Вадим Сыромясский
В поисках ответа. Часть 1
Размышления, сентенции, афоризмы
Эссе, миниатюры, афоризмы
Афоризм, правильно отчеканенный и отлитый, требует не простого прочтения, а “расшифровки”. Здесь именно должно начинаться истолкование, для которого требуется особое искусство. Фридрих Ницше.
*Семидесятилетию собственной персоны посвящается.
**1. Свобода и талант.
Для истинно творческого человека свободы не существует. В своем стремлении к гармонии чувств и отношений он постоянно сталкивается с существующей дисгармонией и становится пленником своих желаний. В противостоянии с этой дисгармонией он видит смысл и содержание своей жизни и добровольно надевает на себя цепи мученика за искренность чувств, преданность идеалам, верность и жертвенность во имя любви. Ярким примером тому является классик русской литературы граф Лев Толстой. Он переживал огромные душевные стеснения от созерцания привилегий (читай: свободы) и духовной ущербности того общественного сословия, к которому принадлежал сам. Талант – это всегда исключение из правил, вольная птица, освободившая себя от ненавистной клетки. Иметь талант – еще не все. Нужно иметь еще благоприятное стечение обстоятельств или недюженую пробивную силу.
**2. О содержании афоризмов.
Читатели раздела “Афоризмы” виртуальной сети “Литсовет” часто в своих рецензиях и отзывах пишут нелицеприятные вещи в адрес автора, упрекают в банальности, политическом недомыслии, в обидной форме импровизируют текст и т.д. Невольно возникает вопрос: для того ли мы выходим на арену, чтобы подсекать друг друга в творческой ущербности и политической немощи? Почему мы позволяем себе крайности, особенно, когда речь заходит о способностях и уме других? Для поднятия доброжелательности и профессиональной культуры на сайте предлагаю ввести кодекс чести авторов и читателей и правила, близкие к шахматной игре: противник глубоко анализирует сделанный ход и после этого делает свой адекватный ответный ход. То есть, стороны не затевают свару, а отвечают текстом, близким к афоризму, в котором излагают либо антитезу, либо расширение предложенного автором толкования. Убежден, такая игра принесет радость душе и вдохновение уму. Хотел бы разочаровать также тех авторов и читателей, которые думают, что афоризм можно придумать или создать на потребу. Афоризм – это продукт аналитической деятельности нашего ума, занятого осмыслением фактов, явлений и событий. И возникает истинный афоризм самопроизвольно, независимо от нашей воли. Уместно напомнить рассуждения на эту тему Оноре де Бальзака: “Существуют мысли, которым мы подчиняемся, не осознавая их: они родятся безотчетно”. Это суждение не потеряло актуальности и сегодня, когда мы общаемся в виртуальном пространстве.
**3. Наши мысли.
Часто, находясь за письменным столом, в тихом одиночестве или дальней дороге, мысленно я обращаюсь к философскому заключению мудрого француза Мишеля Монтеня: “Природа наделила нас драгоценной способностью беседовать с самим собой, и она часто приглашает нас воспользоваться этим, чтобы показать нам, что, хотя мы и обязаны окружающим, все же гораздо большим мы обязаны себе”. Должен признать, что этим замечательным свойством я также отнюдь не обделен. Достаточно тихого шороха в ночи, дальней зарницы на горизонте или крутого виража чайки над гладью реки, чтобы мысль интенсивно заработала и начала продуцировать собственные вопросы и собственные ответы. Мысль находит отображение в нашем мозгу в виде законченного образа, картинки (Windows) или в звуковой и речевой форме (преимущественно на родном языке). Вдруг посетившая нас мысль не может возникнуть из ничего. То есть, она не может родиться без информационного предшественника в виде внутренних или внешних раздражителей. Каждая побывавшая в нашем мозгу мысль оседает в глубинах памяти. А для того, чтобы ее оживить, нужны условия и повод. Мысли исчезают бесследно только со смертью их носителя. Положенные на физические носители мысли могут жить бесконечно долго, будучи одинаково необходимыми и добру, и злу.
**4. О нашей истории.
Прочитав внимательно и непринужденно “Начальную летопись”, “Очерк истории Киевской земли” М.С.Грушевского, перелистав “Исторические портреты” В.О.Ключевского и “Чтения и рассказы по истории России” С.М.Соловьева, я неожиданно для себя самого сделал открытие, что мы имеем собственную оригинальную библию. Вздрогнув в изумлении, я обнаружил, что нам не было нужды в течение столетий забивать себе голову неблаговидными деяниями чуждых нам в своих заботах мифических Моисеев и Соломонов. Что мы имеем достаточно собственных святых апостолов, мучеников за веру и правду, героев и собирателей земель, деяния которых были более земные и понятные современному человеку и, одновременно, без религиозного приукрашивания, более жертвенные и самоотверженные. Из всего сказанного важно сделать далеко идущий вывод. Чтобы восстановить высокое славянское самосознание и гордость за свою многострадальную историю, чтобы дать современному человеку достоверное знание своих корней, необходимо кардинально изменить систему исторического образования на всех ступенях ее реализации. Необходимо незамедлительно отказаться от наскоро сфабрикованных политизированных подделок славянской истории и ввести на всех ступенях обучения курс “История Восточно – Европейских земель в оригинальных источниках”.
Выдающихся людей окружают вниманием и почетом, пока они нужны. Когда же нужда в них пропадает, с ними обращаются, как с простыми смертными, забывая их достижения, жертвы и лишения.
Ностальгия, трепетные воспоминания о былом наглядно демонстрируют нам глубину душевных переживаний и красочный мир человеческой памяти. Память – это повторение жизни. Кто помнит, тот живет дважды.
Если хочешь быть счастливым, не воображай себя обделенным судьбой. Прожитые годы, семья, дети и внуки, радости и печали, взлеты и падения, - все это жизнь, которая досталась тебе в подарок на вселенском карнавале бытия.
**6. Закон предельных состояний.
Гибнут созданные неукротимым гением человечества “Титаники”, “Большие Берты”, “Конкорды” и другие известные истории технические мастодонты.
В обществе достигают предела управляемости и гибнут грандиозные империи. Растворяются на больших географических просторах непобедимые ранее армии великих завоевателей. Критический потенциал негативного поля разрушает семьи.
Последняя капля отклоняет чашу весов! Каждая революция разрешает ситуацию, когда одни уже больше не могут, а другие больше не хотят.
Построенное на базе закона предельных состояний мировоззрение не мечется в безысходности перед лицом постоянно происходящих катастроф и катаклизмов. Оно дает спокойный и взвешенный анализ происшедшего и способно предвидеть фатальный исход событий и конкретных действий, которые игнорируют исповедуемый природой закон предельных состояний. К обвальным последствиям обычно приводят безоглядная самоуверенность людей, переоценка своего места в иерархии природы, болезненное честолюбие и не знающая границ жажда власти.
В свободной природе мы также можем наблюдать рецидивы концентрации энергии и массы за пределы допустимого: снежные накопления на склонах гор, переполнение водохранилищ, перенапряжения в земной коре, возрастание до критического значения потенциала между тучей и землей и так далее. Во всех этих случаях природа разрешает возникшее крайнее противоречие путем взрыва, обвала, торнадо, лавины. Все, доведенное до предела, уже не может быть остановлено и ведет к безжалостному разрушению всего созданного и ранее существующего.
Природа не терпит безоглядности ни в собственных действиях, ни в действиях других.
“Природа не терпит пустоты”, - провозгласила древняя мудрость. Опыт последующих научных изысканий показал справедливость этого утверждения. Получить полный вакуум, абсолютное ничто в ограниченном объеме принципиально невозможно. Не терпит природа и других абсолютов, которых на протяжении веков пыталась создать философия или рождало пылкое воображение продвинутых наций. Одну из впечатляющих попыток в этом направлении предпринял известный немецкий философ Фридрих Ницше. Он воскурил фимиам “основной воле”, устремленной к неограниченной власти, избранной расе господ, “белокурой бестии” – европейской расе, к идеалу которой приближалась германская нация. К своему пониманию “основной воли” он дает следующее пояснение: “То повелительное нечто, которое народ называет “духом”, хочет быть господином в себе и вокруг себя и чувствовать себя господином: оно имеет волю, стремящуюся из множественности к единству, волю, связывающую, обуздывающую, властолюбивую и действительно господствующую. Ее потребности и способности в этом случае те же, какие физиологи установили для всего, что живет, растет и множится”. Этими философскими сентенциями в пользу абсолюта власти избранных большой мыслитель воодушевил германский фашизм и накликал беду на человечество, заплатившее большую цену за свое освобождение от коричневой чумы. Достигнув своего предельного восхождения, гитлеровская военная машина рухнула и канула в небытие. Но этого мыслитель в своих трудах не предвидел.
