Анонс:

Как научиться жить так, чтобы не упустить «своего» и не позариться на «чужое»?



Оглавление:

  1. А что – мое?

  2. Думает народ о главном!

  3. Что такое чудо?

  4. Домик на болоте

  5. «Утоли моя печали»

  6. Мысли о Боге

  7. Сущность веры

  8. Взыграет младенец

  9. Нас ничто не удовлетворяет

  10. Взгляни в зеркало

  11. Какую же тень бросаю я?

  12. Одинокие

  13. Божественная любовь

  14. Различать добро и зло

  15. Ближний

  16. Мысли на Новый год



А что – мое?

Полет Гагарина в космос потряс сознание всех землян. В том числе и таких желторотых пионеров, какой в то время была я. Врываюсь в комнату бабушки, как ракета во Вселенную.

- Гагарин был в космосе! Бога там нет!

Бабушка лишь улыбнулась, ласково и грустно…

Бабушку я помню хорошо, хотя мы с ней виделись нечасто. Ее образ, такой необычный, просто запал мне в душу. Она всегда казалась мне старой, просто древней старухой из сказки. У нее болела нога, и бабушка ходила, опираясь на палку. А больше сидела на диване в своей комнате и сквозь круглые очки читала всегда одну и ту же книгу, будто не могла дочитать до конца. Я спросила, о чем книга? Бабушка ответила, о Боге.

Книга тоже была очень старой, с распавшимися потемневшими листами, и написана была на непонятном мне старославянском языке. Я бабушку побаивалась и, вследствие своего щенячьего возраста, недооценивала. Однако первую в жизни свою беду открыла лишь ей.

- У меня подруга парня отбила.

Бабушка ласково улыбнулась.

- Что «твое», то перед тобой. «Твое» никто у тебя не отнимет. А «чужое» никак не удержишь.

От ее слов мне сразу стало легче, и беда моя лопнула, словно мыльный пузырь.

- Бабушка, но как же я узнаю, что передо мной «мое», а не «чужое»!?

Милая, добрая бабушка…, а я не помню, что она мне ответила. И по сей день я все пытаюсь понять, как не упустить «своего» и не позариться на «чужое»? Нет у меня четкого ответа. Видно, надо искать его в той книге, которую читала бабушка…

15.08.13



Думает народ о главном!

… И пришло время, когда литература стала интересовать меня только своим содержанием, мыслью. Жалко стало стирать глаза и пальцы на чтение-писание букв. Пришли мысли о главном: Зачем живем? Куда идем? Кто я?

Тогда мне казалось, что я одна такая – нетипичная, нездатная (на местном диалекте – несостоявшаяся), заблудшая. Постепенно мое мировоззрение прояснялось, именно в процессе накопления знаний и осмысления прочитанного. Находились ответы, но появлялось еще больше вопросов. «Я знаю, что я ничего не знаю», но душевное состояние мое выравнивается, возвращаются покой и радость, «радость моя»…

Как хорошо, что мысли о главном посетили меня! Как хорошо, что я открыла глаза и увидела, как прекрасна жизнь! А ведь могла умереть слепой.

Теперь я вижу, сколько людей, оказывается (!), думают о главном, и какие это интересные люди! Раньше делила людей на тех, кто согласен со мной, и тех, кто не согласен. Сейчас вижу, что каждый человек – целая Вселенная, живая, действующая, совершенная и самодостаточная, потому что в ней есть все. Перестала искать себе подобных, в смысле, единомышленников: таких нет, каждый человек уникален - и как при этом красив!

Ох, думает, думает народ о главном! И еще как думает. Как по мне, то я полагаю, что отправляясь в полет, человек сам выбирает нужный ему рейс. На ходу из самолета в самолет не перепрыгнешь, однако в момент промежуточной посадки направление полета можно изменить.

Приведу для размышления слова православного священника - митрополита Антония Сурожского:

СВЕТ В ВИТРАЖЕ

Вы, наверное, видели изображение многоцветных окон, которые бывают в западных храмах: громадные окна составлены из мозаики небольших стеклышек разных цветов, соединенных между собой в виде цветовой гармонии. Мы привыкли в них смотреть, радоваться на их красоту и удовлетворяться этим. Но подумаем о них немножко.

Первое – самоочевидная вещь: если ЗА окном нет света, то нет больше и этого прекрасного окна; если за окном ночь, то перед нами зияет темное пятно в стене, которая иногда даже менее темна, чем само пятно. Если вы возьмете электрическую лампу и ОТ СЕБЯ будете светить на это окно, вы все равно ничего не увидите, ни одного цвета. Вы можете заметить, что окно состоит из стеклышек, соединенных между собой каким-то веществом, но ни цвета, ни формы, ни красоты вы не познаете; сколько бы вы ни лили света в сторону этой зияющей темноты, вы ничего не сможете увидеть.

Так бывает и с Богом, когда мы ОТ ЗЕМЛИ пытаемся бросить в сторону Бога весь свет нашего ума, всю способность нашу к творческому выдумыванию. Мы можем выдумать кое-что, но мы видим только очень смутные, тусклые и бессмысленные, бессодержательные очертания.

Но достаточно подняться свету ЗА этим окном, чтобы мы начали улавливать нечто живое и прекрасное, нечто значительное для нас. Когда мы вглядываемся в это окно, мы начинаем постигать богатство красок, красоту горнего мира, являющуюся в нашем дольном мире, потому что свет горний изливается через вещество этого мира.

Тут получается двоякое откровение: о Боге и о нас, о небе и о земле, о времени и о вечности. И тут мы видим, как они нераздельны друг от друга. С одной стороны, нам открыто нечто конкретное и реальное; а с другой стороны – раскрывается тайна, потому что, увидев свет в его преломленности семью цветами радуги, вы скажете: «Теперь я понял, теперь я знаю, что такое свет, теперь я смогу смотреть на него и видеть его» и раскроете, распахнете окно – перед вами ничего нет. Есть непостижимый свет, снова ставший невидимым, потому что как свет вы его видеть не можете.

Когда мы говорим о Боге, мы, в сущности, пишем словесную икону. Эта словесная икона имеет все свойства иконы: она и выражает, и доводит до сознания, и оказывается как бы окном, раскрытым для нас в вечность; и вместе с этим имеет все ограничения иконы. Икона не есть Бог, сколько бы она ни выражала Его; так же и СЛОВЕСНАЯ ИСТИНА НЕ ЕСТЬ ТО, О ЧЕМ ГОВОРИТ.

25.06.13



Что такое чудо?

Долгое время я пыталась стать писателем. Прошла разные этапы развития своего желания, пока не достигла сегодняшнего понимания, кто есть писатель и что есть литература. Оно (понимание) не конечно: пока жив человек, сознание его способно меняться. Но не об этом сейчас речь.

Я пишу, а это значит - я живу. Пишу о том, что меня волнует, удивляет, восхищает, словом, удерживает мое внимание и дает пищу для ума. Пишу, как раньше говорили, «в стол»; просто стол для меня – компьютер, а архив – социальный сайт.

