В средние века в Европе было три кровопролитных крестьянских войны. Удивительно то, что они происходили сразу же после публикации трудов христианских теологов и богословов «всех времен и народов», так сказать, столпов протестантизма: Джона Уиклифа, Яна Гуса и Мартина Лютера. То есть, сначала публиковались их труды, а вслед за этим происходил либо крестьянский бунт, либо многолетняя война. Может быть, это было простым совпадением? Но, возможно, что проповеди великих богословов напрямую или косвенно все-таки стали «питающей средой» для созревания столь жутких плодов? В чем кроется причина?
К большому сожалению, сегодня очень трудно найти оригинальные труды Уиклифа и Гуса. Они жили очень давно. Вероятно, поэтому их труды не представлены широкому читателю. Поэтому, все, что нам остается, это довольствоваться выводами других по поводу их учений. Напротив, труды Мартина Лютера сегодня доступны для прочтения. Итак...
Джон Уиклиф (1320 – 1384, Великобритания). «Английский богослов, профессор Оксфордского университета, основатель учения виклифистов, впоследствии превратившегося в народное движение лоллардов, реформатор и предшественник протестантизма, первый переводчик Библии на среднеанглийский язык. Теологические работы Уиклифа были сочтены еретическими в 1382 году.» 1
Джон Уиклиф был обласкан высшим обществом во главе с королем, и даже выполнял роль дипломата при папском дворе, решая животрепещущие вопросы налогообложения. Он был превосходным оратором, за что его высоко ценили. Однако, впоследствии он впал в немилость перед монархом и католической церковью. Причиной тому стало не столько само его «нетрадиционное» мышление, сколько кровавые последствия, к которым оно привело. Уиклиф был первым, кто перевел Библию на английский язык. В этом, безусловно, его огромная заслуга. Но сам он почему-то так и не понял ясные и четкие утверждения Слова Божьего: «не противься злому» и «не будь побежден злом, но побеждай зло добром».
Вот два основополагающих вывода, которые сделаны из учения Джона Уиклифа:
«– Право властвовать зависит от истинности правления.
– Не надо платить налогов плохим управителям хоть в церкви, хоть в государстве.» 2
После прочтения этих выводов возникает вопрос: был ли римский император Нерон истинным правителем? Был ли он хорошим управителем? (Отвечает каждый самостоятельно).
Далее, мы помним, что в Слове Божьем написано: «Позволительно ли давать подать кесарю, или нет?» и ответ Христа: «Итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.» (Мат.22:17,21).
Получается, что Христос ясно сказал одно, а Уиклиф – другое. И не просто другое, а прямо противоположное. Нет, Джон Уиклиф не поднимал открытого восстания. Он был теологом, священником. Он переводил Библию, обличал духовенство и великих мира сего, учил людей истине, идя далеко впереди своего времени и, вместе с тем, проповедовал идеи равенства и советовал тщательно рассматривать правителей и духовенство на «истинность», чтобы решать, платить им налоги или нет. В XIV веке Папство владело 2/3 всех земель в Англии. Народ стонал под бременем налогов...
И вот, нашелся один бродячий проповедник по имени Джон Болл, который представился учеником Уиклифа. Его знаменитая фраза: «Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто тогда был дворянином?» 3 побудила крестьян к действию. Кстати, материал Википедии с первых строк повествует о Джонне Болле, как о человеке, который распространял учение Джона Уиклифа!
Крестьянский бунт 1381 года под руководством Уота Тайлера
Под таким названием он вошел в историю, так как Уот Тайлер был его официальным руководителем. Но одним из духовных лидеров бунта, можно сказать, главным, был именно Джонн Болл. Бунт продолжался больше года. Огромная масса крестьян объединилась, чтобы расправиться с угнетателями. «Девизом восставших стало только одно: «Перебить всех дворян до последнего.» 4 Была захвачена столица. Крестьяне совершали массовые зверские убийства. В конце-концов, бунт был подавлен силами короля. Затем последовали многочисленные жесточайшие казни... Вот и все.
