Под знаком Вавилона

 

Часть 1. Вторжение

 

«Христианин действительно хуже язычника,
испанец – хуже индейца и даже римлянин хуже
карфагенянина, но только в одном смысле.
Он хуже потому, что его прямое дело – быть лучше.»

Г.К. Честертон «Вечный Человек»

 

Один молодой человек привел в своей статье цитату Сократа. Этот человек был христианином. Другой человек, вероятно, старший по возрасту, раскритиковал молодого человека в комментарии к статье за «элементы языческой философии, завуалированной развращенности и вымысла». Вследствие чего между обоими христианами произошел быстрый, но яркий, интернетный разговор с обсуждением чего угодно, вплоть до леших, которые, кстати, упоминаются в Библии. В конечном результате, как это принято, каждый остался при своем мнении. А цитата Сократа была хорошей...

 

Есть в Священном Писании один образ, вернее, одно древнее событие, о котором знают все, но о котором мало кто задумывается. Это, как всегда... Давайте постараемся соединить это, можно сказать, сенсационное историческое событие с другим, не менее значительным, но, к сожалению, менее известным... Во всяком случае, в широких христианских кругах, по их собственным словам, открывающих Библию один раз в неделю (по воскресеньям), подобные эпизоды остаются без внимания, потому что большинству проповедников невыгодно об этом рассказывать...

 

Итак, мы поведем речь о двух событиях, происшедших почти одновременно, вернее, с разницей всего в несколько месяцев в 604-603 гг до Рождества Христова. Первое произошло в Иудее. Второе – в Вавилоне. Взаимосвязь этих двух событий стала своего рода «точкой опоры» или «центром тяжести» (это как кому больше нравится) трагедии народа Божьего.

 

Общий исторический фон того сложного времени был окрашен отнюдь не радужными красками. Многовековые предупреждения Божьи подошли к концу. И, хотя ничего явно еще не предвещало невиданного удара, «молот Господень» уже был занесен над Иерусалимом. После скоропостижной смерти благочестивого царя Иосии Иудеей постепенно овладел хаос. Несколько оставшихся у Иосии сыновей на практике оказались совершенно негодными людьми. Почему такое происходит (вплоть до нашего времени), никто не знает...

 

Египетский фараон Нехао (в истории известный как Нехо II), тот же самый, от чьей руки преждевременно погиб Иосия, «не послушав слов Нехао от лица Божия» (2 Пар.35:22), когда Господь желал отсрочить наказание для Иудеи, тот же самый фараон уже через три месяца низложил сына Иосии, царя Иохаза, наложив на Иудею «пени сто талантов серебра и талант золота» (2 Пар.36:3).

 

В итоге, вместо неугодного не только Богу, но даже Египту, Иохаза, фараон воцарил его брата Елиакима, который показался ему более благонадежным. Ему было дано новое имя: Иоаким. А Иохаз был отведен в Египетский плен.

 

И тут на сцене появляется самая яркая фигура нашего повествования: царь Навуходоносор (в истории Навуходоносор II). Расклад таков. Перед нами два царя: Иоаким, царь Иудейский (следовательно, помазанник Божий) и Навуходоносор, царь Вавилонский (следовательно, язычник).

 

Дальнейшие события уже идут «под знаком Вавилона». Навуходоносор проявляет себя невиданным образом... Он, будучи только принцем, сражается с фараоном Нехао в знаменитой битве при Каркемише в конце мая 605 г до Р.Х. и одерживает победу над Египтом (именно туда направлялся Нехао, когда ему встретился Иосия, нашедший от руки фараона свою смерть). Две могущественные армии сражались там за Ассирию, которая, находясь под непосильным гнетом Вавилона, осмелилась попросить у Египта помощь... (Иер. 46:2).

 

Разбив египтян, Навуходоносор сразу же вторгается в Сирию, одну из трех стран Заречья (Сирия, Иудейское царство и Финикия: страны, лежащие за рекой Евфрат), которые в то время находились под властью Египта (и жили под его властью сравнительно неплохо). Но тут Навуходоносора извещают о смерти его отца, и он срочно возвращается в Вавилон.

