегодня является основой развития человеческой цивилизации, причем, не только в материальном, но, прежде всего, духовном, мировоззренческом, мыслительном отношениях. Попытка власть имущих объединить в обществе религию с наукой (и поставить религию над наукой, как это было на протяжении прошедших тысячелетий) контпродуктивна, ошибочна и просто глупа.
Религиозный ренессанс, искусственно навязываемый властью обществу в условиях кризиса социализма и возврата к дикому капитализму, требует мобилизации всех истинных ученых для защиты науки, системы научных знаний и научной деятельности от агрессии со стороны религии, ее адептов, фанатиков и властных защитников. Будущее славянского мира в опасности! Именно эти соображения заставили автора взяться за перо и посвятить ряд лет своей жизни тому, чтобы довести до сознания простых людей научные истины о реальном мире и человеке как эволюционном, еще далеко не завершенном и несовершенном творении природы. Важно осознать все слабости и пороки современного человека и принять эффективные культурно-научно-образовательные меры по их медленному, постепенному, эволюционному исправлению (методы насилия, практиковавшиеся атеистической советской властью, пытавшейся максимально ускорить процессы “перевоспитания” человека, здесь недопустимы).
Автору было важно изложить свои мысли не отвлеченным, академическим, абстрактным, непонятным для непосвященных, клановым философским языком (для самого автора самые сложные философские тексты мыслителей всех времен и народов давно уже, почти с юности, стали привычными, понятными и элементарными, но неподготовленное сознание часто воспринимает “странные” и весьма обобщенные мысли философов как пустой набор слов, некую тарабарщину, лишенную всякого конкретного смысла и содержания), а простым, доходчивым, образным, но вместе с тем точным научным языком, ориентированным на массовое сознание, которое автор надеется (возможно, наивно) пробудить своими работами до уровня, если не научного, то преднаучного состояния. Человек может и должен научиться управлять собственным сознанием в соответствии с законами реального, а не вымышленного, потустороннего, виртуального, фиктивного, иллюзорного, шизофреничного мира. Именно этому способствует философия реального мира, образцы которой автор пытается донести до читателя.
В данной книге собраны оригинальные, самобытные, избранные философские работы автора, которые выражают его глубокое убеждение в том, что научному, атеистическому, нерелигиозному, мирскому, гражданскому, светскому направлению развития человеческой цивилизации нет альтернативы. Мифология и религия, игравшие большую роль на заре цивилизации (некоторые мыслители даже утверждают, что именно эти фантастические системы стали истоками научного знания, что в корне неверно, ибо реальные истоки подлинных знаний лежат не в мифологии дикаря, а в его ежедневной материальной практике, направленной на выживание своего рода-племени путем ежедневного, напряженного труда – собирательства, охоты, рыболовства, ткачества, ремесла, строительства и т.п.), когда еще отсутствовали развитые научные знания о мире и самом человеке, завершают свою историческую миссию. Они, несомненно, должны постепенно исчезнуть с мировой арены - “уйти к Богу”, “на тот свет”, в небытие. Ни мистика, ни эзотерика, ни мифология, ни языческая, христианская, иудейская, мусульманская и прочие религии принципиально не способны открывать истинные причины или законы развития реального мира и человеческого сознания, обеспечивать накопление точных и достоверных знаний о действительности в целях их использования для защиты, сохранения и эффективного развития цивилизации.
Религия, основанная на заблуждениях, предрассудках, суевериях, фантомах, химерах и иллюзиях человеческого сознания, развивая и умножая эти фикции, объявляет себя хранительницей общечеловеческих ценностей и морали. Но ее претензии на эту роль давно уже стали смехотворными (безмерны в истории человечества преступления религии и ее институтов, включая религиозные войны, инквизицию и другие виды насилия над телом и духом человека), ибо не может справедливость и мораль бесконечно базироваться на вымыслах, лжи и подлоге, которые присущи религиозному типу мышления, бессовестно похищающему естественные силы природы и нагло присваивающему их мифическим, вымышленным существам – духам, демонам, богам, единому или тройственному богу.
В сегодняшнем мире и так слишком много кажущейся, виртуальной, электронной, картиночной, “дополненной” реальности, которая, развлекая, завлекая и отвлекая людей от решения действительно серьезных, насущных, жизненно важных проблем, блокирует здоровое, нормальное, творческое, гармоничное формирование и развитие их сознания, мышления и жизненных устремлений. Как сделать реальную жизнь человека и общества безопасной, мирной, спокойной, уверенной, достойной и счастливой? Об этом людей, подсовывая им ложные или мнимые ориентиры, заставляют забыть. Но, долго ли еще удастся уводить власть имущим и жрецам церкви людские души от этого материального, земного, пусть скоротечного и сурового, но такого дорогого, живого и любимого всеми мира, в другой, противоположный, фантастический мир – “по ту сторону действительности”? Однажды людям придется глубоко задуматься об этом!