Оказали ли труды Джона Уиклифа прямое или косвенное влияние на восставших? Этого мы никогда не узнаем. В художественном фильме «Джон Уиклиф. Утренняя звезда» (США, 1984), приуроченного к 500 летию со дня его смерти, мы видим группу крестьян, которые встречаются с Уиклифом с просьбой присоединиться к ним в восстании в качестве их идейного руководителя. Уиклиф отвечает им, что никогда не призывал их к восстанию. На что они отвечают, что Джонн Болл, его ученик, призывает их на бунт. Уиклиф просит их одуматься, но они отказываются и уходят на подготовку к восстанию.
Таким образом, так или иначе, но учение Уиклифа привело к самому кровопролитному крестьянскому бунту во всей истории Англии.
Джон Уиклиф считается «утренней звездой» Реформации, воссиявшей из тьмы Средневековья, величайшим богословом, предшественником богемца Яна Гуса.
Ян Гус (1369 –1415, Богемия). Национальный герой чешского народа, проповедник, мыслитель, идеолог чешской Реформации. Был священником и некоторое время ректором Пражского университета. 6 июля 1415 года в Констанце был сожжен вместе со своими трудами. Казнь Гуса вызвала гуситские войны (1419–1434). 5
Ян Гус ознакомился с трудами Джона Уиклифа, которые привезли в Прагу студенты из Лондона. Гус «влюбился» в Уиклифа и стал проповедовать его учение в Вифлеемской церкви. Он так же, как и Уиклиф, беспощадно обличал католическую церковь и светское общество. Он говорил, что нельзя вслепую подчиняться церкви, критиковал индульгенции, взимание платы за преподание таинств, роскошь духовенства и монархии. Он учил сопротивляться всему этому злу.
«Взгляды Яна Гуса совпали с мотивами национально-освободительной войны масс Чехии против немецких феодалов... Гуситское движение являлось реформаторским религиозно-политическим движением, сыгравшим колоссальную роль в европейской и мировой истории. Чешский мыслитель и проповедник Ян Гус, основываясь на идеях социально-уравнительной и духовной реформы Джона Уиклифа и вдохновленный гуманистами, призывал к коренной реформе Католической церкви.» 6
Вот мнения Яна Гуса по некоторым вопросам:
– Власть, нарушающая заповеди Бога, не может быть Им признана.
– Собственность должна принадлежать справедливым. Несправедливый богач есть вор.
– Каждый христианин должен искать правду, даже рискуя благополучием, спокойствием и жизнью. 7
После знакомства с мнениями Яна Гуса возникают вопросы: нарушал ли заповеди Бога четвертовластник Ирод? Если да, то почему Христос признавал его власть? Нарушал ли заповеди Бога римский император Нерон? Если да, то почему первоапостольская церковь признавала его власть? (Отвечает каждый самостоятельно).
А вот, чтобы ответить на вопрос: «Где искали правду гуситы, последователи Гуса: в Библии или на полях сражений?» можно привести доступную иллюстрацию в виде 3-х фильмов, объединенных названием «Война за веру»: «Магистр Ян Гус», «Полководец Ян Жижка», «Против всех» (Чехословакия, 1954-58). Фильмы поражают воображение колоритными масштабными съемками, картинами старой Праги... Чехи постарались представить своих национальных героев настоящими революционерами-освободителями угнетенных. Точно такими, какими они были в жизни. Гуситы, умирая на полях сражений, произносили: «Мы умираем за правду». Но за какую правду?
Написано в Слове Божьем: «Итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают...» (Мат. 23:3), «Богатых в настоящем веке увещевай, чтоб они не высоко думали о себе...» (1 Тим. 6:17). Увещевай, а не убивай.
Во время миссионерской деятельности Христа некоторые из его невозрожденных последователей хотели произвести восстание и насильно сделать Его царем над Иудеей. Он, зная их замыслы, всячески избегал этого. После воскресения Христа и, в особенности, после излития Духа Святого в день Пятидесятницы никто из учеников Господа никогда не помышлял о мести. Никто не мстил! Почему же первоапостольская церковь не произвела никакого бунта, революционных или военных действий против своих соотечественников, иудейского духовенства, или против римских завоевателей? Разве у первых христиан не было повода? Почему же они этого не сделали? Вывод один: они шли по стопам своего Учителя – Иисуса Христа. Гуситы тоже шли по стопам своего учителя – Яна Гуса.