 

Возможно, Иудее всего лишь на миг показалось, что она стала свободной... Всего на одно лишь мгновение перед ней замаячил призрак свободы. Нехао оправляется от ран... Навуходоносор далеко... Однако, иллюзия продолжалась недолго...

 

Оказалось, что для Навуходоносора битва при Каркемише и первоначальное вторжение в Сирию были только разминкой. Он стал царем всего через три месяца после победы над египтянами, 7 сентября 605 г до Р.Х. И в ту же осень снова двинулся в Заречье... Никто не ожидал увидеть его так скоро. «Спасайся, кто может!!!» Заречье задрожало от страха...

 

В целом, Заречье вело себя благоразумно. Однако финикийский город Аскалон, вспомнив былые времена, рассчитывал на поддержку ослабленного Египта и решил оказать Вавилону сопротивление. Египтяне, по понятным причинам, не пришли. В декабре 604 г до Р.Х. Навуходоносор взял Аскалон штурмом, полностью разграбив его, а в мае 603 г до Р.Х. двинулся на Иерусалим...

 

Царь Иоаким, помазанник Божий. Царь Навуходоносор, язычник...

 

 

Часть 2. Жаровня царя Иоакима

 

 

Имя Навуходоносора для большинства христиан связано с его сном. Это справедливо. Имя Иоакима для многих туманно и расплывчато, его легко можно спутать с другими именами, начинающимися на ту же букву... Его деяния конкретно мало кто припомнит. А зря...

 

В то самое время, когда войско Навуходоносора начало вторжение в Заречье, царь Иоаким спокойно проводил время в своем дворце. Боевые действия шли совсем недалеко, в соседних странах, угроза нарастала, но, казалось, что его это мало волновало. Он наслаждался свободой. Египет ушел в тень, а Вавилона пока еще не было видно. Праздность и беззаботность завладели его сердцем.

 

Правда, ему никак не давал покоя пророк Иеремия. Но царь тщательно старался закрывать на него глаза. Ему не нравились слова пророка о необходимости покорности и смирения перед Богом, а главное в данной ситуации – о необходимости смирения перед Божьим наказанием. А наказывать Иудею было за что! Он не любил это слово... «наказание». Оно действовало ему на нервы. Он упорствовал и не понимал того, что с каждым днем только усугублял свое положение.

 

Иоаким хотел жить по велению только своего сердца и не желал быть зависимым ни от кого, в том числе, и от Бога. Слово «независимость» было одним из излюбленных слов в его лексиконе. Его собственное мнение было для него дороже всего. Полная свобода была мечтою царя Иоакима. Свобода от Божьих «указок», как он их, вероятно, любил называть. Свобода от «ига развитых стран». Свобода поступать так, как он считал правильным. Свобода безнаказанно грешить! Ему не нужны были правила и заповеди Божьи. Ему не нужна была никакая мораль (тем более, чистая). Он был царем, помазанным управлять Божьим народом! Он чрезвычайно гордился этим званием и своей «голубой кровью». Лучшее место, как в этой жизни, так и в будущей, по его личному мнению, ему было гарантировано, чтобы он ни сделал. Лучшее место также всегда останется за его страной. А как же? Беда просто не может придти в его страну, как это произошло с другими, языческими, странами. С ними вопрос ясен. Но Навуходоносор никогда не посмеет тронуть его, великого Иоакима, управляющим великим Израилем! Так зачем утруждаться?

 

Иеремия так надоел Иоакиму, что пророка заключили в темницу. Иеремия был в корне не согласен с концепцией царя по поводу гарантий, которые Бог однажды якобы выдал царю вместе со всем народом. Иеремия считал, что благословений легко можно было лишиться. В этом мнения царя и пророка расходились.

