ГЛАВА 37. БУДЬТЕ СОВЕРШЕННЫ, КАК СОВЕРШЕНЕН ОТЕЦ ВАШ НЕБЕСНЫЙ.

 

Следующий день прошел в бесконечных вопросах Макса и моих ответах, являя собой живую иллюстрацию того, что жизнь человека - это вечный... Нет, не бой. И тут позвольте с Вами не согласиться, уважаемый Александр Александрович. Жизнь человека - вечный поиск, который тоже не предполагает покоя. Правда, каждый ищет свое заветное, кто любовь, кто справедливость, кто богатство и власть, а кто-то истину, не уставая всматриваться в мрачную реальность жизни и вопрошать, почему. Почему ни одному человеку не удается избежать болезненного опыта? Почему войны не кончаются, машины разбиваются, люди умирают? Кто за этим стоит? Кто руководит безжалостным процессом? Бог? Но если он Один Единственный, то почему так много религий?

-- Вот ты говоришь, Иисус не создает новой религии, -- вернулся к теме иудаизма и христианства Макс. -- Тогда почему он противопоставляет Закону свои утверждения? Он же ссылается на Закон, где сказано: "люби ближнего своего и ненавидь врага своего". На этом основании считается, что евреям, якобы, заповедана ненависть.

- Макс, все оттуда, от невежества и незнания первоисточника, но не им самим, а людьми, взявшими на себя величайшую ответственность говорить от его имени. В Торе сказано: "Не враждуй на брата в сердце своем, не мсти и не храни злобы, а люби ближнего своего, как себя самого". О вражде к врагу нет ни слова. Он, как глубоко верующий еврей, не мог приписать Закону то, чего в нем нет.

- А как же "око за око, зуб за зуб"? Разве этим не узаконена ненависть?

- Нельзя выдергивать отдельные фразы из текста, приписывая им свой собственный смысл. В Библии конкретно сказано: "если будет вред", то есть при причинении вреда противником, "отдай душу за душу, око за око, зуб за зуб", дальше, если не ошибаюсь "руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб".

-- Прямо-таки, сценарий голливудского блокбастера. - Ухмыльнулся Макс.

-- Со времен Моисея понятие о справедливости мало изменилось.

-- Тогда объясни мне, как соотносятся слова Торы "не убивайте" с законом "око за око, зуб за зуб"? Меня мучит это противоречие всю жизнь. Я никогда не мог возразить христианам на обвинения иудаизма, с одной стороны, в жестокости, с другой, в лицемерии.

 

-- Макс, повторюсь в который раз, все проблемы людей идут от их невежества. В данном случае, от незнания иврита. Перевод заповеди "не убивай" на любой язык не отражает истинного смысла, заложенного в этот призыв в Торе. В иврите есть два слова для обозначения данного действия: рецах - уголовное убийство, аруг – не предумышленное убийство, случайное. Заповедь Библии звучит, как "ло терцах"!

-- То есть запрет на убийство из корыстных и иных побуждений?! В самом деле, настоящий уголовный кодекс.

-- Возмездие же врагу -- это право данное Богом человеку для защиты того, что он уже получил от Бога.

-- Тогда почему Иисус обвиняет евреев в лицемерии, якобы молятся у всех на виду и раздают милость, чтобы видели все?

-- Разве он обвиняет всех евреев огульно?

-- Он говорит о тех, кто лицемерно молится в синагогах и на улицах.

-- Разве в его время существовали костелы и церкви?! Поверь мне, если бы он был Мессией, каким его представляют христиане, во второе его пришествие досталось бы и им на орехи. Он обвиняет евреев из самых чистых побуждений, потому что борется за чистоту своего народа, которому дарована Богом самая правильная, самая справедливая религия. Он желает, чтобы еврейский народ ей соответствовал. И продолжает тему Пророков о недостатках, или грехах евреев, среди которых лицемерие занимает не последнее место, как в прочем, у любого другого народа.

-- Зачем?

-- В развитии основной идеи иудаизма - все проблемы человека возникают вследствие его собственных грехов, за которые Бог наказывает. Чем быстрее евреи освободятся от своих недостатков, тем быстрее наступит Царство Божье на земле.

- А как же чудеса? Он их совершал? Он накормил тысячи людей пятью хлебами и двумя рыбами?

- Пойми, он прошел длинный и сложный путь религиозного обучения, на который становится далеко не каждый. Как правило, каждодневное общение с Богом раскрывает заложенные в людях необыкновенные возможности. Многие раввины обладали и обладают способностями целителей. Иисус был одним из таких. Он использовал этот дар для притяжения к себе людей. Но в случае в хлебами никакого чуда не было. Мы уже говорили, пришедшие в Галилею были членами ессейской секты. Они собрались из разных уголков страны в заранее оговоренное время и место. Естественно, с собой у них была еда. И когда Учитель стал передавать в толпу хлеб и рыбу, они стали делиться своими продуктами друг с другом, как было заведено у ессеев. Он даже ученикам, отправляя их в дорогу, советовал ничего с собой не брать, потому что ессеи, у которых они останавливались, снабжали их всем необходимым, о чем евангелисты тоже упоминают.

- Кэтрин, ты говорила о тайной вечере. Так что же там происходило?

- Во-первых, это был не обычный пасхальный седер, а ессейская трапеза, где заседал совет общины. Для этого был необходимый кворум в двенадцать человек, трое из которых, как предписывалось Уставом, жрецы: Иаков, Петр, Иоанн.

- Разве они были жрецами?

- Именно этих троих он выделил среди сподвижников и возвел на гору Фавор, где и произошла инициация, описанная как явление Преображения. По всей видимости, и на трапезе, что названа тайной, кого-то из учеников посвящали в очередной сан. Поэтому он освятил хлеб и, должно быть, сусло.

- А как же вино? Всем известно, что в тот вечер он давал пить ученикам вино Нового завета. И потом, он даже воду превращал в вино.

- Давай по порядку. Как назорей он не имел право употреблять вино. Что касается чуда в Канне Галилейском, то этот случай связан с исполнением традиции. Он пришел с матерью на свадьбу, где у хозяев не хватило вина для самого главного тоста, который должен произнести каждый иудей, когда ему плохо и когда он счастлив, потому что даже в самые радостные минуты он должен помнить, что ему... горько.

- Горько?! Как же я забыл?! На моей свадьбе мы тоже поднимали этот тост... за разрушенный Храм.

- Речь идет о первом Храме, построенном царем Соломоном и разрушенном вавилонянами. И хотя Храм был отстроен заново, а потом перестроен Иродом, еврею всегда горька память о его потере. Как ни странно, но в России прижилась эта традиция, кричать на свадьбах "Горько!", в другом, правда, контексте. Хотя до сих пор никто не понимает, к чему эти слова произносятся в такой счастливый день. Думают, что примета такая.

- И все же, чудо было? Он превратил воду в вино?

- Сегодня проведенное им действо назвали бы гипнотическим сеансом.

- А чаша завета?

- Вот это намного серьезнее. Мы уже говорили об Учителе Праведности, о существовании которого стало известно при археологическом открытии Кумрана. Из найденных в этом местечке у Мертвого моря документов секты стало ясно, что кумранская община ессеев называла себя "Новым заветом", то есть новым союзом с Богом, потому что старый, как они считали, был осквернен жрецами Храма, пребывающими во грехе.

