Беседа с Конфуцием

Благодаря Полу Стретерну

 

– Великий трижды! К тебе с поклоном я иду.

Просить хочу о снисхождении.

Хотя я женщина, и возраст мой достиг вершины

(Мне семьдесят, как и тебе),

Прими меня, как ученицу,

И наставления свои мне проясни.

 

Ну, что же… впервые просьбою такой, я удивлен.

Пожалуй, поговорить с тобой мне любопытно

Но, знай, учение мое о том,

Как править государством и людьми.

И вряд ли правители допустят

На высшие посты таких, как ты.

 

– Судьба моя с твоею схожа.

Когда я родилась, отец мой человек военный,

Был офицером связи.

Возможно, потому воспитана во мне

Привычка к дисциплине.

В пятнадцать лет, мой интерес

Был подогрет стремлением узнать,

Как можно больше.

И где бы ни училась я: в школе, в институте,

Всегда была на первом месте.

И все года – познание - считала смыслом жизни.

 

Образование и знания

Нас делают достойными признания у тех

Кто может место предоставить для занятий

И даже выдвинуть на службу управлять.

 

– Мудрейший, тобой в истории впервые

Был дан урок доступности образования для всех.

С тобой, в беседах обучаясь, сидели рядом

И принц богатый, и бедняк безродный.

Любой, кто, принимая наставления твои,

Мог осуществить в реальной службе замыслы твои

А замысел таков: облегчить жизнь всего народа,

Стараясь изменить общественный менталитет

И образ мыслей тех, кто правит.

Их предпочтение - тобой

Открытый принцип гуманизма:

Общество должно

Существовать для блага всех,

А не служить и быть источником

сверхприбыли правителей.

 

Да. Вот наставления мои для тех,

Кто хочет поступить на службу государству,

Стать благородным человеком.

Для этого придерживаться следует

Пяти высоких качеств

И отвращаться от четырех пороков.

Во-первых, работая на благо всех,

Будь любезен с каждым, не ожидая его даров,

Проявляй великодушие, не ожидая вознаграждений.

Во-вторых, работая бок о бок с человеком,

Не давай ему повода для обид.

Обид не будет, когда ты сможешь дать

Каждому человеку – работу, подходящую ему,

А в-третьих, имей амбиции, но не алчность.

И если человек отбросил страсти,

Чтобы достигнуть совершенства,

И смог достичь того, что в его силах,

Вряд ли тот человек проявит жадность.

Еще чиновник должен знать свое величие,

Но не быть чрезмерно горделив.

Величие без гордости – когда ты не ленив

И выполнить готов свои обязанности

Вне зависимости от трудности и сложности

И, наконец, уважение к себе внушай

Не только внешним видом.

Со вкусом подобрав одежду для себя,

Будь обходителен и уважителен.

И люди, видя поведение твое серьезное,

Будут испытывать к тебе любовь и доброту,

А совсем не злость.

 

Итак, запоминаю я твой постулат:

Осуществлять любовь ко всем живущим на земле.

Для этого практиковать необходимо пять вещей:

Почтительность, терпимость, надежность,

Великодушие и усердие без лести

 

.

Совершенно верно. Коль ты почтителен,

Тебе высокомерие не грозит,

И если ты терпим к другим, то овладеешь массами.

Когда надежен – люди будут сами доверяться тебе.

Усердие и сообразительность помогут

добиться результатов.

Великодушие твое подскажет,

Что ты достаточно хорош,

Чтобы руководить другими.

 

Теперь пороки. По-твоему, чины должны

Не быть жестокими и произвола не допустить

Не наносить вреда и не мелочиться.

Ведь изгонял ты учеников-невежд,

а также двуличных и трусливых,

Считая их, по-видимому, олицетворением пороков.

 

Отношение мое к порокам таково:

Нельзя казнить, коль человек не справился с задачей,

Возможно не получил он правильных инструкций

Чрезмерная жестокость - приговорить такого к смерти.

Ожидать, что исполнитель что-то

Сделает без должного совета – произвол.

А требовать закончить в спешке дело,

Когда идет работа постепенно,

Значит, навредить исполнителю и делу.

И если обещаешь достойное вознаграждение,

А платишь с не желанием его –

Такая мелочность!

 

Учитель наш великолепный,

Какой ты создал идеальный образ.

С любовью к ближнему будь милосерден.

Храни достоинство и добродетель.

Верши дела и благородно, и великодушно,

И даже проявляй свой альтруизм.

Такое множество великолепных слов!

Тем поразительнее осознавать,

Что это сказано в те года,

Когда лишь человечество освоило огонь.

Еще нет христианства, и не родился Будда,

А основатель даосизма - китайской философии тех лет,

Уводит своим путем от общества в уединение.