 

Но Господь решил дать Иоакиму еще одну возможность. Там, в темнице, Он сказал Иеремии: «Возьми себе книжный свиток и напиши в нем все слова, которые Я говорил тебе об Израиле и об Иуде и о всех народах с того дня, как Я начал говорить тебе, от дней Иосии – до сего дня. Может быть, дом Иудин услышит о всех бедствиях, какие Я помышляю сделать им, чтоб они обратились каждый от злого пути своего, чтоб Я простил неправду их и грех их. И призвал Иеремия Варуха, сына Нирии, и написал Варух в книжный свиток из уст Иеремии все слова Господа, который Он говорил ему.» (Иер. 36:2-4).

 

Свиток был написан не за один день, и даже не за один месяц... Друзьям потребовалось много времени, чтобы завершить порученное Господом. В конце-концов Иеремия перестал диктовать, а Варух написал последнее слово... И удовлетворенно потер натруженные пальцы. Теперь оставалось лишь прочитать книжный свиток царю Иоакиму и всему народу. Задача была не из легких в отношении царя, так как к царственной особе нельзя было придти без приглашения.

 

Иеремия в то время был заключен в темницу, поэтому ответственное задание легло на плечи писца. Варух прочитал свиток вслух в Доме Господнем, там, где собрались пришедшие на поклонение. Все хорошо. Однако, простой народ ничего не решал. Он вел себя праведно, когда праведен был его царь, и беззаконно, когда грешил помазанник. Народ просто следовал примеру царя. А зачем напрягаться? Царь знает лучше!

 

Но, в данном случае, среди народа был некто по имени Михей, который имел доступ к палате князей. Кстати, комната, в которой проходило чтение, числилась за Гемарией, отцом Михея. Последний тотчас же пошел к князьям и, как мог, пересказал им услышанное. Князья заволновались и послали к Варуху курьера по имени Иегудий. Тот привел Варуха к князьям и, по их просьбе, прочитал им весь свиток вслух. «Когда они выслушали все слова, то с ужасом посмотрели друг на друга, и сказали Варуху: «мы непременно перескажем все сии слова царю». (Иер.36:16). Именно так они и сделали. Однако, перед этим они усердно позаботились о том, чтобы помочь спрятаться как Варуху, так и Иеремии... На всякий случай...

 

Царь Иоаким имел преимущество слышать Слово Божье дважды. Первый вариант был краткого содержания в интерпретации убоявшихся Бога князей. Сам свиток был предусмотрительно оставлен в другом месте. Когда царь пожелал послушать полный вариант, вновь был послан курьер Иегудий, который не только принес свиток, но еще и прочитал его вслух царю Иоакиму.

 

Это был месяц кислев (девятый месяц по еврейскому календарю), то есть, декабрь по григорианскому. Где-то сравнительно недалеко, в соседней стране, шли боевые действия: Навуходоносор осаждал Аскалон. Было холодно. Царь сидел в хорошо утепленном «зимнем доме». В зале горела жаровня... Яркое, веселое пламя вспыхивало и вырывалось наружу. Вдохновенное чтение Иегудия казалось Иакиму монотонным. Очень быстро царем овладела скука. Ничего нового... Как всегда, одни предупреждения, призывы, увещевания... Ничего нового. Нет бы, что-нибудь хорошее написать... Нет же! Всегда одно и тоже! Иоаким начал зевать. И тут ему в голову пришла оригинальная идея.

 

К этому времени Иегудий уже успел прочитать некоторую часть свитка, конец которого свисал почти до пола. Царь наклонился, как бы намереваясь приподнять его, потом вынул писцовый ножичек, который приготовил заранее, и отрезал конец свитка. Все в зале затаили дыхание, в том числе и Иегудий. Глаза присутствующих округлились. Заметив, что чтение прекратилось, Иоаким взглянул на Иегудия. Они некоторое время смотрели друг на друга, после чего царь произнес:

 

– Что же ты остановился? Продолжай, продолжай...

 

Когда Иегудий, поперхнувшись, возобновил чтение, Иоаким приблизил отрезанную часть к глазам, как бы желая перечитать ее. Все, кто заметил это, решили, что царь всего лишь желает перечитать еще раз то, что услышал, вот и все. Экстравагантность, не более. Но не успели они облегченно вздохнуть, как царь вытянул руку по направлению к пылающей жаровне, и кусок свитка полетел прямо в центр пламени...