Гуситские войны (1419–1435). Войны сторонников чешского церковного реформатора Яна Гуса против германского императора и католической церкви.
«Доктор Гус, отлученный от католической церкви за еретические взгляды, в 1414 году был вызван на церковный собор в Констанце. Император Сигизмунд дал ему охранную грамоту. На соборе Гус был признан еретиком, а сам реформатор арестован. Гус спросил императора, как же быть с охранной грамотой. Сигизмунд ответил: «Я гарантировал тебе свободный проезд до Констанцы, но не возвращение из нее» В 1415 году Ян Гус был сожжен на костре, что вызвало возмущение среди его многочисленных приверженцев в Чехии.» 8
В том же 1415 году, через 31 год после смерти Джона Уиклифа, его останки были откопаны и эксгумированы. После чего, вслед за Гусом, Уиклиф был официально объявлен еретиком.
«В 1419 году началось восстание против императора Сигизмунда Габсбурга, носившего также чешскую корону. Во главе армии гуситов встал рыцарь Ян Жижка.» 9
На протяжении многих лет гуситы бесстрашно сражались против своих угнетателей. Объединенные войска крестоносцев не смогли сломить яростное сопротивение гуситов, которые часто даже переходили в наступление и завоевывали новые территории. Они «создали общины, по примеру ранних христиан. Они имели общее имущество и проповедовали христианский аскетизм. У них появилось новое грозное оружие — окованный железом тяжелый цеп, «молотило», один удар которого сбивал с коня рыцаря в полном вооружении. Этой же цели служили длинные копья с крюками, заимствованные у фландрских ополченцев. Обладали гуситы и огнестрельным оружием — бомбардами и аркебузами.» 10
Оригинально получается... «Общины, по примеру ранних христиан» и вдруг, производство разного рода оружия... Неувязочка...
«В конце концов умеренная часть гуситов пошла на компромисс с империей и церковью, что и привело к окончанию войны, не принесшей, в сущности, каких-либо значительных результатов ни одной из сторон, но основательно опустошившей Центральную Европу.» 11 «В итоге восставшие добились всего одной победы – права мирян на участие в чаше причастия (до этого миряне принимали только хлеб).» 12
Единственным завоеванием гуситов, как оказалось, была чаша вина. Нет, не то, чтобы «чаша на нос». Только глотнуть! И ради этого глотка нужно было не один десяток лет жечь, колоть, стрелять и вешать? Невероятно...
Таким образом, учение Яна Гуса послужило прямым толчком к серии кровопролитнейших войн, продолжительностью в 16 лет и растянувшихся в общей сложности на 30, если считать отдельные вооруженные столкновения.
Ян Гус считается самой яркой личностью в христианстве XV века и величайшим чехом за всю историю своей страны.
Мартин Лютер (1483–1546, Германия). Христианский богослов, инициатор Реформации, ведущий переводчик Библии на немецкий язык. Его именем названо одно из направлений протестантизма. 13
«Окончив в 1505 году Эрфуртский университет со степенью магистра, Лютер поступил в августинский монастырь в Эрфурте. В 1508 году он начал читать лекции в Виттенбергском университете (с 1512 доктор богословия).
В обстановке подъема общественного движения в Германии, критики католической церкви, Мартин Лютер выступил с 95 тезисами против индульгенций (вывесил тезисы 31 октября 1517 на дверях виттенбергской Замковой церкви). Эти тезисы содержали основные положения его нового религиозного учения (развитые им затем в других сочинениях), отрицавшего основные догматы и весь строй католической церкви. Отвергнув католическую догму о том, что церковь и духовенство являются необходимыми посредниками между человеком и Богом, Лютер объявил веру христианина единственным путем спасения души, которое даруется ему непосредственно Богом (тезис об оправдании одной верой). Он отверг авторитет папских декретов и посланий (Священное предание) и требовал восстановления авторитета Священного Писания.
