(опыт строительства сетевого сообщества)
В.В.Анненков (vann@mail.ru)
Предисловие
В марте 2002 г. по соображениям места и времени (к заседанию Совета по гуманитаризации Московского энергетического института) название от составителя издатель препринта изменил так: СТОИКи предлагают проект «Учебно-научные сетевые дискуссии и их роль в активизации самостоятельной работы студентов». Возвращаюсь к авторскому варианту: «СТОИК и стоики ХХ1 века»
1. ВВЕДЕНИЕ
На пороге года с мистическим сочетанием цифр «2002»
малознакомые и совсем незнакомые между собой люди,
обмениваясь по электронной почте посланиями на разные темы (структура деятельности, идеи РИО+10, стратегия развития личности для устойчивого развития, опыт междисциплинарных семинаров по социальным технологиям образования, возможности Сети для образования и др.),
почувствовали взаимную согласованность интересов и объединились в неформальную группу для разработки этих вопросов в Сети.
Самоорганизация группы прошла ряд этапов: первичное знакомство (выяснение интересов участников); диалоги и полилоги по разным темам; разработка регламента для экономии времени на переписку и документацию дискуссий; сетевое сотрудничество в решении практических задач. Оперативность электронной почты и интенсивность переписки (см. таблицу 1) позволили преодолеть эти этапы несравненно быстрее, чем при «бумажной» коммуникации. Уже через три недели сетевого общения обнаружилось стремление к его упорядочению и переходу в целевое сотрудничество.
Таблица 1. Объемы переписки и ее документации1 (по подсчетам ВВФ)
|
Объемы папок |
Объемы сводных файлов |
|||
|
Мб |
Файлов |
Кб |
Страниц |
Тысяч слов |
ААО+ВФВ (4 месяца) |
10,86 |
108 |
360 |
46 |
16,9 |
ВВА+ВФВ (20 дней) |
0,29 |
20 |
137 |
16 |
5,7 |
Сумма |
11,15 |
128 |
497 |
62 |
22,5 |
(Обозначения: ААО+ВФВ – переписка В.Ф. Взятышева и А.А. Овсейцева; ВВА+ВФВ - переписка В.Ф. Взятышева и В.В. Анненкова).
1.2 Потом появилось СЛОВО
22 января В.Ф. Взятышев предложил интегрировать разные направления сетевого взаимодействия в единый проект и назвать его «СТОИК». Аббревиатура оказалась очень удачной, так как таит ряд смыслов:
Общий смысл слова характеризует участников дискуссии, стоически поддерживающих интенсивную коммуникацию (обозначим их как «стоиков»);
Участники проекта разделяют принципы стоицизма (см. Приложение 1), в частности и особенно – равенства в сетевой дискуссии людей разного пола и возраста, разных культур и социальных статусов;
Наряду с широкой трактовкой СТОИК - «Социальные Технологии Общения в Интернет Коммуникациях», были предложены такие интерпретации как «Социальные Технологии Образования в Интернет-Коммуникациях», «Сетевые Технологии Образования И Коммуникации».
В этом свете название публикации «СТОИКИ СЕТЕВОЙ ДИСКУССИИ» представляет одновременно участников дискуссии и разные ипостаси проекта СТОИК.
1.3 Кто такие «стоики»2?
Проект был инициирован «квартетом» в составе:
Анненков Владимир Владимирович - председатель Интернет-комиссии Московского Центра Русского географического общества; E-mail: vann@mail.ru
Взятышев Виктор Феодосьевич - директор Центра социальных технологий в инженерии и образовании МЭИ, руководитель междисциплинарного семинара по этой проблематике; E-mail: VFVziatichev@mtu-net.ru
Казакова Алла Петровна - ректор Международного института стратегии развития личности и социума; E-mail: misrlis_super@mtu-net.ru
Овсейцев Анатолий Алексеевич - руководитель проекта "Социальные жизнедеятельностные комплексы", Зеленоград; вице-президент Международной академии Меганауки; E-mail: ovseytsev@mtu-net.ru
В отличие от Крыловского “Квартета» наше содружество скрепляется стремлением к синтезу концепций и подходов, накопленных Международным институтом стратегии развития личности и социума, семинарами ИСТО МЭИ, Интернет-комиссией МЦ РГО. Этот багаж, приправленный философскими обобщениями и графическим моделированием с позиций Меганауки, стал основой объединения СТОИК.
Первый проблемный предмет наших интересов - общение. Интернет и сетевые формы общения вошли в российскую жизнь недавно. В информатизации нашего общества упор еще сделан на компьютеризацию, развитие программного обеспечения, «широкое внедрение ИКТ3. Но уже видны проблемы, порождаемые отрывом технического прогресса от прогресса в понимании и организации человеческого общения.
В первой части препринта рассмотрены проблемы и технологии общения вообще и сетевого общения в особенности. Выделен «задел» Семинара ИСТО МЭИ в этом направлении. Отдельный параграф посвящен вкладу социальной психологии в изучение диалогов и неформальных групп. Приведены выдержки из обсуждения «стоиками» разных форм и технологий общения. Опыт общения в неформальной группе подвел к признанию необходимости Регламента сетевой дискуссии, включающего не только стандарты применения информационных технологий с учетом возможностей участников группы, но и, что несравненно более актуально и важно, правила дискуссионного поведения для повышения комфортности и результативности общения. Помимо известных этических правил поведения в Сети, в Регламент включены требования взаимодействий на основе разделения труда.
На основе Регламента «стоики» приступили к разработке коммуникативного и образовательного направлений проекта СТОИК. В коммуникативном направлении уточнялись цели дискуссии, ее методология, терминология и культура участников. В образовательном направлении обобщен опыт участников проекта.
Во второй ипостаси проект СТОИК нацелен на поиск Сетевых Технологий Образования И Коммуникаций. В ХХ1 веке образование все более ориентируется на ДоБРО (расшифровка в п.3.1). Этой установке подчинены предложения «стоиков» о:
ценностях образования («ноосферное» развитие личности и социума),
комплексной модульной программе, основанной на этих ценностях,
проектировании интеллектуального взаимодействия («коллективного разума).