Не прячу написанное от людей (пусть люди читают, может, найдут что-то полезное для себя), но и не прилагаю к популяризации особого усердия. Постепенно постигаю главное, приближаюсь к пониманию смысла жизни; хочется его понять прежде, чем жизнь закончится.

О православии пишу с просветительской целью: мы выросли в атеистическом государстве и многого просто НЕ ЗНАЕМ. О Боге что-то слышали, как, впрочем, и о Достоевском или о Толстом; почему же, думаю, не напомнить о том, мимо чего по слепоте своей стороной проходим. И напоминаю. Кто хочет – прочтет, кому надо – поймет.

Ждем и ищем чудес? А что такое «чудо»? И вот, что я прочла:

… В жизни каждого случаются минуты, когда, раздвинув чадный покров, мелькает ослепительной белизной рука Ведущего. Почему же не все умеют видеть? Почему даже увидевши, забывают?

А между тем чудо есть не нарушение, а, напротив, действие высших и вечных законов бытия в нашем преходящем мире. И законы эти действуют среди законов мира материи так же просто, обычно, как и остальные, только люди почему-то не хотят заметить их … как будто слабые и тесные человеческие души пугаются того необъятного, которое стучится к ним и которого они не в силах вместить.

… всякий человек, какой бы он ни был, может стать, и очень легко, объектом чудотворения – до трепета легко! … Меня всегда изумляло, почему это люди думают, что творить чудеса дано одним святым, и это вопреки прямому указанию Спасителя: «Если имеете веру в горчичное зерно и скажете горе сей…»

Главное ЧУДО жизни есть ЛЮБОВЬ ЧЕЛОВЕКА К БОГУ и к другому человеку… И все, ведущее к этой любви, - есть чудо жизни» (из рукописи старшей сестры Алексея Никол.Толстого – Елизаветы Николаевны).

Выходит, все любящие Бога – чудотворцы. Не жди чуда от Бога, жди от себя. Интересная мысль, согласитесь.

«Нет чудес будто бы в наше время! Разве они могут не быть, когда существует Бог, а каждое действие Божие есть чудо! Среди верующих - чудеса непрестанные, ежедневные, ежечасные. Но одни видят их, разумеют умом и ощущают сердцем, а другие - нет. Никодим видел чудеса Иисуса Христа, а другие фарисеи нет. Следовательно, для верующих есть чудеса Божий, а для неверующих нет. Так сказано и Господом: "Все возможно верующему" (Мк. 9,23). Аминь (священномученик Серафим (Чичагов).

03.06.13



«Утоли моя печали»

… Жара стояла неподвижная и давила, давила… Бедная мама металась в постели с обезумевшими от боли глазами. Пришедшая на вызов измученная врач сказала: «Сейчас всем плохо» и выписала очередной рецепт. Нина тотчас с надеждой бросилась в аптеку.

Громыхающий вентилятор гонял по помещению волны горячего воздуха. Сквозь густое марево Нина не сразу поняла, что рецептар не понимает ее. Нина собрала силы, чтобы повторить громче, и в эту минуту оказалась обессиленной. Ноги ее стали ватными – горячие волны увлекли ее.

Аптекарши вызвали скорую помощь. Уже лежа в машине, Нина поймала, наконец, момент силы и попросила: «Отвезите меня домой, … пожалуйста». Молодой, борцовского вида, врач отрезал: «Скорая» не такси». Нина поняла, что дискутировать с ним бесполезно, и закрыла глаза.

В приемном покое больницы Нина была не одна и не первая. Врачи и медсестры деловито сновали мимо нее. Их энергичность и собранность вселяли уверенность, что все будет хорошо: небо затянулось свинцовыми тучами, сейчас пройдет ливень, и метеозависимые люди вернутся к нормальной жизни.

«Мама! Бедная мама, как там она одна?» - отчетливо прорезалась мысль. «Сестра на работе и позвонит только вечером. А мама не сможет снять трубку! … Зачем мне эта больница? Ну, поставят меня на ноги, и вернусь я домой. А там снова больная мама, изматывающие ночи, бессилие, отчаяние, желание освободиться. Так свобода может придти и сейчас. Устала я до предела, пусть все идет естественным путем и прекратится…». Нина поднялась с кушетки. В эту минуту в приемный покой привезли пострадавших в автокатастрофе. Нина вышла на улицу.

Здесь была парная. Небо опускалось на землю, словно крышка гроба. Вдали злобно грохотал гром, но воздух был неподвижен. К автобусной остановке дорого через лес была короче. Нина спустилась на тропинку.

Высокие березы сомкнулись вверху кронами, образовав сумеречную аллею. Нина прислонилась к стволу березы. Невдалеке у дерева мочился бомжеватый мужчина. «Иди! – приказала себе Нина. – Упадешь – еще и надругаются над твоим телом». Нина оттолкнулась от березы. «Ну, еще немного, еще чуть-чуть.… Только бы выйти к остановке, там люди…». Но тут голова закружилась, и, падая, Нина увидела разверзшуюся под ногами непроглядную черную бездну, пульсирующую, горячую, влажную. «Так вот моя награда за «добрые дела» мои! И нет уже времени покаяться!». Ужас, никогда прежде не знамый, объял Нину. «Матерь Божия, помоги!» - блеснула последняя мысль.

Тут ее подхватили сильные руки неизвестно откуда взявшейся женщины, но Нина этого уже не видела.

Очнулась Нина ясным днем в больничной палате. Рядом была сестра, и дома все оказалось в порядке. Своей спасительницы в лесу Нина не помнила, но черная бездна продолжала колыхаться в ее сознании.

В один из дней в палате появились монашки. Оказалось, что в больнице есть православная церковь. Монашки записывали больных, желающих исповедоваться и причаститься. Одна из служек подошла к кровати, на которой лежала Нина. «Она не ходит, - сказала одна из больных». «Батюшка сам к Вам придет, - пояснила монашка в ответ на вопросительный взгляд Нины. «Неужели я умираю? – в ужасе подумала Нина, а вслух сказала: «Не надо: я сама приду, когда встану». И такой день наступил.

Церковь располагалась в одной из палат отделения физиопроцедур. В воскресный день процедуры не отпускались, поэтому в отделение пришли лишь те, которые шли на службу, всего несколько человек.

Подойдя к двери церкви, Нина обратила внимание на небольшую икону, висевшую над входом. Такую икону никогда прежде она не видела. На ней изображена Богородица, совсем еще юная дева, в простом пурпурном плате, приложившая левую руку к своему уху, словно вслушиваясь в слова, обращенные к ней. На ее коленях Младенец Иисус со свитком. И сверху надпись «Да любите друг друга».

После службы монашка пояснила Нине, что больничная церковь освящена во Имя иконы Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали». Царица Небесная прислушивается к слезам и умиленным молитвам всех верующих, прибегающих к Ней в своих нуждах и печалях. Перед иконой «Утоли моя печали» молятся об избавлении от греховных страстей, обуревающих сердце человека.