Беспредельной категоричностью, абсолютом, приговором без права на апелляцию, звучат суждения Ницше по поводу природы человека, его места в иерархии, морали и свободы совести в широком понимании: “Человек – многообразное, изолгавшееся, неестественное, непроницаемое животное, опасное другим зверям не столько своей силой, сколько хитростью и разумностью, - измыслил чистую совесть, чтобы ощущать удовлетворение своей душой как чем-то простым; и вся мораль является смелой, продолжительной фальсификацией, с помощью которой только и возможно чувство удовлетворения при созерцании своей души”.
Индивидуум, как и всякая единица мироздания, ценен и важен своей самодостаточностью, но проявить себя способен только посредством взаимодействия. К примеру, атом водорода как физико-химическая субстанция и замкнутая система материальных точек имеет собственные, принадлежащие только ему параметры. Но, находясь в одиночестве, никак не может их проявить. Стоит же поместить в ограниченный объем определенное число этих атомов, как мы получаем такие измерения, как объем, температура, давление, концентрация и так далее. Добавив в рассматриваемый объем критическое количество атомов кислорода, мы получим гремучую смесь, обладающую дополнительным свойством – взрывоопасностью.
Что-то подобное происходит и в человеческом обществе. Когда властители человеческих судеб нарушают баланс социума, смешивая на ограниченной территории представителей рода человеческого, несущих не сопрягаемый менталитет, - назревает взрыв. И в этом случая никакими призывами любви друг к другу, пролетарской солидарности, верности верховной власти и тому подобному, - делу уже не помочь. Из искры возгорится пламя!
Осознавая свое высшее предназначение, кратковременность миссии в этом мире и отведенную ему роль носителя эстафеты жизни, человек возносится нравственно, становится более глубоко моральным, ответственным и целеустремленным. Жизнь получает смысл и содержание, а беды и невзгоды воспринимаются как преходящие испытания.
**9. Дух и душа.
Мы ищем душу и дух в бренном теле, в то время как это физические реальности, характеризующие бытие, функционирование индивидуума как такового и выявляющие себя в его взаимодействии с внешним миром. Это похоже на то, если бы мы стали искать скорость как таковую в движущемся физическом теле. Противоречивость и неоднозначность понимания людьми таких категорий, как душа, дух, вера, мораль, нравственность, и невозможность создания их универсальной модели, представляют безграничную возможность греть руки большому отряду духовных и социальных фальшивомонетчиков.
*10. Русские в собственном доме.
В одночасье русские ощутили себя неуютно в собственном доме. Многочисленная этническая родня преисполнилась обидами, что им уделяют мало внимания, плохо накрывают стол, заставляют вытирать ноги при входе и просят вести себя потише детвору. И, как это всегда бывает, семейные неурядицы вызывают беспокойство и раздражение у соседей.
*11. Об абсолютах и относительности.
Все в этом мире зиждется на определенных материальных абсолютах, а познание мира состоит в осознании взаимодействия этих абсолютов. Под абсолютом в данном контексте мы подразумеваем локальную замкнутую систему материальных точек. Пространство – это воображаемый ничем не занятый объем, в действительности всегда чем-то занятый (природа не терпит пустоты). Материя – некая сущность, занимающая пространство или присутствующая в месте, отторгнутом у пространства. Движение – самопроизвольное изменение координаты присутствия (места) в пространстве материальным субъектом. Движение как таковое абсолютно и принадлежит субъекту независимо от состояния других, присутствующих в данный момент в пространстве субъектов. Смещение (перемещение) субъекта в результате движения всегда относительно и определяется параметрами выбранной системы отсчета. Время – это организация последовательностей в свободном пространстве или в рамках замкнутой системы точек. То есть, время является вспомогательным инструментом познания, подобно счету в математике. И так далее.
В конечном счете, каждый из абсолютов обнаруживает себя посредством взаимодействия с другим абсолютом. И тут на помощь приходит теория относительности.
Гейдар Джемаль об этом говорит так: “Все совершается как воспоминание о прежде совершенном. Все совершающееся становится воспоминанием в момент своего свершения”.
Привет, мечтатели!! Пусть все ваше прошлое будет сплошным счастьем.
*13. Либеральная власть.
Либеральная власть легко переносит вопли оппозиции, кликушество средств массовой информации и даже личные выпады. Но она жестко дезавуирует противников выбранного ей курса, пресекает рецидивы свободомыслия, выходящего за рамки вольнодумства и, более того, попытки бунта против роста цен и необузданной стихии налогообложения.
*14. Измена и предательство.
Когда считающиеся мужем и женой покидают друг друга, то было бы не верным называть это изменой. Это, скорее, честный шаг в сторону того, кому можно было бы стать верным, или бегство от лицемерия. Когда же “отлучки” совершаются под покровом внешней благопристойности, то это уже предательство.
*15. О разумном питании.
Человек питается, движимый чувством удовольствия от самого поглощения пищевых продуктов. Поэтому он не слышит сигнала биологической достаточности и ориентируется на степень заполнения желудка. В результате хронические заболевания внутренних органов и зашлакованность всего организма.
*16. Свобода и разум.
Свобода в широком понимании этого слова – это наличие существующих или будущих возможностей, как в механическом, так и в социальном аспекте. Эти возможности не безграничны в пространстве и времени, то есть имеют свой предел (несвободу!). Свобода слова порождает и инициирует инакомыслие, словоблудие, ерничество, кликушество, провокацию и тому подобное. Беспредельная свобода выбора – путь в никуда. Свобода вероисповедания культивирует духовное разобщение людей на замкнутые не дружественные друг другу теистические общины. Сексуальная свобода как извращение естества приводит к моральной деградации и распространению опасных болезней. Власть без границ (свобода рук) – самоубийство государственной системы. Свобода перемещения людей приносит эпидемии. Механическая система, пребывающая в состоянии безразличного (свободного) равновесия, обещает непредвиденные движения. Итак, страсти по свободе, эйфория по поводу ее приобретения должны контролироваться прагматичным, уравновешенным и свободным от предубеждения разумом. В роли таких контролеров могли бы выступить высшая общественная палата страны или церковь, там, где она располагает непререкаемым авторитетом.
Свобода – это то, без чего не может быть динамичного функционирования всего сущего. Но одновременно это то, что требует к себе бережного обращения. Давая нам ту или иную свободу, Бог надеется на наш разум.
*17. Умозаключения классиков.
Тщательно отлитые, бесспорные умозаключения классиков учат нас грамотно мыслить. В свою очередь, блуждания ума рядовых мыслителей будоражат воображение, вызывают азарт преследования и приносят нам ценные трофеи. Так возникают инспирированные вторичные умные мысли, углубляющие предшественников.
*18. Читая афоризм.
Читая афоризм или более пространное умозаключение, человек принимает на свой счет только то, что живет у него внутри. Особенно агрессивно реагирует задетое больное самолюбие или дефицит доброты и знаний. И торжествует сознание, встретив единомышленника.
*19. Рецидив толпы.
Толпа живет и действует как единый организм, которым овладевают низменные чувства и побуждения. Они возникают в результате массового самогипноза на фоне общего возбуждения, страха, паники, лозунгов и призывов провокаторов. Все это порождает жажду возмездия, мести, крушения и уничтожения всего, что стоит на пути. Оказавшись в толпе, человек теряет самообладание и свою идентичность.
*20. Вакуум.
Природа не терпит пустоты. Это одно из величайших открытий человеческого гения. По-гречески вакуум – пустота, ничто. Тогда физический вакуум – вербальная (словесная) абракадабра, что-то вроде безмасленого масла. Чтобы поставить все на свои места, нужно реабилитировать пресловутый эфир, как физическую реальность, в которой присутствуют невидимые (не идентифицированные) материальные сущности, поля, фантомы и даже сам черт-дъявол. Излучения, присутствующие во всем мироздании, убедительно свидетельствуют, что пустого пространства быть не может.
*21. О симбиозе науки и религии.
