Исаия 36:1-7:
«1 И было в четырнадцатый год царя Езекии, пошел Сеннахирим, царь Ассирийский, против всех укрепленных городов Иудеи и взял их.
2 И послал царь Ассирийский из Лахиса в Иерусалим к царю Езекии Рабсака с большим войском; и он остановился у водопровода верхнего пруда на дороге поля белильничьего.
3 И вышел к нему Елиаким, сын Хелкиин, начальник дворца, и Севна писец, и Иоах, сын Асафов, дееписатель.
4 И сказал им Рабсак: скажите Езекии: так говорит царь великий, царь Ассирийский: что это за упование, на которое ты уповаешь?
5 Я думаю, что это одни пустые слова, а для войны нужны совет и сила: итак на кого ты уповаешь, что отложился от меня?
6 Вот, ты думаешь опереться на Египет, на эту трость надломленную, которая, если кто опрется на нее, войдет тому в руку и проколет ее! Таков фараон, царь Египетский, для всех уповающих на него.
7 А если скажешь мне: «на Господа, Бога нашего мы уповаем», то на того ли, которого высоты и жертвенники отменил Езекия и сказал Иуде и Иерусалиму: «пред сим только жертвенником поклоняйтесь»?»
Вкратце дополню то, что мы уже прочитали, чтобы стало понятнее. Итак...
Израиль за упорное отступничество попадает под оккупацию Ассирии. Царь Сеннахирим подчиняет себе Израиль, делая его данником Ассирийского царства. Дань, налагаемая на Израиль, исключительно тяжела! Доходит до того, что Езекия снимает все золото с двери храма и дворцовых столбов – славу царей и священников Израиля, и отдает в уплату дани. Та же участь постигает и многие драгоценные вещи при дворе царя Езекии.
Тяжела расплата за грехи! Пока народ поклонялся Богу истинному, он благоденствовал! Но теперь каждый мог сказать: «Согрешили мы, зато отяжелела рука Господа над нами». Хотя даже сейчас не все об этом призадумались и обратились! Теперь непосильное бремя чужих богов было налицо!
Царь Езекия решает отложиться от царя Ассирии, которая завоевала Израиль. Первоначально в этом Израиль рассчитывал на помощь Египта. Однако очень скоро он убедился, что это не более, чем химера!
Езекия попадает в исключительно тяжелое положение! Ассирийский царь посылает к Иерусалиму войска и блокирует город на стратегическом направлении, отрезав его от всех точек снабжения! Самое тяжелое в этом то (и это заведомо мучительное поражение), что Ассирийская армия перекрывает водопровод в город. Без воды падение Иерусалима неизбежно! Перенеситесь мысленно в осаждаемый город! Продовольствие панически расхватывается, и его все равно не хватит. Люди посматривают даже на голубиный помет, на случай голода! Воды почти нет. И надежды, в общем-то, нет. Население и защитники страдают от страха, голода, утомления и жажды!
Первые лица государства получают в этот момент предложение о сдаче, а потом и о сделке: «Не слушайте Езекии. Ибо так говорит царь Ассирийский: примиритесь со мною и выйдите ко мне, и пусть каждый ест плоды виноградной лозы своей и смоковницы своей, и пусть каждый пьёт воду из своего колодезя, пока я не приду и не возьму вас в землю такую же, как и ваша земля, в землю хлеба и вина, в землю плодов и виноградников, в землю масличных дерев и мёда, и будете жить, и не умрёте. Не слушайте же Езекии, который обольщает вас, говоря: «Господь спасёт нас» (4 Цар. 18:31-32).
Это послание озвучивает посол Ассирийского царя Рабсак. Об этом сохранились довольно подробные расшифровки клинописей Ассирийской дипломатическлй службы! Имя Рабсак, на ассирийском сленге означает «Пьяный посол». Обычно этот человек был посылаем к противнику, которого нужно было максимально унизить, высмеять и оскорбить! Именно в форме издевки и разговаривал с израильтянами Рабсак в момент переговоров. Он высмеивал упование народа Божьего, унижал личность Езекии, вел себя дерзко и вальяжно.