В книге собраны 20 работ автора, которые условно можно подразделить на несколько групп. Первая объединяет 4 работы (“Философия науки, или краткое введение в научный метод познания и систему научных знаний”, “Научные основы бытия человека”, “Сказка о Никто по фамилии Ничто”, “Разум против религии”), в которых исследуются наиболее общие понятия, категории науки, атеизма, религии и их отношения как к реальному миру, так и к человеческому сознанию, правильно или ошибочно отражающему этот мир. Вторая группа охватывает 3 работы (“Зачем государству религия?”, “Глупость в законе, или растоптанный разум”, “Уроки Шарли, или религиозные угрозы жизни, свободе и демократии”), которые характеризуют патологические проблемы общества, связанные с выбором религиозной идеологии, т.е. ее доминированием над здравым смыслом, светскими ценностями, гражданскими свободами и законами.
Особняком стоит работа “Апология Вселенского Осла”, представляющая философский, сатирический опыт автора в написании оригинального “священного писания” от пророка, “наблюдавшего” рождение Вселенной и человека в результате манипуляций Творца, имеющего не человеческий, а животный, ослиный облик (здесь автор должен поблагодарить за идею Ксенофана, Апулея, Эразма Роттердамского и Джордано Бруно). Следующая группа объединяет 5 работ (“Идея геоцентризма, или история величайшего заблуждения человечества”, ” Идея гелиоцентризма, или история преодоления величайшего заблуждения человечества”, ”Смертью смерть поправ”,”Гипатия, или растерзанная муза”, ”Мой Омар Хайям”), посвященных исследованию эволюции астрономических представлений человечества о мироздании, а также их творцам и личным судьбам. Поскольку вплоть до 17-го столетия астрономия, впрочем как и все другие науки, рассматривалась как неотъемлемая часть натурфилософии (даже работа Ньютона по закону всемирного тяготения имела название “Математические начала натуральной философии”, 1687 г.), то здесь же исследуются и базовые понятия разичных философских направлений и систем, начиная с древнегреческой милетской школы (6 в. до н.э.) и оканчивая средневековым неоплатонизмом, аристотелизмом и пантеизмом. Параллельно этому рассмотрены и сопутствующие религиозные учения.
Завершают цикл эпистолярная работа“Избранное из дискуссий с верующими” и 6 работ, начиная с “Мифология и религия: эволюция представлений о мироздании и человеке”, помещенные в Приложение и исследующие отражение в сознании людей древних цивилизаций окружающей их природы и, главным образом, звездного неба (эти работы взяты из еще незаконченной новой книги автора “Краткая эволюция планеты Земля”).
Хотя в книге преобладают философско-исторические и астрономические сведения, читатель сумеет многое понять из нее о современной жизни, ибо исследованные темы самым тесным образом связаны с повседневной жизнью и интимными, глубинными размышлениями каждого человека о сути и смысле собственной жизни. Читатель имеет редкую возможность приобщиться к настоящему, истинному, правдимому, не коньюнктурному, глубокому философскому знанию, которое способно значительно развить и обогатить его мышление, мировоззрение и внутренний мир, а также повысить его психологическую устойчивость к агрессивным действиям различных невежд, лжецов, лицемеров, мошенников, манипуляторов и других злонамеренных лиц, количество которых в обществе на его переломном этапе только увеличивается.
Автор доступен для общения с читателями по E-mail: gal_minsk@rambler.ru. Автор будет признателен читателям за их вопросы и конструктивные замечания, в том числе и за выявленные в текстах описки или ошибки (в столь объемной книге – 1,7 млн знаков, при работе над которой автору самому пришлось выполнять всю работу редактора, корректора, рецензента и дизайнера, мелкие и малозаметные ошибки просто неизбежны). Успехов всем!
Минск, 12 октября 2019 г.
СПРАВКА
Данная монография размещена в формате PDF для свободного и бесплатного доступа на библиотечных сайтах интернета, позволяющих представлять, в отличие от многих библиотек, не только сам текст, но также рисунки, иллюстрации, таблицы и другие встроенные в текст объекты. В частности, монография доступна по ссылкам:
http://maxima-library.org/knigi/knigi/b/460048
https://studfiles.net/preview/9648398/
https://www.cibum.ru/book/show/70121533
https://www.koob.ru/gurtovtsev/izb_raboty_po_filosofii_nauki
Сконвертировано и опубликовано на https://SamoLit.com/