Наука – это то, что мы знаем достоверно через абстракцию и эксперимент. Наука, как учреждение общества, занята непосредственно сферой жизнедеятельности человека, расширением его познаний себя и окружающей среды, поиском путей совершенствования условий жизни. Сфера познания непрерывно расширяется по мере возмужания человечества.
Вера (религиозная вера) – это то, что мы знаем предположительно, интуитивно через инстинкт самосохранения и институт нравственности в условиях общежития. Одновременно это то, что осознается как необходимый барьер нашей гордыне, самонадеянности и вседозволенности. Бог как виртуальная реальность, Абсолют и Высший разум непостижим для человеческого разума и недостижим для его орудий эксперимента. И это нормально и логично. Стремление к познанию абсолютной, тупиковой, истины богопротивно и никому не нужно. Религия, как культ определенной общины, не есть нечто божественное и совершенное, а его служители есть простые смертные, и не могут претендовать на внеземное происхождение. Религия и ее атрибуты – это просто созданный людьми институт для приобщения своего к Богу и высшему совершенству. И, как всякое творение рук человеческих, несет на себе печать несовершенства, порока и дуализма.
Таким образом, наука и религия – две самостоятельные стороны одной медали, сиречь, бытия человечества. Поэтому попытки в последнее время повенчать науку и религию, особенно со стороны религиозных течений мистического толка, не состоятельны и безнравственны. А попытки некоторых серьезных ученых в порыве гносеологического конформизма дать научное обоснование тому, что Создатель еще держит в тайне, или представить средневековых чернокнижников светочами знания выглядит просто не прилично.
*22. Проблема количества.
Когда в семье воспитывается один ребенок, то это гарантия, что из него вырастет законченный эгоист. Если в семье параллельно растут двое детей, то не исключено, что они с детства станут завистливыми и неуживчивыми индивидуумами. Когда же в семье живут общежитием трое и больше детей, то это уже коммунизм – среда, которая продуцирует личностей, способных делиться и уступать другому.
*23. Мы и окружающий мир.
Мы говорим о зеркальном отображении чего-то, предполагая, что это точная копия. Но, во-первых, это плоское изображение, а мы видим объемно. Поднесите текст ваших философских умозаключений к зеркалу, и вы увидите его написанным справа налево. Все это дает основание предположить, что окружающий нас мир выглядит несколько иначе, чем рисует его нам наше воображение.
*24. Выживает сильнейший.
Тезис Дарвина, и за ним и Ницше, о том, что выживает сильнейший, порождает сомнение. А сентенции Ницше о том, что спасение ослабевших уменьшает величие нации, вызывает еще законный протест. На самом деле выживает тот, кто выработал в себе или унаследовал мощный иммунитет. Убедительный пример тому сам Ницше – пожизненно больной и немощный.
*25. Интеллигенты и перестройка.
В смутные времена перестройки экзальтированные интеллигенты, которые читали Гоголя и поверхностно были знакомы с Гегелем, дружно стали в строй апологетов рыночной экономики, путь к которой они видели через руины предшествующего экономического потенциала страны. И в результате привели великую державу к великому распаду.
Архитектор пресловутой перестройки в наше время пригласил на свой юбилей важных персон – бывших первых лиц западных государств в его звездный час. Никто не приехал. История свидетельствует: к тому, кем однажды воспользовались, на именины не ходят.
Интеллигент (образованщина) – это, с одной стороны, человек, обладающий, как правило, познаниями в определенной узкоспециализированной области. С другой стороны, - это субъект, абсолютно беспомощный в решении своих житейских и семейных проблем.
Интеллигенция – это, с одной стороны, общность и явление, которое исполняет роль локомотива прогресса человечества. С другой стороны, - это фактор, провоцирующий постоянную политическую нестабильность общества.
*26. Добро и зло.
Добро и зло – две стороны одной и той же медали. Если бы существовало одно добро или одно зло, то необходимости в этих словах (понятиях) не было бы. Достаточно было бы слова действительность. Когда же мы говорим добро, то неизменно предполагаем наличие чего-то, ему противоположного. Когда же мы говорим зло, то предполагаем то же самое.
*27. Поиск истины.
В своих поисках истины философ пытается подняться на последнюю ступень лестницы познания. Но, достигнув желаемого, он немедленно убеждается в том, что это была все-таки предпоследняя ступенька.
*28. Все есть вода.
Философ древности Фалес Милетский утверждал: “Все есть вода”. Эта, простая на первый взгляд, мысль имеет глубокий подтекст. Все течет как вода, все утекает сквозь пальцы, замерзает и тает, испаряется и снова возвращается в виде благодатного дождя.
*29. Афоризм и крылатое выражение.
Афоризм и крылатое выражение тяготеют ко времени и месту своего происхождения. Возьмем, к примеру, фразу “затхлая баранина дурно пахнет”. Ординарное сообщение и банальный факт! Но эта же фраза, произнесенная после выступления в думе оппонента, приобретает скрытый подтекст, содержание и кое-какую иронию.
*30. Познать себя.
Познать себя так же невозможно, как определить скорость и направление движения, находясь в занавешенном салоне самолета. И только с появлением внешних ориентиров мы можем что-то сказать о себе. То есть, самопознание – это знание о том, что думает внешний мир о нас.
*31. О социуме.
Общество, социум есть коллективный дух, коллективное общее знание, коллективный опыт, коллективный страх и сомнение, коллективное ощущение высшего управляющего разума, коллективное осознание своей силы, уязвимости и ущербности. Социум – это информационная матрица, отражающая бытие массы человеческих атомов, соединенных в одну огромную молекулярную систему, подобную сложной молекулярной цепи органического вещества. Информационное поле социума подвижно и нестабильно, оно взаимодействует с соседним подобным себе социумом и имеет тенденцию к дружественному слиянию или антагонистическому конфликту. Находящийся в поле социума индивидуум подчинен общей конституции вихревого образования и ограничен в своем движении подобно тому, как внутри кристаллической решетки вещества атом заневолен величиной своего свободного пробега.
*32. Русский коммунизм
Не надо ломать хребет русскому человеку и укладывать его в прокрустово ложе протестантского индивидуализма. Веками это был компанейский прототип, охочий сообразить на троих или ценой жизни постоять за общее дело. Таким он был всегда и таким останется на веки вечные.
*33. Старость
Если ноги и руки не работают, то они деградируют и ближе к старости приходят в негодность. Если же они постоянно нагружены и перегружены, то приходят в негодность еще успешнее и быстрее. Вывод. Лечить нужно старость.
*34. Дурацкая проблема
Бертран Рассел утверждал: “При демократии дураки имеют право голосовать. При диктатуре – править”. Смягчим примененное метром определение “дураки” на более нейтральное “дилетанты в области науки управления”. Следуя этой мрачной логике, мы вправе усомниться, смогут ли эти массовые дураки (читай: далекие от политики люди), получившие право выбора, дать умное решение? И не найдут ли они ничего лучшего, чем диктатура? И как оградить опять - таки от дураков, но уже правящих, бразды государственного правления? Выход видится один. Совершенствовать систему отбора. Методом проб и ошибок искать умного управляющего. И, найдя его, продлевать ему мандат вплоть до наследования власти подготовленными им соратниками. История показывает: обращение к коллективному бессознательному, фетишизация “коллективного разума”, манипуляция коллективным сознанием со стороны злонамеренных имиджмейкеров ведут, в конечном счете, к неминуемому краху.
*35. Достижения демократии.
В прежние времена, чтобы обезопасить окружающих, прокаженных поселяли в локальные лепрозории. Современная демократия пошла дальше. Сексуально (читай: психически) нездоровых людей благословляют в храмах на однополый брак и позволяют им усыновлять и воспитывать (!!!) обездоленных детей. Освященный веками ритуал: “Согласны ли вы стать мужем и женой?”, стал предметом грязных шуток и инсинуаций. А стоящие рядом слова брак и однополый звучат как богохульство, за которое последует кара небесная. У серийных убийц и извращенцев теперь берут перед миллионной аудиторией телевизионные интервью и последовательно улучшают условия их содержания до уровня оздоровительных пансионатов. А проблему инакомыслящих решают путем точечного бомбометания. Как видим, прогресс прав и свобод налицо! Свобод, которые присваивает себе власть от имени народа.
*36. Идеологические алхимики.
Идеологические алхимики отчаянно пытаются получить чистое золото, замешивая кровь на нефти, добавляя туда эликсир свободы и крепкую настойку прав и свобод человека. Находясь в своих сумрачных лабораториях, они шепчут свои магические заклинания, рисуют каббалистические формулы и знаки и воскуряют благовония Молоху власти и богатства.