-- Я много раз пытался понять, что означает "Новый завет", но, сколько ни читал христианских текстов, толкового разъяснения в них не нашел.

-- Потому что объяснения всему, о чем пишут евангелисты, следует искать не в христианских текстах, а в иудейских. Ессеи свои священные писания хорошо знали. Скорее всего, на создание такого сомоназвания их натолкнули слова пророка Иеремии, через которого Бог обещает создать с сынами Израилевыми новый завет, взамен старого, который был заключен при их выходе из Египта.

- И все же, Кэтрин, ты так уверенно говоришь о его принадлежности к ессеями, в то время как располагаешь лишь предположениями. Общие фразы, термины... Этого мало, чтобы выстраивать серьезную версию.

- Для науки достаточно общей терминологии и фразеологии, полученных из разных источников, чтобы строить причинно-следственную связь. Но в данном случае нам повезло - веские аргументы имеются. В кумранских документах, которые датируются учеными 1-2 веками до нашей эры, имеется список молитвы "Отче наш", авторство которой евангелисты приписали Иисусу.

-- А на самом деле, это сочинение Учителя Праведности?

-- Не будем зацикливаться на авторстве этого текста. Достаточно того, что это ессейская молитва, написанная за сто лет до галлилейского проповедника. Еще больше доказательств принадлежности Иисуса к ессеям добавил Устав секты, согласно букве и духу которого была устроена первая христианская община в Иерусалиме, жизнь которой подробно описана в Деяниях апостолов. Прежде всего, это характер иерархической лестницы, замкнутый образ жизни в виде коммуны, и отказ от личного имущества в пользу общины.

- Это организационная сторона. Должно существовать что-то очень серьезное в идеологии ессеев, что привело последователей к выходу из иудаизма.

- Безусловно. Одной из ступенек, ведущей к возникновению христианства стала тема дуального устройства мира, присутствующая в иудаизме. Ессеи ее активно разрабатывали.

-- Что это такое?

-- Полярность бытия. Отсюда в их сочинениях постоянные сюжеты борьбы света с тьмою, правды с ложью, детей Бога с детьми Дьявола.

- Это главная концепция христианства - борьба Добра со Злом! Бога с Дьяволом!

- Эта тема присутствует во всех религиях. Другое дело, с какой исходной позиции она рассматривается. В данном случае, все как в жизни - ребенок имеет отличную от родителей точку зрения на один и тот же вопрос. Я не говорю о том, правильная эта точка зрения или нет. Она просто другая, и ты ее сразу определил.

- Каким образом? - Макс явно недоумевал.

- Ты противопоставил Дьявола Богу, и тем самым вышел за пределы иудаизма. А ессеи на тот момент этого еще не сделали, потому что борьбу Света и Тьмы рассматривали, как Божественное проявление. Согласно иудаизму, все создано Богом, все подчиняется его воле, в том числе свет и тьма, Ангелы и Дьявол. Следовательно, Дьявол - такой же слуга Бога. Их противопоставление - уже другая система координат, в которой Дьявол поставлен на один уровень с Богом. Странно, что в христианстве возобладала такая точка зрения, хотя в изложении евангелистов, дьявол цитирует иудейские писания, приветствуя Иисуса как ревностного их сторонника.

-- Кэтрин, ты хочешь сказать, что христианство понизило статус Бога?

-- Не просто понизило. В христианстве произошло перераспределение роли и функций Высших сил в судьбе человека. Отсюда столько непонимания, куда смотрит Бог, когда вокруг столько несправедливости?

-- Да-да, людей всегда интересует, почему Бог бездействует? Еще хуже, когда наступает полное разочарование в жизни и обвинение Бога в зле.

-- Бог не бездействует: с помощью Светлых сил он помогает человеку, а с помощью Темных - наказывает. И то, и другое зависит от правильности мыслей и поступков человека. Отсюда, главный посыл иудаизма: в своих проблемах следует винить самого себя.

--А был ли выход за пределы иудаизма, когда Иисус называл Бога Отцом, а себя сыном?

-- Иудаизм со времен Авраама строил отношения между людьми и Богом, как личностные. Стараниями Пророков Бог в сознании евреев превратился из ревнивого и жестокого в милостивого и все понимающего. Этапом на этом пути явилась концепция отношений между Богом и евреями, как Отца и детей, безусловно, духовных. Поэтому Иисус часто говорит своим соплеменникам "ваш Отец", имея в виду Бога.

-- Но ведь в чем-то этот выход состоялся?!

-- В пресловутой "богоизбранности", излюбленной теме антисемитов.

-- Разве богоизбранность евреев не означает ответственность вследствие получения ими законов, по которым следует жить людям?

-- Вот этого божественного выбора антисемиты никак не могут простить евреям, соорудив из обиды грандиозный комплекс неполноценности. Не тем, понимаешь ли, Бог доверился...

-- А ессеям чем не понравилась богоизбранность?

-- Они посчитали, что борьбу Света с Тьмою должен вести не богоизбранный народ, оскверняющий себя многочисленными грехами, а избранный Богом из их среды человек, Сын человеческий или Мессия. Для них принадлежность к роду Давида человека, выбранного ими в качестве Мессии, в отличие от фарисеев, не принципиальна. Следующая ступенька была пройдена Павлом, посланным апостолами проповедовать иудаизм среди язычников. Но он слишком переусердствовал, создав для них облегченный иудаизм - без кашрута, шабата и обрезания. А из Иисуса сделал посредника между людьми и Богом...

-- Он называл Иисуса "господом"!

-- Не совсем так. В его посланиях, написанных на греческом языке, Иисус именуется "кюриосом", что означает "господин, власть имущий, глава", то есть имеет тот же смысл, что ивритское обращение "адони". Павел, будучи правоверным иудеем, никогда не утверждал, что Иисус - воплощенный бог. Другое дело, что он слишком много говорил об Иисусе, как о необычном человеке. А свои религиозные чувства и взгляды обозначал малопонятным выражением "во Христе".

-- Ты хочешь сказать, по Павлу "во Христе" означает "вместе в Машиахом"?! Я всегда был уверен, что именно Павел сделал из Иисуса бога, и тем самым совершил великий грех. Кстати, Иисус много внимания уделял грехам. На той вечере он говорил, что вино - это его кровь, которой смоются все грехи.

-- Наказание за грехи и их искупление - основной тезис иудаизма, который поднимался всеми без исключения пророками, а затем мудрецами. Прямым продолжением этой темы является спор, кто милее Богу, праведники или раскаявшиеся грешники. Разные фарисейские школы по-разному отстаивали в этом споре свои позиции.

-- Иисус отдавал предпочтение раскаявшимся грешникам.

-- Но при этом находился в пределах единобожия, то есть иудаизма. Спорность его предпочтения очевидна. Как известно, не рекомендуется верить единожды солгавшему, а предавший один раз, предаст снова, что не раз подтверждалось жизнью. И, как это ни печально, твой случай – прекрасная тому иллюстрация…

-- Что ты имеешь в виду?!

-- Давай приблизим теорию к нашей с тобой жизни: до встречи со мной ты вел открытую публичную жизнь, мало придерживаясь моральных принципов. Потом сознательно отказался от своих привычек, а когда мы сошлись, не давал мне повода уличить тебя в неверности.

-- Ты хочешь сказать, что в этот момент я был раскаявшимся грешником?

-- Вне всяких сомнений. И вдруг – измена!

