Дело было на заводе. В одной из курилок вокруг местного хохмача, выпивохи и острослова Егорыча толкался народ. Немного, как водится, поддали.
- Дядя Вася, - спросил кто-то из молодых, - а вот если б ты в спорт пошёл, то в какой?
- В какой вид, то есть? – переспросил Егорыч. Он немного подумал.
- Я бы, ребятки, пошёл в женский волейбол.
- Это почему же? – озадачился молодой.
- А ты ихний волейбол смотрел? - прищурился Егорыч, - Там забили ли, пропустили – всё одно – сбегаются девки в кучку и давай друг дружку по жопам хлопать!
- Ну ты, Егорыч, даёшь! – заржал народ…
- Физкульт привет! – донеслось от двери.
Это была тётя Зина, контролёр ОТК, жена Егорыча. Она зашла в курилку, разыскивая мужа и всё слышала. Женщина с юмором, тётя Зина была, тем не менее, сурова и скора на руку. Егорыч боялся её как огня.
- Это кто там соскучился по женским жопам? – вопросила тётя Зина. Развернулась и ушла…
На следующий день Егорыч пришёл на работу в солнцезащитных очках.
- Что, Егорыч, - спросили в курилке, - волейбольный мяч залетел?!
Все так и грохнули. С тех пор у дяди Васи появилось прозвище – «волейболист».
20/III-2012 г.
Великий и могучий русский язык или как слесарь дядя Петя попал в вытрезвитель
Как-то мой знакомый, слесарь дядя Петя, шёл, будучи под-шофе, домой. У подъезда на скамейке, как обычно, сидело несколько бабок. Огромный Пётр повернулся к ним и говорит:
- Ну, что, бабуси, всех проститутками назвали?! Всех кобелями обозвали?! Все начальники фашисты или есть ещё и сволочи?!
- Пошёл на хер, алкаш! – донеслось с лавочки.
Петра это развеселило. Он подошёл к сидящим вплотную:
- Праильно! Уважаю великий и могучий русский язы-ик!
И, видимо от наплыва чувств, не удержавшись на ногах, слесарь свалился прямо на бабок. Крики последних привлекли внимание проходящих мимо сотрудников батальонной милиции.
Так дядя Петя попал в вытрезвитель.
22/III-2012 г.
Однажды летом в поезде я разговорился со случайным попутчиком и он рассказал мне об односельчанине, человеке чрезвычайно рассеянным. Бухгалтер, что называется, «от Бога», он с цифрами делал что хотел, в счётах и калькуляторах не нуждался. Но, видимо, память ушла в это его свойство без остатка. В житейском плане он оставался человеком абсолютно «рассеянным, с улицы Бассейной». Как у Маршака. Сковороду он, правда, на ходу не надевал, но столовую перепутать с библиотекой мог запросто. Как-то в обед он зашёл в сельскую библиотеку и ходит взад вперёд. Библиотекарша у него спрашивает – что, мол, вы ищете. А он отвечает – поднос.
- Зачем?
- Как зачем – супчик туда поставить!
- Какой ещё супчик?! В библиотеке?!
Жил он один, без семьи. Кто ж пойдёт за такого? Все удивлялись, как он до сих пор дом не сжёг или газом не отравился. Была правда попытка жениться. Уже всё сладили и он как-то вечером, после работы, пошёл делать предложение. Но перепутал, как всегда, дом и в полутёмном подъезде открывшей ему женщине стал совать цветы и просить выйти за него замуж. На звуки вышел муж и наш герой вылетел из подъезда вслед за своими цветами. Невеста, узнав, обиделась и дала ему от ворот поворот.
Но это всё бы ничего. Дела житейские. Если бы не баня. Наш бухгалтер постоянно путал мужское отделение с женским. И раз в неделю, когда он с задумчивым видом заходил на женскую половину, следовали страсти, которым и Шекспир бы позавидовал. Бедняге, понятно, сильно доставалось, но ничего с собой он поделать не мог. В понедельник являлся на работу со «следами» на лице и коллеги знали – Михеич опять «вляпался».
