Обычно люди воспринимают окружающий мир и самих себя, довольствуясь представлениями «здравого смысла», который скользит по поверхности вещей, не проникая в их суть. Такие люди всегда находятся во власти расхожих мнений и стереотипов, у них отсутствует самостоятельная жизненная позиция, они не способны обосновать свои идеалы и ценности.
Путь разумного мышления, путь христианской философии ведет в глубины человеческого бытия, заставляет размышлять о многом таком, что неведомо обыденному «мЫшлению», он не только чаще вскрывает проблемы и противоречия, но и способен дать правильное представление о том, что же такое наше человеческое бытие и в чём состоит его смысл.
Христианская философия не есть некое абстрактное знание, напротив, именно в самой жизни берут своё начало самые серьезные, самые глубокие мировоззренческие проблемы, именно здесь находится главное поле её интересов. При этом важно иметь в виду, что философ, пытающийся осмыслить действительность, должен критически относиться к тому, что устаревает и отживает, и одновременно с этим – вести поиск в самой реальной жизни, в ее противоречиях, средства и направления своего дальнейшего развития.
Культура мышления, которую несет с собой христианство, не может быть навязана человеку помимо его воли и желания. На пути, ведущем к разумности, человек должен совершить собственное волевое усилие, ему необходимо напряжение всех его интеллектуальных сил и способностей. В противном случае он останется в плену навязываемых догматов, а философия жизни останется для него непрочитанной книгой.
Говорят, что всякому времени соответствует своя философия. В этих словах есть определённый смысл, но именно в наши дни с особой остротой перед мыслящим человеком встаёт вопрос о первоочередной необходимости поиска смысла собственного бытия и преобразования своего отношения к жизни. Собственная жизненная практика является сферой сугубо личных интересов, откуда человек только и сможет получить стимул для решения своих проблем, где проявляется истинная действительность и мощь человеческого мышления.
На храме Аполлона начертано: «Познай самого себя». Древнегреческий философ Сократ совершил поворот от рассмотрения (во вне) природы к рассмотрению (в себе самом) человека. Он переосмыслил дельфийский призыв в духе отказа от бесплодных спекуляций о мире в целом и положил его в основу своей этики «добродетель есть знание», делающей самопознание и прежде всего познание своей нравственной сущности предварительным условием добродетельной и счастливой жизни. «Есть только одно богатство – знание и одно зло – невежество», - говорил он.
Философия – любовь к мудрости. Мудрость - суть знание самого себя и смысла своего собственного бытия, начало же премудрости – страх Божий, ужас небытия, который преодолевается осознанием себя не как тела, но как души, лишь временно облечённой во плоть. Такое вот знание предполагает и сама способность человека совершать разумный выбор из множества предлагаемых определений человеческой сущности и её жизни. Христианство как жизненная философия и начинается с выбора Истины и Бога, выбора, которому подчиняется всё личное бытие как следование Воле Божьей, выбора, который претворяется в жизнь повторением Пути, указанного Иисусом Христом – Воплощением Истины. Христианин главную свою задачу видит в том, чтобы построить в самом себе систему мировоззрения (Царство Божие), основанием которой служит Истина, которая отвечала бы взыскательным требованиям Разума, соответствовала бы мировоззрению Бога … "переход от мифа к логосу" – вот краткая формула рождения христианской философии.
Мир – тварен, это первое следствие работы человеческого ума, осознающего себя инструментом познания, образом (мыслей) и подобием (отношений) самого Бога, выстраивающим в себе самом систему отношений по «предложенному образцу» - Христу Иисусу, несомненное бытие которого ложится в основание христианского мировоззрения. Любое ограничение для разума есть непонимание самого способа его бытия как «движения» мысли, направленной не на конечные и ограниченные «предметы», а на что-то и на самом деле бесконечное и неограниченное, само существование которого и есть ЖИЗНЬ. И вот здесь главное понять, что жизнь Бога не есть бытие природы.
Вся тварная природа не живёт, а существует как некий "механизм", имеющий целью своей воспитание душ человеческих, подготовку их для Рождения от Духа Святого духа человеческого, который (только) и делает человека "причастником Божественного естества". Библейский образ «Премудрости Божией» более понятен современному человеку как квантовый компьютер, созданный Богом ДО сотворения материального мира. Сам тварный мир есть объект познания скорее научного, а самопознание лежит в глубинах собственного бытия и направлено на субъект, в качестве которого человек способен принять и самого себя.
Разница между объектом и субъектом элементарна. Объект не имеет самосознания. Он не обладает его атрибутами: целью, смыслом, волей и т.д. Этими свойствами не обладает и любая система объектов вплоть до вселенной. Субъект или их система могут иметь цели, желания, планы и т.д. Если рассматривать природу как всю совокупность субъектов и объектов, то в таком случае природа может иметь и смысл и цель. Но любая цель и любой смысл могут быть ей приданы только субъектами, а не существовать изначально. Главное, чтобы этот смысл и цели были исполнимы в рамках законов природы.
Если человек является составной частью природы, то познать природу и обеспечивать ей это познание он может, пока и поскольку границы этого познания не выходят за рамки самой природы. Таким образом, «природный» человек максимально возможной целью собственного бытия может видеть своё существование только в рамках вечности «жизни» самой природы, но если уж ставить своё вечное бытие целью и смыслом собственного личного существования, то просто необходимо выйти за рамки природы, искать и найти тот возможный способ бытия субъекта, который не связан с объективным бытием вселенной.
Нужно просто понять, что если всё тварное (материальное) можно перевести в цифровой вид и формулы, то Бог (Личность) не есть «число». Его жизнь протекает вне рамок этого (оцифрованного) мира, а наше бытие только представляется нам «жизнью», которой, впрочем, мы не способны дать удобоваримого смысла пока и поскольку не «свяжем» себя с жизнью Слова Божьего – Истины. Жизнь Бога - суть Воплощение Истины = Бог есть Любовь и если душа наша (сознание) будет жить Словом Божьим, то Царство Его выстроится в нас как система собственно человеческих отношений имеющая своё начало в Боге - Слове, а не в мёртвой (по сути) цифре.
Главным жизненным побуждением мыслящего человека является тот Образ Истины, который явил миру и людям Бог – Иисус Христос ... бытие Которого и есть Путь, Истина и Жизнь. Кроме Бога и Истины христианин ничего не знает, а жизнь его состоит в утверждении Слова Божьего в себе самом, стремлении оставаться человеком (образом и подобием) каждый миг бытия, позволяя событиям вокруг него протекать так, как им будет угодно. Христианин по жизни «несёт свой крест» и старается не делать ничего того, что не отвечало бы Воплощёнию Любви и чувству личной ответственности перед Богом за содержание души своей. Отношение к внутреннему состоянию в попытке "создать" Царство Божие основанное на Истине = Бог есть Любовь в себе самом, для него гораздо важнее, чем отношение к внешнему миру.
Такое жизненное проявление не остаётся безответным и в минуты наивысшей реальности Богообщения человек познаёт саму Любовь Бога и Рождается в жизнь вечную.
Сконвертировано и опубликовано на http://SamoLit.com/