Примерно в это же время Езекия получает письмо, подписанное самим царем Сеннахиримом. Суть письма: «Брось тобой затеянное! Что это за упование, на которое ты уповаешь? Сдавайся! Твой Бог тебе не поможет!». Там было еще написано: «Прекрати сопротивление! Разве не твой Бог привел мою армию сюда?! В общем, ты проиграл, сдавайся!» Письмо, полученное Езекией, царём Иудейским, как уже было сказано, было подписано Сеннахиримом, царём Ассирии. Имя Сеннахирим означает «бог луны, умножающий братьев». Его символ – рогатый бог Нинурта, символ бога этого мира, который замыслил создать себе обширное братство ненавидящих Бога Израиля.
Мы упустим важный момент для размышления, если не отметим еще один факт.
Писание говорит, что иудейский царь Езекия был благочестивым мужем: «И делал он угодное в очах Господних... Он отменил высоты, разбил статуи, срубил дубравы... На Господа, Бога Израилева, уповал он; и такого, как он, не было между всеми царями Иудейскими и после него и прежде него. И прилепился он к Господу, и не отступал от Него, и соблюдал заповеди Его, какие заповедал Господь Моисею. И был Господь с ним везде, куда он ни ходил, поступал он благоразумно» (4 Цар. 18:3-7).
Вот почему «сын бога луны» выступил на самом деле! Чтобы уничтожить Езекию! Именно эта причина, а не наведение порядка захватчиком, была самой основной! Речь посла, как и письмо, в первую очередь выказывали дерзость в адрес Бога Израиля, Которого исповедывал царь Езекия и которого эти нечестивые пытались поставить в один ряд с идолами, чтобы унизить!
Однако в этом и состоял конфликт: если бы царь Езекия и его народ платили дань, по сути, сыну дьявола, их бы не трогали. У них бы не было никакого противоборства, никакой войны. Но Езекия в своей основе желал бы покончить с ненавистным гнетом «сына бога луны». Он хотел положить конец политике умиротворения и поэтому попал в тяжелые обстоятельства! Вот тогда-то в довесок и получил он это письмо! Письмо от дьявола!
Итак, Езекия стоит посреди хаоса, нападения, страха, стоит, окруженный князьями, видит женщин, в страхе прижимающих к себе своих детей. Народ в городе изнывает. Когда-то это был народ-победитель. Легендарный народ Бога! А теперь их речь глуха от страха, голода, жажды и унижения! Вода заканчивается, хлеб и оружие тоже на счету. Езекия стоит посреди бедствия и войны, и держит в руках письмо! А в письме написано: «Что это за упование, на которое ты уповаешь?! Сдавайся!». Что делать? Опустить руки и сдаться? А может, бежать через подземный ход к окраине? Там ждут лошади и проводник, потом финикийский корабль... Бежать пока в Египет? А потом, оправившись, вернуться и отбить город?! Разные мысли!
Езекия поступает по-другому! Он идет в храм Божий! В этот момент, наверное, он ловит на себе взгляды всех! На него смотрят. Он чувствует взгляд своего окружения и, наверное, ощущает их мысли внутри себя: «Наш царь помутился в разуме!» Да сейчас разве время? Надо в арсенал идти, посчитать оружие, воду регламентировать. К народу воззвать. Совет надо срочно собрать, письмо рассмотреть, решение принять, ответ написать, это же правительственная переписка все же! И вообще решать, что теперь дальше делать!? А он разодрал царские одежды и сейчас идет в храм! Он проходит в двери дома Господня, с которых недавно сняли все золото и заплатили дань. На дверях остались следы от гвоздей, державших листы драгоценного металла – символа былой славы Израиля. Наверное, это момент отчаяния! А дальше, в храме, происходит еще более неожиданное. Царь не созывает священников, не назначает собрание, не бросается перед жертвенником и не приносит жертву. Что он делает? Он разворачивает письмо в храме! Показывает его... Но в храме пусто! Это для кого-то пусто! Езекия видит невидимое, он разворачивает письмо пред лицом Господа и говорит примерно следующее: «Смотри, Владыка! Читай! Они оскорбляют твое величие!». Бог прочитал это письмо!