Описанное содержание образовательной ипостаси проекта дополняет и развивает его коммуникативные аспекты.
В приложениях даны материалы, полезные для понимания мировоззрения «стоиков», их методологии и развиваемых ими подходов.
2. СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБЩЕНИЯ
В ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯХ
2.1 «Задел» на Семинаре ИСТО
Проблемы и технологии общения обсуждались неоднократно:
С.А. Бахтиярова: Проявление и формирование межличностных отношений в совместной деятельности индивидуумов в группах человеческого социума (ПМ-112, янв.1994).
В.Н. Кулешов: Технологии дистанционного обучения для инновационного образования (ПМ-116, нояб.1994).
А. Аугустинавичюте, Р.Б. Богдашевский, В.И. Алексеев: Явление самоорганизации динамических структур в групповых процессах межличностных взаимодействий (ПМ-132, май 1995)
В.Ф. Взятышев: О создании «виртуального сообщества исследователей высшей школы», его сути, его смысле и его новых возможностях (вып.31, окт.1999).
В. Взятышев, И Дзегеленок, А. Перевезенцев: О технологиях совместной деятельности удаленных участников (вып.33)
А. Гармаев: Технологии организованного общения (вып.35, янв. 2000).
Базовый тест «Бизнес и образование для устойчивого развития Земли» как шаг к созданию российского виртуального университета (вып. 43, май 2000).
Сам Семинар в выпуске 57 был представлен как «социальная технология организации коллективного разума».
Хотя в последние годы на Семинаре затрагивались и сетевые технологии, осознание их значения в дальнейшем развитии общения пришло лишь в январе 2002 г. в ходе переписки с участниками группы СТОИК.
2.2 Социальная психология диалога и неформальных групп
Из обширной литературы выделим близкую «стоикам» книгу: Г.Я. Буша «Диалогика и творчество» (Рига, 1985), где дана типология общения, применимая и к сетевым дискуссиям.
Полезна также книга «ТЕХНОЛОГИЯ ГРУППЫ. Заметки из области социальной психологии неформальных групп» (Одесса - Туапсе, 1996). Она написана организаторами клубной деятельности М.Б. Кордонским и В.И. Ланцбергом и размещена по адресу: www.paco.odessa.ua/~indexless/tg/index.htm.
Под «неформальной» понимается такая группа, которая «минимально зависит от воздействия извне, вольна изменять свой состав, идеологию, формы и методы работы, сферы интересов, …под давлением обстоятельств может легко рассыпаться и на новой базе собраться снова». Переход от неформальной группы к формальной происходит при ее регистрации в официальной организации, органе власти или другой формальной структуре.
Мотивы, побуждающие человека к участию в деятельности той или иной неформальной группы, включают:
а) потребность в общении;
б) желание чему-либо научиться;
в) информационную потребность;
г) жажду реализации своих способностей;
д) потребность в социальном статусе, которого индивид лишен в иных сферах;
е) стремление принести максимум пользы обществу…
Сравнение опыта неформальных групп приводит авторов к выводу, что жизнеспособнее те группы, «которые сознательно ограничили свои притязания сферой, где возможно относительно бесконфликтное претворение в жизнь желаний своих членов».
Наш вывод из этих трудов: для регулирования Интернет коммуникаций необходимо знание социальной психологии – науки о таких явлениях психики как общественное мнение, мода, паника, психологический климат в группе, коллективизм, психологическая совместимость личности.
2.3 Дискуссия о дискуссиях по электронной почте.
Этот параграф содержит выдержки из переписки по email В.Ф. Взятышева (ВВФ) и А.А. Овсейцева (ОАА) в конце 2001 г. Их переписка открыла период осмысления «стоиками» сетевых дискуссий. Каждой выдержке присвоен уникальный код: инициалы автора + дата письма в формате "последняя цифра года – месяц - день".
ВВФ11117: ...возникает мысль о классификации триалогов и полилогов, о спектре их целей и технологиях деятельности/организации/мотивации/управления.
ОАА11118: ... это интересная задача с точки зрения "информодинамики творческих процессов" в структуре социума. Развертка этой "информодинамики" происходит на многих уровнях социальных образований. Здесь можно затронуть проблему "полемики" по поводу разрешения "вечных проблем" в науке и практике. Полемики очной и заочной, диалога "отцов и детей", учителя и ученика, полилога поколений...
ВВФ11222: ...меня беспокоит все больше технология (социальные технологии) организации нашей дискуссии. Вот несколько соображений (каждое с кодом СТ):
СТ1. ...традиционная технология общения сложилась в паре "автор-читатель".
СТ2. Эта технология, как правило, передавала просто информацию: события, факты, суждения.
СТ3. …люди больше обсуждали обыденную жизнь. И много реже обсуждали абстрактные проблемы.
ОАА11222: Деятельность, как правило, и проходит в "обыденной жизни"… Участников беседы можно "зацепить" обсуждением их конкретной, а не абстрактной проблемы. По мере роста заинтересованности диалог от конкретности переходит к обобщениям. Понять ЛОГИКУ деятельности, обеспечивающей ее качество, можно на основе… "абстрактных" схем и моделей. А это уже "наукоемкость" восприятия проблемы "качества деятельности".
СТ4. …кроме того, каждое письмо было на отдельном листке (стопке листов) бумаги. И их как правило не копировали, не развивали и не отсылали обратно!
СТ5. У нас же все не так! Нам нужно максимально вдумчиво и ответственно отрефлексировать этот факт, осмыслить его всесторонне и создавать новую технологию!!
ОАА11222: ...Давайте попробуем отрефлексировать ТЕХНОЛОГИЮ НАШЕЙ ДИСКУССИИ, т.е. осмыслить "процесс осмысления самой "технологии осмысления" с последующим пониманием того, для чего мы это делаем. Кому это надо? Если нам, то мы сами проведем несколько встреч и нашу "технологию общения" зафиксируем в дискурсе, определенным образом оформленном для восприятия.