Отрадны и утешительны слова молитвы, веками отшлифованные кающимися грешниками:

«Не гнушайся мене, грешнаго, Богородице, на Твою бо милость уповаю: угаси мой пламень греховный и покаянием ороси изсохшее мое сердце, очисти ум мой от греховных помыслов, прими мольбу, от души и сердца со воздыханием приносимую Тебе. Буди о мне Ходатаица к Сыну Твоему и Богу и укроти гнев Его Матерними Твоими молитвами, душевныя и телесныя язвы исцели, Госпоже Владычице, утоли болезни души и тела, утиши бурю злых нападений вражеских, отыми бремя грехов моих, и не остави мене до конца погибнути, и печалью сокрушенное сердце мое утеши, да славлю Тя до последнего дыхания моего. Аминь.

Через неделю окрепшая Нина выписалась из больницы. Возвращение дочери придало сил благодарной маме.

28 августа – Успение Пресвятой Богородицы

27.08.13



Мысли о Боге

Мысли о Боге (потребность в Нем) приходят, когда возникают препятствия непреодолимой силы.

Человек создает свой мир и живет в нем, как в яйце. Когда яйцо сотрясается, то сквозь трещины в скорлупе внутрь его проникает свет. Тогда человек понимает, что кроме собственного мира существует и Божий мир.

Плотская любовь и Бог не исключают друг друга. Псалмопевец Давид прожил 70 лет, имел 700 жен - и это не мешало ему славить Бога на протяжении всей жизни.

«Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мк. 12, 17).

17.09.13



Сущность веры

Сущность веры выразить просто: она как указатель маршрута твоей жизни. Например, «Москва – Петушки» или «Нью-Васюки – Париж». Жизнь у человека одна и маршрут, как бы запутан он ни был, один; и выбирает его человек самостоятельно.

Если существует создание, значит, существует и Создатель, как Его ни назови, например, Творец. Творец сотворил глиняный горшок … и человека, которые в равной степени Его создания; разница между ними лишь в том, что Творец даровал человеку свободу воли, сознание, подобное тому, которым обладает Сам.

В своем сознании человек может считать себя горшком … или даже Создателем; этим человек определяет маршрут своей жизни, которая и покатится по этому маршруту.

Человек может осознать, что он – один из бесконечного множества видимых им горшков, созданных Творцом. Человек хочет стать совершенным горшком, соответствующим замыслу Творца. Он сравнивает себя с другими горшками, видит их достоинства и своей волей стремится усовершенствовать себя до их уровня. В этом случае, человек движется по маршруту: «Я – Создатель» и при этом находится в дружественных отношениях с другими горшками.

Впоследствии оказывается, что именно на этом пути человек пребывает в состоянии любви к жизни, что в его сознании определяется как счастье.

2 августа – День памяти преподобного пророка Илии

Пророк Илия жил за 900 лет до Рождества Христова. В лице пророка Божия Илии мы славим его твердую и неколебимую веру, веру, которую он не только проповедовал, но и защищал перед царями, языческими жрецами и народом-идолопоклонником. Прославляя носителя такой веры, мы укрепляем нашу немощную веру и, молясь ему, надеемся, что много может его молитва перед Богом.

Вера, по Писанию, есть стремление души к постижению невидимого Бога, а в самом высоком своем значении вера, дающая спасение, - это порыв доверчивой души, признающей в Иисусе Христе своего Спасителя и Сына Божия.

В чем сущность христианской веры? Христианская вера – это не слепое верование и не отречение от собственных духовных сил. Вера – это стремление души во всей ее целости - умом, сердцем и волею – к познанию невидимого Бога Таким, Каким Он является нам в Иисусе Христе (митрополит Владимир (Сабодан), Предстоятель Украинской Православной Церкви Московского Патриархата).

01.08.13



Взыграет младенец

Молодая жена беременна не от мужа своего… Какая драматичная ситуация! Исход ее трудно предсказать; пока очевидно лишь одно: женщина – мать будущего ребенка, девочки или мальчика.

А юная Мария не представляла, кого родит: она носила во чреве Сына Божьего. Как Он будет выглядеть Спаситель мира? Если ребенок - на кого будет похож? Не знала этого Мария, но безгранична БЫЛА В НЕЙ УЖЕ ВЕРА в Господа.

Когда Архангел Гавриил принес ей радостную весть о грядущем чудесном, СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОМ рождении от нее Сына Божия, простая, земная девушка спросила: «Как будет это, когда я мужа не знаю?» Архангел сказал ей в ответ: «Дух святой найдет на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя. … Вот и Елисавета, родственница твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей».

И юная Мария в глубоком доверии и послушании предает себя в руки Божии: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему». В этом мы видим духовное величие Марии, но не надо забывать, что по человеческой природе в реальной жизни она нуждалась в помощи. И Мария пошла к Елисавете. «И вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету».

«Когда Елисавета услышала приветствие Марии, ВЗЫГРАЛ МЛАДЕНЕЦ ВО ЧРЕВЕ ее; и Елисавета ИСПОЛНИЛАСЬ СВЯТОГО ДУХА». И когда «Елисавете … настало время родить, … она родила сына», которого назвали Иоанном, известного нам как Иоанн Креститель. (Лк.1)

ВЕРУ человек приобрести не может, она – дар Божий, даром дается каждому от рождения. Вера – это семя ЖИЗНИ, посеянное Господом в душу человека. У одних семя прорастает и приносит обильные плоды, у других ростки вырастают хилыми, у третьих семя пребывает в спячке, т.е. до поры до времени лежит без движения, у иных гибнет. Никакие философские теории не могут оживить мертвую человеческую душу! Вернуть человека к жизни может только Сам Податель жизни.

Как достучаться до Бога? – Обратиться к Нему, попросить помощи. И Он тотчас ее подаст, но никогда не узнаешь заранее, в каком виде она будет: Господь приходит так, как Ему угодно. Возможно, Он пошлет тебе БЛИЖНЕГО с живой верой. И встретится тебе твоя Елисавета , «и взыграет ребенок в чреве твоем», и ОЖИВИТСЯ ВЕРА ТВОЯ.

Чего хотел от меня студент Антон? (см. «Дорога к жизни»). Он ни о чем не попросил меня, потому что он ПОЛУЧИЛ все, что хотел.

Никакой моей заслуги в этом нет. По воле Божией я лишь в определенный момент на миг стала ближней для Антона, попутчицей в дороге, - и все СВЕРШИЛОСЬ: вера взыграла в нем.

- Ты, Антон, не пропадешь: Господь с тобою!

05.02.13



Нас ничто не удовлетворяет

Нас ничто не удовлетворяет

Знаменитый ваятель Торвальдсен работал долго над статуей Христа, но, говорят, когда он ее окончил, им овладела глубокая грусть. На вопрос о причине этой грусти он отвечал:

- Я первый раз в жизни удовлетворен моим произведением; до сих пор моя мечта далеко превышала все то, что я мог исполнить, теперь же, когда мне кажется, что я достиг высшего идеала, мне больше нечего ожидать, не к чему стремиться.

Не соглашаясь с мыслью великого художника о достижимости идеала, нельзя не согласиться с глубиной и верностью высказанной им мысли.