-- Но ты сама показала мне кармическую связь с Вивьен…

-- Такая связь не означает отсутствие у человека выбора. Тебя искушали, и ты поддался на провокацию. Следовательно, твои позиции не были прочными, в противовес тому, если бы изначально ты…

-- Был «праведником»? И что, теперь Бог будет держать меня в пасынках?

-- Если бы Бог держал тебя в пасынках, ты бы не выжил ни от пули киллера, ни от наркоты Вивьен, ни от ее выстрела. Богу угодна любая светлая душа, просто раскаявшегося грешника будут испытывать на прочность его взглядов и поступков чаще и серьезнее.

Я знала, насколько тяжелы для него любые воспоминания о недавнем прошлом, но без скрупулезного анализа произошедшего невозможно было начать новую жизнь. На мое счастье, в этом вопросе он был со мной солидарен, и не рассматривал мои слова как попытку обидеть или унизить его. Наоборот, через минуту его размышлений я услышала:

-- Ты мне все время говоришь о необходимости просить прощение у души Вивьен, забывая, что самое главное прощение я должен заслужить у тебя.

-- Наверное, потому что я давно тебя простила…

 

Макс никогда не был в Москве, и, конечно, Красная площадь и Кремль произвели на него должное впечатление. Но в мои планы не входило проведение туристического тура; я водила его по местам моего детства и юности: школа, дом пионеров, любимый Кусковский парк. На одной из его аллеек он мне напомнил:

-- Кэтрин, мы не закончили разговора о «тайной вечере». Скажи, что ты думаешь о вине, которое следует считать кровью... Согласись, странные ассоциации.

-- Не будем категорично утверждать, что это его ассоциации: Евангелия написаны много позже произошедших событий. Ассоциации, вложенные в его уста, не странные, а сложные. Не забывай, дело происходило в первый вечер главного еврейского праздника, кульминацией которого являлся накрытый стол с обязательным жертвенным агнцем - Пасхой.

-- Почему же в наши дни его нет на пасхальных столах?

-- Потому что после разрушения римлянами Храма, что случится через сорок лет после казни Иисуса, у евреев нет ритуального места, где бы они могли приносить жертвы Богу, и религиозный порядок пришлось изменить. Мы же читаем, что Иисус заранее велел ученикам приготовить Пасху.

-- Странное название "Пасха"! Откуда оно взялось?

-- Из арамейского языка, ставшим разговорным для евреев со времен вавилонского плена. Оно означает тоже самое, что ивритское слово "Песах". Но если христианство сделало слово "Пасха" символом воскрешения, то "Песах" сохранил свой первоначальный смысл...

-- В переводе, если не ошибаюсь, Песах означает "Он перескочил".

-- Да. Во время десятой египетской казни Бог перескочил, или правильнее, миновал еврейских первенцев, не пощадив египтян. По указанию Моисея в ночь этой решающей последней казни в каждом еврейском доме принесли в жертву Господу агнца. Вообще, тема жертвенного барашка проходит красной нитью в иудаизме, начиная с Авраама, который должен был принести в жертву Богу своего сына Ицхака. За беспрекословное подчинение Авраамом Божественной воле и за смиренное принятие своей участи Ицхаком, Бог в последний момент изменил свое решение. В жертву был принесен барашек - агнец. В этом евреи видят величайший смысл - отказ их Бога от человеческих жертвоприношений, в то время как языческие боги остальных народов и племен активно их требовали. А теперь представь сидящего во главе пасхального стола Иисуса, напрягшегося в ожидании - скоро должно произойти то, к чему, как ему казалось, призывал Господь. У евангелистов сказано, что он стал излагать ученикам свое виденье Царствия Божьего на земле. О чем конкретно он говорил, евангелисты не уточняют, но можем предположить, что одной из тем был отказ от жертвоприношений, яростными противниками которых были ессеи.

-- Но ведь он сам только что ел мясо принесенного в жертву животного?! - Горячо возразил мне Макс.

-- Вполне возможно, что именно это дало повод к возникновению ассоциации "кровь - вино - прощение". Например, ему могли вспомниться слова пророка Исайи, устами которого Бог возвещает жрецам, что Ему противны приносимые ему жертвы животных, запах курений, и требует омыть "руки, полные крови".

-- Бог заменил человека агнцем, а ессеи заменяют кровь агнца вином. Грехи сняты, а жертв нет. Это и есть чаша очищения? Хитро...

-- Сюда можно добавить еще одну ассоциацию - козла отпущения. С незапамятных времен у евреев существовал обычай возлагать на голову живого козла все грехи, а затем отпускать его в пустыню.

-- И опять, грехи сняты, а никакого ритуального убийства нет?! Хорошо, допустим, чаша с вином - один из атрибутов "Нового завета", каким его видели ессеи. Но почему он взял на себя функции Бога, прощать людей?!

-- Он утверждал, что "Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи", потому что претендовал на роль Мессии, посланного евреям самим Богом в качестве помазанника на иудейский трон. Следовательно, эта функция делегирована Мессии Богом, как в свое время Моисею, Судьям, а потом еврейским царям.

-- Ты хочешь сказать, что и здесь не было выхода за рамки иудаизма?! Но он говорил еще и о хлебе - что это тело его.

-- А вот это уже языческие придумки. Но благословение Иисусом хлеба на той вечере важно для понимания совершенно другого эпизода - его первого явления людям после "воскрешения". Если помнишь, через несколько дней после казни, его якобы повстречали двое на пути из Иерусалима. Незнакомец прошел с ними долгий путь. Лука говорит, что за это время он прочитал целую лекцию, "начав с Моисея и Пророков, разъясняя все сказанное о нем в Писаниях". Но видимо слушатели попались бестолковые, потому что только к вечеру, когда во время еды незнакомец надломил хлеб, они узнали в нем Иисуса.

-- И что здесь странного? Вряд ли они знали его в лицо...

-- Конечно, не знали. Поэтому меня всегда интересовало: каким особенным, определяющим его опознание способом, он надломил этот хлеб - наискосок, на кусочки его покрошил?

-- Ну, и как же?

-- Он надломил хлеб, а не мацу! Ведь все происходило в Песах. Вся страна употребляла в еду опресноки, а этот - хлеб. На несчастных это произвело такое колоссальное впечатление, что они кинулись в Иерусалим с известием о его воскрешении, не понимая, что их попутчиком был никому неизвестный ессей.

-- Значит, все-таки нарушение Закона было?!

-- Нет. Ессеи хотели казаться правильнее остальных собратьев, а потому придерживались другого прочтения Торы, которая регламентирует еврейский календарь. В наши дни такого расчета придерживаются самаритяне, считающие себя истинными ревнителями Торы.

-- Хорошо, допустим, вечеря была тайной -- сбором заговорщиков, ожидавших результатов вооруженного восстания. Иисус был духовным лидером заговора, а исполнителями зелоты. Но почему за столько лет никому не приходит в голову увязать их вместе?

-- Потому что люди живут в плену стереотипов. Выход из них возможен при воссоздании исторической правды. Ты помнишь, как заканчивается вечер?

-- После разговоров с учениками и предсказания предательства Иуды, он уходит за пределы города.

-- Согласись, слишком резкий и малообъяснимый переход от восторженного провозглашения Нового завета, реализацией которого должно стать установление Царства Божьего на земле, до поспешного бегства из Иерусалима.

-- Неужели произошло что-то очень важное, что евангелисты не посчитали нужным сообщить?