 

В зале вновь стало тихо. Только было слышно завывание зимнего ветра за окнами.

 

– Что же ты снова остановился? Продолжай!

 

– Я не понимаю, царь... – осмелился выдавить из себя Иегудий.

 

– А ты читай! Понимания от тебя не требуется, – заключил Иоаким.

 

Присутствующие переглянулись, и чтение продолжилось. Через некоторое время царь повторил процедуру. Естественно, она вызвала точно такую же реакцию. Сценарий повторился несколько раз, пока трое из князей, которые были инициаторами чтения Слова Божьего царю, не решили публично воспротивиться.

 

– Царь, как же так? – вскричали они, – Это же послание от Бога!

 

– А Кто такой Бог, чтобы я слушал Его? – был ответ. – Мне неприятно слушать Его. Почему Он никогда не говорит ничего хорошего? Почему у Него всегда одна и та же тема? Теперь он взялся пугать меня царем Вавилонским? Хватит! Надоело!

 

– Но ведь до этого Бог обращался к тебе устными посланиями, а вот теперь Он дал Своему пророку это в письменном виде. Значит, это особенно важно! Умоляем, не продолжай! – вопияли в отчаяньи три князя.

 

– Мне нет дела до этого! Для меня нет никого и ничего важнее меня самого. И скажите спасибо, что я вообще согласился выслушать это... – с этими словами Иоаким презрительно скривился в сторону Иегудия, держащего в дрожащих руках свиток.

 

Так и продолжалось. «Когда Иегудий прочитывал три или четыре столбца, царь отрезывал их писцовым ножичком и бросал на огонь в жаровне, доколе не уничтожен был весь свиток на огне, который был в жаровне. И не убоялись и не разодрали одежд своих ни царь, ни все слуги его, слышавшие все слова сии. Хотя Елиафан и Делаия и Гемария упрашивали царя не сожигать свитка, но он не послушал их... И приказал царь... взять Варуха писца и Иеремию пророка; но Господь сокрыл их.» (Иер.36:23-26).

 

Что ж, как говорится, была бы честь предложена! Господь повелел написать Иеремии новый свиток. И это именно та книга, которую сегодня мы называем Книгой пророка Иеремии. А первая книга была уничтожена в жаровне. «И взял Иеремия другой свиток и отдал его Варуху писцу, сыну Нирии, и он написал в нем из уст Иеремии все слова того свитка, который сжег Иоаким, царь Иудейский, на огне; и еще прибавлено к ним много подобных тем слов.» (Иер.36:32).

 

Неблагоразумие, гордыня и откровенное богохульство царя Иоакима получили должное воздаяние впоследствии. Через Иеремию царю были переданы следующие грозные слова: «Так говорит Господь : ты сожег свиток сей, сказав: зачем ты написал в нем: «непременно придет царь Вавилонский и разорит землю сию, и истребит на ней людей и скот»? – за это, так говорит Господь об Иоакиме, царе Иудейском: не будет от него сидящего на престоле Давидовом, и труп его будет брошен на зной дневной и на холод ночной.» (Иер.36:29,30).

 

Какой бесславный конец! А ведь все могло бы быть по-другому!

 

Через пять месяцев после этого пришел царь Вавилонский Навуходоносор и осадил Иерусалим. Царь Иоаким предпочел сдаться без боя. Это произошло в мае 603 г. до Р.Х.

 

Можно много еще написать о последующих семнадцати безрассудных годах отступничества и бунта Иудеи против Бога, о ее нелепом национально-освободительном движении и о слепом желании независимости... Все это привело к длительной осаде Иерусалима и последующему разграблению, убийству и пленению народа Божьего. Можно много написать о мужестве пророка Иеремии и писца Варуха. Но на этих страницах не хватит для этого места. По этой причине мы ограничимся лишь описанием первых безумных шагов помазанника Божьего.

 

 

Часть 3. Золотая голова

 

 

Перенесемся в Вавилон, в его столицу Ривлу в том же 603 году до Р.Х., всего на полгода позже жаровни царя Иоакима, и всего на два-три месяца – завоевания Иерусалима. Происходило это летом...