*37. Дуализм всего сущего
Все в этом мире, что мы стремимся постичь изначально, обнаруживает свой дуализм, свою двоичную природу. Плюс – минус, есть – нет, единица – ноль, добро – зло, свет – тьма, любовь – ненависть, в политике: так – не так. Все это пары, которые кажут свое лицо при любом исследовании, при любом явлении, событии, закономерности, измерении и так далее до бесконечности. Для которой, кстати, еще не нашлось пары. Может быть, в этом отсутствии антитезы и состоит конец света?
*38. Миф
Миф есть сон разума. Сон наяву. Свободный от волевой коррекции мозг импровизирует и фантазирует подобно танцору на ледовой арене. За дорожкой шагов следует серия пируэтов, немыслимых поддержек и пятикратных подкруток в состоянии невесомости. Виртуальные взлеты и падения вызывают моторную реакцию организма, подобную той, которую он испытывал в реальной действительности.
*39. Компромисс.
Компромисс – это, в конечном счете, жертва одним в пользу другого. Чтобы удалить язву желудка приходится согласиться на кровопролитие. Чтобы владеть предметом обожания, приходится поступиться личной свободой. В итоге вся наша жизнь превращается в непрерывный компромисс и жертвоприношение.
*40. О юбилее.
Тот, кто преодолел свой семидесятилетний рубеж, может считать себя солдатом, которому удалось уцелеть в грандиозной битве за выживание. Вокруг руины, порушено то, что было мило душе и сердцу, бугры, косогоры и могилы, могилы, могилы. Родные и близкие, любимые и товарищи по борьбе. А ты продолжаешь упорно шагать вперед в сторону полыхающего всеми цветами радуги вечернего заката.
****************************
Мысли – информационный фантом сознания
Миниатюры, афоризмы
41. На всех уровнях жизни – бытовом и общественно-политическом – неразумно и безнадежно добиваться признания силовым путем. Если образ не сложился, лучше вовремя сойти со сцены, чтобы не добавлять ко всем своим изъянам имидж пораженца.
42. Пораженцы на выборах, которые заранее объявили честными и прозрачными, люто ненавидят победителей. Как одни, так и другие в плену эмоций не вспоминают избирателя, который тоже надеялся на свой шанс.
43. Кому хорошо без Родины, тот может говорить что угодно – все будет правда. Его правда.
44. Образованный швед финского происхождения никогда не скажет “наша Швеция” и “наш язык”. А также не напишет книгу “Швеция – не Финляндия”.
45.Народ достоин того, кого он избирает.
46. Власть утверждает, что поставки газа на Украину имеют прозрачную схему и служат интересам государства. Как говорят французы, lovez vos mains – мойте ваши руки.
47. Тому, кто хочет сохранить свое лицо, необходим собственный опыт. А чужой нужно изучать лишь для того, чтобы не повторять его ошибок.
48. Пользоваться чужим и копировать чужое – значит, отдавать себя в зависимость чужой воле.
49. Европа имела марксизм. Россия заполучила ленинизм. А Украине достался кучмизм. И так исторически все это шло по нисходящей, черт его дери!
50. Политические нудисты рады случаю, чтобы обнажиться и покрасоваться перед аудиторией.
51. Чтобы дать достоверный ответ на вопрос истории, надо в первую очередь, обратить пристальное внимание на ракурс, в котором задается вопрос.
52. Публикация в средствах массовой информации сведений о достижениях в военной области великих держав есть не что иное, как холодная война.
*****************************************
53.Первый день “собачьего года” выдался сырым и угрюмым, а ожидания тревожными, отравленными газовым конфликтом.
54. Реально в мире нет добра и зла как таковых. Есть только толкование их с той или другой точки зрения.
55. Революция – это когда крах, разрушения и моральную деградацию называют обновлением. Каждая революция имеет собственный символ, который помогает нам отрешиться от скверной привычки анализировать и осмысливать происходящее.
56. Социальные фальшивомонетчики периодически организуют хаос на рынке идеологической валюты и в сфере политической стабильности, подрывая тем самым доверие к власти и выбранному нею курсу.
57. Украинские – державные – националисты наряду с неприглядными свойствами этого сорта людей обладают еще безудержной самонадеянностью: “Ми мотнею одниею зметемо пивсвиту!” (М.Черняховский)
58. Если бы Бен Ладена не существовало, его следовало бы выдумать.
59. Быть до неприличия богатым в бедной стране неуютно и морально некомфортно. Это выглядит так, как бы появиться на людях в костюме от Версачи с вызывающе некрасивой спутницей.
60. Публикация в средствах массовой информации сведений о военных достижениях великих держав и совершенствовании оружия массового поражения есть не что иное, как холодная война.
61. Девиз всякого рода злоумышленников: “Сила создает право”. На поверку все выглядит иначе. Сильный действует не по праву, которое ему просто неведомо, а по своему произволу в условиях попустительства окружающих.
62. Причиной любой неправедной войны является злой умысел, а движущей силой – агрессия. Праведной война представляется каждому, кто подвергся агрессии.
63. Было бы ошибочно приписывать культурную революцию китайскому народу, а оранжевую – украинскому. Революции провоцируют и организуют компетентные в этом деле люди.
64. Культура плебеев неотступно следует за культурой патрициев.
65. Пораженцы на выборах, которые заранее названы честными и прозрачными, люто ненавидят победителей. Как одни, так и другие, в плену эмоций не вспоминают избирателя, который тоже надеялся на свой шанс.
66. Народ не любит слишком умных выдвиженцев. При возможности выбора он отдает предпочтение проходимцам.
67. Сначала показывают кино версию события. А затем организуют передачу “Как это было на самом деле”. Так удается ввести в заблуждение зрителя дважды.
68. Умер замученный следствием в изоляторе Гаагского суда Милошевич. Покончили с собой два его соратника, отбывавшие приговор в европейской тюрьме. По своим поступкам эти люди не могли быть мерзавцами. Они были борцами за торжество своих идеалов и при этом были способны предъявить себе счет.
69. Очень важно внедриться в команду единомышленников. Тогда, даже будучи номинальным лидером, можно списать промахи и ошибки на кого угодно из соратников. Этим часто пользуются лидеры государств, намеренные кардинально менять курс.
70. Ай, Моська! Знать уполномочена она, коль лает на слона!
71. Власть утверждает, что поставки на Украину газа имеют прозрачную схему и служат только интересам государства. Как говорят французы, lovez vos mains – мойте ваши руки!
***************************************
Миниатюры, афоризмы
72. “Ничто так не мешает забвению, как одиночество”. Богомил Райнов.
73. Человек выдает себя в игре, которая называется активный образ жизни.
74. Наши воспоминания – это магический обман, мысленный телевизионный сюжет, в котором усилены акценты на том, что мы хотели бы увидеть, как в хорошем, так и в плохом.
75. Практика всегда готова уличить теорию.
76. Мудрость призывает покориться своей судьбе. Самолюбие и гордыня зовут на бой и противостояние.
77. Не хорош в собственном представлении лишь тот, кто чувствует себя неправым.
78. Люди обычно любят поговорить о вещах самых непредсказуемых: погоде, политике и своих болезнях.
79. Я есмь альфа и омега. Я есть индивидуум. Все остальное прилагательно. Такова последняя философия общества потребления.
80. Свобода слова – это радость для желающих власти, это головная боль для власть предержащих, это острое оружие для противоборствующих сторон и это, наконец, бич для уха воспитанного человека.
81 .Старость умеряет жар души и делает непреклонными наши убеждения и предпочтения.
82. К старости любовь очищается от налета эгоизма и себялюбия, становясь искренней, жертвенной и не требующей ничего взамен.
83. Старея, мы перестаем страшиться перед будущим.
84. Мы утешаем себя тем, что трудимся и испытываем лишения во имя счастья и процветания будущего поколения. Но они об этом не будут знать.
85. В мой день рождения зять произнес тост: “Выпьем за человека, на которого я хотел бы быть похожим!” Я был глубоко тронут, ибо это была награда самого высокого достоинства из всех полученных мною в этой жизни.