-- Евангелисты сообщили все, просто не нашли причинно-следственную связь между событиями. В то время как любое действие человека - ответная реакция на конкретную причину. Вот и поведение Иисуса, резко поменявшего свои планы, можно объяснить провалом мятежа, о чем упоминают евангелисты. Ничего не успевших толком сделать разбойников, как мы теперь понимаем зелотов под предводительством Варравы, схватили римляне. И это очень важная деталь. Все время до казни они будут содержаться отдельно от Иисуса, поэтому их связь не бросается в глаза.

-- Ты считаешь, он хотел бежать, скрыться?!

-- Конечно. Получив печальное для него известие, ему ничего не оставалось, как уйти из приютившего его дома, чтобы не навлечь беду на хозяев, и попытаться затеряться в огромной массе паломников, ночевавших под открытым небом на Масличной горе. Для его опознания и потребовался поцелуй Иуды...

- Сегодня много говорят, что Иуда не предавал. А ты как думаешь? Вообще-то странная история. С одной стороны, он знал о предстоящем предательстве Иуды, с другой верил ему настолько, что доверял деньги.

- Ничего он заранее о предательстве Иуды не знал. Все произошло спонтанно. А доверял ему и еще трем ближайшим ученикам настолько, насколько доверяют родным братьям. Пойми, он решился на очень ответственный шаг - установить Царствие Божие на земле. Но не абстрактной земле, а на своей родине. Он поставил своей целью подчинить жизнь евреев только Закону. Поэтому и сподвижников, выбирал преданных, по возможности связанных с ним родственными узами, что в те времена было определяющим. С одной стороны. А с другой, требовал от них жесткого подчинения без всякого снисхождения на родство. Потому как и ответственность на них возлагал величайшую!

-- Какую же? Он что, и роли заранее распределил?

-- Конечно. "Сядите на двенадцати престолах и будете судить двенадцать колен Израилевых". Разве это не четкое указание, что сподвижники станут судьями Синедриона или его наместниками?

- Его братьев звали: Иаков, Иосиф, Шимон и Иуда. - Стал вспоминать Макс.

-- В "Деяниях" рассказывается, что Иаков с Петром руководили первой христианской общиной в Иерусалиме. Иаков напрямую называется "братом Господа". Шимон от самого Иисуса получил прозвище Петр, что по-гречески означает "камень".

-- Потому что он первый признал в нем Мессию.

-- Не только поэтому. На Шимона он возлагал особые надежды и хотел видеть в нем опору своей власти, потому и дал такое прозвище. Петру доверялись ключи от царства, чтобы решать, кого туда можно пускать, а кого, нет.

-- Что-то вроде службы безопасности?..

-- Речь идет о возведении Петра в сан Первосвященника. По всей видимости, Шимон был умнее, взвешеннее и проницательнее остальных братьев. Если помнишь, он единственный, кто пытался отговорить Иисуса от задуманного. А в ответ услышал: "Отойди от меня, сатана! Ты мне соблазн..."

-- Но может быть, он единственный, кто был посвящен во все планы Учителя?

-- Не все так просто. Матфей описывает сцену, когда ученики пристают к нему с расспросами, кто будет наибольшим в Царстве Небесном. Значит, уже заранее думают, кто из них будет важнее, значимее в том царстве, какое он установит, как Мессия. А он им в ответ прочел целую лекцию о горе от соблазнов, посоветовав при соблазне отсечь руку или ногу или вырвать глаз. Но еще нагляднее эпизод, когда уже при подходе к Иерусалиму его атаковала мать братьев Заведеевых с требованием посадить сыновей по правую и по левую руку от себя.

-- Делили шкуру неубитого медведя. Так, кажется, по-русски?.. Послушай! - Вдруг воодушевился Макс. - А кто был настоящим отцом Иисуса? Мария досталась старцу Иосифу: у того оказался самый короткий посох, на который сел Святой дух, принявший образ голубя, и посох расцвел. По сути, жребий.

- Ты пересказываешь эпизод из апокрифов. В число канонических текстов апокрифы не приняты, но рекомендованы для чтения в религиозный общинах. А зря. Потому что от первого до последнего слова являются чистейшей выдумкой. И про посохи, хранившиеся в Святая Святых Храма, и про брак между двенадцатилетней девочкой и престарелым мужем.

- Но зато это многое объясняет...

- Да ничего это не объясняет. Макс, это же Иудея, Тора, Закон! Помнишь самую первую заповедь, данную Богом самому первому человеку? Ну, вспоминай! "Плодитесь и размножайтесь". Брак, не предполагающий потомства, не мог быть освещен ни одним еврейским священником. А нам рассказывают, что всей этой сомнительной историей руководил первосвященник - главный блюститель Закона. Глупость! И потом, ты только что перечислил братьев Иисуса, из коих он был старшим. А были еще сестры. Не мог быть Иосиф престарелым, ну, никак. Другое дело, на каком этапе жизни Марии появился Иосиф?

- Кэтрин, ты серьезно? Признаться, я пошутил по поводу настоящего отцовства...

- А попал в самую точку. Ты когда-нибудь задумывался, с чего бы вдруг женщине перед самыми родами понадобилось покидать родные места и нестись в неизвестность?

-- А как же перепись?

-- Перепись проводили римляне для оценки имущества евреев, а не с целью выяснения их родоплеменных связей. Поэтому уход Иосифа из дома во время переписи можно расценить, как прямое неподчинение властям. Если же вопреки историческим сведеньям на минуточку предположить, что перепись инициировалась иудейскими властями, то Иосифу при условии, что он был потомком Давида, действительно пришлось бы отправиться в Вифлеем.

-- Ну вот, видишь...

-- Но это совсем не значит, что туда должна была следовать вместе с ним беременная жена, так как женщины при подобных мероприятиях игнорировались. Но если Мария решилась на такой поступок, значит ей и ее будущему ребенку грозила реальная опасность.

-- Ей или Иосифу?

-- Что может угрожать жизни обыкновенного плотника?!

-- И что же?

-- Последствия восстания, поднятого евреями против переписи.

-- Иосиф участвовал в нем?

-- Может быть. Но дело не в Иосифе, а в первом муже Марии - настоящем отце Иисуса.

-- Так-так, неужели рассказ о беременности невесты Иосифа имеет реальную историческую основу?

-- Как любая легенда. По всей видимости, Иосиф женился на беременной от другого мужчины женщине, чтобы спасти ее и ее детей. Она была вдовой руководителя восстания.

-- Что значит, детей? Будь добра, разъясни.

-- Два евангелиста, Матфей и Лука, подробно рассказывают о всех перипетиях рождении Иисуса. Однако разница между историческими ориентирами, к которым они привязывают его появление на свет, составляет как минимум десять лет. Я уже говорила, что вполне доверяю Матфею, который сообщает много исторических подробностей. Он считает, что рождение Иисуса произошло в последние годы жизни царя Ирода, а возвращение семьи из Египта - при его приемнике Архелае. Приход Архелая к власти сопровождался массовыми волнениями населения, что в исторических хрониках получило название "войны Варра", по имени римского военноначальника, безжалостно подавившего очаги еврейского сопротивления. Многие участники событий, оставшиеся в живых, вместе с семьями бежали в Египет.

-- А как же перепись?