Если для других, то мы четко должны понять, что же "другие" хотят:
1)Каковы их намерения при встрече с нами.
2)Какую задачу мы ставим перед собой при выходе на аудиторию.
3)Если мы предлагаем наш "деятельностный подход", нужно в первую очередь показать, что это за "подход" и как он "работает в деле"... В чем его смысл, какие преимущества у него по сравнению со сложившейся практикой.
4) Ответить на вопросы, что может дать "деятельностный подход" для присутствующих на семинаре.
ВВФ11222: ...подобную технологию сегодня ждут, по крайней мере, две структуры:
1) Совет по Инновационному образованию Международной Академии наук Высшей школы. Общее собрание МАН ВШ 18 декабря одобрило проведение Интернет-дискуссии в рамках Академии по проблеме качества деятельности как критерия деятельности Высшей школы.
2) Отделение высшего образования Академии электротехнических наук РФ. Они собираются разрабатывать концепцию электротехнического образования для 21-го века.
PS: АВВ 20216-20310: Технологию, представленную выше, можно определить как «технологию диалогового комментария» (ТДК). Сторонники такой технологии ведут диалог с конкретным партнером, вставляя свои комментарии в соответствующие места полученного письма. Этот прием позволяет детально реагировать на суждения партнера, но обычно заставляет автора комментария следовать за автором письма (или доклада), даже если в письме затронуты разные темы.
Альтернативой ТДК служит «технология оригинального заявления» (ТОЗ), которое открывает новую тему дискуссии. Для этого создается новое письмо. От ТОЗ следует отличать «технологию синтеза идей» (ТСИ), которая имеет целью обобщение положений из ряда полученных писем с изложением результата либо в теле оригинального письма, либо в прикрепленном к нему файле. Нередко ТСИ применяется вместе с «технологией отложенного реагирования» (ТОР), в соответствии с которой сначала в течение недели или другого оговоренного срока собираются, а затем обобщаются письма корреспондентов.
Выводы из дискуссии: Сетевое общение существенно отличается от общения в «доинтернетовскую» эру, о котором писали Библер, Буш, и многие другие авторы. Хотя диалог присутствует в переписке по электронной почте, все же в ней (как и в веб-форумах, рассылках, на сайтах всемирной паутины) значительно преобладает «полилог» - многостороннее общение. Для эффективности полилога требуется учет большего числа факторов, чем при диалоге. Участники полилога имеют дело уже не с личностью, а с социумом, а значит – не только с разными ценностями, целями и ролями других участников, но с самоорганизацией группы, осуществляющей полилог.
Организация эффективного полилога студентов требует от преподавателя перехода на другую методику общения, нежели привычная. В развитых странах сетевое общение вошло в систему образования, взаимодействие в сети дает хорошие результаты. При этом широко используется электронная почта, которая многими считается предпочтительней общения во всемирной паутине не только в техническом и финансовом, но и в педагогическом отношении.
Сеть расширяет географические и межотраслевые горизонты взаимодействия. Она позволяет вести проекты, основанные на разделении труда и интеграции результатов, полученных в разных местах и разных науках, совместно создавать более обширные базы данных, поднимать уровень всего сетевого сообщества. Но для эффективной работы сетевых сообществ, многие члены которых даже не знакомы лично, необходим регламент взаимодействия в неформальных группах.
Регламент сетевой дискуссии в неформальной группе
А. Общие положения
А1. В междисциплинарных (да и в специализированных) дискуссионных группах участники включаются в дискуссию каждый со своим мировоззрением, языком, своей культурой постановки и обсуждения вопросов, личным жизненным опытом. В ходе дискуссии происходит или не происходит не только согласование тем, подходов и выводов (продукт дискуссии), но и взаимная адаптация "дискуссионного поведения" участников. Факты взаимной адаптации говорят о начале самоорганизации группы. На следующую ступень самоорганизации группа поднимается, если решает выработать единый регламент дискуссии, которому будут следовать все участники.
А2. Подготовка и принятие регламента дискуссии есть социальная технология. Она может осуществляться "сверху" - путем навязывания группе разработанного кем-то регламента, или "снизу" - путем достижения консенсуса участников группы. Во втором случае требуется уяснение методологических основ дискуссии, согласование понятийно-терминологического аппарата (языка дискуссии), осмысление каждым участником своего дискуссионного поведения (культуры), "извлечение" регламента из опыта дискуссии (интеграция позиций участников), обсуждение проекта регламента до тех пор, пока не будет достигнут консенсус.
А3. Регламент необходим для экономии времени участников дискуссии и обеспечения слаженного взаимодействия с целью получения общезначимого результата.
А4. Регламент сетевой дискуссии включает рекомендуемые социальные технологии взаимодействия в неформальной группе и стандарт применения информационно-коммуникационных средств и технологий.
А5. Регламент коллективной дискуссии принимается на основе консенсуса участниками дискуссионной группы, стремящимися к повышению комфортности общения и результативности дискуссии.
А6. Участник дискуссии, не согласный с тем или иным положением принятого группой регламента, может записать частное определение к нему, но не вправе требовать соответствующего поведения от других членов дискуссионной группы. Члены группы могут (но не обязаны) учитывать данное частное определение в диалоге с его автором.
А7. Отступления участника от принятого регламента (без фиксации своей позиции в частных определениях) свидетельствуют о неуважении к партнерам и могут быть отмечены изменением обращения, отказом от общения и другими способами.
А8. В регламенте приняты следующие значения терминов:
Дискуссионная группа – группа людей, обсуждающих интересный для них вопрос.
Дискуссионное поведение – действия участников дискуссии для реализации личных и групповых целей на основе личного опыта (культуры), принятых в обществе законов, регламента общения в данной дискуссионной группе.
Регламент - собрание норм дискуссионного поведения в группе.