Однажды случился пик страстей – в предбаннике, где женщины раздевались, никого не оказалось. Михеич успел полностью разоблачиться и в таком распрекрасном виде войти… Одной из женщин стало плохо, вызывали «Скорую», слава Богу, всё обошлось.
Но капля переполнила чашу. Решено было разобрать его «гнусное поведение» на общем партийном собрании (описываемые события происходили в советское время).
Так вот, по пути к единственному ДК, средоточию общественной жизни села, он забыл: зачем туда идёт! Видит – толпится народ. Спрашивает – как называется кино?
И ему сказали (люди с юмором оказались): «Это кинокомедия. Называется «Необычайные приключения бухгалтера Михеича в женской бане»!».
- Ну, и чем это дело закончилось? – спросил я у попутчика.
- Пропесочили, конечно. И знаете, кто больше всех его защищал? Женщины. Странный всё-таки это народ. А Михеич перестал ходить в баню. Стал мыться в ванной. Жалко мужика. Деревенскому человеку без бани, сами понимаете. 16/IV-2012 г.
Давно я хотел купить диктофон. И вещь полезная и вообще интересно. Наконец узнал – как, что и где. Купил. Цифровой. Память – 5 часов говори, 5 – воспроизводи. Обалдеть!
С новыми игрушками, малые ли, старые, мы носимся, пока не надоест. Я записывал, воспроизводил, мои сотрудники, знакомые, родственники охотно кукарекали, квакали, лаяли и т.д.
Встречаю как-то нашего шофёра Андрея Тимофеева, пьяницу и матершинника. Мужик угрюмый, на кривой козе не подъедешь. Но выпьет – совсем другой человек. Я как раз встретил «другого».
- Андрюша, - говорю, - прокукарекай сюда, пожалуйста! Диктофон новый проверяю.
- Ладно, - отвечает, - Давай его сюда! Щас я тебе прокукарекаю!
И прокукарекал. От души. Каждое «кукареку» сопровождалось матом. Я был доволен – качественная, громкая запись.
То, что палка всегда о двух концах, я почувствовал через месяц. Была зима, раннее утро. Я ехал на работу в переполненном автобусе. И вдруг снизу, из моей сумки, донеслось: «Кукареку! Кукареку! … твою мать! Б…! Чтоб …! На …! Кукареку!». Мне стало дурно от ужаса. В давке нечаянно нажалась воспроизводящая кнопка диктофона и шофёр Андрей явил белу свету свои вокальные данные. Залезть в сумку не было никакой возможности. Физически я не смог бы добраться до диктофона, лежащего на дне, через бумаги, книги, обед в контейнере.
Пассажиры тоже были сконфужены. Много, конечно, сейчас есть разных сигналов мобильной связи. Но петушиный крик, да ещё с матом! Даже в наш раскрепощённый век это как-то слишком…
А из сумки раздавалось победное: «Кукареку! Б…! На …! Уе…!». Я не знал куда деваться! Молился о быстрейшей остановке! Но куда там, с нашими-то пробками…
Наконец долгожданная остановка избавила меня от мучений. Первым делом я удалил злополучную запись.
Видимо, Бог меня за что-то наказал. Было, наверное, за что.
17/IV-2012 г.
Пока я живу, у меня (наверняка, я не один такой) время от времени возникают вопросы относительно человеческого бытия. Некоторые я называю «приставучими», ибо, долго не находя на них ответа, я тем самым лишаю себя покоя. Не выходят они из головы. Есть и оставшиеся невыясненными. Возможно, кто-то из читателей тоже задавался подобными вопросами и предлагаемые заметки покажутся ему интересными. Очень на это надеюсь. Итак…
Однажды на моего друга, бывшего охотника, внезапно нашло осознание невозможности лишать по собственному произволу жизни тех, на кого он раньше спокойно наводил ружьё. «Понимаешь, - говорил он мне, - я как прозрел, как-то сразу понял – нельзя обрекать на смерть живое существо. Не ты дал ему жизнь, не тебе и отнимать. И всё - прощай охота».