86. Памятники и мемориалы, реквиемы и оды, мрамор и гранит, цветы и слезы, - все это совершается во имя успокоения души и возвращения в нормальное русло жизни живущих, переживших трагедию утраты и не нашедших оправдания жестокому року провидения. Тех же, кого приняла сырая земля, праведных и не очень, одинаково охотно будет пожирать земляной червь, навеки стирая их физический облик. А живущие будут продолжать тешить себя мыслью, что где-то там их ожидает царствие небесное.
87. Бог, несомненно, накажет тех, кто использует его образ и имя в своих эгоистических и, особенно, политических целях.
***********************************
Миниатюры, афоризмы, суждения, перифразы
“Люди заблуждаются не потому, что не знают, а потому, что воображают, что знают”. Ж.Ж.Руссо
88. Если хочешь учить других, учись сам.
89. Мы – рабы времени. И пленники жизни.
90. Чем больше живешь, тем легче прощаешь и тем больше надеешься на Бога.
91. Натура и вожделения человека сильнее и хитрее его мудрости.
92. Когда смерть заглядывает в глаза, все, что было, есть и будет, кажется потерявшим всякий смысл.
93. Погрузившись в творческий процесс, человек получает возможность уберечь душу и сердце от рутины бытия.
94. Поэт не требует рутинных прав и свобод – он жаждет воли и независимости своего творческого воображения.
95. Физики и лирики – это люди, до самозабвения увлеченные делом, которому посвятили себя без остатка.
96. В призыве “глаголом жечь сердца людей” слышится что-то агрессивное и антигуманное, присущее разве что революционному Пророку, но не допустимое для лирического поэта.
97. Второе Я (Alter ego) в произведении автора всегда несколько идеализировано.
98. Судьба любой книги – в руках читателя.
99. Не мудрствуй лукаво. Будь истинно мудрым.
100. Все литературные жанры хороши. Кроме одного – скучищи.
101. Что отдаешь, то работает на будущее благо.
102. Афоризмы – те же стихи: в них слышится ритм и образность мышления.
103. Не всякая прозаическая миниатюра может считать себя афоризмом.
104. Не отшлифованный по форме и содержанию афоризм напоминает давно не чищенные модные ботинки.
105. Известно: не хлебом единым жив человек. Хочется еще выпить и закусить. И оставить в жизни свой след.
106. Нельзя войти дважды в одну и ту же реку. А вот дважды наступить на одни и те же грабли можно. На самом деле нельзя вступить дважды в одну и ту же воду.
107. Кто постоянно о чем-то думает, тому просто некогда умирать.
108. Плохи дела у того, кто поутру не знает, чем будет сыт к вечеру.
109. Все свое ношу с собою, и счастлив тем, что не зарюсь я на чужое.
110. Каждый должен нести свой крест. Но некоторые неплохо устраиваются
и помогают нести чужой.
111. Стиль – это наглядная демонстрация того, к чему стремится человек.
112. В жизни, как на поле боя: падает тот, кто бежит. А кто ползет, тот лишь сильней прижимает тело к земле.
113. Тот, кто тщательно ухаживает за своим садом, будет обходительным и в чужом.
114. Все, что мы говорим друг другу, не является истиной. Это лишь мнение. Но каждый хочет, чтобы его мнение, было крестной матерью истины.
115. Козел отпущения страдает только за то, что он козел.
116. Говорят: человек человеку – волк. Но где вы видели, чтобы волки враждовали друг с другом в своей стае?
117. Время – это деньги. Очень условно. Время уходит безвозвратно. А деньги поступают в оборот.
118. Всему свое время. И далее – вечная память.
119. И дым отечества нам режет глаза и вызывает слезы отчаяния.
120. Улыбка Джоконды невыносима для того, в ком совесть не чиста.
121. Все мы – адамовы дети, которые забыли свои истоки.
122. Отцы и дети – как далеки они друг от друга!
123. Быть рабом собственных предпочтений, значит быть не свободным в самом широком смысле.
124. Тоска – боль всего организма. Она не имеет определенной точки приложения.
125. Когда у человека уже все есть, ему хочется еще чего-нибудь этакого.
126. Каждый человек – уникальное и неповторимое творение природы. Живя в социуме, каждый разумный человек должен осознавать эту свою уникальность и неодинаковость своих запросов по сравнению с окружающими.
127. Без денег пропадешь, без друзей намучаешься.
128. Счастье не вечно. Оно как солнце выглядывает из-за туч.
129. Ушедшее счастье подобно кораблю, который пошел ко дну. Оно оставляет воспоминания, как круги на воде в месте крушения.
130. Ну что б, казалось бы, слова, а сила в них, и жизнь, и смерть, любовь и знаний тетива.
131. Новая жизнь требует новых слов, в натуре!
132. Не твори анафему и не бранись – ищи убийственные аргументы.
133. Пока пишут учебники жизни, жизнь уходит вперед.
134. Никто не знает настоящей правды, но все не прочь о ней потолковать.
135. Природа не знает сослагательного наклонения, негодования и иронии. Она действует прямолинейно и неотвратимо, как запрограммированный робот.
136. Язык – очень гибкий инструмент. Террористы существуют для того, чтобы убивать людей. А оккупационные войска, чтобы уничтожать противника. И тех, и других благословляет их собственная религия.
137. Читая произведения Радищева, Данилевского, Достоевского, Толстова, Чехова, Бунина и других корифеев русской мысли, нельзя не удивиться их мужеству и отчаянному реализму в показе реалий крайне угнетенного состояния дикого, нищего, поголовно безграмотного и бесправного народа, стонавшего под игом просвещенной элиты и свирепого отечественного чиновничества. И сегодня, в начале двадцать первого столетия, нельзя не удивиться, когда собственное сознание отказывается понимать, как это могло произойти, что в массе образованный, сытый, самый читающий в мире и героический в военном противостоянии народ безропотно согласился вернуться в свое старое ярмо.
Афоризмы, перифразы, суждения
“У нас на Руси угрюмого от заспанного не отличить”. И.C.Тургенев.
138.Плохи дела у того, кто поутру не знает, чем будет сыт к вечеру.
139.Покидать родной дом всегда грустно. Как говорят французы, уехать – значит, немного умереть.
140.Говорят, что мужчина – это дитя природы. Если это так, то женщина – сама природа. И когда они появляются вместе, окружающие восхищаются: идет красавец – мужчина и мать его природа!
141.Шутка. Когда жена наводит порядок в квартире и ставит все на свои места, последний предмет, который вызывает у нее раздражение – это муж.
142.Шутка в афоризме рождается для того, чтобы вызвать добрую улыбку. Она самодостаточна и не терпит дополнений и мат анализа.
143.Присутствующих гениев окружающие не любят – гении создают слишком не выгодный для них фон. Любят и почитают гениев и корифеев, далеких от нас как звезды в полуночном небе.
144.Дикие и человеконенавистнические мысли рождаются в нездоровом и воспаленном мозгу. Поэтому публичных параноиков нужно лечить и держать вдали от власти.
145.Вот как скверно получается, когда неумело организуют антиалкогольную кампанию. Алкоголики взяли и развалили могучую державу.
146.Популяризаторы теории относительности поторопились провозгласить абсолютную истину: все в мире относительно, скорость света – предельно возможная. Вопрос: как теперь жить дальше, если у нас не осталось ничего абсолютного?
147. Лента Мебиуса.
Лента Мебиуса – это пример того, как природа умеет посмеяться над нашим воображением, предрасположенным к восприятию мистификаций. Фокус состоит в том, что поверхность этого замкнутого кольца кажется однообразной и бесконечной, поскольку мы не замечаем (или не хотим замечать) места перехода беговой дорожки с асфальта на грунт и обратно. Картина проясняется, если мы до того, как деформировать ленту, выкрасим ее реально существующие разные поверхности в разные цвета, а затем состыкуем красную поверхность с белой.
Украинский энциклопедический словарь (страница 696) определяет понятие поверхности, как границу тела или след движущейся линии. То есть, в геометрическом (и в физическом!) смысле поверхность может быть только односторонней и никакой другой, о чем и свидетельствует лента Мебиуса. Разносторонними бывают только физические тела и фигуры, имеющие продольные и поперечные размеры.
148.Что такое жизнь?
Образ жизни социума складывается, как мозаика из жизни составляющих его индивидуальностей. При этом в целом образ сообщества приобретает наиболее характерные черты населяющих его людей в виде некоей суммарной квинтэссенции, которая отражает лицо целого и больше уже не принадлежит полностью ни одному отдельно взятому. Акценты сообщества становятся общим достоянием его членов. Что же такое жизнь в глазах представителя любой локально существующей общины? Попытаемся ответить на этот вопрос, призвав на помощь менталитет и острый ум представителей разных рас и национальностей.
