Разумно мыслить – значит, мыслить мистически, полагая за явлениями природы некую скрытую от глаз таинственную сущность.
С пробуждением разума, с появлением у человека первых разумных представлений о мире, в котором он живёт, начинает реализоваться новая возможность регулировать человеческое поведение – не только посредством прямого внешнего физического принуждения, но и с помощью образа мира, возникающего в человеческом сознании. Сама внешняя физическая сила теперь осмысливается разумом человека как проявление таинственной сущности, скрывающейся за природными явлениями. Возникающие в сознании человека осмысленные (мистические) представления о внешнем мире формируют нормы общения с ним, складывающиеся со временем в систему поведения.
Поведение животного определяет природа, поведение человека – его разум.
Разум изначально, по своей природе, мистичен. Появившись в теле животного, разум не мог не перенять от животного сознания животное представление о мире – животное видит природный мир живым во всех его проявлениях. И разум изначально, вслед за животным сознанием, представляет мир живым в целом и в частностях, полагая жизнь в каждом явлении природы: от фантастических представлений о земле, на которой живёт (изображая землю то в виде гигантской рыбы, то – черепахи, и так далее), до погодной непредсказуемости. Просыпающийся разум видит жизнь в каждом событии, предмете и явлении, поэтому разумное отношение человека к миру изначально мистическое. Разумно мыслить – значит, мыслить мистически, полагая за явлениями природы некую скрытую от глаз таинственную сущность.
Что всегда ограничивает желание человека стать «полностью свободным»? – Представления о том, как следует жить, как нужно вести себя в мире и обществе.
Откуда появляются подобные представления, накладывающие на желания человека нравственную узду? Эти ограничения и регламентации поведения проявляются уже в животном царстве, когда животные соблюдают определённые нормы взаимоотношений в стае. Эта животная регламентация отношений есть природная (естественная) система поведения, в которой животный предок человека постепенно, по мере пробуждения разума, превращался в «человека разумного».
Нормы поведения животного в стаде, присущие изначально древнему человеку, стали постепенно дополняться первыми осмысленными представлениями древнего человека о мире и своём месте в этом мире. Естественно, что эти представления имели с самого начала процесса выделения человека из животного царства мистический характер в силу невозможности первобытного человека иначе объяснять окружающую его природу. Так как человеческий разум с самого начала своего появления на свет не мог ещё обладать научными знаниями об окружающей действительности, он вынужден был мистически осмысливать эту действительность, по большей части, придумывая фантастические объяснения явлениям.
Первые мистические, то есть, по сути, религиозные представления появлялись одновременно с первыми опытами по разумному осмыслению действительности. Поэтому естественно, что и нормы поведения человека изначально сочетались с первыми мистическими (религиозными) представлениями. Постепенно мистически осмысленные факты складывались в мистические системы, из которых формировались первые, необходимо религиозные, картины мира. Появившаяся, в конце концов, система взглядов на человека и его место в мире была, таким образом, неразрывно связана первыми религиозными представлениями человека.
Религиозные представления неизбежно появляются у каждого народа земли потому, что мистические представления возникают у каждого родившегося ребёнка, поскольку все дети воспринимают внешний мир ещё во многом как животные – исключительно мистически.
Мистические представления появляются одновременно с пробуждением разума у любого родившегося человека на протяжении всей истории человечества, в том числе и в наше время. Любой современный малыш воспринимает окружающий мир точно так же, как его воспринимали малыши любого периода истории человечества, как воспринимают его все животные – живым во всех своих проявлениях. Все дети мира в определённом возрасте, когда разум уже «проснулся», боятся темноты потому, что видят в ней непонятную, тайную, но явную жизнь – так просыпающийся у ребёнка разум, ещё во многом «как животное», воспринимает окружающую действительность.
Почему все дети любят слушать сказки? Да потому, что они так думают! Сознание ребёнка ближе к сознанию животного по своему восприятию внешнего мира, чем к сознанию взрослого человека. Только что родившийся ребёнок воспринимает мир живым в целом и в частностях, «как животное». Повзрослевший ребёнок (пробудившийся разум) начинает видеть в нём нечто мистическое, тайное, непознаваемое, скрытое.
Вот почему глаза детей так поражают нас, взрослых, своим исходящим из них чистым наивным мистическим сиянием разума, не замутнённого ещё рационализмом. Дети видят сказочность мира, его мистичность, и детский разум объясняет для себя окружающий мир исключительно мистически, сказочно.
Детский разум производит исключительно мистическое представление о мире – вот почему религиозные взгляды (необходимо языческие – в силу слабости юного разума) постоянно автоматически возрождаются с каждым новым поколением людей.
Религию язычества не надо выдумывать специально – она есть естественный результат мистического освоения действительности просыпающимся разумом. Языческая религия – это первое естественное системное разумное осмысление окружающего мира. И только много позже в истории человечества окрепший разум постепенно поднимается до возможности понимания единобожия. Так и в жизни каждого ребёнка: постепенно, по мере взросления, его детское мистическое восприятие мира замещается «взрослым» пониманием, различным на каждой ступени исторического развития человечества – от языческих представлений до единобожия и научного атеизма.
Сконвертировано и опубликовано на http://SamoLit.com/