В своей деятельности мы все стремимся достичь каких-то вершин. Кто-то, работая над собой, хочет научиться писать ЛУЧШЕ, кто-то хочет научиться писать ЛУЧШЕ ДРУГОГО, кто-то хочет стать КЛАССИКОМ при жизни. Но когда мы достигаем намеченных вершин, обойдя всех конкурентов, замечаем, что мы там ОДИНОКИ и никому не нужны: река жизни изменила русло и потекла мимо нашей вершины. Мы искали ЛЮБВИ, а нашли разочарование. Что значат все богатства мира, если душа страдает?

Как мелочна, как несовершенна, как неудовлетворительна бывает наша жизнь! Мы стремимся к цели, которая оказывается недосягаема. Мы мечтаем о многом, но когда беремся за дело, неумелые наши руки нередко опускаются в бессилии. Мы стараемся сохранить спокойствие духа, приобрести кроткий нрав, заботиться о ближнем, но когда день подходит к концу и мы перебираем в нашей памяти все наши действия, то проливаем слезы отчаяния, сознавая, как бесплодны наши усилия. И на земле все так; всегда и всюду мы ищем совершенного, но нас НИЧТО НЕ УДОВЛЕТВОРЯЕТ, потому что все, что мы имеем, несовершенно, неполно.

Голод есть признак здоровья в живом организме, жажда познания есть признак развития умственных способностей. В духовной жизни голод и жажда, недовольство собой доказывают стремление к идеалу.

«Блаженны алчущие и жаждущие правды» - блаженны неудовлетворенные, блаженны ненасытные, вечно желающие все большей и большей любви. В этом неутомимом стремлении к лучшему, в этой как бы тоске по родине и кроется смысл нашей жизни. Вот почему познание Христа есть «наука наук и искусство искусств».

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7, 37).

Так преисполнен изобилия источник Божий, что не вмещает его сразу душа человеческая и простирается к нему вновь и вновь с постоянной жаждой. Он удовлетворяет и услаждает ее и этим самым вызывает в ней все большее желание наполниться им.

Наполняя душу, Он ее РАСШИРЯЕТ и переполняет, так что БЛАГОДАТЬ льется через край и ПРОСТИРАЕТСЯ НА ДРУГИХ. Уныние, скука, раздражительность, недовольство собой и другими навсегда исчезнут из вашей жизни. «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящие Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога». (Из сборника «Православные мысли на каждый день»). Заметьте, мысли не мои, а православного священника, жившего в 19 веке.

18.02.13



Взгляни в зеркало

Прочла на сайте Проза.ру рассказ Владимира Эйснера «Инвалид». Острым ножом Розы Соломоновны вспорол мою душу писатель-гуманист (см. В.Эйснер «Когти Розы Соломоновны»). Не только меня, судя по отзывам, многих и многих читателей сайта. О художественном мастерстве автора не говорят: здесь не о чем говорить, потому что оно совершенно и можно лишь гордиться, что имеешь возможность прямого контакта с писателем такой величины. Что сделало его таким? – думаю, богатый жизненный опыт и высокая нравственность этого человека. Сталь закаляется в огне. «Возведи меня, Господи, на скалу, для меня недосягаемую!» (Пс.60, 3).

По цепочке перешла на Веронику Рэй, на ее рассказ «Лишняя», тоже глубоко пронзительное произведение. Читатели горячо откликнулись на тему рассказа: инвалиды среди нас. Конечно, каждый понял и идею рассказа: твое отношение к инвалидам. Многие, наверное, задумались над ответом. Долго думала и я.

За что? За что младенцы, не знающие греха, рождаются калеками? Справедливо ли это, что дети расплачиваются за грехи своих родителей? Какая жизнь уготована инвалиду? Зачем люди с физическими недостатками рожают детей, если не в состоянии их воспитывать? Я согнулась под грузом этих вопросов, распласталась ниц. Не под силу мне на них ответить, не в моей они компетенции. Пророк Иеремия ответил так:

*Когда перескажешь народу сему все эти слова, и они скажут тебе: «за что изрек на нас Господь все это великое бедствие, и какая наша неправда, и какой наш грех, которым согрешили мы перед Господом, Богом нашим?» - Тогда скажи им: «за то, что отцы ваши оставили Меня, говорит Господь, и пошли во след иных богов и служили им и покланялись им, а Меня оставили, и закона Моего не хранили. А вы поступаете еще хуже отцов ваших и живете каждый ПО УПОРСТВУ ЗЛОГО СЕРДЦА СВОЕГО, чтобы НЕ СЛУШАТЬ Меня» (Иерем. 16. 11,12).

«Слава Богу, - думала я, - Господь милостив ко мне: я не родилась инвалидом и близкие мои здоровы. Господь каждому дает свой крест и посылает ему испытания, не превышающие его сил, т.е. «по Сеньке шапку». И тут же я увидела ее, свою шапку, прямо перед собой!

… На оживленной улице в коляске сидит инвалид, не старый еще мужчина…. Култышки ног на сидении…. «Помогите, чем можете!». ОПУСКАЮ ГЛАЗА И ПРОХОЖУ МИМО.

Не стану рассуждать, сколько денег было в моем кармане в тот момент, сколько моих близких нуждались в моей помощи, сколько просителей было у меня в тот день. Думаю об инвалидах.

«Милостив Господь и праведен, и милосерд Бог наш» (Пс. 114, 5), ибо поровну всем дает. Я имею то же, что имеет и этот несчастный. Но его изъяны – видимые, физические, а мои – сокрытые, духовные. Хочу знать, насколько поражен мой организм - и Господь посылает мне ЗЕРКАЛО, именно этого инвалида. Вот как поражена моя душа: у него нет ног, у меня нет сострадания. Вот почему я опускаю глаза: не хочу видеть СВОЕЙ раны, не хочу сознавать СВОЮ ущербность.

Страдает душа моя, и мне больно так же, как и ему. «Исцели меня, Господи!» - прошу я. – Дай мне ЗДОРОВЬЯ». И Господь тут же посылает мне СОСТРАДАНИЕ в виде этого инвалида. Не беру его, не хочу. Опускаю глаза, прохожу мимо. Вздыхаю: «Господь не слышит меня». А что следовало бы сделать? – Посмотреть инвалиду в глаза, увидеть в нем человека – и, может быть, ОН подал бы мне.

Значит ли это, что в поисках личного здоровья нужно оббежать всех нищих и калек города? Или бесконечно заказывать в церкви молебны о здравии? Или тут же начать делами доказывать свою любовь к ближнему? Для лечения депрессии назначили мне групповые занятия с психотерапевтом. Целый час врач призывала пациентов:

- Идите к людям, откройтесь им! Найдите себе занятие, которое принесет пользу людям!

Я сказала:

- Что я могу? Пойду в детский дом, буду читать детям сказки и бесплатно мыть полы.

- Что Вы, что Вы! – запротестовала врач. – Больной человек никому не может помочь! Тем более таким детям. Вылечитесь сначала сами!

- А как же добрые дела? – спросила я.