 

Царь Навуходоносор, завоеватель народов, спал в собственной постели. Это было прекрасно. Ведь большую часть своей жизни он проводил в военных походах, а там не было таких удобств. Сначала он спал мирно, но потом в его сознание вторгся некий сон, который сильно встревожил его. Когда возбужденный царь проснулся, то обнаружил, что он совершенно забыл то, что видел во сне. Как он ни силился вспомнить, ничего не получалось. Он даже попытался лечь в ту же позу, в какой проснулся, но... безрезультатно.

 

В скором порядке Навуходоносор созывает всех своих подданных, считающихся сведущими в данной сфере. «И велел царь созвать тайноведцев и гадателей, и чародеев и Халдеев, чтоб они рассказали царю сновидения его. Они пришли и стали пред царем.» (Дан.2:2).

 

Царь вкратце изложил им ситуацию. Нужно было срочно изъяснить значение сна. Собравшиеся считали себя мастерами в такого рода деятельности. Они редко попадали впросак. У них на все был готов весьма удачный ответ, который легко мог удовлетворить даже требования самого царя Вавилона! За это их услуги щедро оплачивались. Современные гороскопы, хиромантия и прочая чушь берут свое начало именно оттуда. Сегодня уже не нужно быть царем, чтобы почерпнуть подобную информацию «из первых рук». Тайноведцев предостаточно! Желающих оплачивать их «тайные» услуги тоже, хоть отбавляй. А спрос рождает предложение.

 

Но, в случае со сном Навуходоносора все было не так просто. Царь приготовил им сюрприз. Он забыл свой сон! «Царь! Во веки живи! Скажи сон рабам твоим, и мы объясним значение его.» (Дан.2:4). Но царь повторил, что он хочет узнать как само сновидение, так и его значение. Не отгадают – будут изрублены на куски. Отгадают – получат дары, награды, почести... «Итак, скажите мне сон и значение его.» (Дан.2:6). Однако, ни страх, ни желание богатства и власти не изменили ответ волхвов. Она настоятельно просили царя рассказать им сон.

 

Навуходоносор был крутого нрава. Видя реакцию так называемых тайноведцев, он попросту обвинил их в том, что они пытаются оттянуть время, а потом, когда «страсти улягутся», преподнести ему какую-нибудь ложь. Таким образом, уличив их в попытке обмануть его, царь великодушно дал им еще один шанс. На прежних условиях. Тайноведцы, дрожа от страха, честно ответили: «Нет на земле человека, который мог бы открыть это дело царю, и потому ни один царь, великий и могущественный, не требовал подобного ни от какого тайноведца, гадателя и Халдея. Дело, которого царь требует, так трудно, что никто другой не может открыть его царю, кроме богов, которых обитание не с плотью». (Дан.2:10, 11).

 

Следует предположить, что царь Навуходоносор рассвирепел от этих слов. Честный ответ обычно рождает подобные эмоции. Но царь пошел дальше эмоций, немедленно отдав приказ истребить всех вавилонских тайноведцев, гадателей и чародеев. Неизвестно, успели ли убить всех тех, кто вел диалог с царем или же нет. Но принадлежащих к тайноведческой профессии было в Вавилоне немало. Приказ вышел убивать всех по причине их непригодности.

 

И тут мы подходим к чрезвычайно драматическому моменту. Под категорию «тайноведцев» подпали также те знатные юноши, которые совсем недавно были приведены из Иудеи. «Когда вышло это повеление, чтобы убивать мудрецов, искали Даниила и товарищей его, чтобы умертвить их.» (Дан.2:13). Это были пленные, поставленные на особые условия. Они изучали науки, учили халдейский язык, чтобы впоследствии служить при дворе своими знаниями. Эти юноши, по сути, были ни при чем. Но Навуходоносор был настолько разъярен, что задумал уничтожить всех умных людей своей страны, раз от них не было толку в разгадывании его сна.