Полилог – 1) общение участника дискуссионной группы со всеми другими ее участниками; 2) общая дискуссия в группе, насчитывающей более двух участников.
Сетевое сообщество – участники регулярной переписки и других форм сетевого общения, направленного на решение задач, значимых для всех членов сообщества.
Технология социальная – организованная совокупность действий и применения средств социально-технологического обеспечения для достижения социально значимых результатов индивидуальной и групповой деятельности в дискуссии.
Технология информационно-коммуникационная – алгоритмы и способы применения аппаратно-программных средств информационного и/или коммуникационного обеспечения индивидуальной и групповой деятельности в дискуссии.
Б. Социальные технологии в коллективной дискуссии
Для повышения эффективности коллективной дискуссии в ее проведении применяется комплекс взаимоувязанных социальных технологий:
Б1. Тематическое структурирование (выделяются темы, интересные для разных групп; каждая тема инициируется, а ее обсуждение регулируется модератором; письма по теме направляются модератору в установленный им срок; модератор обобщает суждения по теме и предлагает реферат в тематическую группу).
Б2. Ролевая специализация (для участников тематической дискуссии определяются роли, предпочтительные исходя из их психологии, опыта).
Б3. Кооперация тематических групп и ролевое взаимодействие в группе (обмен результатами на периодических встречах или по электронной почте).
Б4. Сочетание разных технологий общения (вступительная встреча для выбора направлений и тем дискуссии; обсуждение конкретных тем по E-mail; диалоги по телефону для прояснения частных вопросов; итоговый семинар по теме…).
Б5. Мотивация инициатив и обобщений (приоритетное внимание к материалам, инициировавшим новые идеи и подходы, а также рефератам, обобщающим идеи участников дискуссии и «внешние» для группы печатные и сетевые источники).
Б6. Взаимная экспертиза (автор оригинального заявления обязуется прочитать и выразить свое отношение ко всем материалам в данной тематической группе).
Б7. Если сетевое сообщество обсуждает несколько тем, представляющих для его участников разный интерес, уместно дифференцировать исходящую информацию: рефераты - для всех членов сообщества, более подробно по теме - для членов тематической группы, конкретно – модератору темы или оппоненту. Конкретный ответ одному оппоненту отсылать в общую дискуссию некорректно.
Б8. Модератор:
предлагает общий план обсуждения темы (состав обсуждаемых вопросов (проблем, подтем) и последовательность их рассмотрения),
отбирает и приглашает участников будущего обсуждения,
"дирижирует" обсуждением (выдвигая захватывающие идеи, предлагая сетевые источники для критического анализа, назначая сроки приема писем по проблемам, а также сроки завершения этапов обсуждения и т.п.),
завершает обсуждение каждой подтемы выводами с рассылкой всем участникам тематической группы.
документирует и обобщает итоговые материалы дискуссии,
Б9. Каждый участник сетевого сообщества имеет право открыть новый канал дискуссии и стать ее модератором, согласовав это с еще хотя бы одним участником.
Б10. Согласие на участие накладывает обязательство поддерживать обсуждение темы до получения согласованного результата.
Б11. Число участников тематической дискуссии – произвольное. Опыт показывает, что в дискуссионной группе более 5-8 активных участников обсуждение темы затрудняется почти экспоненциальным ростом объемом материалов, требующих для обработки. В такой группе целесообразно выделить тематические подгруппы.
Б12. Дискуссия ведется до достижения группового консенсуса; после нахождения консенсуса по частным вопросам (каналам) они синтезируются в подлежащую обсуждению общую проблему.
Б13. Возникающие в ходе дискуссии вопросы, которые выпадают из общей темы, сохраняются ведущим общей дискуссии в памятке (с указанием авторства и даты постановки вопроса) для периодического напоминания сетевому сообществу.
В. Информационно-коммуникационные технологии
В1. Письма должны быть лаконичными. Объемные содержательные материалы целесообразно выделять в прикрепленные файлы.
В2. Длинные описательные тексты желательно заменять структурными образами, списками и графическими моделями с кратким пояснением.
В3. Каждому посланию в дискуссию (как письмам, так и вложениям в них) следует присваивать общепонятные названия, отражающие их ключевое содержание.
В4. Прикрепленный файл пересылается в формате Ворд 6.0/95, при необходимости архивируется архиватором ZIP. Текст форматируется шрифтом «Arial обычный». Допустимо выделение цветом, курсивом, жирным шрифтом и т.д. Как правило, ведущий сохраняет авторское форматирование высказываний (если не договорился с ним или со всеми участниками дискуссии об ином).
В5. Каждое суждение идентифицируется (кодируется) по авторству и дате (самим автором и/или ведущим). Формат кода - восемь (при ссылке на единственное на данную дату письмо данного автора) или более (при ссылках на разные письма одного автора в один и тот же день) знаков:
Три первых - прописные буквы, первые из слов: Фамилия, Имя, Отчество;
Пять последующих - цифры: последняя цифра текущего года, две цифры для обозначения месяца, две цифры для дня.
Если требуется более, – добавляются еще две пары цифр - час и минуты. Пары разделяются точкой и отделяются двоеточием от 8 первых знаков.
В6. Код отделяется от последующего текста одним пробелом
Заключение: Информационная культура участников дискуссии влияет на восприятие сути их высказываний, затраты времени на чтение и документирование писем и пр. Для старшего поколения характерно овладение информационными технологиями в ходе самообразования (со многими лакунами по сравнению с систематическими курсами информатики). Отсюда возникает вопрос: в какой мере требования информационной культуры приемлемы в регламенте дискуссионной группы взрослых?
2.5 Условия взаимодействий в неформальной группе
Обсуждение Регламента выявило необходимость личной встречи и общей дискуссии с целью обменяться мнениями и по возможности договориться о цели, методологии, языке и культуре дискуссии. Этому было посвящено собрание «стоиков» 4 февраля.