- Мойте бесплатно полы в своем подъезде, - ответила врач. – Так Вы меньше ВРЕДА людям принесете.

Не стала мыть подъезды. Мимо прошла.

Как приобрести здоровье, благодать Божию? – Исполнять волю Его. А я хочу жить своей волей, своим умом. Живу, как могу, особо не напрягаясь. Как я отношусь к инвалидам? – Да я ОТНОШУСЬ К НИМ.

Спрашиваю у Сестры:

- Какое нравственное уродство ты видишь во мне?

- А ты сама не видишь? - в ответ спрашивает она.

- Нет во мне милосердия.

- Ну, вот и ответ. Ты пытаешься жить только разумом, подавляя в себе чувства; милосердие – это чувство. Отказываясь от чувств, ты уподобляешься человеку с одной ногой.

«Ах, не все ты знаешь, дорогая, - подумала я, - тот инвалид был без обеих ног!»

- Как же мне восстановить равновесие между разумом и чувствами? – спросила я.

- Обратись хотя бы к учению Фэн Шуй.

Сестра взяла с полки книгу и прочитала:

*Все нарушения происходят из-за неправильного движения энергии. В нормальном теле проблем с энергообменом не возникает. Тело само переводит энергетические потоки на нужную длину волны, а в больном организме этого не происходит. И орган может даже получать энергию, но он ее не усваивает совсем или усваивает в искаженном виде. Поэтому и надо учиться самостоятельно «чинить» свое тело, прогоняя через систему чакр поток энергии…, нужно научить тело получать эту энергию извне* (М.Милаш, Фэн Шуй. Ваше здоровье).

- Освой упражнения, - сказала Сестра и положила книгу на стол.

Но я, следуя своей привычке, принялась ОСМЫСЛИВАТЬ услышанное.

Милосердие – это нравственное качество, одна из христианских добродетелей, которые суть - «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Посл. Галат. Гл.5, ст. 22). Ну не растут эти дивные цветы на сухой почве моей души! А почему? – Видно, климат не подходит; не подходит им Дух, который во мне. Не верю я в то, что, занимаясь упражнениями фэн шуй, взращу в себе именно цветы добродетели. «Не я садик посадила, не я буду поливать» - поется в народной песне.

Но помню слова Спасителя: «Не знаете, какого вы духа» (Лк. 9, 55). Как же получить Дух Господень, Дух Божией правды и Божией любви, который родниковой водой оросил бы сухую почву моей души? Тогда бы из разных семян, таящихся в ней, взросли бы именно любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Что для этого нужно?

… Впродолжение пути их, пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;

У ней была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.

Марфа же заботилась о большом угощении, и подошедши сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.

Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,

А ОДНО ТОЛЬКО НУЖНО. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее (Лк. 10, 38-42).

Что я знаю об Иисусе? Как выращу дивные цветы, если не знаю, как они выглядят?

«Одно только нужно», - говорит Он. Как часто наши заботы и ежедневные занятия заглушают в нас Его голос, и мы не находим времени для размышления и молитвы. А ведь все другое – второстепенное, все другое явится само собою, насколько оно нужно нам, и об этом заботиться не стоит.

Я взяла другую книгу, «Библия» называется.

А как же инвалиды? Нашла я ответ: если я помогу себе, исцелю себя – одним инвалидом в стране станет меньше!

- Скупость – один из тяжких грехов, - говорят священники. - Напасть похищения зачастую постигает тех, кто в жизни своей грешит страстью скупости, то есть не дает пожертвований в церкви и милостыни нищим, немилосерден к окружающим.

В прежние времена существовало особое понятие «церковной десятины». Десятую часть своего дохода всякий верующий отдавал беднякам и бездомным, жертвовал на строительство и восстановление храмов и монастырей.

Сегодня в обществе много неимущих и бездомных, но общество глухо к их страданиям. Каждый занят сохранением и преумножением своего добра.

Многие скажут: нам нечего подавать в милостыню; живем скромно, в пору самим идти просить. Но ведь милостыня ценна не тогда, когда она подается от избытка. Богу наиболее угодна жертва, поданная от недостатка.

- Если проявил скупость, - учат психологи, - тот час же ЗАСТАВЬ себя проявить противоположное качество – щедрость. Пойди хотя бы купи себе, любимому, какую-нибудь вещь, которую не решался себе позволить прежде, - и восстановишь энергетический паритет. Не оскудеет рука дающего, в скором времени сам получишь прибыль.

… На экране телевизора вижу рекламу «Подари жизнь» и жму на кнопку своего мобильника. Будет помощь ребенку: «ему – возрастать, а мне – умаляться».

11.02.13



Какую же тень бросаю я?

Во времена апостолов люди спешили со своими нуждами к ним и приносили больных и расслабленных, чтобы тень проходящего Петра осенила их, уверенные, что эта тень принесет исцеление и жизнь.

Каждый из нас, проходя по жизненному пути, бросает на него свою тень. Жизнь наша сама по себе отражается на окружающих, и мы должны прилагать все наши старания, чтобы это отражение приносило с собой пользу, облегчение и исцеление.

Влияние наше на ближних действует не только сознательно, но невольно и незаметно. Что-то неуловимое распространяется вокруг нас от всего нашего существа на окружающих, как тонкий аромат цветов, незаметно насыщающий собой воздух. Деятельность наша может прекратиться, но жизнь не прекращается, и одним нашим существованием мы помогаем или мешаем существованию других.

Человеческие недостатки и качества заразительны и даже бессознательно для нас самих влияют на окружающих. Это влияние, когда оно благотворно, напоминает живительное дуновение горного воздуха, которое стольким приносит здоровье и силу.

Какую же тень бросаю я ежедневно вокруг себя? Действует ли она, как ядовитый, смертоносный змей, или же, как древо жизни, приносит целебный плод? Способна ли тень моя прикрыть от невзгод тех бесчисленных труждающихся и обремененных, которые встречаются повсюду? После случайной встречи со мною, после обмена несколькими словами чувствует ли себя встречный сколько –нибудь ободренным?

Когда мы сами, под влиянием Духа Божия, проливаем любовь, участие и мир, то каждое наше слово, каждый взгляд может поднять дух в наших ближних. Тем самым передавая им то, что нам Господь для них дает. Таким образом, даже тень некоторых людей действует благотворно. Такова ли моя тень? (из Дневника неизвестного православного священника 19 века).

...Стою в церкви на службе. Народу - тьма. Люди стоят плотно, как солдаты в строю. Служба долгая - одолевают телесные чувства: ноги болят, жарко в пальто стоять, душно.

Стоит передо мной женщина, собранная, подготовленная, с ясным сознанием, зачем сюда пришла. Она без пальто (значит, ей не жарко), в строгом темно-синем костюме с длинной юбкой, голова повязана голубой шелковой косынкой, завязанной на шее (косынка не скользит и не сползает с головы, значит, не отвлекает), длинная ручка маленькой сумочки крест-накрест перекинута через плечо (значит, руки ноша не тянет).