 

Здесь в глаза бросается одна любопытнейшая деталь. «Тогда Даниил обратился с советом и мудростью к Ариоху, начальнику царских телохранителей, который вышел убивать мудрецов Вавилонских, и спросил Ариоха, сильного при царе: «почему такое грозное повеление от царя?» Тогда Ариох рассказал все дело Даниилу. И Даниил вошел и упросил царя дать ему время, и он представит царю толкование сна.» (Дан.2:14-16). Особенность детали в том, что Ариох (именно тот, кто был назначен для убийства волхвов), казалось, не очень торопился с действием. Возможно, перед совершением приговора, ему была поручено проводить некоторое расследование... И это касалось всех. Но, возможен и другой вариант. Даниил и его товарищи, за короткое время их пребывания во дворце, смогли войти в доверие не только к Амелсару, начальнику евнухов (который, как мы помним, согласился тайно от Навуходоносора, поставлять им вегетарианскую пищу), но и к Ариоху, начальнику царских телохранителей. Вероятно, поэтому Даниил имел эту, скорее всего, уникальную возможность обратиться к Ариоху:

 

– Постой, Ариох! Постой... Не заноси надо мной свой меч! Подожди! У кого мне еще спросить, как не у тебя, которого царь лично назначил исполнителем своей воли? У кого мне спросить, как не у того, с которым я имел искреннее общение? Как мне быть, Ариох? Царь хочет убить меня и моих друзей. Он хочет сделать это твоими руками... – голос Даниила дрожал. – Но за что? В чем наша вина? Да, я уже наслышан об этом сне. Но нас ведь не было тогда в тронном зале. Царь не дал нам возможности. Может, ты поговоришь с царем Навуходоносором и попросишь его об аудиенции со мной? Нет, я не обезумел от страха, нет! Я знаю, что никто, кроме Бога, в Которого мы верим, не сможет разгадать ни сам сон, ни истолковать его. Возможно, этот сон очень важен, Ариох!

 

– Ладно, Даниил... Я... Я попробую. Я узнаю, что можно сделать. В твоих словах есть истина. И поэтому, несмотря на то, что приказы царя не оспариваются, несмотря на то, что я рискую подпасть под его гнев (сейчас самое время), я попробую помочь тебе, а также Седраху, Мисаху и Авденаго. Все вы – отличные ребята. И Бог ваш – особенный. Я попробую.

 

– Благодарю тебя, Ариох! Пойди! Господь да будет с тобою! Да, и еще. Не убивай пока мудрецов, знаешь... Подожди немного, хорошо?

 

– Как пожелаешь, Даниил, как пожелаешь... Да пошлет нам твой Бог милость!

 

Удивительные вещи! Наверное, примерно так они и говорили... В итоге Даниилу было отпущено время для того, чтобы представить Богу дело царя. «Даниил пришел в дом свой и расскал дело Анании, Мисаилу и Азарии – товарищам своим, чтобы они просили милость у Бога Небесного об этой тайне, дабы Даниил и товарищи его не погибли с прочими мудрецами Вавилонскими. И тогда открыта была тайна Даниилу в ночном видении, и Даниил благословил Бога Небесного.» (Дан.2:17-19). Итак, по молитвам четырех юношей Господь открыл Даниилу в ночном видении как сам забытый сон, так и его значение. Он тут же сообщил об этом Ариоху, а тот –царю.

 

И вот, Даниил, на вопрос Навуходоносора: «можешь ли ты сказать мне сон, который я видел, и значение его?» ответил ему: «тайны, о которой царь спрашивает, не могут открыть царю ни мудрецы, ни обаятели, ни тайноведцы, ни гадатели. Но есть на небесах Бог, открывающий тайны; и Он открыл царю Навуходоносору, что будет в последние дни.» (Дан.2:26-28). Эти слова стали своего рода «христианской классикой». Однако, многие ли из нас всерьез задумываются над ними? Бог открыл Навуходоносору то, что тот желал узнать. Даниил особо подчеркнул это словами: «Ты, царь, на ложе твоем думал о том, что будет после сего, и Открывающий тайны показал тебе то, что будет.» (Дан.2:29).