«И взял Езекия письмо из руки послов, и прочитал его, и пошел в дом Господень, и развернул его Езекия пред лицем Господним» (Ис. 37:14).
«И послал Исаия, сын Амосов, к Езекии сказать: так говорит Господь, Бог Израилев: то, о чем ты молился Мне против Сеннахирима, царя Ассирийского, Я услышал. Вот слово, которое изрёк Господь о нём: презрит тебя, посмеётся над тобою девствующая дочь Сиона; вслед тебя покачает головою дочь Иерусалима... И на кого ты возвысил голос, и поднял так высоко глаза свои? На Святого Израилева» (4 Цар. 19:19-22).
Следующее утро было для врага ужасным! «И случилось в ту ночь: пошел Ангел Господень, и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч. И встали поутру, и вот все тела мертвые» (4 Цар.19:35). Через некоторое время царь Ассирии также печально закончил свое правление. Бог прочел письмо!
Это была история Священного Писания. Нас от этих событий отдаляют 2 тысячи 700 лет! Какой же вывод из нее мы могли бы сделать для себя в нашем времени?
Это очень глубокая, символичная история. Каждый верующий в Бога человек в своей жизни не один раз слышит насмешливый и вальяжный голос посланников преисподней, высмеивающих и подвергающих сомнениям и обвинениям его упование, и получает письма от дьявола, подобные тому, которое получил благочестивый Езекия. Эти письма приходят, и с этим нельзя ничего сделать! Письма, в которых написано примерно следующее: «Вот ты уже много лет идешь за Господом. И что ты получил взамен?...» Ну, и что, что там это написано?! Находишься ли ты прямо сейчас в беде, действительно глубокой беде? Не сказал ли тебе голос врага, что Бог не собирается спасать тебя, что твоя вера слишком слаба и дело твоё безнадёжно? Возможно, ты в настоящее время безработный, и твои долги медленно накапливаются. Ты напуган, потому что всё выглядит безнадёжно. Ты слышишь смех посла: «Видишь – несмотря на всю твою любовь к Иисусу, разрыв с миром, добрые дела и упование на Бога, это не помогает! Ты обречён! Ты идёшь к концу – сломленный, преследуемый кредиторами, насмешками подталкиваемый к падению, а может, и к самоубийству”.
Может быть еще и другое письмо. Свидетельство о разводе, полученное тобой: «Читай, неудачник! Что пользы служить Богу и отвергать себя? Это не спасло твой брак. Это всё твоя вина. Можно было не допустить этого. Неудачник! Оставь всё это!»
Или ты получил письмо от дьявола, где в приложении – увольнительный листок с работы и слова начальника: «Мы предлагаем вам сокращение…» А дальше приписка: «Так вот что ты получил, следуя за Иисусом! Увольнение! Никому ты не нужен. Ты слишком стар, ты плохой работник и твое сокращение – неизбежность!. Ты идёшь ко дну, ты всё потеряешь. Тебе нечем будет платить за квартиру или содержать семью. Ты у финиша!»
А может, ты получил письмо – выписку из клинического обследования?! Там чёрным по белому написано: «У тебя Рак! Туберкулёз! Катаракта! Киста! Это безнадёжно!» И каллиграфическим почерком падшего ангела приписано в письме к тебе: «Итак, ты веришь, что Иисус исцеляет, не так ли? Ну, где же Он теперь? Почему ты должен страдать? Ты отдал Ему всё – и что же? Он не дал тебе взамен ничего, кроме унижения и страдания.»
Ты получил письмо от собственной жены: «Не зарабатываешь! Ты неудачник! Да вон Коля лучше тебя и Вася, вон, на машине ездит! А ты неудачник, не умеешь крутиться!»