Ничто не отвлекает женщину от молитвы. Она полностью погружена в него. Стоит ровно, непринужденно, не томясь и не переминаясь с ноги на ногу. Глядя на нее, пришли мне на ум строки из Евангелия от Матфея: "Ибо иго мое благо, и бремя мое легко" (Матф.10,30).

И словно ветром свежим повеяло на меня, отерло прохладой мое лицо. Откуда? Может, тень этой женщины упала на меня? Я вновь стала слышать слова священника и непринужденно воспринимать смысл их. И сердце прониклось любовью к этой незнакомой женщине...

Какую же тень бросаю я?

29.02.12



Одинокие

«При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете — дороже жизни, чести, счастья! Бог знает, какие странные, какие бешеные замыслы роились в голове моей…». Через эти строки Печорин открылся застенчивой семикласснице. Таким она его увидела и полюбила, но, увы, в жизни такого героя она так и не встретила.

«Отговорила роща золотая…» Грусть бывает светлой, но сожаление о несбывшемся не уходит. Одиночество – это тоска по земному контакту. Когда глаза в глаза и хочется тихо коснуться горячей и тяжелой мужской руки…

Стареет человечество. При возможности потерять эту жизнь навеки все жестче тисками сжимает душу одиночество, все больше хочется теплоты, живого, физического контакта. Ведь что такое душа в загробном мире: тела нет, чувств никаких нет, а без чувств, какие контакты? Представляются мне души как радужные мыльные пузыри в бесконечном безвоздушном пространстве. Настолько далеки они друг от друга, что не могут даже лопнуть, потому что нет возможности соприкоснуться…. Может, земное одиночество лишь предчувствие вечного одиночества? Страшно….

«Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке!»

02.09.13



Божественная любовь

Эту незамысловатую притчу неизвестный православный священник, живший в 19 веке, поместил в своем Дневнике на день 28 августа – день Успения Пресвятой Богородицы. Думаю, не случайно.

Привожу ее, слегка адаптированной к современному языку, для тех, кто все еще в поиске любви.

В тюрьме, в подземелье, в темном, сыром углу вырос плющ. Ни одна капля дождя или росы никогда не орошала его. Тщедушные, полусухие листья впитывали в себя лишь гнилую влагу подземелья.

Но с наступлением лета солнечный луч стал проникать и в это мрачное место заточения. И каждый день в продолжение одного часа этот луч согревал бедное, погибающее растение. И вот жизнь стала просыпаться в нем: корни ожили, листья стали подниматься к свету, пожелтелый ствол наполнился свежим соком; пошли новые ростки.

И тоненькая ветка, постепенно поднимаясь все выше вдоль стены, достигла наконец узенького окна и, пробившись сквозь железную решетку наружу, на волю, целый день уже могла пользоваться живительными лучами солнца. Ветка эта росла и росла, пока не покрыла густой зеленью всю наружную стену тюрьмы, придавая красу и свежесть мрачному зданию.

Так бывает и с душой человеческой, заточенной во мраке греха и разврата. Когда луч Божественной любви, проникая в нее, коснется ожесточенного сердца, в душе пробуждается радостный трепет, она оживает и растет, впитывая в себя благотворный луч, и возрождается к новой жизни. Она, как ожившая ветка, одевается прекрасной свежей листвой и наконец приносит плоды праведности во славу Божию.

Плоды праведности: - «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Посл. Галат. Гл.5, ст. 22).

Что же главное в данной притче? КОГДА ЛУЧ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛЮБВИ КОСНЕТСЯ СЕРДЦА, В НЕМ РОДИТСЯ ЛЮБОВЬ. Если к вам не пришла любовь, значит, Божественный луч не коснулся вас. Недостойны еси, а не «мужиков на всех не хватает».

Как же дотянуться до Божественного луча? ПРОСИТЬ ГОСПОДА О МИЛОСТИ. Вот как просил Богородицу подвижник Нило-Сорской пустыни иеромонах Нил:

И уж аз, окаянный, впадох в сети вражия и связан и держим есмь ими, и что сотворю, отчаянный аз, недоумею. Аще бо восхощу покаятися, нечувствием и ожесточением одержим есмь; аще же плакати понуждаюся, не имам сокрушения сердечнаго и слез ни поне единыя капли. Увы окаянства моего! Увы бедности моея! Увы лишения моего! К кому убо прибегну, повинный аз? Токмо к Тебе, Благосердная Мати Господа и Спаса нашего, ненадежных надеждо, стено и покрове к Тебе прибегающих!

Не отрини убо мене, сквернаго, Тебе бое дину в жизни моей стяжах утеху, Дево Марие Богородице, и к Тебе единей во всякой нужде прибегаю со дерзновением…

29.08.13



Различать добро и зло

… Дочь, учащаяся техникума, приехала на зимние каникулы домой. За пазухой привезла жалкое, беспомощное существо, слегка похожее на щенка.

- Мам, это Люси.

«Люси» из модной тогда песенки.

- Так уж и Люси, - с сомнением сказала я. – Больше на Люську похожа. Где ты ее нашла?

- На пригородном вокзале. Бездомная она.

И сталась она у нас в квартире, и прозвище за ней закрепилось - Люська. Повозились мы с ней! Из соски кормили, на груди грели. Выходили, вылечили, все прививки сделали. Сытая Люська быстро росла, превращаясь в большую беспородную собаку, дворняжку, проще говоря. Веселая была, игривая, но бестолкова-я-я! Много шкоды в квартире делала. Громко лаяла без причины – соседи по подъезду на меня зло косились.

Принялась я воспитывать Люську. Купила книгу по служебному собаководству. Но не идет дело: то ли ученик тупой, то ли учитель бездарный. Повела я Люську в престижную собачью школу, платную, между прочим. Там смеются: дворняжек не дрессируем! Какая вам разница, говорю, деньги те же плачу. А они мне отвечают: результата не будет. Чтобы получить красивый газон, его 300 лет стричь надо.

Пришла осень. Дочь продолжала учебу в своем техникуме; она повзрослела, у нее появились новые интересы. Мы с Люськой мучились в одной квартире, скованные одной цепью. И тут на работе мне дают путевку в санаторий, три года ее ждала. Куда деть Люську? Никто из знакомых не хочет брать дворняжку в квартиру, хоть плачь! Поместила я объявление в газету: отдам собаку в добрые руки. Звонят, спрашивают, какой породы собака? есть ли у нее паспорт? Беспородных не берут.

И решила я взять на себя грех: отведу, думаю, Люську туда, откуда ее взяли. Чувствовала себя при этом хуже Тургеневского Герасима.

Вот привезла я Люську на пригородный вокзал, сняла ошейник. Дальше что делать не представляю. А делать ничего и не пришлось. Почуяв свободу, Люська, задрав хвост, тут же побежала обнюхивать все закоулки. Я села в автобус и поехала домой. Всю дорогу плакала…

Отдых в санатории не удался, может оттого, что я глубоко раскаялась в своем поступке. Раскаяться – значит осознать свою ошибку, чтобы никогда больше ее не повторять. Теперь я точно знаю, что никогда не возьму в дом питомца. Получается, я раскаялась в ДОБРОМ деле?