Опираясь на общественное движение в Германии, Лютер отказался явиться на церковный суд в Рим, а на Лейпцигском диспуте с католическими богословами в 1519 году открыто заявил, что во многом считает правильными положения, выдвинутые чешским реформатором Яном Гусом.» 14 Лютер писал: «Все мы – гуситы, не ведая об этом. Даже Павел и Августин – гуситы.» 15
«В 1520 году Лютер публично сжег во дворе Виттенбергского университета папскую буллу об отлучении его от церкви. В том же году в обращении «К христианскому дворянству немецкой нации» он объявил, что борьба с папским засильем является делом всей немецкой нации.» 16
«Основополагающие принципы достижения спасения по учению Мартина Лютера:
– Sola fide, sola gratia et sola Scriptura (только вера, только благодать и только Писание) 17
По традиции возникает вопрос: можно ли превозносить Священное Писание и одновременно отвергать Его? Пример Лютера показывает, что можно. Несмотря на собственные слова: «Только Писание», он позволял себе «некоторые вольности» в отношении Библии. Ветхий Завет он считал менее важным, чем Новый. А в отношении Нового... Лютер сомневался в богодухновенности Послания Евреям, Иакова, Иуды и Откровения. Поэтому эти четыре книги он поместил в самый конец немецкого перевода Библии с соответствующими комментариями. В особенности он не любил Послание Иакова, которое называл «соломенным», потому что оно никак не согласовалось с его собственным учением. В конце-концов Лютер отверг его богодухновенность. Но вернемся к биографии Лютера и к его трудам.
«Но в 1520-1521 годах, когда интересы разных примкнувших к Реформации классов стали размежевываться, и на политическую арену выступил Томас Мюнцер, показавший новое, народное понимание Реформации, Мартин Лютер стал отходить от первоначально занятой им радикальной позиции, уточнив, что христианскую свободу следует понимать лишь в смысле духовной свободы, с которой телесная несвобода (включая крепостное состояние) вполне совместима.
От преследования по Вормсскому эдикту 1521 года Лютер искал защиты у князей, укрывшись в замке Вартбург курфюрста Фридриха Саксонского. С этого времени начинаются резкие выступления Лютера против радикально-бюргерских направлений Реформации, особенно против массовых народных выступлений. Лютер указывал, что светская власть обязана охранять существующий общественный порядок силой меча. Во время Крестьянской войны 1524-1526 годов он требовал кровавой расправы с восставшими крестьянами и восстановления крепостного состояния.» 18
Невозможно оставить в тени недавно переведенную на русский язык, а потому малоизвестную статью Мартина Лютера под названием «Против разбойных и кровожадных шаек крестьян», написанную в 1525 году, как ответ крепостным крестьянам, осмелившимся взбунтоваться против своих господ. Крестьянская война 1524–1526 годов была косвенно спровоцирована его же собственными сочинениями. Вот некоторые цитаты из этой статьи:
«...за одно то, что они (крестьяне) поднимают мятеж, преступно грабят и расхищают монастыри и замки, которые им не принадлежат, они дважды повинны смерти телесной и духовной, как и явные разбойники и убийцы с большой дороги. И мятежный человек, уличенный в этом, уже отмечен Богом и императором, так что тот, кто первым сможет и захочет задушить его, сделает это правильно и на благо. Ибо по отношению к явному мятежнику любой человек является одновременно и высшим судьей и палачом, подобно тому, как при пожаре, кто первым может тушить, тот и лучший... Поэтому каждый, кто может, должен их убивать, душить и колоть, тайно или явно, и помнить, что нет ничего более ядовитого, вредного, дьявольского, чем мятежник. Его надо уничтожать, как бешеную собаку: если ты его не убьешь, то он убьет тебя и вместе с тобой целую страну.