-- Перепись - другой важный ориентир в этой истории. Она проводилась через десять лет после смерти Ирода, когда кесарь отстранил от власти Архелая, и посадил вместо него своего наместника. Римлянам нужно было разобраться, сколько максимально можно выжать из нового приобретения. Евреи понимали, что им грозит повышение налогов. Особенно неспокойно было в Галлилее, поэтому восстание там вспыхнуло как спичка.

-- Это исторический факт?

-- Конечно, оно нашло свое отражение в исторических документах того времени. Восстание было подавлено. Руководители казнены, активисты разбежались. Именно об этом времени повествует Лука, рассказывая, как плотник Иосиф, с женой на последнем месяце беременности, добирается из Галилеи в Вифлеем, где не может найти места ни в одном из постоялых дворов. Но если мы сложим рассказы Матфея и Луки, то можем предположить, что Иисус родился в 4-5 году до нашей эры. Его младенчество пришлось на период войны Варра и бегства семьи в Египет. А через десять лет, после разгрома восстания из-за переписи, в Вифлееме родился брат Иисуса. Может быть, самый младший, Иуда, названный так в честь погибшего отца, руководителя восстания. Иосиф Флавий называет его одним из создателей "четвертой философской школы"...

-- Постой, постой. Про кого ты говоришь?!

-- Про Иуду Галилеянина. Его взгляды признаются основополагающими в развитии национально-освободительного движения иудеев. А "четвертая философская школа" - это зилотство.

-- Стоп, Кэтрин, дай перевести дыхание. Мне кажется, стоит выстроить последовательную цепь событий.

-- Тогда нужно начинать из далека - с молодых лет Ирода, который в стремлении угодить Риму, казнил предводителя шайки разбойников Иезекию. Но разбойником его считали римляне, потому что он нападал на те поселения, где безоговорочно принималась власть Рима. А для евреев Иезекия был национальным героем. С его казни, получившей очень громкую огласку и массу последствий, началась политическая карьера Ирода.

-- И какое отношение разбойник имеет к Иисусу?!

-- Самое прямое, насколько родственно близки дед и внук. Иосиф Флавий сообщает, что казненный Иродом разбойник Иезекия имел сына Иуду.

-- Но об отцовстве Иуды нет и намека!..

-- Нет прямых доказательств, а намеков сколько угодно. Во-первых, людская молва не просто так приписала Ироду болезненный страх перед родившимся Иисусом, что вылилось в легенду об "избиении Вифлеемских младенцев". Евреи Ирода, мягко говоря, не любили, считая узурпатором. Да и сам он всю жизнь опасался любых претендентов на свой трон. А тут родился внук легендарного человека, казненного Иродом без соблюдения еврейских законов, то есть без суда и следствия.

-- Человеческая справедливость требовала возмездия?

-- Личностный элемент в борьбе с властью никто не отменял. Но вернемся к Иуде, сыну Иезекии. Он получил прозвище Галилеянин, став известным человеком не менее своего отца. Об уровне его популярности можно судить по количеству упоминаний о нем Иосифа Флавия. Среди бесконечных и подробных рассказов историка о царях, наместниках, военноначальниках, интригах и хитросплетениях придворной жизни, он не забывает упомянуть не имеющего никакого знатного происхождения или духовного сана Иуду Галилеянина, который регулярно организовывает восстания евреев, а во время войны Варра даже объявляет себя Мессией. Теперь ты понимаешь, за какого человека вышла замуж Мария?!

-- Послушай, когда младенца принесли в Храм, прорицатель предрек ему великое будущее. Выходит, его слова о предначертании в нем будущего Мессии вызваны уважением к реальному земному отцу Иисуса, которого он знал?

-- Или который в этот момент держал новорожденного на руках. Настоящий отец Иисуса был по сути национальным героем.

-- Кэтрин, а ведь это многое объясняет. И поведение Елизаветы, когда к ней приходит Мария. И отношение Иосифа ко всей этой ситуации.

-- Не только это. Такая версия происхождения Иисуса - ключ к пониманию мотивов его поведения. Обрати внимание, сколько и каких слов ты только что произнес: "предначертание", "великое будущее". А теперь представь, каково было ему жить с этим?! Ведь на него, еще находящегося в утробе матери, уже возложили миссию достойного продолжателя дела деда и отца! А потом младенцу стали пророчить великую славу освободителя народа подобно его предкам.

-- Да, наверняка, ему было не просто жить под таким прессом. Но мы ничего об этом не знаем. О его детских и юношеских годах ничего неизвестно. Их еще называют "потерянными годами Христа".

-- А что можно сообщить о ребенке, подростке, а потом молодом человеке, который день изо дня учит Тору в ешиве? Хотя Лука приводит один очень показательный эпизод из его детства...

-- Когда, попав мальчиком в Храм, он не хотел оттуда уходить? Считается, что уже тогда он осознал, что его настоящий отец Бог.

-- Давай, будем реалистами и, исходя из земной логики, предположим: бунтарь Иуда Галилеянин своими идеями о том, что евреи должны подчиняться не земным царям, а только Богу и Его Закону, заложил в сыне мощный религиозный фундамент. Учеба в ешиве усилила веру еврейского мальчика, доведя ее в каких-то моментах до фанатизма. И вот мы видим продукт такого воспитания: ребенок искренне не хочет покидать Храм, главный дом Бога, которого все окружающие вокруг почитают Отцом. По всей видимости, Иуды в это время уже не было в живых; отчим Иосиф не стал для мальчика авторитетом. Не мудрено, что все свои помыслы и чаянья впечатлительный подросток направил к Богу, в котором соединил духовного отца с потерянным живым, ставшим в народе легендой.

-- Я сейчас подумал о том, что ты, наверное, права по поводу пресса, постоянно давившего на него. В Евангелиях есть очень странный эпизод, когда семья уводит его от людей, говоря, что он не в себе, объясняя, что такое с ним случается иногда.

-- Да уж, какая психика выдержит груз людских ожиданий, облеченных в форму богоизбранности?! А какие высоченные требования к самому себе стоят за словами "будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный"?

 

ГЛАВА 38. НЕ ДУМАЙТЕ, ЧТО Я ПРИШЕЛ НАРУШИТЬ ЗАКОН И ПРОРОКОВ.

 

- Кэтрин, ты утверждаешь, что ученики Иисуса - его братья. Но в Евангелях рассказывается, что он пришел из Назарета, где жила семья, к Кинерету. И там среди рыбаков он нашел первых учеников.

-- Думаю, что ни он, ни его семья, никак не могли пребывать в Назарете по той простой причине, что такого города не существовало. Его придумали евангелисты.

- Что!? Ты смеешься!

- Если бы. Мне самой это название безумно нравится. Есть что-то в нем завораживающее. Но факт остается фактом: первое упоминание о Назарете имеется только в Новозаветной литературе, а археологические раскопки соотносят его появление ко 2-4 веку нашей эры.

- Подожди, он ведь он сам себя называл назаретянином!

- Нет, так его решил назвать евангелист Матфей, который пишет, что он "поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется".

-- Да, да, ты уже упоминала о его назорействе в связи чашей завета.

-- Я говорила о том, что как назорей он не имел право пить вина. Потому что "назирут" - это обет особой святости перед Богом, который заключает в себе некоторые условия, не имеющие, однако, никакого отношения к месту проживания. Большинство иудейских пророков были назореями, но никто из них не был родом или проживал в мифическом Назарете. По их предсказаниям и мессия должен был быть назореем. Мало того, Иоанн также был назореем, на что в самих новозаветных текстах есть прямое указание: ангел, оповестивший о зачатии Иоанна, предписал его отцу Захарии, что новорожденному "нельзя будет пить вина и сикера", то есть еще до рождения был решен вопрос о назорействе младенца. Такой обет был, видимо, одним из условий вступления в ессейскую общину. Отсюда, одно из самоназваний первой иудохристианской секты - назореи.