2.5.1. Цель дискуссии
Для коммуникативной ипостаси СТОИК, предметом которой стало общение, цель формулировалась так: «Цель проекта состоит в разработке методологии и методики интеллектуального взаимодействия в Сети вообще и междисциплинарного взаимодействия в особенности».
2.5.2. Методология междисциплинарной дискуссии
Первой задачей на пути к этой цели было обобщение опыта «стоиков» и «внешнего» задела в изучении интеллектуальных взаимодействий. Источником для обобщения служил архив переписки, организованный в соответствии с Регламентом.
«Стоики» согласились с тезисом ОАА11030: «Главной основой всякого диалога (полилога) является исходная мировоззренческая позиция партнеров в рамках той или иной проблемной ситуации, ради разрешения которой и организуется дискуссия».
К интеллектуальному взаимодействию в сети применимы следующие мысли из работы В.Ф. Взятышева "КАЧЕСТВО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ… " (отобранные и местами переформулированные применительно к задачам СТОИК):
Деятельность субъективна (зависит от личности деятеля) и национальна (носит отпечаток национального характера действующих лиц). Анализ деятельности требует многокритериального учета различий в
В «стилях", в частности, отражающих врожденные и сформированные особенности участников, их национальный характер и пр.;
В «уровнях", по которым в первую очередь следует различать социально-значимую, профессионально-значимую и личностно-значимую деятельность;
В "видах" (например, деятельности ученого и инженера-проектировщика).
Понимание специфики мышления и деятельности разных личностей - "естественная основа интеграции интеллектов участников группы и формирования корпоративной культуры сообщества".
Особо значение в общении имеют проблемы междисциплинарного взаимодействия, ибо разные корпоративные культуры формируют разный понятийно-терминологический аппарат, разные ценностные установки и программы действий.
2.5.3. Язык дискуссии
Содержание понятий, применяемых в дискуссии участниками, нередко значительно расходится, особенно в междисциплинарных дискуссиях. Для каждой тематической дискуссии необходим свой словарик. Ниже - элементы такого словарика для проекта СТОИК, взятые из нашей переписки и немного дополненные.
ОАА20112: Наступает период уточнения таких понятий как:
Взаимодействие (непосредственное, опосредованное, очное, заочное, индивидуальное, коллективное, "глобальное", на производстве, дома, в интернете);
Общение, совместное (совокупное, "интегральное") действие (деятельность).
Диалог - это "разговор двух лиц" (бывает - спор, даже с использованием "матерного" языка, как на гуманитарной, так и на технократической основе).
Полилог - это разговор "всех со всеми". Логика этой формы общения в меньшей степени носит непосредственный характер, она всегда опосредована в силу физической разобщенности индивидов (ак в пространстве, так и во времени)
АВВ20117: Применительно к общественным явлениям я бы предложил заменить слово "механизмы" на "организация". В обществе нет взаимодействий, работающих как технические механизмы. Слово "Организация" гораздо уместнее и в естественноисторическом смысле (объективная организация системы), и в конструктивном смысле (организация как деятельность по упорядочению элементов в систему). В организацию входит и управление, и самоорганизация. А на современном этапе развития России, мы все надеемся, все большую роль в жизни общества будет приобретать самоорганизация снизу.
ОАА20118: Возвращаемся к вопросу о словах, понятиях, терминах, категориях в контексте ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА.
...Каждое слово имеет свою "внешнюю" ФОРМУ (ИНформу) в виде ТЕРМИНА, несущего в себе специфическое СОДЕРЖАНИЕ (информацию), которое приобретает статус ПОНЯТИЯ (ПОНИМАНИЯ его СМЫСЛА, связанного с характером ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Субъекта). В структуре деятельностных отношений "слово", "термин", "понятие"… приобретают статус КАТЕГОРИИ, которые лежат в основании всяких МЕТОДОЛОГИЙ (т.е. ЛОГИКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ).
...когда мы делаем акцент на некий процесс ОРГАНИЗАЦИИ, то подсознательно понимаем, что мы из неких "органов" синтезируем некий "организм" (конструктивный смысл "организации" - АВВ). Если получает свое "саморазвитие" некий целостный "организм", то в рамках этого целостного организма формируются, соответственно, его функциональные органы в соответствии с неким "генетическим основанием".
Когда мы говорим о МЕХАНИЗМЕ, то в качестве предмета деятельности выступают некие МЕХАНИЗМЫ (технические устройства, расширяющие энергетические возможности человека). Когда речь идет о повышении эффективности физического труда человека (преодолении пространственно-временных ограничений), то мы говорим о МЕХАНИЗАЦИИ.
Этот же смысл несут слова ТЕХНОЛОГИЯ - ТЕХНИКА. Если МЕХАНИЗМ – это отдельное ТЕХНИЧЕСКОЕ устройство, а под словом ТЕХНИКА имеется в виду множества разнообразных механизмов, то термин ТЕХНОЛОГИЯ4 несет в себе содержательный смысл ЛОГИКИ ДЕЙСТВИЙ...
Когда же речь идет об УПРАВЛЕНИИ, то смысл его становится понятным, когда мы садимся за "руль", такого "технического средства" как автомобиль. Когда же начинают говорить о САМОУПРАВЛЕНИИ, то можно вспомнить период "перестройки и демократизации", когда звучали лозунги типа "Партия, дай нам порулить!"
… сегодня должен преобладать "организменный принцип" нашей деятельности. Отсюда и приоритет слову ОРГАНИЗАЦИЯ (более того, слову САМООРГАНИЗАЦИЯ). Но в данном случае всякий процесс "организации" предполагает его ЛОГИКУ и соответственно ТЕХНОЛОГИЮ ("генетическую технологию")… При деятельностном подходе все эти элементы несут определенную функциональную нагрузку в "организменной структуре" Социума (общества, организации, коллектива, индивида).
АВВ20202: Для самоорганизации социальной группы важно достижение консенсуса, понимаемого как общая для группы система ценностей, целей и программ деятельности, на основе которой производится коллективный продукт.