...Ибо если он (князь или господин) может и не наказывает путем убийства либо кровопролития, то повинен во всех убийствах и злодеяниях, совершаемых указанными негодяями, поскольку пренебрегает Божественным приказом помешать этим негодяям в их злодействах, что он мог бы и обязан был бы сделать. Поэтому нельзя дремать. Не место также терпению или милосердию. Наступило время меча и гнева, а не пощады.
Пусть власти теперь ободрятся и с чистой совестью продолжат действовать насилием до тех пор, пока у них сможет дрогнуть хоть один нерв. Ибо их преимущество в том, что за крестьянами числятся нечистая совесть и несправедливые дела... У властей же чистая совесть и добрые дела... Колите же, бейте, душите, кто может.» 19
На сайте «Библиотека «Славянское лютеранство» я нашла не так давно переведенный трактат Лютера «О светской власти», написанный в 1515–1516 годах, то есть за год до 95 тезисов! Там есть такие фразы: «...если ты видишь, что не хватает палачей, стражников, судей, господ или правителей, а ты сочтешь себя способным [к этому занятию], то предложи свои услуги и займись этим...», «Они (христиане) должны быть теми, кто бы разыскивал, обвинял, мучил и убивал злых...» Он призывал преследовать евреев и уничтожать еретиков, а также вообще всех злых людей. Совет прочитать памфлет Мартина Лютера «О евреях и их лжи» 1546 года. По этому поводу есть немало информации о том, откуда Адольф Гитлер «черпал вдохновение» для массового уничтожения евреев, прозванного Холокостом (в переводе «жертвоприношение»).
Здесь возникает очень много вопросов... На которые каждый может ответить самостоятельно, ознакомившись подробнее с приведенными источниками. Комментарии, как говорится, излишни.
Я не буду рекомендовать фильм «Лютер». Кому сегодня интересны «отретушированные» биографии? Вместо него, в качестве иллюстрации лютеровских идей я рекомендую триллер Альфреда Хичкока «Веревка» (США, 1948). Кто не смотрел, советую.
Мартин Лютер признан во всем мире «отцом Великой Реформации». В историю немецкой общественной мысли Лютер вошел и как деятель культуры – как реформатор образования, языка, музыки. В 2003 году по результатам опроса общественного мнения Лютер стал вторым великим немцем в истории Германии.» 20
На повестке дня остается вопрос: почему апостолы Христа не совершили ничего подобного? Ответить на этот вопрос, естественно, каждый может самостоятельно. Было бы желание...
«Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные:
По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы?
Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые:
Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые.
Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в гонь.
Итак по плодам их узнаете их.» (Мат. 7:15-20).
Использованная литература:
1. Уиклиф, Джон. Материал из Википедии.
2. Предшественники Реформации. Лекция 1. Реформация М.С. Каретникова.
3. Джон Болл – средневековый коммунист. Интервью с профессором РГГУ Натальей
Басовской. Эхо Москвы. 14 января 2012 года.
4.Там же.
5.Гус, Ян. Материал из Википедии.
6.Идеи Яна Гуса и суть Гуситского движения. База знаний Allbest.
7.Гус, Ян. Материал из Википедии.
8.Сто великих войн. Гуситские войны (1419-1435), Б.В. Соколов.
9.Там же.
10.Там же.
11.Там же.
12. Предшественники Реформации. Лекция 1. Реформация М.С. Каретникова.
13.Лютер, Мартин. Материал из Википедии.
14.Мартин Лютер. Биография. Энциклопедия Кирилл и Мефодий.
15.Письмо к немецкому гуманисту Георгу Спалатину. Мартин Лютер, февраль 1520 года.
16.Мартин Лютер. Биография. Энциклопедия Кирилл и Мефодий.
17.Лютер, Мартин. Материал из Википедии.
18.Мартин Лютер. Биография. Энциклопедия Кирилл и Мефодий.
19.Против разбойных и кровожадных шаек крестьян. Мартин Лютер, 1525 год.
20.Лютер, Мартин. Материал из Википедии.
Татьяна Осокина
25 августа 2015 года
Буэнос-Айрес
Сконвертировано и опубликовано на http://SamoLit.com/