И греки, и в Италии Макиавелли лишь через столетия

В рефлексии своей дойдут до справедливости,

Как наилучший выход из варварства и дикости,

Тем самым дав толчок мощнейший

Возникновению новой цивилизации.

Прошу, поведай о себе.

Смогу ли я понять истоки

Твоего разумного учения

На тысячелетия вперед.

 

Этапы биографии моей духовной

Заложены самой природой,

Как и в психологии любого человека…

Так в тридцать я начал самостоятельную жизнь

А в сорок был самонадеян.

Лишь в пятьдесят я осознал

В порядке общем свое место.

А в шестьдесят - не спорить научился.

Сейчас мне семьдесят, и я способен

Свободно идти по жизни, не разрушая ее основ.

И потому, в отличие от многих,

Я принимаю жизнь такой, какая она есть.

 

Жизнеописание твое нам не дает подробностей,

Показывает лишь мудрость в оценке возрастов людей.

На самом деле, как известно, судьба твоя терниста.

Скитания вечные в поисках работы,

Занятия несвойственным трудом

В зоопарке и в зернохранилище.

И вот тобой придуманная школа:

Учить политиков этическим путем.

Уход до срока любимого ученика и друга Янь Хуэя,

Того, кто, став правителем, министром тебя назначил.

Интриги и оскорбленное достоинство

Заставили тебя уйти и с более высокого поста.

Как ты считаешь, в чем причина?

 

Кто знает?.. Отвечу афоризмами.

Самобытные люди все делают не так, как другие.

Полная жизнь хочет того, что нужно ей самой.

Пустая жизнь хочет того, что появляется у других.

Прежде чем управлять людьми, научись управлять собой.

Если ты не исправляешь свои недостатки,

Станешь еще более несовершенным.

Не меняются только мудрецы и идиоты.

Кто не знает цену словам, никогда не поймет людей.

Раздавать приказы и не делать ничего самому –

не доблесть.

Быть правителем тяжело, но и подданным быть нелегко.

 

Извините, Учитель, что я прерываю.

Но возникло противоречие:

Ты считаешь элиту высшим классом,

Что размеренность, стабильность жизни

Сосредоточены в сильных руках власть имущих.

Но их сила была в подчинении всех себе в угоду.

Есть свидетельства тех времен,

Как жестоко, бессовестно и мерзко

Жили правители – предводители войн.

Враждовали постоянно,

Хвастались роскошью, предавались оргиям,

Тиранили и унижали свой народ.

Правители ведь всегда уверены,

Что они и в самом деле лучше всех,

Раз достичь сумели постов высоких.

Столь падким на удовольствия чинам

Не нужен был на службе такой мудрец,

Кто своим примером мог испортить

Радость жизни и чувство величия.

 

Если я ошибаюсь, то это станет сразу известно всем.

Не скрываю своего отчаяния: не преуспел я в службе,

Не достиг поставленной цели –

Научить государственных служащих

Благородству, добродетели и уму.

Не нашел я и покровителя,

Кто доверил бы мне управление.

Никого нет теперь, кто бы понял меня.

И боюсь, что моими трудами

Не воспользуются никогда грядущие поколения.

 

Мне понятны твои разочарования.

Пусть в мизерном масштабе,

Я прошла все этапы борьбы за выживание.

Старалась быть полезной людям, несмотря на слепоту,

Став учителем математики, физики, химии,

Изучила самостоятельно иностранные языки.

Мне пришлось каждодневно доказывать,

Что знания мои нужны другим.

Мной была создана школа для незрячих,

Разработана программа «Набат»,

Для поддержки детей-инвалидов.

Жизнь на практике доказывает,

Что инвалид с образованием нужен обществу,

И не надо превращать его в иждивенца.

Мой отец, наконец-то, поверил в меня,

Видя работу и результат,

Что я не хуже других могу

Новейшие технологии внедрять.

Он оказал доверие

И как руководителя поддержал.

День и ночь я упорно работала.

И когда завершила проект,

Лишена была должности этой

Место мое показалось прибыльным

И как часто бывает у нас,

Было отдано другому по блату.

Хлопнув дверью, ушла, зная :

«Без работы я теперь не останусь».

Многим-многим полезным еще занималась

Написала книги, сказки, сценарии,

Сочинила песни и даже романсы.

Как и ты, следила за модой,

Полюбила и вкус имбиря,

Обожаю кулинарные деликатесы.

Продолжаю учить детей математике и языку.

Извините за длинную тираду.

Каждый хочет поведать своё.

Но мне важнее узнать ответы

На проблемы, неосознанные мной еще.