- Но, как же пещера в Назарете, где к Марии явился Ангел с известием, что она избрана для рождения сына от Святого Духа? Я был в Базилике, построенной над этим местом, и спускался смотреть...

-- Ага, там для наглядности даже доски лежат, подтверждающие, что это жилище плотника. Галилея -- местность гористая, таких пещер, куда можно положить плотницкие принадлежности, можно найти сколько угодно.

Видно было, как Максу тяжело дается расставание с привычным стереотипом, с тем, что всеми воспринимается как данность, как само собой разумеющееся. Однако, помолчав немного, он нашел в себе силы сказать:

-- Да, каждый верит в то, что хочет верить. И все же нелегко смириться с мыслью, что людям не дано знать, где был его родной дом?

-- Почему же? В Евангелиях написано все. Нужно просто складывать факты и анализировать.

-- И что же там можно прочитать по этому поводу?

-- Матфей повествует, что Иисус, "проходя близ моря Галилейского, увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы". А евангелист Иоанн разъясняет, что один из первых приверженцев Иисуса, Филипп, "был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром".

-- Про Петра все ясно. Это прозвище Шимона. А кто такой Андрей? Среди братьев Иисуса не упоминается человек с таким греческим именем.

-- Зато евангелисты среди братьев называют Иосифа. Если предположить, что Андрей, то есть "храбрый", прозвище Иосифа, по аналогии с греческим прозвищем его брата Шимона, то получается, семья проживала в небольшом галилейском городке, который на иврите называется Бейт-Цаида, что означает "дом или привал охотника". Евангелисты назвали его Вефсаида. Здесь, как и положено людям того времени, они жили в домах, а не в пещерах. Кстати, Вефсаида часто упоминается в текстах, как место приюта Иисуса после странствий.

-- Может быть, ты и права...

-- Обрати внимание, все события до прихода в Иерусалим происходят близ Галилейского моря, от которого Назарет территориально далек и не вписывается в географию событий.

-- Но Назарет не может быть искусственно вставленной деталью. Именно там, в родном городе, Иисус сказал "нет пророка в своем отечестве", в то время как в других местах, в городах у Кинерета, он нашел последователей.

-- Последователей чего, какой идеи? Новой религии? Он их нигде не мог найти, потому что никакой новой веры не создавал. Его не поддержали здесь, в родных местах на берегах Галилейского моря, как руководителя восстания. Поэтому пришлось идти в Иерусалим с горсткой приверженцев, а не во главе восставшей людской массы в ореоле Мессии. Отсюда столько горечи в словах, обращенных к отеческим местам.

- Тогда объясни, как рядом с Иисусом оказался Иуда из крайот? - Спросил меня Макс, тем самым еще раз подтверждая свои знания Израиля, где "крайотами" до сих пор называются пригороды Хайфы, так же находящейся на удалении от Кинерета.

- В текстах присутствуют несколько Иуд. Вполне возможно, один из них был родом из крайот; отсюда сложилось прозвище Искариот. Но к Первосвященнику пошел не он, а младший брат Иисуса -- Иуда.

-- Но как же так?!

-- Ты помнишь фразу Иисуса, обращенную к Иуде? На ней выстроена концепция предвиденья предательства Иуды: "Что делаешь, делай быстрее!" А если предположить, что он сам отослал брата к первосвященнику с таким необычным поручением.

- Но зачем, Кэтрин?! И потом, Иуда раскаялся в своем предательстве и даже вернул тридцать серебряников.

- Предать Учителя за столь мизерную плату?! Иуда носил кассу и, наверняка, располагал куда большей суммой. Если бы Иисус осуществил свой план захвата власти и установления царства божьего на земле, то Иуда распоряжался бы в нем финансами. Поэтому никакого ни явного, ни тайного мотива предательства у него не было.

-- Тогда почему он пошел на это?

-- Потому что получил приказ старшего брата и Учителя, но с его исполнением явно мешкал. Отсюда обращенная к нему фраза, так и оставшаяся непонятной ни близкому окружению, ни далеким последователям: "Что делаешь, делай быстрее!"

-- Но почему?!!

-- Почему медлил? Наверное, потому что сам до конца не понимал смысла приказа. А с другой стороны, предвидел, что все обвинения братьев и остальных сподвижников в предательстве лягут на него.

-- Нет, объясни, почему Иисус сам послал его к Первосвященнику?

-- Потому что зелотов схватили римляне, и теперь шла охота на руководителя восстания. Иисус посчитал, что если он попадет в руки Первосвященника, у него есть шанс остаться в живых. Но он не учел многих нюансов...

-- Каких? Ведь Пилат не хотел его казнить!

- Неужели, ты думаешь, на Пилата, грубого, жестокого, циничного вояку, ненавидевшего иудеев с их верой в единого Бога, ради которой они готовы были дружно умереть, унижавшего их при любом случае, вдруг снизошло просветление, и он проникся чувством милосердия к какому-то бородатому варвару, как называли евреев римляне?

- В Евангелиях написано, этой идеей прониклась его жена. То ли сон вещий увидела, то ли он ее от чего-то вылечил.

- Макс, давай будем реалистами до конца. Тебе что-нибудь известно, о чем разговаривают по утрам Королева Великобритании и ее муж? Мне тоже. Что обсуждалось в то утро в семье прокуратора, знал только он сам и его жена.

- Тогда ради чего он разыграл спектакль с умыванием рук?

- С одной стороны, время тянул. С другой, пытался натянуть на себя овечью шкуру. В каждой ситуации есть свои подводные камни. Иисус о них ничего не знал. Евангелисты тоже. А Пилат был хорошо осведомлен, что в Риме на него накопилось слишком много жалоб: о неоправданной жестокости, о казнях без суда и следствия, о казнокрадстве. А последние две, он сам знал, не останутся без внимания кесаря - разграбление казны Храма под предлогом строительства водопровода и последующим беспрецедентным по цинизму избиением протестующих иудеев. Сюда можно добавить и жестокую резню при разгоне толпы в Самарии. По подсчетам историков, за время его правления было казнено более двухсот пятидесяти тысяч иудеев. Да и с водопроводом, наверное, не все было чисто, не все денежки на его строительство были потрачены. Тогда тоже умели деньги "отмывать". Что в этой ситуации могло оправдать его действия? Только иудейский заговор, раскрытие какового развязало бы ему руки. И тут, о удача, к нему попадают заговорщики!

- Он получил козырную карту?

- Еще какую! У него оказался такой компромат на самого Первосвященника, о каком даже мечтать не мог.

-- При чем здесь Первосвященник?

-- Сейчас объясню. Представь сложившуюся ситуацию. Каяфа в курсе, что зреет мятеж. Иисуса ищут, об этом и пишут евангелисты - Первосвященник и книжники тайно хотят его арестовать. В пасхальный вечер Каяфа узнает, мятежники совершили убийство, что должно было послужить сигналом к восстанию. Но их схватили римляне, и Пилат разыскивает организатора. Вот тут счет пошел на минуты.

- Ты хочешь сказать, что Иисус сознательно сдался Первосвященнику, послав к нему Иуду? Зачем?!