2.5.4. Культура личности в сетевой дискуссии
АВВ20202: Давайте будем подразумевать под «культурой личности» сочетание ее сознания и сознательной деятельности, а под «культурой социума» – сочетание его менталитета и способов материального и духовного производства и воспроизводства. В нашей трактовке культура – не аксиологическое (оценочное), а естественноисторическое понятие, отражающее жизнь людей, а не суждения о жизни.
АВВ20202: Применительно к сетевой дискуссии культура личности отражается: в идентификации автора (подписанные или анонимные тексты), его локализации в пространстве-времени (в т.ч. введение даты в код цитаты), его социальной этике (например, цитирование или плагиат), его интравертности - экстравертности и многих других параметрах. Эти качества надо идентифицировать, систематизировать (возможно, и измерить) с применением подходов культурологии, психологии и других наук.
АВВ20202: Как отмечено выше, в культуре личности проявляется национальный стиль, специфика территориальной (например, москвичей) и профессиональной (например, инженерной среды) общностей, другие особенности современной социальной среды (например, императив «устойчивого развития»), личный жизненный опыт. Чтобы разобраться в этом сложном сочетании, надо вместе «пуд соли съесть». Сетевые же сообщества юны и нередко скоротечны. В их культуре, в социальной этике и социальных технологиях особую роль приобретает принцип «не навреди».
ОАА10108: В процессе самообразования возникает проблема "корочки". Можно знать и владеть знаниями, которые не дает официальная школа, но по социальному статусу "научная среда" тебя воспринимать не будет. Ситуацию сегодня существенно изменили возможности ИНТЕРНЕТА. Здесь обмен опытом идет без предъявления "корочек". Интернет уравнивает в дискуссии преподавателя и студента.
АВВ20119. Главная проблема сетевой дискуссии - не в программном обеспечении или ухищрениях составителей обзоров и модераторов, а в преодолении вредных привычек участников дискуссии. Иначе привыкшие писать длинно будут так и писать. Если несколько человек нажмут на кнопки "ответить" (да еще ответить всем, вместо ответа конкретному лицу на конкретный вопрос) и не обратят внимания, сколько предыдущих писем появились в теле письма (>>>), они вскоре получат очередь, от которой можно упасть замертво. Иначе привыкшие ставить письмо оппонента в начало своего ответа так и будут поступать. А не привыкшие устранять при ответе из писем оппонента все, не относящееся к обсуждаемому вопросу, так и продолжат.
Общий вывод. Для эффективного сетевого взаимодействия его участники вынуждены будут потратить известные усилия для формирования новой культуры общения.
3. СЕТЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ И КОММУНИКАЦИИ
На пороге ХХ1 века мы вступили в новую информационную эру. Если в ХУШ-ХХ веках технический прогресс работал на развитие материального производства, прежде всего – промышленности, то теперь он все более работает на информатизацию и глобализацию общественных связей. Среди детищ социального и технического прогресса особое место принадлежит Интернету – глобальной компьютерной Сети, которая, в отличие от средств массовой информации, допускает и оперативную обратную связь. Интернет стал основой быстрого распространения дистанционного образования.
Бурное развитие Интернета пришлось в России на годы экономического кризиса, вызванного перестройкой государства и общества. Падение жизненного уровня населения и нищенский бюджет государственных образовательных учреждений существенно сдерживали распространение персональных компьютеров, развитие локальных компьютерных сетей и доступа в Интернет.
Следует признать, что развитие технической инфраструктуры информатизации в последние годы заметно ускорилось. Но это не должно нас успокаивать.
При этом сразу же стали видны социокультурные проблемы и противоречия:
«атомизация» общества (каждый сам за себя),
инерция «досетевой» парадигмы образования (знания от учителя к ученику),
разрыв поколений (школьники и студенты быстро осваивают компьютеры и Интернет, тогда как большинство учителей и преподавателей вузов не владеют ИКТ; в результате опыт и знания старшего поколения недостаточно используются в формировании новой информационной среды).
Исходя из актуальности разработки социокультурных проблем информатизации образования, «стоики» акцентировали внимание на входящих в это проблемное поле технологиях распределенной работы по модернизации учебных курсов, интеграции усилий разных поколений для направленного формирования единой образовательной информационной среды.
Задачи и технологии сетевого образования рассматривались «стоиками» не сами по себе, а в контексте проблемы ДоБРО – Долгосрочного Безопасного Развития Общества, или просто «Долгосрочного Безопасного Развития», поскольку проблема эта не ограничена только развитием общества.
3.1 Ноосфера, ДоБРО и развитие личности в ХХ1 веке
В 2000 г. судьба свела троих из «стоиков» на конференции «Междисциплинарное взаимодействие при исследовании фундаментальных и прикладных проблем ноосферного развития…». Словосочетание «ноосферное развитие» рассматривалось участниками конференции как синоним «устойчивого развития». Неудачный официоз «устойчивое развитие» справедливо критикуется многими учеными и лингвистами. Для последователей В.И. Вернадского, Н.Н. Моисеева и школы русского космизма «ноосферное развитие» точнее передает межотраслевые и планетарные аспекты программ выхода из современного экологического и социального кризиса.
Понятие «ноосферное развитие» гораздо ближе сути английского «sustainable development», хотя многие узкие специалисты не воспринимают слово «ноосфера». Чтобы не провоцировать терминологические споры, отвлекающие от существа проблемы, вместо «ноосферного развития» будем говорить о ДоБРе. Эта аббревиатура отражает то же содержание, но вряд ли кто-либо будет протестовать против ДоБРа.
В сентябре с.г. в Иоханнесбурге (Южная Африка) состоится конференция ООН по ДоБРу (sustainability). Конференция организуется через 10 лет после собрания в Рио-де-Жанейро, поэтому нередко именуется "Рио+10". В связи с этим событием во всех отраслях знания актуально осмысление ДоБРа с особым вниманием к трансляции установок и опыта ДоБРа в образование и формирование гражданина ХХI в.