Власть советов перевернула человеческое мировоззрение. «Кто был никем, тот станет всем!». Социалистическая мораль, т.е. искусственно созданные нормы человеческого поведения, и ярая антирелигиозная пропаганда дали результат - раскололи душу надвое. Антиклерикальная прививка вызвала устойчивое недоверие к священникам, «попам», как их называли.

Со временем идеологические ожоги зарубцевались: живая кожа заменилась бесчувственной соединительной тканью. И теперь гуманизм – без Бога, вера – без церкви.

Бог и Дарвин живут во мне одновременно, не мешая друг другу, как бы в параллельных мирах. Отсюда большая путаница в сознании, блуждание меж двух огней. Кто поможет? Дарвин?

Мимо воскресной школы я уже прошла, замыкаться в религиозной секте не хочется, на службе в церкви почти ничего не понимаю: мало того что церковнославянский язык, так и начальных знаний недостает. Пытаюсь восполнить их методом самообразования. Бесконтрольный процесс обучения пользы не принесет. «Можно Бог знает в какую ересь впасть», - предупреждает меня один из читателей. Вот поэтому, чтобы не впасть в ересь и словоблудие, я и пишу свои рассказы. Это своего рода мои контрольные работы по учебной программе, которые я выношу на людской суд. Люди все видят, не смолчат, укажут, поправят.

… Веру Петровну я знаю давно. Она подруга моей покойной мамы, подруга юности. У Веры Петровны была нелегкая судьба. В начале войны она оказалась на оккупированной территории, «работала на немцев», как потом говорили. За это, после освобождения страны от фашистских захватчиков, была репрессирована советскими органами и сослана в сталинские лагеря на Магадан, где провела свои юные годы. Потом была реабилитирована, восстановлена в правах, смогла вернуться в родные места. Вера Петровна сохранила свое человеческое достоинство. Она получила образование, честно трудилась, удостоилась почетной медали «Ветеран труда». Она вышла замуж, родила двоих детей, вместе с мужем вырастила их. Дети ее – мальчик и девочка – получили образование, стали хорошими специалистами, имеют свои квартиры, растят своих детей.

Помню, как-то я спросила Веру Петровну, откуда у нее берутся силы? «Вера в Бога дает мне их», – ответила она. Вера Петровна исправно ходила в церковь. А десять лет назад произошло вот что:

… Однажды зимой шли они с мужем в гости к сыну. Муж Веры Петровны крупный, грузный мужчина. Поскользнулся он на дорожке, упал и разбил голову. В больнице скорой помощи врачи сказали: нужна немедленная операция, но гарантии на восстановление больного мы дать не можем. Ваш муж может навсегда остаться парализованным или слабоумным. Срочно принимайте решение и дайте свое письменное соглашение на операцию.

Вера Петровна рассудила, что никто из ее детей не поможет ей ухаживать за мужем. Дети заняты своими делами, и до сего дня не слишком часто они навещали родителей, только когда сами имели в этом нужду. Одной, с парализованным мужем такой комплекции ей не справиться. Не будет жизни ни ей, ни ему.

И Вера Петровна не дала согласия на операцию. Муж умер. Дети отвернулись от матери, якобы по причине, что не могут простить ей такого жестокосердия. Не навещают ее. Десять лет уже Вера Петровна живет одиноко.

Иногда я вижу, как ковыляет она по улице, в любое время года с зеленой хирургической шапочкой для медицинских сестер на голове вместо шляпы… Она меня не узнает, совсем уже плохо видит. Порой меня охватывает такая жалость к ней! Хочется подойти, обнять, сказать доброе слово. Одергиваю себя: не тронь ее! Не лезь со своей жалостью. Подашь человеку надежду – и бросишь его. Не греши!

«Этому тебя Бог научил?» - спросите вы. И я отвечу так: надо различать, где Бог тебя испытывает, а где лукавый искушает.

Путаница заложена уже в самом слове «искушение», которое имеет ДВОЯКИЙ смысл.

ИСКУШАТЬ – значит «соблазнять, прельщать кого-то. В переносном смысле: делать что-нибудь сопряженное с излишним риском». Искушение – это «соблазн, желание чего-то запретного: вводить кого-нибудь в искушение». Лукавый вводит человека в искушение, и мы, несомненно, искушаемые (сравни - искушенные).

ИСКУШЕННЫЙ – это человек «хорошо знающий что-нибудь, опытный в чем-нибудь: искушенный в каком-нибудь деле». Таким был Иисус. «Ибо, как Сам Христос претерпел, быв искушен (то есть, прошел через испытание искушением), то может и искушаемым помочь» (Евр. 2. 18).

Таким образом, надо твердо усвоить, что человека искушает лукавый, а испытывает Господь.

Во Второзаконии 8, 2, сказано: «И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне, вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы ИСПЫТАТЬ тебя и узнать, что в сердце твоем, будешь ли ты хранить заповеди Его, или нет». Господь испытывал меня, когда я досматривала свою маму. За эти «добрые дела» воздастся мне по справедливости.

Господь в своей любви посылает нам испытания, дабы дело терпения (веры) созрело и достигло совершенства. Поэтому «с великой радостью принимайте, когда впадаете в различные искушения (здесь надо понимать не «искушения», но «испытания») (Иак.1. 2). «Блажен человек, который переносит искушение (надо понимать «испытание»), потому что, быв ИСПЫТАН, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его».

ИСКУШАЕТ человека дьявол, для того чтобы вовлечь его в грех. Такого рода искушение никогда не может исходить от Бога, и это становится нам ясно, когда мы читаем: «В искушении никто не говори: Бог меня искушает, потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачавши, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть. » (Иак. 1. 13-15).

Когда же человек «искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» (Иак. 1. 14), то это доказывает, что он уже не пребывает в духе Христа, наше подчинение Духу Божию не совершилось вполне.

Наши «благие намерения», по сути, есть проявление нашей похоти. Помните народную мудрость: благими намерениями выстлана дорога в ад? Иногда, вознамериваясь сделать «доброе дело» или оценивая какое-либо действие как «доброе дело», мы можем впасть в глубокое заблуждение и оказаться в сетях лукавого.

*Сказано, что «лукавый ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Петр. 5, 8). Ища душу беззащитную, самоуверенную, блуждающую по собственным путям, не прикрытую заступничеством Христа, - такую душу он может поглотить.

«Слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого», - говорит апостол Иоанн (1 Ин. 2, 12). Почему победили? Потому что «Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире» (1 Ин. 4, 4). Не силой человека одерживается эта победа – она сверх его силы. Но есть такая всемогущая власть, которая не подпускает врага к верующей душе. Он пускает в нее свои «раскаленные стрелы», но щитом веры ей дано их угасить и, «все преодолев, устоять» (Ефес. 6, 13, 16). Молитва «Избавь нас от лукавого», искренне произносимая, никогда не может остаться без ответа, потому что Христос смертью Своей попрал силы ада и «Сильнейший отнял добычу у сильного» (Лк. 11, 22).