-- Потому что знал, Первосвященник будет его судить строго в пределах Закона, что даст ему шанс защититься.

-- Но почему он так боялся римского суда?

-- Дело в том, что евангелисты пишут чистую правду о популярности Иисуса в народе. Косвенно они указывают и на его высокий духовный сан. Наверняка, он был хорошо знаком с духовной верхушкой. Иоанн упоминает некоего Никодима, "большого начальника между фарисеями", который ведет с Иисусом длительные беседы. Он неоднократно проповедовал в Храме, о чем сам говорит при аресте. Но истинная причина его популярности в том, что он - не просто авторитетный фарисей, а сын и внук известных бунтарей, и является продолжателем их оппозиционных взглядов. Для Рима он смутьян и разбойник. Ты понимаешь, под каким углом Пилат мог представить ситуацию Императору? Духовная иудейская знать во главе народного восстания против Рима! Это не дворцовый заговор!

- Зачем же Первосвященник искал свидетелей, если все было известно?

- Потому иудейское судопроизводство, строго регламентированное Торой, для признания вины требовало двух свидетелей с одинаковыми показаниями. А их не находилось. Поэтому Иисус ничего не оспаривал, отвечая на заданные ему вопросы утверждением: "Ты сказал". Или молчал. Ему-то законы известны не хуже остальных.

-- Он сдался Первосвященнику, потому что рассчитывал на презумпцию невиновности?

-- Это подтверждают подробно переданные Иоанном разговоры в ходе суда. В них все время муссируется тема -- Иисус часто выступал в синагогах и Храме, и ничего тайного не говорил. Но на его беду, такая позиция -- на руку Пилату, который без труда представит кесарю ситуацию в выгодном для себя свете. Каяфа был очень опытным царедворцем, продержавшимся более десяти лет на посту Первосвященника. Просчитывать шаги прокуратора для него было делом привычным. Но сейчас на карту было поставлено не только его положение. Возможно и жизнь, и не только его одного. Об этом знали и члены Синедриона, которые собрались в его доме в нарушение всех религиозных правил.

-- Что было бы, если Иисуса первым нашел Пилат?

-- Без сомнения, начался бы тотальный террор. А теперь представь, ночь на исходе, но лишить прокуратора главного козыря не удается. И вот тут Первосвященник, раздирая на себе одежды, призывая Господа, кричит: ты называешь себя Мессией?

- И он сделал роковое для него признание? В Евангелиях написано, что он признал себя сыном божьим...

-- Он признался в том, что выдавал себя за Мессию. Это равно тому, если бы в наши дни глава вооруженного переворота назвался законным президентом страны. Все разговоры о нем, как о "сыне божьем", поздние редакторские правки.

-- Но почему Пилат не хотел его казнить!

- Что ему было толку от казни смутьяна-одночки, которого к нему привел сам Первосвященник, если он мог уничтожить их всех? Он стал думать, как ему заполучить Иисуса живым, чтобы представить в Риме перед кесарем главным свидетелем и обвиняемым. Поэтому прикинулся белым и пушистым и предложил помиловать. Но ставки были слишком высоки...

- Кэтрин, почему для Пилата это было так важно? Разве он не нашел бы, как оправдаться в Риме?

- Время показало, что не нашел: очень скоро после описанных событий он был снят с должности, после чего его карьера закончилась. Но в тот момент на первое место вышли эмоции. Пойми, он их ненавидел, этих иудеев. Люто ненавидел. Он ненавидел их странную веру. Он - римлянин! Завоеватель и хозяин того, что завоевал! А эти варвары его презирают. Потому что, согласно их вере, они терпят его -- грязного язычника, посланного им Богом за их собственные прегрешения. Ох, он бы им показал, как строчить на него кляузы! Ох, как бы они у него поплясали перед тем, как их разопнут! Разве только эти? Будь его воля, всю Иудею заставил бы столбами с казненными.

- Они это понимали тоже? Поэтому стояли на своем? А Иисус догадывался, что происходит?

- Конечно. Но еще надеялся. Поэтому и отвечал прокуратору, что царство, о котором идет речь, "не от мира сего", и "что пришел он в этот мир свидетельствовать об истине".

- "Что есть истина?"

- Как правило, она конкретна, но до нее трудно докопаться.

- Но им действительно пожертвовали.

- Конечно. Отсюда и разговоры о нем, как о "безвинной" жертве. Но кто, на самом деле, в этом виноват? Иуда, на которого он сам взвалил роль предателя? Каяфа, который на тот момент предотвратил тысячи смертей? Пилат, исполнявший свой долг? Или он сам?

-- Кэтрин, а в чем его вина? Разве он не проповедовал добро и милосердие? Разве не просил у Бога о хлебе насущном и избавлении от долгов?

- Иными словами, мечтал о справедливости. Собственно, призывом к созданию справедливого общества, заветной теме пророков, пронизана ессейская молитва "Отче наш", которую ты пытаешься цитировать. Ее лаконичность при одновременной масштабности охвата всех еврейских проблем того времени оказалась близка Иисусу. Не просто так она звучит в Нагорной проповеди - программном его выступлении. Перво-наперво, в ней есть призыв к установлению царства божьего на земле, где народ под властью Закона будет сыт и освобожден от бремени налогов, тотально его разоряющих. А когда такое возможно? Когда страна будет очищена от иностранных завоевателей. Вторая проблема - власть жрецов, засевших в Храме, доме Божьем, где они формально служат Отцу небесному, требуя от других то, чего сами не исполняют, то есть являются теми самыми "лукавыми".

-- Но чем плохи его требования?! Разве за это Бог наказывает?

-- Справедливость сама по себе не случается, за нее надо бороться. Он это хорошо понимал, поэтому говорил: "От дней Иоанна Крестителя до ныне Царствие Небесное силою берется". И тут все зависит от количества негатива, вложенного в мысли и поступки, свершаемые во имя высокой цели.

-- Какого негатива? Христианство считает его безгрешным!..

-- Если бы он был безгрешен, то не закончил бы свою жизнь так трагически печально.

-- И в чем его грех?

-- Разве может "агнец божий" декларировать, что "не мир пришел принести, но меч"? Это слова бунтаря, революционера. Как в любой революции, которых до него и после было великое множество, положительная энергетика основной идеи перекрывается негативом исполнения. Именно поэтому "каждая революция пожирает своих детей".

- Ты хочешь сказать, что он был революционером в прямом смысле? Как правило, все революционеры заканчивают плохо. Именно поэтому его ждал такой финал?

-- Он не был мямлей, рохлей, человеком не от мира сего, всепрощенцем, подставляющим вторую щеку для битья, каким его пытаются изобразить. Он три года последовательно строил сильную, монолитную, преданную ему организацию, где жестко регламентировал отношения: "Кто любит отца или мать, нежели меня, не достоин меня". От сподвижников требовал отсечение всяких родственных чувств: "враги человеку - домашние его". Себе не давал поблажки, объявляя, что у него нет другой семьи, кроме общины. Именно о ней он говорил "Вот матерь моя!", отказываясь повидаться с родственниками, пришедшими навестить его. Такое отношение к себе оправдывало его поведение по отношению к другим: "Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее".

-- Да уж хорошего в этом мало! Фанатизм какой-то...