Англичанин: это хорошо поставленный спектакль в стиле Бертрана Рассела.
Француз: это Мулен Руж больших масштабов.
Испанец: это коррида.
Скандинав: это Сага о Форсайтах.
Итальянец: это бела дона.
Американец: это хороший бизнес.
Бразилец: это футбол.
Аргентинец: это танго смерти.
Бедуин: это костер в ночи.
Еврей: это тора и деньги наличными.
Немец: это орднунг юбер аллес.
Чех: это пивичко.
Японец: это цветение сакуры.
Эскимос: это наказание жилищными условиями.
Белорус: это Беловежская пуща.
Украинец: это дело на халяву.
Старый русский: это хорошая пьянка.
Новый русский: это бизнес на пьяную голову.
Христианская церковь: это кратковременный практикум перед вечным блаженством.
Ислам: это миссия по командировочному заданию пророков.
Иудаизм: это дело избранных богом.
Буддизм: это нирвана от безделья.
Мистицизм: это тайный замысел богов.
Языческий культ: это пребывание в вечном страхе.
Приведенные примеры свидетельствуют, что жизнь бывает разная, хотя начинается и заканчивается в принципе одинаково.
Творчество, талант, дар божий нельзя измерить баллами и другими заранее отмеренными эталонами так же, как нельзя измерить красоту с помощью рулетки.
149.Новая жизнь требует новых слов и оборотов, в натуре.
150.Молдаване, как я имел возможность убедиться, веселый и жизнерадостный народ. Но они лишены чувства юмора: для них жизнь – это работа.
151.Веселые мысли, юмор и сатира часто грешат цинизмом.
152.Чем меньше люди толкуют о будущем, тем светлее горизонт.
153.Как только история освобождается от руководящих указаний, она немедленно начинает воспроизводить информацию о реальных событиях и фактах.
154.Литературные стервятники зорко направляют свой взор туда, где можно поживиться падалью или плохо приготовленной пищей.
155. Я не страдаю тщеславием. Поэтому публикую свои труды в Литсовете бесплатно.
********************************
Эссе, афоризмы
ПОСВЯЩАЕТСЯ ВТОРОМУ СЪЕЗДУ ЛИТСОВЕТА
Смерть страшна, но еще страшнее было бы сознание, что будешь жить вечно и никогда не умрешь. Антон Чехов.
Жизнь прекрасна уже тем, что она есть.
156. Жизнь – хороший вытрезвитель для тех, кого пьянит свобода и манит легкая перспектива, а также для тех, кого мучает тяжелый синдром головокружения от успехов.
157. Тот, кто сохраняет в своей памяти прошлое, живет второй жизнью.
158. Жизнь не повторяется. И если ты не жил сегодня, то завтра уже не наверстаешь.
159. Пенсия – не финал, а очередной этап жизни, не похожий на все предыдущие.
160. Люди могли бы жить более счастливо и спокойно, если бы постоянно не искали себе врага.
161. Уже уходя в мир иной, человек вдруг обнаруживает, что, то, чего он достиг, не идет ни в какое сравнение с тем, чего он хотел.
Есть два способа скользить по жизни легко: либо верить во все, либо во всем сомневаться; то и другое освобождает от необходимости мыслить. Анри Пуанкаре.
162. Слова известных и авторитетных людей обычно воспринимают априорно как голос истины и откровения.
163. Где не побывала истина, то не афоризмы. То наши неудавшиеся дети.
164. Платон – мне друг и авторитет. Но истина – сама по себе.
165. Цензура в условиях демократии - дело тонкое!
166. Выйдя из леса соцреализма, наша культура попала в болото генитального сюрреализма. Если ей вовремя не протянуть руку, ее окончательно засосет трясина.
167. Современный, от всего уставший, человек любит искусство и литературу, которые бы его не беспокоили.
168.Телезритель за сутки пропускает через свое сознание непрерывный поток навязчивой информации, непроизвольно склоняясь к тому, что все это правда.
169. Правда не бывает ничьей. За ней всегда кто-нибудь ухаживает или уже ведет под венец.
170.У правды всегда приемные родители.
171. Принято считать воспитанным человеком того, кто не заметил оплошность за общим столом другого. Следуя этому правилу дальше, воспитанный человек пропустит мимо ушей бестактность, простит мелкую пакость и закроет глаза на обман и предательство. И так постепенно воспитанный человек становится равнодушным свидетелем всякой мерзости, сохраняя душевное спокойствие и уверенность в чистоте собственных побуждений.
172. Воспитанный человек должен уметь сохранять свою показную невозмутимость, чтобы сохранить свое реноме в глазах окружающих.
173. Чтобы быть достойным человеком, одного достоинства мало.
174.Литература и искусство не должны лепить образцовых ангелочков, а показывать человека таким, каков он есть. Только тогда, возможно, у него появится желание стать лучше.
175. Русский человек – по природе оптимист. Он никогда не теряет надежды выиграть сто тысяч и потом их весело пропить.
176. Географически мы живем в буферной зоне между Европой и Азией. Поэтому запросы и самомнение у нас европейское, а кругозор, дела и поступки азиатские, в худшем понимании этого.
177.Попробуйте пересказать, о чем писали и что имели в виду Маркс и Спенсер. Если это вам удастся, можете считать себя ученым высших степеней.
178. Рецензент не терпел собак и писателей.
179. Хранители традиций очень обеспокоены тем, что за нововведениями в литературе и искусстве неотвратимо последуют пугающие нововведения в наш образ жизни.
180. Хотеть – это наше наваждение. Уметь – наше достижение.
181. Нет таких букв и таких слов, с помощью которых можно было бы выразить чувство и состояние души. Вздох отчаяния и торжество преодоления можно ощутить только между строк хорошо написанного текста.
182. Младенец замолкает, услышав голос матери. Он еще не осознает всего окружающего, но уже отдает предпочтение именно этому голосу. Что-то подобное происходит с неискушенными людьми, которые в аккордах классической музыки слышат что-то близкое их существу, какой-то резонанс с природой их души.
183. Афоризм требует краткости и образности. Никто не станет использовать чужую мудрость, изложенную многословно.
184. Даже тысяча мегабайт информации не стоит одной слезинки ребенка.
185. Мы утешаем себя тем, что трудимся и испытываем лишения во имя счастья и процветания будущего поколения. Но они об этом не будут знать.
186. Дети – постоянный источник наших тревог, который сопровождает нас до последнего вздоха.
187. Нищета – надежное оправдание для тех, кто обделен судьбою способностью бороться и преодолевать препятствия.
188. Ложь съедает совесть и душу человека успешнее, чем ржавчина металл.
189. Льстят обычно тем, кого боятся, а также тем, от кого ожидают подаяний.
190. Любовь – это приманка, на которую бог ловит потерявшую бдительность рыбку.
191. Старость и глупость не лечат.
192. Самсон и Далила, Соломон и Суламифь, Ромео и Джульетта, Наполеон и Жозефина, Мастер и Маргарита, Иван да Марья. Он и она – таков великий и неистребимый двоичный код бытия.
193. Каждый разумный человек обитает в ауре созданных его сознанием фантомов веры. В этом смысле каждый, здесь живущий, - человек верующий. Даже тот, кто гордо себя именует неверующим. Поэтому для каждого поменять свою веру на чужую всегда не просто.
194. Между божественным прозрением и равнодушием к делам твоим, господи, простирается огромное пока не вспаханное поле, где живет, трудится и умирает русский человек.
195. Все проходит. И в этом состоит великое таинство жизни.
196. Хорошо там, где нас нет. Поэтому, где бы мы ни были – нам не угодишь.
197. Ничто так не объединяет людей, как общее дело.
“Никакая работа не может быть плодотворной, если в ее основе не лежит какой-нибудь идеальный принцип”. Федор Шаляпин.
198. Труд мыслителя не останется втуне. Солнце светит – семя прорастает.
199. Бизнес – это искусство построения схем преимущественного присвоения дохода. И как всякое искусство, имеет право на жизнь.
200. Поспешность в умозаключении и принятии решений пагубна и неуместна. Азарт хорош при игре в пинг-понг.