Те, кто спрятаны под кровом Всевышнего, даже и самые бессильные существа, которые держатся за Христа, - вне власти лукавого и могут с уверенностью сказать, как бы страшно ни казалось рычание врага: «Верен Господь, Который утвердит и сохранит от лукавого» (2 Фес. 3, 3), не позволит Господь лукавому искушать тебя. *

Так что прежде чем приняться за «добрые дела», помолись Богу, чтобы понять, какой дух на тебя действует. Если Божий, и ты хочешь уподобиться Христу в своей доброте, то возьми эту ношу и безропотно неси ее, как свой крест, до конца (хоть бы и о Люське продолжай заботиться до ее биологической смерти). Если лукавый, и ты чувствуешь, что не донесешь достойно эту ношу, не берись за нее, не впадай в грех (не тревожь Веру Петровну добрым словом, чтобы отойти от нее и тут же забыть. Много ли пользы принесешь ей?)

Еще лучше перед началом «доброго дела» получить в церкви благословение у священника, который знает тебя, чтобы по своей самонадеянности не причинить вреда ближнему. «О сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались неспособными слушать. … Вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища. Всякий, питаемый молоком, НЕСВЕДУЩ в слове правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Евр. 5, 11-14).

НАУЧИТЬСЯ РАЗЛИЧАТЬ ДОБРО И ЗЛО – дело всей жизни человека, ЭТО И ЕСТЬ ДОЛГИЙ ПУТЬ К БОГУ (из Дневника неизвестного православного священника 19 века).

15.02.13



Убереги его Господь

У берегов прозрачной речки

Пресветлых мыслей, ясной речи

Убереги его Господь

А время боль его излечит



Убереги его Господь

От благочестия показного

Притворного и напускного

Убереги его Господь

Прозрачна истина любого



Превознестись не дай Господь

Бесчинствовать, затеять злобу

Дай сил ему в надежде, чтобы

Не убывал его ломоть

Превознестись не дай Господь



Пусть будет с ним всегда своё

Всё совершенное свершится

Всё праведное совершится

Пусть будет с ним всегда своё

И сердце не устанет биться



Да сохранится навсегда

Его любовь долготерпива

Всемилосердна, прозорлива

Да сохранится навсегда

Всё истинное вечно живо (Благодар Еленин, 2010).



Ближний

… Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставивши его едва живым.

По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.

Самарянин* же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился, и подошед перевязал ему раны, возливая масло и вино; и посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем. На другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.

Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?

*самарянин — представитель этнической группы, которую евреи не признают единоверцами.

Притча о добром самаря́нине (Притча о добром самаритя́нине, Притча о милосердном самаря́нине) — одна из известных притч Иисуса Христа, упоминаемая в Евангелии от Луки (10, 30).



По мнению некоторых богословов, данная притча показывает, что «примеры человеческой доброты встречаются у всех народов и во всех верах, что Закон и заповеди Божии исполняют люди самых разных национальностей и разных вероисповеданий» (епископ Илларион (Алфеев).

Архимандрит Иоанн Крестьянкин считает данную притчу «назиданием о милосердном самарянине, у которого закон любви был написан в сердце, для которого ближним оказался не ближний по духу, не ближний по крови, но тот, кто случайно встретился на его жизненном пути, кто именно в ту минуту нуждался в его помощи и любви…»

Елей и вино, которые вез с собой самарянин, могли быть предназначены для ритуала, но он пожертвовал их ради реального для него человека, нуждающегося в помощи. Этим примером Иисус отмечает, где на самом деле находится жертва, угодная Богу. «Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (Книга Пророка Осии 6:6).

«Зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Мф. 5, 15).

Первые и важнейшие наши обязанности относятся к самым близким нашим братьям, к домашним нашим, и мы должны прежде всего светить им.

Люди нередко гнушаются такой ограниченной деятельностью, которою они считают слишком мелкой и ничтожной. Они ищут славы и блеска, хотят быть маяком, светящим далеко над морем житейским, или ярким светилом, спасающим легионы погибающих братьев. Они презирают скромную долю светильника, который горит в убогом уголке и освещает своим слабым светом темного труженика.

Многие воображают, что плоды христианской веры должны быть расточаемы далеко за пределы семейного круга. Напротив, именно в нем мы найдем им настоящее применение (из Дневника неизвестного православного священника, жившего в 19 веке).

02.06.13



Мысли на Новый год

«И вот, ныне я, по влечению Духа, иду в Иерусалим, не зная, что там встретится со мною» (Деян. 20, 22). Что там встретится со мною? Апостол Павел не имел ни малейшего понятия о том, что будет, какие опасности, неудачи, напасти, огорчения ожидали его, - он не мог предвидеть.

Впереди была полная неизвестность, однако с обычным ему мужеством ап. Павел говорит: «Иду в Иерусалим». Он был не из тех, которые уклоняются от своего долга, не зная, чего потребует от него этот долг.

Все мы точно так же стоим на пороге неиспытанной, неизвестной будущности; мы ничего перед собою не видим, мы только пытаемся со страхом и трепетом проникнуть в эту неизвестность.

«Что там встретится со мною?» Я не знаю, и никакая сила не может мне этого открыть. Догадки наши тщетны, мы не узнаем, какие случайности могут нам встретиться, ожидает ли нас горе или радость, будущая судьба наша похожа ли на прошлое или настанет полная перемена?

Не будем же теряться в догадках, а пойдем смело вперед, как ап. Павел, следуя повелению Господа, и Сам Он очистит путь перед нами.

«Что же встретится со мною»? Перемены, неожиданности неизбежны, а затем впереди, близко ли далеко ожидает нас неминуемый конец. Это и есть наш «Иерусалим», наша конечная цель.

Пойдем же туда «по велению Духа». Одно только упование на Бога может побудить нас идти вперед спокойно и мужественно. Не станем же заботиться о завтрашнем дне, Господь Сам позаботится о нем.

Окруженные мраком, ничего не видя перед собой, протянем нашу руку и ухватимся за Его руку, готовую поддержать и вести нас. Тогда и мы сможем сказать: «Когда я пойду долиною смертной тени, не убоюсь зла, ибо Ты со мною».

Душа

Игорь Багров

Душа человека хрупка как стекло,

Она как пушинка что любит тепло,

При ярких лучах она трепетно бьется

Душа человека – кусочек от солнца.

И в дальние дали, куда-то зовёт

Душа человека как птица поёт,

Как роза в саду лепестки распускает

Душа человека от нежности тает.

Она невесома, она необъятна

Душа вся в работе – работа приятна,

Душа человека хрупка как стекло,

Она как пушинка что любит тепло.

И любит и верит, с надеждою ждёт,

Душа – это Вера, она не умрёт.

Откуда пришла и куда улетает

Душа человека, конечно же, знает,

И знание это в секрете хранит

Душа человека свечою горит.

Здоровья, радости, успехов вам на новый год и веры и надежды на помощь Божию.

30.12.12



 


Сконвертировано и опубликовано на http://SamoLit.com/

Рейтинг@Mail.ru