Существует такой феномен в человеческой психологии – принимается какое-либо решение и далее оно соблюдается неукоснительно. Словно долго сидело «внутри», постепенно вынашиваясь. Почитайте «Ветку омелы» Александра Грина. Там персонаж рассказа отказался от пристрастия к спиртному. Сразу и бесповоротно. Гений писателя сумел убедительно передать серьёзность решения своего героя.
Не могу удержаться от других примеров. Известен случай с Владимиром Высоцким, вылившим чернила на чертёж для экзамена при поступлении в архитектурный институт. Так будущий актёр и бард круто избрал другой жизненный путь.
Или поступок моего товарища. Сейчас он успешный бизнесмен. Перед этим - нуждающийся гуманитарий, бегающий по «подработкам» и считающий копейки. Одной из самых дорогих и оберегаемых вещей у него была красивая меховая шапка. И как-то случайно он эту шапку уронил в грязь. К досаде сразу примешалось ощущение, как всё ему надоело, вся эта беготня. Он постоял над шапкой некоторое время, затем взял двумя пальцами, посмотрел, как с неё капает мутная вода и выбросил в мусорный бак. С этой минуты для него началась новая жизнь.
Таких примеров много.
Но вернёмся к нашему бывшему охотнику. Впечатление, произведённое его рассказом, привело меня к мысли, что и безобидная рыбалка – грех. В самом деле – ради досуга убивается живое существо. Сначала рыба страдает от острого крючка, затем гибнет от удушья. Ловля рыбы оправдана, продолжал думать я, если она спасает от голода. Но ради досуга, забавы…
И всё-таки я чувствовал – что-то тут не так. Не хотелось делать злодеями, не ведающими, что творят, хороших людей, для которых рыбалка является любимым видом отдыха. Делиться своими мыслями с рыбаками тоже не хотелось. Тут либо встретишь горестное недоумение, либо пошлют подальше.
Если думать о чём-то постоянно, включается подсознание и тогда это «что-то» получает толкование, подчас совершенно неожиданное, дающее толчок к пониманию явления. Разумеется, субъективному пониманию думающего.
И вот как-то явилось мне внутреннее видение - рыболовный траулер и матрос с удочкой, решивший половить рыбку в час досуга. И улов свой он добавляет к уже наловленной сетями траулера рыбе. Стоп! Эта же рыба вместе с остальной также пойдёт на человеческое пропитание. Значит тут ловля удочкой в принципе такая же, как сетями. Для человеческого пропитания. Без чего человечество не выживет.
Услужливое сознание продолжало между тем работать. Вот на смену матросу с удочкой выходит другой, с ружьём, и начинает стрелять в чаек. Вот это - грех. Бессмысленное убийство ради забавы.
Уф, слава Богу, от души отлегло!
«Если тебя ударят по одной щеке, подставь другую» - так, или примерно так, сказано в Писании. Наиболее распространённая трактовка знаменитого выражения – нужно не противиться злу, а смиренно принимать его. Любить ударившего, молиться за него и т.д.
Но с любовью тут, чаще всего, большая «напряжёнка»: – как, меня ударили, а я – терпи!? Да я отвечу, дам сдачи! Ещё чего, другую щёку подставлять!
Есть и такое мнение – ты стерпел и у обидчика через некоторое время заговорила совесть, ему стало стыдно, он переродился. Действительно, бывает так, что люди каются, стараются загладить вину через праведную жизнь, благотворительность. И ваше смиренное принятие чужой агрессии может дать эффект совсем не такой, как при сопротивлении.
Помню, работая на заводе, я однажды опоздал к утренней смене. Проспал. У моей машины уже взад-вперёд ходил мастер. «Метал икру». Наполненный праведным гневом, он приготовился «стереть в порошок» нерадивого работника. Он приготовился также к моим оправданиям, спору, ругани. Дело происходило на ереванском кабельном заводе и мастеру было не привыкать «воевать» с темпераментными и воинственными земляками.
- Ну что, Александр, - язвительно начал он, когда я подошёл, - зачем опоздал?
- Проспал, – покаянно признался я.
Он растерялся. Уставился на меня. Рушились его планы на гневные обличения и терял смысл боевой настрой.