201. Мечта бесплотна и эфемерна. И стоит ей только столкнуться с реальностью жизни, как она растворяется, теряет очертания и превращается в то, что мы по ошибке называем сбывшейся мечтой. Особенно ярко это проявляется в молодые годы.
202. Двухпалубный корабль посреди песков пустыни Сахары – давно объясненный оптический эффект, который уже не вызывает смятения в умах людей. В то же время средства массовой информации продолжают успешно эксплуатировать феномены Летучего голландца и НЛО. Это происходит, очевидно, потому, что человечеству жаль расставаться со сказками своего детства.
203. Либерал – это категорично настроенный человек, который отрицает все, что не укладывается в его представлении.
204. Бесчинства толпы, жертвы, уничтожение имущества – все это идиотизм ложно понятой демократии.
205. Дикие танцы перед многотысячной толпой, ряженые политические деятели, штандарты с валентинками и фраки с оранжевыми причиндалами, обманные грамоты перед телевизионной аудиторией. Похоже, что наши заблокированные политики вообразили себя в Полинезии, а не в цивилизованном европейском государстве!
206. Пасха – день в году, когда люди забывают о худшем и верят в чудеса исполнения.
- Доброе утро, тетя Сара! Христос воскрес!
- Да, на прошлой неделе.
207. Колесо скрипело, скрипело и вдруг, бац – развалилось! Так и наша жизнь – одни сюрпризы.
********************************
Сборник компактных умозаключений
Философы – это люди, которые подбирают замки к ключам.
Станислав Лем.
Сильное воображение порождает событие.
Мишель Монтень
Жизнь прекрасна уже тем, что она есть.
208. Есть солнце за облаками!
209. Искать смысл жизни – значит, искать смысл там, где его нет.
210. Мысли великих учат нас думать, а не глотать их как таблетки от простуды.
211. Мысли приходят в промежутке между делом.
212. Афоризм – это безумно сжатая мысль и одновременно творчество в превосходной степени.
213. Афоризм не терпит ерничества, кликушества, многословия и самолюбования.
214. Даже очень остроумная реприза не может претендовать на высокое звание афоризм.
215. Коротко и ясно – это афоризм.
216. Афоризм и крылатое выражение тяготеют к месту и времени своего происхождения. Возьмем, к примеру, фразу “затхлая баранина дурно пахнет”. Рядовое сообщение и банальная мысль! Но произнесенная после выступления в думе оппонента, она приобретает скрытый подтекст, глубокое содержание и кое-какую иронию.
217. Истина в афоризме.
218.Слово – искра в сердце,
Оно – бальзам на душу,
Оно звучит в отзывчивой среде
И в горе слезы сушит.
219. Михаил Лермонтов – великий романтик и мечтатель. Друг печали. Собрат лорда Байрона.
220. Если мои мысли и афоризмы не нравятся отдельным читателям – не беда. Важно, что читают.
221. Слова – это посланцы мыслей. Чтобы глаголом жечь сердца людей, надо твердым алмазом оттачивать мысли и строить их в боевые порядки, прежде чем выпустить пар из уст.
222. Говорят, что слова это зеркальное отражение наших мыслей. При этом забывают, что зеркальное отражение – это перевернутая истинная картина.
223. Я предпочитаю неизвестных читателей и проверенных жизнью друзей.
224. Читая отклики и рецензии на литературных сайтах, как не вспомнить фразу известного философа: “Разочарованный говорит: я жаждал отклика, а слышу лишь хвалу”.
225.Я не обладаю необходимым авторитетом и популярностью, чтобы люди воспринимали мои мысли безапелляционно. Поэтому всегда готов к скептическому: ну, вот еще один!
226. Что в жизни
Гениально просто изначально,
То в афоризме
Просто гениально!
227.Ищите женщину! Только не очень увлекайтесь.
228. Брак – не лотерея. В лотерее у вас есть шанс.
229. Родина ничего нам не должна. Это мы перед ней в долгу, если не сумели принести ей радость и процветание.
230. Человек, лишенный чувства юмора, подобен киллеру, но от последнего отличается тем, что не несет никакой ответственности за содеянное.
231. Гомерический смех – это состояние культуры в постмодернистскую эпоху.
232. Остроумие на уровне Остапа Бендера очень доходчивое и потому любимое народом.
233. Кому все ясно, с тем дискутировать напрасно.
234. Восемь – девять баллов при десятибалльной шкале свидетельствуют о том, что рецензент думал, прежде чем выставить оценку.
235. Европа имела марксизм. Россия заполучила ленинизм. Украине достался кучмизм. И так оно все шло по нисходящей, черт побери!
236. В стае волков олени не живут.
237.Демократия американского образца – это право и свобода денег.
238. При диктатуре демократии страдают олигархи, при диктатуре олигархов умирает демократия.
239. Тираны способствуют появлению на подмостках жизни пророков и певцов свободы.
240. Философия каждой эпохи – удел сильных умом, но слабых духом и телом. Это ниша людей, предпочитающих созерцательность борьбе с реальными угрозами на жизненном пути.
241. Нам не нужны писатели, которые говорят, что хорошее – это хорошо, а плохое – это плохо. Нам нужны мыслители, способные объяснить, что такое хорошо и что такое плохо.
242. Порядок – это усмиренный хаос. То есть, нечто, ограниченное в свободе движения. Поэтому порядку всегда противостоит революционный протест.
243. Метафизика, мистика, околонаучная медитация провоцируют синдром наркотической зависимости. Минздрав предупреждает!
244. Не надо ломать хребет русскому человеку и укладывать его в прокрустово ложе протестантского индивидуализма. Веками это был компанейский прототип, охочий сообразить на троих или ценой жизни постоять за общее дело. И таким останется на веки вечные.
245. Русский националист – нигилист не уважает то, что было, презирает то, что есть и ненавидит то, что будет. И при этом считает себя белой костью нации.
246. Если человек в преклонном возрасте сохраняет подвижность, ясность ума и осознанные желания, то грех утверждать, что ему плохо. Но говорить, что он прекрасно себя чувствует, уже было бы непростительным заблуждением.
247. Пенсионный возраст – это чудесная пора, когда вы ничего не делаете, а вам за это платят деньги.
248. Жизнь не повторяется. И если ты не жил сегодня, то завтра уже не наверстаешь.
249. “Не повторяется, не повторяется”, - поется в известной песне. Действительно, в жизни ничего буквально не повторяется. Но генетическая память время от времени вызывает из небытия тени забытых предков.
250. Историю многократно переписывают, в результате чего она обрастает достоверными фактами.
251. Реально в мире нет добра и зла как таковых. Есть только толкования их с той или иной точки зрения заинтересованных сторон. Как говорится, что русскому хорошо, то Бушу империя зла.
252. Добро – для врага всегда зло.
253. Где нет волнения, там нет вдохновения.
254. Всегда так складывается, что регулировать рождаемость предлагают те, кто уже успел родиться, а экономить деньги – те, кто их уже имеет.
255. Теория относительности утверждает, что скорость света – это предельная скорость в природе. Но не дает ответа, почему?
256. Если наблюдателю, который хорошо изучил теорию относительности, кажется, что движется вокзал, а не вагон, то это личная его драма. К фактическому положению вещей это не имеет никакого отношения.
257. Познать себя так же невозможно, как определить скорость и направление движения, находясь в занавешенном салоне самолета. И только с появлением внешних ориентиров мы можем что-то сказать о себе. То есть, самопознание – это знание о том, что думает внешний мир о нас.
258.Пространство не бывает большим, малым или бесконечным. Оно всегда такое, какое необходимо для данного случая.
259. В своих поисках истины философ пытается подняться на последнюю ступеньку лестницы познания. Но, достигнув желаемого, он немедленно убеждается в том, что это была все-таки предпоследняя ступенька.
260. Наука объективна, и поэтому стоит в стороне от нравственности и морали, порожденной умом человека.
261. Истина неверная жена. Кто ее постиг, тот потерял покой и душевное равновесие.
262. Истина как женщина. Она не терпит насилия и фанфаронства и уступает силе, уму, постоянству привязанности. И любит крепкие объятия.
263. Наука подобна воздушному шару, оснащенному собственным генератором подогрева газа. По мере наполнения емкости горячим газом знаний, он возносится все выше и выше.
264. Грамотным человеком, научным работником мы называем того, кто хорошо усвоил то, что известно другим. Истинным ученым следовало бы назвать того, кто способен продуцировать собственные модели знания.
265. Я предпочитаю верить в ничто, чем ни во что не верить.