Потому что твои суждения,

Вопреки печальным раздумьям твоим,

Стали светской религией для новых поколений,

Заложили фундамент конформизма

И неоконфуцианству открыли пути.

 

Да, продолжим нашу беседу.

Я подробнее расскажу,

Как учить и учиться самому.

Если честен с самим собою,

Послушания жди без приказов.

Если хочешь иметь результат,

Попроси сделать то, чему научил сначала.

Некоторые люди делают вещи без понимания их.

Человека легче научить хорошему поведению,

Чем он будет пробовать это сам.

Приобретение знаний – путь к мудрости.

Истинный путь ведет к добродетели.

Будь способен взращивать добродетель.

Будь способен размышлять над тем, что узнал.

Находи возможность стоять на том, что точно знаешь.

Учись так, как если бы ты никогда ничего не знал.

Знай, как радоваться, если ты впервые преуспел,

Скажи – это почти то, что нужно.

Когда преуспеешь больше,

Скажи – это почти достаточно.

А когда преуспеешь совсем,

Скажешь – это почти идеально.

Если достиг вершины,

Не жди обмана или предательства,

Но в то же время опасайся их.

Культивируй человечное поведение

И доброжелательное общение.

Цель добродетели – это выгода

Не одного человека, но общества в целом.

Заставляй людей усердно работать,

Подавая им пример.

Проявляй снисходительность к небольшим ошибкам

И продвигай талантливых людей.

 

Соглашусь: совершенству нет предела.

Мы должны совершенствоваться,

Превращаясь в лучшие существа –

Это единственный способ

Осмысленно прожить свою жизнь.

Шаг в эволюции духа в человеческом общежитии

Первым сделал, Учитель, ты.

Твои ученики, особенно из бедных,

Чья просвещенность не была бесплодной,

Сумели стать успешными администраторами

У правящих кругов и сохранили преданность

Твоим гуманным постулатам.

 

Теперь отвечу на твои вопросы

О лингвистическом правлении:

Там, где людей связывает язык,

Огромное значение имеет точность.

Ничего нельзя оставлять из того,

Что может породить неправильное толкование.

Прежде всего необходимо убедиться в том,

Что все названо правильно.

Если сказано неправильно,

То слово не достигнет своей цели,

А если слово не достигнет цели,

То ничего нельзя сделать верно.

На вопрос, как служить духам и богам,

Я отвечу. Ты не можешь служить человеку,

Как ты можешь служить духам?

А на вопрос о смерти скажу:

Большая гора должна разрушиться,

Крепкая балка сгореть,

Мудрый человек завянуть, как растение.

Если мы не можем понять жизнь.

Как же можем понять смерть?

 

Послесловие

 

Вопрос у меня возник не праздный:

Кто изучает творчество других,

Он должен быть умнее,

Или хотя бы равным?

У Пола Стретерна написано:

Восток и Запад взаимопроникают,

Но между ними разница большая,

Как между теми, кто живет в Китае,

И теми, кто европейцами себя считает.

Отсюда непонимание чуждых философий.

Но я с таким посылом не согласна.

Когда возникли религии и науки,

Эти вехи на заре цивилизаций,

Независимо друг от друга

И притом не имели контактов.

Еще в шестом веке до нашей эры

В атмосфере дикости и вражды

Появиться должно было чудо,

Спасти человечество от варварства.

И оно явилось.

Сначала Конфуций в Китае,

Будда в Индии и Христос на западе.

Беспредельное горе народа,

Безудержная власть верхов –

Стали признаками массового психоза.

Но раздался голос,

Для кого-то голос Богов.

Пусть не схожи языки, толкования,

Но все более убеждаюсь я,

Всё, что люди для людей придумали,

Человеку и дано понять.

Уберем в христианстве загробную жизнь,

Жизнь в раю, как воздаяние за доброту,

Жизнь в аду – муки вечные за грехи.

Что получим? Милосердие и Покаяние,

Нравственное совершенство,

Любовь к ближнему и помыслов чистоту.

И тотчас же воскликнем:

Да ведь все это и поныне конфуцианством зовут.

И еще я теперь понимаю,

Как из всех революций на земле

Самой незаметной, но и самой эффективной

Стала революция в китайском уме.

Культ Конфуция за двадцать семь веков

Поколение за поколением изменил –

Образ мыслей народа и чиновничий менталитет.

Потому на столь благодатной почве

До сих пор растут семена утопического коммунизма

И возникло экономическое чудо

согласованного большинства.

И подобно Конфуцию хочется мне сказать:

Тот успешен, кто силен духом,

У того и практика сильна.

 


Сконвертировано и опубликовано на http://SamoLit.com/

Рейтинг@Mail.ru