Ты получила письмо от любимого человека: «Извини, я вынужден тебя предать. Прости, так получилось, нам нужно расстаться…»
А вот к тебе пришло письмо из милиции или прокуратуры: «Мы посадим тебя! Что это за упование на которое ты уповаешь?». И люди читают, читают и перечитывают эти письма, унывают, падают, плачут, приходят в унижающий и сковывающий их страх! Люди опускают руки и не знают что делать? Сдаться? Где искать помощи? И темнеет в глазах, и письмо падает из рук на пол. Письмо от дьявола!
Подними письмо! Встань! Подними письмо, адресованное тебе! Что ж ты так быстро сдаешься, как наемник?! Ты – сын царя! Ты – дочь царя! Встань, подними письмо! Там написано страшное для тебя, и вокруг тебя мрак, грех, твои ошибки, грязь, сплетни, плен, осада, предательство. И тебя душат обида, горечь и страх! Тебе написали: «Сдайся! Глупец, сдавайся!». Встань, подними письмо! Иди в храм, к Богу! Разверни перед Ним письмо. Письмо из милиции, от жены, от любимого человека... От того, кто предал тебя... Разверни заключение клиники! Не надо писать ответ, не надо разбираться. Все письма должны быть написаны, все слова должны быть сказаны. Ты должен был получить это! Подними письмо и иди к Богу! Пусть Он прочтет! Многие годами сидят в темноте и в унижении, и перечитывают, перечитывают эти письма.
Тебе нашептывают через твой внутренний голос, что за всеми твоими бедами стоит Бог. Посол Ассирии заявил: «Господь сказал мне: «пойди на землю сию, и разори её» (4 Цар. 18:25). Тьма попытается убедить тебя в том, что Бог сводит с тобою счёты, что Он гневается на тебя. Это ложь! Тебя склоняют поверить, что Бог оставил тебя и предал печалям и невзгодам. Не верь этому, ты не идёшь ко дну! Просто ты испытываешь нападение, подвергаясь огненному шквалу вражеской лжи, потому что ты положил в своём сердце уповать на Господа. Они пытаются разрушить твою веру в Бога.
Голос нашептывает: «Нет никакой необходимости, чтобы ты был никем или страдал незаслуженно. Просто сойди со своих узких путей, по которым ты идёшь, как затянутый ремнями, – и всё устроится! Сойди с пути, и все образуется! Появятся и деньги, сколько тебе нужно, зерно, масло, вино. Больше никаких долгов, не надо больше сводить концы с концами”.
Этот голос будет звучать без перерыва, монотонно, методично приводя аргументы и игнорируя факты! Все свои дела ты будешь делать под аккомпанемент этого голоса, и даже твой сон будет на фоне его монотонной музыки убеждения. Только нужно помнить одну деталь, ну почти совсем несущественную – если ты примешь эту ложь дьявола, с этого момента ты будешь рабом! Там нет никакой земли, вина, масла или обещанного им рая. В ту минуту, когда ты выйдешь к нему, он набросит цепь на твою шею. Ты никогда не получишь того, на что ты рассчитывал. Вместо этого ты получишь кнут и цепи, нарушенные обещания и отчаяние. В качестве друга ты получишь надсмотрщика. Хорошая вода, которую он обещал тебе, в действительности – муть. И тот блеск, о котором столько людей сходит с ума, на самом деле – пластмассовый рай и всего лишь плоть, естество которой прикрыто запахом духов! Ты не будешь иметь свободу! Вместо этого ты будешь жить в полнейшем унижении! Не слушай никого, иди к Богу! Пусть Он прочитает! Пусть ответ будет за Ним, а не за тобой!
Там же, в книге пророка Исаии, в которой рассказывается эта история, записано одно удивительное символическое пророчество: «И вот тебе, Езекия, знамение: ешьте в этот год выросшее от упавшего зерна, и на другой год – самородное; а на третий год сейте и жните, и садите виноградные сады и ешьте плоды их» (Ис.37:30).