 

Навуходоносор размышлял на ложе своем о... будущем, об устройстве мира, о смысле жизни, если хотите. Он, завоеватель и гроза народов, имеющий в своем распоряжении все, чего ему бы только хотелось, о чем-то мучительно беспокоился, пытаясь что-то понять... Он понимал, что он многого не понимает. Он мечтал покорить весь мир, но втайне подозревал, что и этого ему будет недостаточно. Он жаждал большего. Его стремление было удовлетворено. Он получил сон от Самого Бога Небесного, Которого тогда еще не знал. Однако Бог знал его. Пророк Даниил оказался рядом, чтобы разъяснить Навуходоносору его видения.

 

О чем размышлял Иоаким?... Его так называемый «мыслительный процесс» вряд ли можно было назвать размышлением. Праздный стиль жизни вполне удовлетворял его потребности. А при таком раскладе больше уже ничего не нужно. Праздность. Конечная точка. Словом Божьим отопил помещение в зимнее время. Прихоть. А что тут такого? Спасение ведь в кармане. И место в раю давно зарезервировано. Давно, еще при его рождении. А потом подтверждено при его помазании. Бог однажды его благословил. Все! Да он уже и сейчас живет, как в раю. А может, даже лучше! О чем тут еще размышлять? Смыслом его жизни была его избранность.

 

Сон Навуходоносора был не простым видением частного характера. Это был сон мирового значения, отображающий всю мировую историю на долгие столетия вперед. Этот сон был послан... язычнику? Но не следовало ли Богу (извините за выражение) послать подобный сон Иоакиму, царю народа Иудейского? Не следовало ли помазаннику Божьему стать не только «золотой головой», но и «золотым туловищем»? Наверное, если бы Иоаким хранил истину... Но, как мы уже упоминали выше, царь Иоаким отопил помещение Словом Божьим. А через полгода не он, а другой человек получил великий сон от Бога. И не просто любой прохожий, а тот, чьими руками был покорен Иерусалим. Примечательно, не правда ли?

 

Так называемый предводитель народа Божьего оказался совершенно неспособным воспринять что-либо. На роль «золотой головы» он явно не дотягивал. Он оказался «позором на троне». В итоге, языческий царь Навуходоносор получил привилегию, отнятую у Иоакима. «Золотой головой» стал Вавилонский царь, жаждущий разумения. Об этом ему сообщил Даниил: «А мне тайна сия открыта не потому, чтоб я был мудрее всех живущих, но для того, чтоб открыто было царю разумение, и чтобы ты узнал помышления сердца твоего.» (Дан.2:30).

 

Далее Даниил пересказывает Навуходоносору его сон об истукане, который стоял перед ним «в чрезвычайном блеске». Этот истукан, как мы помним, был сделан из различных металлов, что символизировало сменяющие друг друга мировые империи, которые должны были придти после Вавилона, на чем мы сейчас не будем останавливаться. Наша цель – в другом. Наша цель сейчас – золотая голова. «У этого истукана голова была из чистого золота.» (Дан.2:32). Обратим внимание на то, что у Даниила не было ни тени ревности, когда он вдохновенно произносил следующие торжественные слова, которые были адресованы не царю народа Божьего (к которому Даниил принадлежал), а языческому правителю, пленником которого являлся... Даниил смог постичь волю Божью и важность момента... Он сказал: «Ты, царь, царь царей, которому Бог Небесный даровал царство, власть, силу и славу; и всех сынов человеческих, где бы ни ни жили, зверей земных и птиц небесных Он отдал в твои руки и поставил тебя владыкою над всеми ими, ты – это золотая голова!» (Дан.2:37,38).

 

После этих слов «сказал царь Даниилу: «истинно Бог ваш есть Бог богов и Владыка царей, открывающий тайны, когда ты мог открыть эту тайну!» (Дан.2:47). Не надо полагать, что ответ Навуходоносора был продиктован одной только гордостью. В его ответе видно преклонение пред Богом богов и Владыкой царей. Царь Навуходоносор еще много раз будет ошибаться и гордиться. Однако, в его судьбе уже была поставлена точка отсчета на пути к Богу.

