Проблема экспертной оценки текстов священных Писаний

The Problem of Expert Evaluation of Scripture Texts

                                                           

                                                           Сергей Эдуардович Воронин

                                        профессор, д.ю.н.

                                                              Алтайский филиал РАНХиГС

                                                                   vorona64@inbox.ru      

 

Аннотация: Данная статья посвящена исследованию проблемы экспертной оценки экстремистских высказываний в религиозных текстах.  В статье  подробно рассматривается  вопрос об особенностях толкований текстов Талмуда с точки зрения прозелитизма.

 

Ключевые слова: религия, экспертиза, экстремизм

Annotation: This article is devoted to the study of the problem of expert evaluation of extremist statements in religious texts. The article discusses in detail the question of the features of the interpretation of the texts of the Talmud from the point of view of proselytism.

Keywords: religion, expertise, extremism

 

Главной и основной проблемой в частной криминалистической методике расследования преступлений экстремистской  направленности, на наш взгляд,  была и остается проблема так называемого прозелитизма.[1, С.211]

Под прозелитизмом ученые – криминалисты  обычно понимают прославление или активную пропаганду своей религии отдельными представителями религиозных конфессий. [2, С.47]

Сам по себе прозелитизм – полагаем, совершенно не опасен. Ничего плохого   в  прославлении  и  пропаганде своей веры нет, очевидно. Другое дело, когда это  прославление  принимает  крайние,  радикальные формы. [3, С.23]

Следует отметить,  что далеко не все религии увлекаются активным прозелитизмом. Например, иудаизм  вообще не нуждается в пропаганде своей веры, так как  членство в иудейской  общине  обусловлено   исключительно  еврейским происхождением по  материнской линии.  То есть, иудаизм вполне обосновано можно назвать национальной монотеистической религией. Представили других народов попасть в эту конфессию  не могут  по  определению. [4, С.305]

Другое дело – Ислам. В Суре 55 «Утешитель», 19-том аяте пророк Мохаммад прямо указывает на необходимость ненасильственного вовлечения в исламскую Умму представителей других народов и религий. Поэтому именно в Исламе, как третьей  самой молодой религии от Авраама, «пышным» цветом процветает  активный  прозелитизм. И именно в Исламе, как самой молодой религии, этот прозелитизм очень часто принимает крайние  экстремистские формы. Во многом этому способствуют и  некоторые   тексты Корана. [5, С. 75]

Дело в том, что следует   различать  более  ранние  мекканские  суры и аяты. Они были написаны в период ведения активных боевых действий, а поэтому имеют явно  воинственную  тональность. Следует отметить, что все жесткие высказывания пророка Мохаммада в отношении врагов касаются лишь  комбатантов, то  есть  вооруженных  людей. Никакого  насилия  в  отношении женщин, стариков и детей не допускается в принципе. Некоторые мекканские  аяты (а также  более поздние  мединские  аяты) носят настолько  агрессивный характер, что власти Республики Казахстан в 2010 году  волевым решением исключили большие фрагменты  этих текстов  из  Корана, чем вызвали большое возмущение в  исламской Умме.  [6, С.68]   Понятно, что  этого нельзя делать  в принципе, так как в  таком  случае нарушается целостность  и аутентичность  самого  Священного Писания. Впоследствии запрещенные фрагменты были, конечно,   восстановлены   в  тексте  Корана, но проблема  экспертной оценки  этого и подобных  ему древнейших текстов на  предмет  экстремизма  от этого  вовсе  не  исчезла. [7, С.34]

С аналогичной проблемой общественность столкнулась в марте 2008 года, когда бывший депутат Государственной Думы РФ Геннадий Гудков в очень   жесткой   ультимативной  форме  поставил вопрос перед депутатами об экстремистском  характере  недавно изданного  в  Москве Талмуда. [8, С.42]

Например, Закон 81 Талмуда (Глава «Шулхан-Арух» - Праздничный стол) гласит: «Еврею не вменяется в прямую обязанность убивать акума (представителя  другой веры), с которым он живет в мире; однако же – строго запрещается даже такого  акума спасать от смерти, например, если бы последний упал в воду и обещал все свое состояние за спасение. Далее, еврею запрещено  лечить  акума за деньги, кроме того случая, когда можно опасаться, что вследствие этого у акумов возникнет ненависть против евреев. В этом случае дозволяется лечить  акума и даром, когда еврею нельзя уклониться от лечения. Наконец, еврей прямо обязан убивать еврея, который окрестился и перешел к акумам и самым строжайшим образом запрещено спасать этого еврея от смерти».

Заповеди Моисея проповедуют: не убий, не укради, не прелюбодействуй и т.д. Однако последователи учения Талмуда говорят, что все эти заповеди верны лишь по отношению к избранному народу. «Не убий еврея, но лучшего из гоев (представителя другой веры)  убей!» - очевидный экстремистский призыв по всем существующим методикам психолого-лингвистической экспертизы.