- Смотри, больше не опаздывай, - проговорил он наконец и ушёл, разводя руками.
Увы, не всегда смирение вызывает такую реакцию. Есть скоты в человеческом обличье, которые легко забывают о содеянном. И никогда потом не вспоминают.
Мне кажется, тут дело в памяти. Человек, помнящий о «другой щеке», как правило, более терпим и добр к окружающим. Всегда присутствующая память помогает ему в сдержанности. На постоянное «присутствие» подобной памяти у людей и работает церковь, приближая их к Богу.
Недавно у меня появилась своя версия на этот счёт, имеющая, на мой взгляд, право на существование. Все люди грешны. И даже в большей степени, чем сами об этом думают. Вспомните, что плохого вы сделали в прошлом в мыслях и поступках. Настроение от этого вряд ли станет радужным. И поэтому, получив по одной щеке, мы должны считать – так тебе и надо! Так тебе «воздаётся»! Ещё мало получаем. Нужно получить «добавку» с другой стороны. И тогда пропадёт возмущение к бьющим. Противостояние им будет чисто техническим. Не быть же, в самом деле, «мальчиками для битья». «Негатив» будет направлен на самого себя. А это уже самосовершенствование. Тогда как агрессия к другому – путь к деградации.
«Из-за острова на стрежень, на простор речной волны, выплывают расписные Стеньки Разина челны…». Все мы с детства помним эту величественную песню, могущую претендовать на национальный гимн. И с гордостью народ российский её поёт уже свыше ста лет. И со сцены, и за праздничным столом. И занимала она почётное место в репертуаре таких выдающихся певцов как Шаляпин, Лещенко, Штоколов и др.
Какова информация, содержащаяся в песне? Разбойники захватили группу персов (неизвестно, купцы они или ещё кто), разграбили её, мужчин поубивали, молодую красивую княжну, как водится, отдали атаману, он над ней надругался, всю ночь насиловал, а утром утопил. И это – один из шедевров нашей национальной культуры.
И шедевр этот ведь ни к чему не «пристегнёшь». Ни к любви, ни к дружбе, ни к патриотизму. Взяли – надругались и убили. Банальная констатация.
Я где-то читал, что таким образом атаман, говоря современным языком, восстановил здоровый климат в коллективе. Княжна-де последний смущала. Да, конечно, здоровый климат это самое главное. А убитые и замученные люди – так, дело десятое.
И пик эмоций при пении - на словах: «Волга, Волга, мать родная, Волга, русская река, не видала ты подарка от донского казака!». Эх, аж слеза прошибает!
Вот так, с лёгкой руки авторов песни вся страна её запела и поёт до сих пор. Представим следующую ситуацию. Известен случай, когда Пугачёв приказал повесить немецкого астронома. Ни за что. Просто так. Такой вот интересный был у него характер. Учёный уж никак не мог ему навредить. Повесьте его, сказал Пугачёв, повыше – ближе к звёздам. Передай кто-нибудь этот случай позже в песенной форме – и грянул бы тоже торжественный народный хор. Концовка наверняка была бы красивой. Что-нибудь про звёзды. А вокруг грозного атамана стояли бы его верные сподвижники.
Написав эти строки, я подумал – а сам-то ты много обращал внимания на слова песен, которые пел? Каюсь – совсем не обращал. Как и другие. Мы с детства, не думая, пели всё то, что нам «давали». И привыкли к этому. И смеялись над словами только тогда, когда нам на них указывали. Вот некоторые выдержки из отечественной песенной классики: «Отряд не заметил потери бойца…» (боец умер, а отряд продолжает, как ни в чём не бывало, петь «Яблочко»), «Дан приказ ему на запад, ей в другую сторону…» (ударение на «у» в слове «сторону» режет слух, а мы всё-таки поём), «Мы красные кавалеристы и про нас былинники речистые ведут рассказ…» (а почему не «бояны языкастые» или «акыны словоохотливые»?).
Вспоминаю, как однажды слушал по радио «Русский шансон» песню, исполняемую милыми женскими голосами. Женщины известные любительницы попеть; и здесь тоже чувствовалось большое удовольствие от исполнения. А слова? В них изобиловали «суки прокуроры», «ножи под сердце», «вохра», «добавленные срока» и прочий набор криминального жаргона. И исполнительниц это нимало не волновало! Век воли не видать!