Гражданина ХХI века мы понимаем как творческую личность со сбалансированным понимание прав и ответственности на разных социальных уровнях: в семье, в местной экосистеме (т.е. материальной и социальной среде повседневной жизни), в национальной культуре и в человеческой цивилизации.
Такая личность может противостоять соблазнам общества потребления, ограничиваться материальными благами, необходимыми для продолжения своей жизни без ущерба для жизни современников и будущих поколений. Информационная эра открывает перед такой личностью необъятный простор для реализации своего творческого потенциала с одним ограничением: не навреди другим. Образ гражданина ХХI века может стать благодатной темой сетевых дискуссий и экспериментов, подобных «виртуальной земле» (http://virtuz.narod.ru/). В техническом вузе организация таких экспериментов ложится, прежде всего, на гуманитарные кафедры.
В профессиональном образовании проблема ДоБРа преломляется через специфику специализации. Например, для будущих энергетиков (а энергетические проблемы весьма важны в обеспечении ДоБРа) «стоики» рекомендовали обсуждение таких тем:
Проектирование энергетических циклов производства, передачи и потребления;
Социальные технологии обеспечения балансов производства и потребления;
Проблемы реализации технического проекта;
Качество профессиональной деятельности.
Конечно, это – лишь примеры тем, список которых нужно разрабатывать на каждой кафедре в соответствии с ее профилем.
В заключение раздела сформулируем такой тезис:
ДоБРО - Долгосрочное Безопасное Развитие Общества - основывается на развитии личностей и их добровольном согласии действовать в общих интересах.
3.2 Комплексная программа развития личности
В Международном институте стратегии развития личности и социума (МИСРЛиС) разработана программа, включающая блоки: ноосферная идеология; безопасность жизни; качество жизни; гражданское общество; местное самоуправление; предпринимательство и изобретательство; организация взаимодействий; ресурсы.
Особенность программы в том, что обучение проводится в индивидуальном темпоритме. Для этого используется всемирная паутина и сетевые технологии. Преподавателей обеспечивает Союз ученых и педагогов России (СУПЕР), объединивший специалистов фундаментальных и прикладных наук из разных областей знания.
Учебные курсы построены таким образом, чтобы в процессе обучения одновременно с сообщением определенного объема информации по темам занятий, показать формы и методы активизации творчества и объяснить процедуры их самостоятельной адаптации к особенностям личности.
В курс обучения вводятся групповые и индивидуальные практикумы, активные конспекты (содержащие квинтэссенцию изучаемого материала и поддерживающие самообразование) вопросы по закреплению полученных знаний, умений и навыков. Организованный таким образом учебный процесс обеспечивает активизацию самостоятельной работы при ограниченном аудиторном времени
Групповые практикумы нацелены на анализ конкретных ситуаций и производственных задач, на игровое моделирование, на обмен опытом. Индивидуальные внеаудиторные практикумы выполняют двоякую роль: закрепление полученных знаний, умений и навыков; перевод их в опыт принятия решений. Скорректированные преподавателем работы возвращаются слушателям и используются ими в дальнейшем самообразовании и практической деятельности.
Методика обучения по комплексной модульной программе разработана для занятий типа «летних школ» и других форм краткосрочного аудиторного «погружения» в предмет. В настоящее время она адаптируется к возможностям Интернет. С учетом противоречивых особенностей Интернет его включение в образовательный процесс нуждается в особом проектировании.
Шутливо-стихотворное резюме:
Что за свалка - Интернет! И чего там только нет? Как же нам его освоить И открытый вуз построить? |
Что за кладезь - Интернет! И чего в нем только нет? Как найти свое там место И его устроить вместе? |
Мы ответим не стыдливо: Покупайте наше ПИВО |
3.3. Проектирование Интеллектуального Взаимодействия в Образовании
В контексте СТОИКа ПИВО предназначено для налаживания сетевого взаимодействия в ходе подготовки к семинарам, модернизации учебных курсов, развития открытого образования для всех желающих и сетевых форм повышения квалификации преподавателей. Столь разные образовательные процессы объединены в одном проекте возможностями сбалансированного применения социальных и информационно-коммуникационных технологий для становления коллективного разума.
В рыночной России задачи с атрибутом «коллективный» кажутся пережитками прошлого. Между тем преподаватели западных вузов не смущаются использовать методы коллективного взаимодействия. Например, Лиза Кормод (cormode@duke.usask.ca) в ноябре 1999 писала: «Преподаю курс по глобальным проблемам для 110 студентов (большинство – канадцы, но есть и иностранцы). Хотела бы связать моих студентов через Интернет с изучающими аналогичные курсы в других странах». Мартин Оуэн (t.m.owen@bangor.ac.uk) пишет об опыте сетевых проектов, с которыми можно познакомиться по адресу www.eun.org.
В практику западного бизнеса прочно вошла «распределенная работа» - совместное выполнение проектов удаленными, но связанными через Сеть участниками. Появилась специальная область менеджмента, ориентированная на управление такими проектами (см. Приложение 2). В России такой менеджмент востребован в политике: А. Зверинцев. Коммуникационный менеджмент… СПб.: СОЮЗ, 1997, 288 с.
В связи с принятием федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды на 2001-2005 годы» (center.fio.ru/vio/Present/FCP.DOC) актуальным становится проектирование такой среды по разным предметам. В проекте должны быть предложены:
модель среды типа указанной в Приложении 3;
цель (для повышения мотивации участников учебного процесса целью можно избрать модернизацию существующего или разработку нового курса на основе сетевых технологий и информационных ресурсов Интернет);
источники: учебник и др. печатные издания; сайт по учебному курсу; виртуальная лаборатория или практикум для изучения конструкций; производственная практика; сетевые семинары по техническому проектированию и социальному менеджменту реализации проекта...
функции и план действий наставника: введение в предмет, комментарии источников, рекомендации по их сочетанию и комплексному использованию, руководство семинарами, индивидуальное консультирование...