Вот лишь один из примеров семинарского занятия на курсах по изучению Талмуда  в Москве, приведенный российским журналистом: «Учитель дал нам домашнее задание – прочитать спецлитературу. Каждый прочел, кто - что смог найти – рассказал. Наш учитель, поправив, где нужно, дал нам следующее общее правило. Итак, можно ли убивать гоя? Прямое убийство запрещено. За это сажают в тюрьму. Но если вы, например, подсунули змею в комнату, где находится этот гой, то убийство раскладывается на две ступени: первая ступень – змея убила гоя, т.е. вы не виноваты в его смерти. Гой сам виноват, что допустил халатность и не заглянул под одеяло перед тем, как лечь спать. Если вы захотите убить гоя, не нарушив талмудических предписаний, его также можно столкнуть в глубокую яму, где стоит лестница, а потом эту лестницу быстренько убрать, чтобы  гой   умер  в  яме  от  голода.  Почему  это  разрешено? Вы сделали все в две ступени. Когда вы столкнули гоя в яму, то в яме ведь была лестница, т.е. это не убийство, т.к. гой мог выбраться из ямы. Второе ваше действие – вы вытащили лестницу из ямы. Это тоже не убийство. Гой сам виноват, что не вылез за те несколько секунд, пока лестница еще стояла в яме. Можно ли убить гоя из ружья? Гибкая трактовка Талмуда разрешает и это, но при условии, что в местной аптеке будет лекарство от этой огнестрельной раны. Если вы убедитесь в том, что в аптеке имеется необходимое лекарство и только после этого выстрелите в гоя, ранив его, скажем в обе ноги, то гой истечет кровью и умрет, но будет сам виноват, ибо не пошел вовремя в аптеку и не вылечился от огнестрельной раны, лекарства-то там ведь были».   

Это  во многом объясняет то  обстоятельство, что иудейские  воспитание и менталитет не поощряют явного умышленного убийства, предпочитая изощренные его формы, замаскированные  под  несчастный случай. [2, С.64]

Безусловная одаренность еврейского народа в различных сферах жизнедеятельности вкупе с огромным желанием руководить «хоть кем-то» (всем хорошо известна формула простого «еврейского счастья»: «у меня должность - маленькая, но зато с кабинетом») привело в к тому, что в годы «культа личности» Сталина, который, как известно, очень недолюбливал евреев, они заняли практически все должности в «силовых» ведомствах - Главном управлении лагерей и поселений НКВД (начальник – Берман Яков Матвеевич), Главном управлении государственной безопасности (начальники Ягода и Агранов (Сорензон), Управлении внешней разведки.

После описанного выше  выступления  Геннадия Гудкова в Государственной Думе грянул грандиозный скандал. На  очередное заседание Государственной Думы был приглашен главный раввин России Бен Лазар, который, конечно,   ничего  внятного  не смог сказать тогда  в  оправдание отдельных  текстов Талмуда. Весь,  почти  миллионный,  тираж  Талмуда   вскоре  был изъят из  розничной продажи  в  Москве  и  Московской области. А в российском экспертном  сообществе  после этого инцидента  было принято поистине Соломоново решение: никогда  и ни в какой форме больше не заниматься  экспертным  исследованием  текстов  Священных  Писаний. [9, С.88]

 

 

Библиографический список

  1. Воронин, С.Э. Теория и практика расследования преступлений в сфере миграционной безопасности: Монография/ С.Э. Воронин, И.В. Никитенко, Д.Д. Каплун, В.Н. Скорик. Красноярск: Изд-во Сибирского института бизнеса, управления и психологии. 2015.488 с.
  2. Воронин, С.Э. Психотипологический подход в системе криминалистического знания: Монография / С.Э. Воронин, Р.Л. Ахмедшин, Т.А. Алексеева. Красноярск: Изд-во Сибирского института бизнеса, управления и психологии. 2015. 323 с.
  3. Воронин, С.Э. Нравственно-психологические основы оперативно-розыскной деятельности  и  уголовного судопроизводства: Монография /С.Э. Воронин. – Красноярск: Изд-во Сибирского института бизнеса, управления и психологии, 2018. 168 с.
  4. Воронин, С.Э. Организация преступного сообщества: уголовно-правовые и криминалистические аспекты / С.Э. Воронин, Е.С. Воронина, А.М. Железняков. – Красноярск: Изд-во Сибирского института бизнеса, управления и психологии, 2015. – 328 с.
  5. Воронин, С.Э. Диалоги об уголовном судопроизводстве России: Монография / С.Э.     Воронин. Хабаровск: Изд-во Дальневосточного института МВД РФ. 2007. 176 с.   
  6. Воронин, С.Э. Ситуационное моделирование в судебной экспертизе [Текст] / С.Э. Воронин. – Красноярск: Изд-во Красноярского государственного аграрного университета, 2013. – 159 с.
  7. Воронин, С.Э. Актуальные проблемы современной криминалистики [Текст] / C.Э. Воронин, И.В. Никитенко, Д.А. Степаненко. – Красноярск: Изд-во АНО ВО «Сибирский институт бизнеса, управления и психологии», 2016. - 277 с
  8. Воронин, С.Э. Теория и практика расследования преступлений, связанных с незаконной добычей водных биоресурсов [Текст] / С.Э. Воронин, М.Н. Токарев. – Красноярск: Изд-во Сибирского института бизнеса, управления и психологии, 2014. – 278 с
  9. Воронин, С.Э. Криминалистика: Практикум /Учебное пособие/ С.Э. Воронин. Красноярск: АНО ВО «Сибирский институт бизнеса, управления и психологии», 2017. -125 с.

 

 

 

 


Сконвертировано и опубликовано на https://SamoLit.com/

Рейтинг@Mail.ru