-- У революционеров по-другому не бывает. С кармической точки зрения, карма революционеров настолько переполняется энергетикой, требующей быстрой отработки, что развязка наступает очень скоро. А он, к сожалению, свою карму значительно переполнил. Тебя никогда не смущало, сколько в Евангелиях звучит ругательств и бранных слов, произнесенных им? "Змеи", "порождения ехидны", "род неверный и прелюбодейный"?

-- Он обвинял фарисеев во лжи...

-- Какой лжи?! Они не признали его Мессией, потому что он не был из рода Давида. Но это было правдой. Иначе бы под его знамена встал весь народ и первыми фарисеи. Его, как претендента на роль Мессии, просят показать знамение, а он в ответ сыплет обвинениями в адрес оппонентов. А сколько угроз вроде того, что "всякое дерево, не приносящее доброго, срубают и бросают в огонь"? Ты представляешь, сколько в них вложено негативной энергии?!

- Ты имеешь в виду ненависть?! Но это относилось к недругам.

- А как же "возлюби врага своего"? Разве можно проповедовать одно, а творить другое?

-- Ты считаешь, что он правильно призывал к любви и благословлению врагов?

-- Конечно. Мы уже говорили о главной идее иудаизма: все в этом мире сотворено Богом, поэтому все, что дано человеку Богом нужно любить. Любой враг - это орудие в руках Бога для указания человеку на его недостатки, прегрешения. Поэтому врага нужно любить.

-- Все это очень сложно. С одной стороны, "не убивай". С другой, "око за око". С третьей, люби врага своего, как орудие Бога.

-- Иудаизм не зря называют религией для взрослых. Он сложен не только для исполнения, но и для понимания. Большинство его идей направлено на получения ответа на самый главный вопрос, почему с людьми случаются несчастья?

-- Да, я понял, враг дается Богом для осознания своих собственных проступков, поэтому Иисус все время говорит евреям об их грехах. Но нигде он внятно не называет римлян орудием наказания.

-- Говорить так - открыто выступать против власти. У него перед глазами пример Иоанна с его открытыми призывами к войне. Не случайно, вначале своей деятельности Иисус просит людей, с которыми контактирует, скрывать то, о чем они говорили. Но потом находит выход в притчах.

-- Точно. К концу жизни он ими так и сыплет.

-- Возьмем притчу о винограднике. Ее сюжет прост: арендаторы убили слуг хозяина и его сына, наследника. После чего делается вывод, что придет хозяин и предаст виноградарей смерти.

-- Мне всегда был непонятен ее смысл. С одной стороны, все ясно - так поступить требует справедливость. Но почему так советует поступить он, требовавший любить врагов?

- Лоза в иудейской традиции всегда ассоциируется с Торой, виноградник - конечно же, родина. И сегодня изображение лозы, наряду с "Щитом Давида", является отличительным знаком Израиля. Подлые арендаторы - римляне, которые захватили Иудею, и Ирод, которому римляне позволили уничтожить законных наследников трона - Хасмонеев.

-- А кто хозяин, который наведет порядок?

-- Мессия, предсказанный пророками помазанник на иудейский престол, наделенный Богом широкими полномочиями по уничтожению врагов: "после жатвы плевелы будут собраны и преданы огню..."

-- Страшновато... А может быть, ему приписали, не понимая того, что делают?

- А зачем? Скорее, оставили по недомыслию. Слишком уж много было подобного сказано. Обрати внимание, что ко времени последнего прихода в Иерусалим он полностью переходит на позиции зелотов, и все свои силы направляет на установление земного "царства небесного" насильственным путем: "Огонь пришел низвесть я на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!"

- Огонь - это война?

- Восстание, после которого "первые станут последними, и последние первыми". Это квинтэссенция всех революций. Как видишь, все было - и призывы, и действия. Нагорная проповедь - это не только комментарий Торы, но программа реальных действий: "блаженны нищие, ибо ваше Царство Божие", "горе вам, богатые, ибо вы уже получили свое утешение", "блаженны кроткие, ибо они наследуют землю". Ну, и так далее. "Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою?" Это он про свой многострадальный народ. Ради его свободы и объявляет себя Мессией, но до поры до времени запрещает ученикам об этом болтать лишнее.

-- Мне всегда казалось, что все свои поступки он осуществляет интуитивно, из милосердия, из человеколюбия, а ты говоришь о "программе действий"...

-- В отличие от тебя, мне уже на школьной скамье "вдалбливали" знания о революционном учении, взаимоотношениях революционеров с разными социальными группами, методах борьбы, важности лозунгов. Вот и в Евангелиях без труда можно выделить декларации Иисуса об отношении к различным категориям людей. От приверженцев он требует безусловного подчинения, а после победы обещает земные блага. Лозунг отношения к врагам - "кто не со мной, тот против меня". К союзникам - "кто не против нас, тот за нас". Когда решился на открытое выступление, то и рекомендации другие: "Что говорю в темноте, говорите при свете". А чего стоят его слова: "продавайте одежду, покупайте мечи"?!

-- Когда-то в юности меня поразили его слова, по-русски, кажется, так: "Пусть мертвые сами хоронят своих мертвецов". И это сказал человек, проповедующий любовь, милосердие и уважение, в ответ на просьбу своего ученика задержаться, чтобы похоронить отца!..

- Все, кто не участвовал в его движении, были для него мертвы.

-- Сурово! И все же, почему его ожидал такой печальный финал?

-- Если говорить с земных позиций, то он не учел самого главного: революционная ситуация еще не созрела, он слишком поспешил. С кармической точки зрения, по другому не могло произойти.

-- Почему?

-- Давай сравним Иисуса с другим человеком, жившим на пятьсот лет раньше, и которого последователи также сделали богом. Я говорю о Будде. Он прожил долгую и плодотворную жизнь, успев создать достаточно стройное учение, и умер в почете. В его взглядах не было никаких призывов к насилию, ненависти и уничтожению врагов. И буддизм в отличие от христианства получился очень миролюбивой религией.

-- Выходит, своей смертью он заплатил за свои собственные ошибки?

-- Его жизнь и смерть -- наглядный пример того, как работают законы кармы, исключений не бывает ни для кого. Более того, в одном из своих столкновений с фарисеями, он им обещает, что каждому воздастся в день божьего суда.

-- Кэтрин, ты считаешь, что ему воздалось вот таким трагическим образом?

-- В Библии есть рассказ об Иудейском царе Иезекии, который жил за семь веков до Иисуса, и которого без всяких натяжек можно считать Мессией, ибо являясь прямым потомком Давида, он выполнил все обязанности, возложенные пророками на Помазанника. С одной стороны, он принес мир своему народу и процветание, с другой, воевал за его интересы. Но самое главное деяние Мессии - соблюдение Торы. Иезекия не просто боролся с идолами, а провел грандиозную реформу, позволившую позже сделать иудаизм государственной религией. Так вот, когда он тяжело заболел, и даже пророк Исайя считал, что дни его сочтены, Иезекия обратился с молитвой к Богу, и тот даровал ему не только выздоровление, но еще пятнадцать лет жизни.

-- Ты хочешь сказать, что дела Иезекии были Богу угодны, а Иисус за свои поплатился?! Бог не внял его молитвам?

-- Не нужно приписывать Богу желание или нежелание помочь. Бог - всего лишь гарант законов, согласно которым вершатся судьбы людей. Каждому человеку дается возможность осуществить свой выбор. Реальная жизнь человека является показателем правильности сделанного им выбора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Сконвертировано и опубликовано на http://SamoLit.com/

Рейтинг@Mail.ru