 

Будет золотой истукан и юноши в печи... После чего он вновь восхвалит и возвеличит Всевышнего Бога: «Навуходоносор царь всем народам, племенам и языкам, живущим по всей земле: мир вам да умножится! Знамения и чудеса, какие совершил надо мною Всевышний Бог, угодно мне возвестить вам. Как велики знамения Его и как могущественны чудеса Его! Царство Его – царство вечное, и владычество Его – в роды и роды.» (Дан. 3:31-33).

 

Будет второй сон от Бога Небесного. А затем лишение Навуходоносора разума на целых семь лет в качестве наказания за его гордыню. Гордость подчас трудно излечивается... К сожалению, он тогда не воспринял должным образом совет Даниила: «искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным.» (Дан. 4:24). Наказание исполнилось. И царь Вавилона оказался способным к покаянию. Вот что сказал тогда этот язычник: «И все, живущие на земле, ничего не значат; по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле, и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: «что Ты сделал?»... Ныне я, Навуходоносор, славлю, превозношу и величаю Царя Небесного, Которого все дела истинны и пути праведны, и Который силен смирить ходящих гордо.» (Дан. 4:32,34).

 

Навуходоносор правил Вавилонской империей в течение сорока трех лет (с 605 по 562 гг до Р.Х.) Он завоевывал и покорял. В том числе, и Иудею с Израилем, так стремящихся к независимости! Навуходоносор освободил из темницы пророка Иеремию, в которую его заключил царь Седекия, брат Иоакима. Царь Вавилона был орудием в руках Божьих в те далекие времена... Его жизнь была украшена обращением к истинному Богу. Его империя процветала в полном смысле слова. Он стал «золотой головой» в очах Господа.

 

Итак, мы провели некоторые сравнительные характеристики двух царей, израильского и вавилонского, помазанника Божьего и язычника. Кто из них двоих оказался угоден Богу? То, что Бог нелицеприятен, не пустые слова. Он не смотрит на человека согласно его религиозной (или конфессиональной) принадлежности. О, нет... Он не благоволит к самодовольным и разжиревшим субъектам, уповающим на свою избранность, которым (по их мнению) ничто на свете, вплоть до того, чтобы вернуться к неверию или совершить самоубийство, не в силах преградить путь на небо, в зарезервированное для них местечко в золотом городе. Нет! Господь смотрит на тех, кто Его ищет. Кто хочет постичь Его, понять... Кто способен смириться, а не встать на дыбы, когда его обличают. «А вот, на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим.» (Ис. 66:2).

 

Сейчас слишком многие христиане, подобно царю Иоакиму, «отапливают» свои помещения Словом Божьим. Они уже не имеют в Нем большой необходимости. Слово Божье для них – всего лишь «исполнившая» свою программу история, не более того. Они предпочитают «выдирать» из нее только понравившиеся им места, чтобы оправдать свое тщеславие.

 

И многие язычники, подобно Навуходоносору, размышляют в тишине, на ложах своих, о тайне смысла жизни. Они мучаются в догадках, с ужасом, жалостью и презрением, вместе взятыми, взирая на нелепых хвастунов, почему-то гордо называющих себя последователями Христа, на Которого они совсем не похожи.

 

В начале этой статьи помещен эпиграф, взятый из книги Гилберта Кита Честертона «Вечный Человек», считающейся лучшей христианской апологией ХХ столетия. Если не лень, можно вернуться к началу и перечитать. Если лень, перескажу в двух словах. Там сказано, что христианин хуже язычника. Почему? Потому что, «его прямое дело – быть лучше». Царь Иоаким был действительно хуже царя Навуходоносора. Современное христианство действительно хуже язычества, к которому оно относит всех остальных людей. Потому что его прямое дело – быть лучше!

 

«Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник – помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив.» (Ис. 55:6,7).

 

Татьяна Осокина

Буэнос-Айрес

12.09.14

 

 


Сконвертировано и опубликовано на http://SamoLit.com/

Рейтинг@Mail.ru