Самоучитель программирования на языке "Liberty Basic"

Дополнительные материалы, по языку "Liberty Basic", и текст самоучителя есть на сайте "fbprog.ga".

 

Введение

    

    Данный самоучитель составлен с использованием материалов, представленных в англоязычных справках (файлы «LIBERTY4.hlp» и «LibertyBASIC_4.htm») к программному обеспечению Liberty Basic версии 4.03 и 4.5.1.

    Целью данного самоучителя является научить написанию программ и дать понятие об основных возможностях языка Liberty Basic и не преследует целью описать все возможности. Более глубокое изучение языка возложено на самих читателей, путем изучения вышеупомянутых справочных материалов.

    Первая версия язык Liberty Basic была разработана в 1992 году Карлом Гюнделем (англ. Carl Gundel). Версия 4.5.1 была выпущена в мае 2017 года.

    Среда программирования LibertyBasic предназначена для изучения программирования начинающими, при этом позволяет создавать полноценный пользовательский интерфейс небольших программ.

    Особенностью языка является простота его освоения.

    Основным недостатком бейсико-подобных языков, как правило, является возможность использования переменных без их предварительного определения и возможность писать неструктурированные программы, а также возможность использования операторов, позволяющих переходить из любой части программы в любую другую. В совокупности все это запутывает и усложняет понимание конечного кода и, как следствие, поиск ошибок, но для небольших программ эти недостатки несущественны.

При этом если сразу приучить себя к следующему:

    все переменные определять в начале кода,

    каждую переменную описывать комментариями,

    по возможности избегать использования операторов перехода,

    делить программный код на логические части,

    подписывать каждую часть,

    - то на бейсике вполне возможно писать довольно крупные программы.

    Весь процесс программирования делится на несколько частей:

    представление конечного результата;

    формулирование основных частей программы;

    первый набросок интерфейса ввода данных (если имеется);

написание логической части программы, содержащей ввод данных, их обработку и получение конечных данных;

завершение интерфейса ввода и вывода данных;

добавление графической составляющей.

Интерфейс – это визуальный способ программы запрашивать данные у пользователя, отображать различную информацию и выводить результат на экран монитора. Пример типичного интерфейса - это внешний вид калькулятора Microsoft.

На протяжении написания кода следует периодически «прогонять» программу, то есть проводить пробные запуски, используя так называемые «заглушки» (переменные с заранее определенными параметрами, предполагаемые в процессе выполнения ненаписанных частей программы). При прогоне, как правило, выявляются и устраняются ошибки. При этом до 50% времени может уйти именно на устранение ошибок.

После написания и предварительной отладки кода, программа проверяется на «дурака», то есть проверяется возможность работы программы. Программа прогоняется с крайними возможными параметрами, а также проверяется устойчивость программы к вводу ошибочных данных.

Большую роль в написании программы играют комментарии к написанному коду, о них речь пойдет ниже.

В самоучителе операторы и команды выделены синим цветом, примеры программ приведены после слова «Пример:», результат выполнения программного кода следует после последней строки программного кода с горизонтальным подчеркиванием, задачи для самостоятельного решения выделены зеленым цветом, комментарии в программном коде выделены серым цветом.

 


Сконвертировано и опубликовано на http://SamoLit.com/

Рейтинг@Mail.ru