задачи студентов: составление распределенной базы данных по курсу, разделение труда в учебной группе по углубленной проработке вопросов курса, индивидуальное освоение результатов работы коллектива...
регламент взаимодействия участников учебного процесса (в реальном пространстве-времени и в сети);
ожидаемый результат самостоятельной и коллективной работы студентов по учебному курсу.
Задача направленного формирования новой образовательной среды ставится применительно к конкретным предметам и условиям конкретного вуза. Будучи тесно связанной с ИСТО МЭИ, группа СТОИК решила предложить ПИВО именно этому техническому университету - МЭИ.
Начать следовало бы с создания «Концепции перестройки учебного процесса для активизации самостоятельной работы студентов и аспирантов на основе широкого освоения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и ресурсов Интернет».
Подготовка такой концепции требует решения ряда задач:
а) анализа реальной ситуации с освоением ИКТ и Интернет в МЭИ,
б) обобщения опыта инновационного образования в мире и в России,
в) разработки проектов, уточняющих пути активизации сетевой работы студентов и преподавателей по кафедрам,
г) экспериментов по модернизации учебного процесса и НИР на основе ИКТ.
Проектирование подготовки такой Концепции само по себе весьма трудоемко и нуждается в определении головного разработчика, кафедр-соисполнителей, форм координации междисциплинарного сотрудничества. В нынешних условиях такой проект нуждается в специальном финансировании на уровне всего технического университета.
При сравнительной развитости в МЭИ компьютерной и сетевой инфраструктуры главным рычагом широкого внедрения ИКТ в учебный процесс должно стать Интернет образование преподавателей, прежде всего подготовка наставников самостоятельной работы студентов в Сети. Такую подготовку можно организовать через факультативные кафедральные семинары, объединяющие преподавателей, аспирантов и наиболее сведущих в ИКТ студентов.
В русле Семинара ИСТО МЭИ осмыслен новый контекст и появилось новое пространство проектной деятельности.
Контекст - совокупность компьютерных сетей разного уровня, на базе которых происходит становление сетевых сообществ. Как показано в п. 2.1, этот контекст не совсем нов для Семинара. Но в начале 2002 г. была осознана специфика деятельности в этом контексте, вследствие чего появилось направление СТОИК - Социальные Технологии Общения в Интернет-Коммуникациях.
Новое пространство проектной деятельности открылось в связи не только с изменением контекста, но и потребностью приобщить преподавателей МЭИ к сетевым взаимодействиям, а также активизировать работу студентов в локальной сети.
МЭИ обгоняет многие вузы России в развитии технической инфраструктуры для информатизации учебного процесса. Но для полноценного использования этой инфраструктуры нужно включить "человеческий фактор", для чего разрабатывать технологии сетевого взаимодействия, адекватные конкретным условиям.
Постановке и поиску решений этих задач, актуальных не только для МЭИ, посвящено другое направление СТОИК - поиск Сетевых Технологий Образования И Коммуникации. В двух ипостасях СТОИК подчеркнута тесная связь перестройки образования со сдвигами в формах общения.
Группа СТОИК предлагает вузам ПИВО, что расшифровывается как "Проектирование Интеллектуальных Взаимодействий в Образовании" (точнее - в сетевых формах образования).
В п. 3.3 намечены конкретные проекты, полезные и для МЭИ.
Контуры этих проектов обозначились в неформальном общении энтузиастов из разных областей знания. Общение велось преимущественно по электронной почте и до поры до времени не требовало финансовых средств, кроме обычной оплаты времени в Сети. Для дальнейшего проектирования требуются уже финансируемые заказы, создание временных коллективов, их материально-техническое обеспечение и координация их деятельности.
Из письма А.А Овсейцева 14.03.02: «Философия античных стоиков в центре внимания имела Человека, что созвучно с нашим направлением мысли. Об этом течении издана книга: А.С. Степанова "Философия древней стои". СПб: Алетерей, 1995.
В начале ХХ1 века мы выходим на монистический этап очередного цикла философской мысли, пройденный в свое время стоиками. Перед нами стоит НРАВСТВЕННАЯ ОБЯЗАННОСТЬ пройти сходный путь на новом витке, ведущем в ЭПОХУ НООСФЕРЫ. Успехов в непростом деле овладения МОНИЗМОМ в рамках педагогических "ноосферных" сред и «социальных технологий», в которых будет развиваться каждый индивид на пути становления Личности в структуре Социума».
Это письмо побудило провести в Интернете поиск по слову «стоик». В результате обнаружено около 12 тыс. веб страниц и не менее 285 серверов, на которых упоминается это слово. Однако значительная их часть – реклама современных компаний, изданий, групп с названием «стоик». Правда, «невод» выудил и библиографические ссылки на книги об античных стоиках (Фрагменты ранних стоиков. Зенон и его ученики. Т.1. Столяров А.А. 1998. 232 с.; Римские стоики. Изд-во Терра, 1998, 544 с.), и краткие справки из энциклопедий, в которых внимание акцентируется на разных сторонах стоицизма, и размещенные в Сети большие очерки типа главы о первых стоиках из многотомной Истории религии А. Меня (amen.org.ru/bibliography/6tom/6tom8.html). Эти и другие источники полезно было бы проработать на семинарах по философии.
1 Анализ был проведен около 20 января. По состоянию на 5 марта (день проведения семинара ПМ-205) общее число писем, написанных только в 2002 году, превысило 1000 (тысячу!).
2 Список участников проекта дан в алфавитном порядке из-за несовершенства количественных критериев качества такой деятельности как участие в сетевой дискуссии, что делает невозможным выстроить список по реальному вкладу каждого
3 ИКТ здесь и далее - информационные и коммуникационные технологии.
4 Хотя в первоначальном значении корень «техне» отражал искусство человека, в более поздних текстах слово «технология» часто описывало работу машин и механизмов. Именно поэтому, для возрождения исходного «человеческого» смысла технологий появилось движение СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. ВВФ30227
Сконвертировано и опубликовано на http://SamoLit.com/