266. Главное для догматика – иметь твердые убеждения и уверенность в непогрешимости собственных суждений.
267. Мнение и сомнение – еще не афоризм. Это пока только мыслительный позыв.
268. Мысли о высоком смысле тяготеют к истине в последней инстанции.
269.Убийственным аргументом истинно интеллигентного человека является его способность остроумно молчать.
270. Иметь талант – еще не все. Надо еще иметь счастливое стечение обстоятельств или недюжинную пробивную силу.
271. Стремление найти свой идеал заставляет нас остановить свой выбор на том, кто в наибольшей степени соответствует в данный момент творческой фантазии нашего ума.
272. Талантом Бог наделяет целеустремленных, эгоцентричных и свободных от комплексов людей.
273. Мораль – это то, что еще вчера считалось мерой высокой нравственности, а сегодня стало нравами отставших от эпохи людей. Новаторы освобождают себя от морали.
274. Я сомневаюсь в себе, поэтому не берусь строго судить других.
275. Презрения и морального унижения боится самый отважный герой и самый уверенный в безнаказанности тиран.
276.Потерявши невинность, по целомудрию не плачут.
277. Снявши голову, по волосам не плачут. “Естественно”, – говорит скептик.
278. Проскочив на красный свет, не ожидай отпущения грехов.
279. Читая афоризм или более пространное умозаключение, человек принимает на свой счет только то, что живет у него внутри. Особенно агрессивно реагирует задетое больное самолюбие или дефицит доброты и знаний. И торжествует сознание, встретив родственную душу.
280. Свобода личности порождает иллюзии. Власть их убивает.
281. Человек, которому предоставлена свобода выбора, начинает думать, что ему все можно.
282. Бесплатной свободы и ласковой власти не бывает. Это вам не сыр в мышеловке!
283. Свобода пьянит. Поэтому она чревата последствиями. Пра-вильна говорите, Александр Сергеевич!
284. Тигр мертв – и этим все сказано.
285. Когда провозглашают: наша свобода, наша неприкосновенность, наша слава и богатство, наша Украина, в воздухе повисает вопрос: так все-таки ваша или наша?
286. Воинственная демократия подобно эмансипированной женщине не рожает – она занята борьбой за права и свободы.
287. Нас неудержимо влечет к запретному. И если порой мы не в силах противостоять соблазну, значит, ничто человеческое нам не чуждо.
288.Восторги весны
Проснулся лес – загадочно шумит.
Посол любви – подснежник ранний
С любовью дальней на свидание спешит:
Весна идет! Весна увидеться спешит –
Пора надежд и сбывшихся желаний.
289. Луч надежды в сознании высвечивает и материализует картину того, что непременно должно осуществиться.
290. Счастье – это пребывание вне времени и пространства, это мгновения пребывания души в невесомости при полном отключении сознания от рутины бытия.
291. Счастье человек ощущает как веру в приход ожидаемого и желаемого здесь и сейчас. Радость свершения вспыхивает как зажженная свеча и постепенно угасает.
292. Любовь – это чувство, абсолютно независимое от нашей воли. Оно возникает и живет по собственным законам. И нам не дано его воскресить или отменить.
293. Нельзя изменить тому, кому ты не предан и кого не любишь. От него можно только уйти.
294. Покидая этот мир, человек оставляет свой след на небосводе бытия в виде мерцающей звезды, которая светит тем ярче, чем больше человек сумел проявить себя в реальной жизни.
295. Каждое настоящее сопровождают тени прошлого. А само это прошлое кануло в лету, ушло безвозвратно и безнадежно.
296. “Здесь и сейчас!” – требуют прагматики. “Остановись мгновение!” – восклицают романтики. Как одни, так и другие не отдают себе отчета, что в их словах – формула смерти.
297. “Мертвые сраму не имут!” – воскликнул перед битвой князь Святослав. “И не имеют шансов оправдаться перед историей”, - добавим мы с сожалением.
298. Мы приходим в этот мир, чтобы пронести эстафету собственной смерти. Войдя во власть, мы принимаем еще эстафету политической смерти в лице своих друзей, приближенных и верных соратников.
299. Душа – это то, чего физически нет, но одновременно то, что очень беспокоит и болит.
300. Потерявши совесть, по чести и славе не плачут.
301. Добрые люди часто беспринципны и терпимы к угнетению и злу во имя своего покоя и благополучия.
302. Шагая по жизни, человек стремится к душевному покою, комфортной жизни и сбалансированному питанию. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в морали и нравственности он тяготеет к известному конформизму по отношению к превосходящей силе и власти.
303. Во взаимоотношениях людей лучшее – друг хорошему.
304. В сфере потребления лучшее обесценивает хорошее. И лишь при выборе вариантов лучшее выступает как враг хорошему.
305. Нельзя обманывать того, кем хочешь безраздельно владеть. Потому что вскрывшийся обман подобно безжалостному цунами смоет в океан добрые отношения, построенные на доверии.
306. Ответственность за предательство и подлость никогда не исчезает. Она будет висеть как дамоклов меч до конца дней.
307. Мы относимся по - разному к враждебным нам людям. К тем, кто стоит ниже нас, мы питаем пренебрежение, уничижение, обидную снисходительность. Для тех же, кто стоит выше, мы приберегаем ненависть и презрение.
308. Изощряясь в украшениях, женщина старается скрыть некоторые изъяны, которые она непроизвольно обнаруживает в себе.
309. На удочку, заброшенную в озеро житейской беспринципности, часто попадаются пескари – идеалисты.
310. Зло – чаще всего обратная сторона пушистой и беспринципной доброты и всепрощения.
311. Подлость, совершенная вначале, остается таковой и в конце, невзирая на успешный исход дела.
312. Такие личности как Бисмарк и Черчилль, вошли в историю благодаря их особой искушенности в политических интригах. В просторечии подлости.
313. История – это факты, которые все-таки произошли.
314. Мертвые сраму не имут. Этого никак не могут понять современные политики и рыцари лживого пера.
315. Жертвы и жестокость неизбежны при любой революции. Об этом свидетельствуют опыт тысячелетий.
316. “Все должно быть оплачено”, - объявляет рынок и выставляет на прилавок тело, душу и веру.
317. Осуждение позднего социализма – это, в конечном счете, суд над примерным комсомольцем Мишей Горбачевым и когортой окружавших его ветеранов – перевертышей.
318. Революция – это когда крах, разрушения и моральную деградацию называют обновлением. Каждая революция имеет собственный символ, который помогает нам отрешиться от скверной привычки анализировать и осмысливать происходящее.
319. Во главе стада всегда идет передовой баран, позвякивающий консервной банкой. И всем своим видом он дает понять, что именно он является хозяином положения.
320.Безумство толпы – это феномен именно толпы. Ибо каждый отдельно взятый, оказавшийся здесь, еще недавно был психически здоровым и независимым человеком.
321.Выставленная на подиум голая правда инстинктивно пытается прикрывать свои интимные места.
322. Любовь к людям, которую провозглашает политический деятель, не следует путать с его отношением к каждому отдельно взятому.
323. Соседние народы слишком хорошо знают друг друга. Поэтому они, как неверные супруги, ищут связей на стороне.
324. Нужно признать: голая правда, как и голая женщина, несколько
разочаровывает. Уходят интрига и обманчивые ожидания.
325.“Глуп до святости”, - говаривали в старой Руси. Применительно к нынешним претендентам на власть можно сказать: “Свят до одурения!”
326.Единообразие взглядов и верований, пристрастий и устремлений; стандартизация личности и образа жизни – вот тот заряд, который легко воспламеняется и взрывается со страшной силой.
327. Чистые руки демонстрирует публике только тот, кто вынужден часто их мыть.
328. Мироздание, в принципе, устроено довольно просто. Каркас этого грандиозного творения господнего покоится лишь на двух неуничтожимых субстанциях: материи и движении. Любой физический объект природы – это материя, любой вид энергии, в конечном счете, движение.
329.Бог создал, бог дал – бог взял, бог простил – бог наказал, бог наслал на людей цунами и птичий грипп. И никто из верующих не отважится спросить: “А для чего он это сделал?”
*** Кто б ни был ты, о, мой читатель,
Друг, недруг, я хочу с тобой
Расстаться ныне, как приятель.
Прости… Александр Пушкин
**************************
© Вадим Сыромясский. 2006
Сконвертировано и опубликовано на http://SamoLit.com/