А может быть, люди привыкли серьёзно задумываться лишь над теми словами, которые имеют конкретные последствия. Скажем, не редкость, когда женщина при разводе оставляет себе фамилию мужа, каким бы подлецом он не был. Фамилия эта для неё – лишь буквы на бумаге, либо колыхание воздуха, если произносить её вслух. А вот если бы эта фамилия несла совершенно определённый вред её детям… Можно не продолжать, и так всё ясно.
Наверное, до сих пор материальное в человеческой жизни продолжает держать верх над моральным. Когда-нибудь, хочется верить, будет не так, но мы, к сожалению, до этого не доживём. Ибо духовное улучшение рода человеческого, говоря словами историков, процесс консервативный. А это очень долго.
В начале 1990-х годов я крестился в православную христианскую церковь. По собственной инициативе, будучи уже вполне взрослым человеком (мне было тогда за 40). Хотелось причаститься к тому миру, который меня давно интересовал, притягивал своей необыкновенной историей и замечательными людьми. И чтобы вера грела мою душу, и я мог бы обращаться к Богу в минуты душевных волнений.
Мы, окружённые людьми, тем не менее часто ощущаем себя одинокими. И так важно осознавать, что кто-то постоянно с тобой и принимает в тебе участие. Так ребёнок верит в помощь матери как в данность, не вызывающую никаких сомнений.
С тех пор я «вслушиваюсь» в себя и с печалью нахожу, что вера ко мне не пришла. Крещение не помогло, не послужило толчком…
Возможно, тут Советская Власть, при которой я вырос, постаралась. А может быть Господь даёт понять, что всё тут гораздо серьёзнее, чем мне кажется.
И всё-таки – как поверить? Что для этого нужно? Я знаю, что ко многим людям вера приходила после больших душевных потрясений, вызванных жизненными трагедиями. Но ведь абсурдно искусственно их вызывать. Самому же потом станет смешно, стыдно и горько. Говорят ещё – надо больше молиться, чаще посещать церковь. Пробовал. Механические проговаривания слов молитв, стояния в храме ни к чему не привели. Это пример того, что не всегда количество перерастает в качество. Тут нужно что-то другое. А что?
Помоги мне, Господи!
Во все времена люди мстили друг другу. Плохие – хорошим, чем-то им помешавшим, или другим плохим по разным причинам. Хорошие – плохим, в борьбе за справедливость. Когда суд не помогал.
Бог с ними, с плохими, там всё ясно. Обратим наши взоры к хорошим. Ложкой дёгтя в этой бочке мёда для меня некоторое время было следующее. Злодеи не знали, что им готовится наказание. Арамис из «Трёх мушкетёров» А.Дюма целый год ежедневно тренировался в фехтовании и явился к обидчику, будучи более подготовленным для поединка. Граф Монте-Кристо годами составлял систему для наказания негодяев, исковерковавших его жизнь. А пушкинский Сильвио? Полжизни упражнений в стрельбе, о которых «оппонент» не ведал ни сном, ни духом…
И так – в большинстве случаев.
Получается – исподтишка, а мы все злорадствуем. Ой ли?
Посмотрим на месть с другой стороны. Представим, что негодяи знают о готовящемся возмездии. Их честно известили. Что из этого последует? А то, что наказания никакого не будет. Они сумеют его избежать. У них хорошо это получится. Зло, в большинстве своём, умело и изобретательно. И уж лучше бороться с ним, чем опускать руки. Язык не повернётся сказать, что наши партизаны в годы Великой Отечественной войны действовали нечестно против оккупантов. «Главное – манёвр» - говорил великий Суворов. И «хорошие» мстители всегда «воевали не числом, а умением». И правильно делали. Да, именно – месть это «партизанская» война добра со злом, сохраняющая равновесие хорошего и плохого, без чего человечество погрязло бы в хаосе.
Январь – июль 2013 г.
Сконвертировано и опубликовано на http://SamoLit.com/