Бог дает его почти павшему народу, который на черте между пленом и уничтожением! Но, так как это пророчество пережило годы, то и сегодня также может помочь многим из тех, кто проходит долину унижения. Этот год для тебя страшный, трудный. Канцелярия врага заваливает тебя письмами, где тебя извещают об очередной проблеме, новой беде! Новые угрозы! Весть идет за вестью, и кажется, что весь мир, все обстоятельства против тебя. Ты выбился из сил и средств, пытаясь отвечать на происходящее. Ты просто захлебываешься! Ты ешь в этот год почти, как бездомный, торопливо, в большом огорчении и тревоге! В буквальном смысле «от упавшего зерна»! А что дальше? А дальше – второй год! Стало еще хуже. Уже и упавшего нет! Только, если найдется «самородное» ! И враг снова пишет тебе письма, изощренные, безупречные в стилистике: «Сдайся!Это конец!» Не обольщай себя, Бог оставил тебя! Ты все еще веришь?»
Но пророчество снова говорит почти павшему, почти уничтоженному: «В третий год сей и жни!», все будет хорошо! Не сдавайся! Может, под гнетом обстоятельств тебе покажется, что Бог просто ушел из твоей жизни. Это неправда! В любых обстоятельствах Бог всегда рядом! На пути еще будут противостоять орды бесов, горы, дороги и войны, пережить которые будет казаться невозможным, но невозможное возможно Богу. Все преодолимо. Силы Неба идут рядом! Может, пройдет 21 день и придет избавление, а может, пройдет 21 год, каждую секунду из которых ты будешь слышать насмешливый монотонный голос врага. Но избавление все равно придет!
До наших дней сохранилась одна средневековая притча. Один верующий встретился с Господом, и попросил Христа показать ему пути, по которым он прошел. И Господь показал ему одну очень узкую дорогу, на которой были видны следы двух человек.
– Видишь, – сказал Господь, – по этой дороге мы шли вдвоем, Я не оставлял тебя ни на минуту, иначе бы ты не прошел здесь!
Потом Бог показал верующему извилистую горную тропинку над пропастью. И здесь были следы двоих! Потом Господь показал ему заснеженную пустыню, и вот на снегу следы только одного! Верующий увидел это и обиделся!
– Я вспомнил! – сказал верующий. – Это была очень трудная зима в моей жизни! И Тебя рядом не было. Ты просто оставил меня, наверное, в качестве испытания, которое я прошел с честью! Вот и следы одни на снегу...Я так и думал!
– Нет! – сказал ему Господь. – Это не твои, а Мои следы на снегу! Я нес тебя на руках. Ты вообще тогда не мог больше идти!
Выдуманная средневековая притча! Но смысл в нее заложен глубокий.
Когда в жизнь пришли неблагополучные обстоятельства, и пришло очередное письмо, и там, на странице, нет белого пятнышка, оставшегося от обвинений, насмешек и угроз, то не сиди в обнимку с этим письмом во тьме страха и мучения! Написано, и это обетование не может измениться: Бог «оживил (нас) вместе с Ним, простив нам все грехи, истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту» (Кол.2:13,14). Иди к Богу, иди ко кресту и прибей это письмо от дьявола к перекладине, на которой страдал Господь!
Через годы и реку времени звучат все те же слова и обетования Божьи: «Не бойся, ибо Я – с тобою» (Ис.41:10) и «не оставлю тебя и не покину тебя» (Евр.13:5).
Нужно помнить и верить! Надежда существует, и она не постыжает. Никакие письма, никакие обстоятельства никогда не утопят тебя, если жива эта вера, вера в Того, обещания Которого никогда не изменятся, и его любовь к тебе тоже! Встань! Подними страшное письмо своей жизни и иди к Богу! Пусть Он прочтет!
Сконвертировано и опубликовано на http://SamoLit.com/