Сага о богатом юноше

 

 

Эту историю записали трое из четырех Евангелистов. Три свидетельства. Значит, это достаточно важно, если драгоценное место истины занимается несколько раз! Или, вернее, значит это очень важно!

Евангелие от Матфея 19:16-24
«16 И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? 17 Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь [вечную], соблюди заповеди. 18 Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; 19 почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. 20 Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? 21 Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. 22 Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. 23 Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; 24 и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие»

Если нам хочется детально просмотреть всю эту историю, то, конечно, нужно прочитать все три свидетельства, потому что каждое из них содержит дополнительную информацию, главным образом, о том богатом юноше, о котором пойдет речь. Итак, переходим к теме.

 

Кто этот некто или, вернее, молодой человек? Это молодой иудей, начальствующий в своем народе. Молодой человек не бедный, достаточно обеспеченный. Он – хозяин имения, имеющий хорошую репутацию среди людей. Он вежливый, культурный. Что, в принципе, еще нужно? В этом мире у него есть все, что нужно в его времени. Здоровье, деньги, имущество, традиция, освященная религиозным институтом общества и истинная религия. Все это совершенно без намека на сарказм, потому что все перечисленное вполне соответствует действительности. Этот юноша не исповедовал культ Ваала или Мардука, он не воздавал почести гению Римского императора, не употреблял свинину, конину, зайчатину и крольчатину... Он исповедовал религию Авраама, Исаака и Иакова. Ему не чужда была синагога, он хотя бы раз в год предстоял в величественных стенах храма, а скорее всего, три раза в год и, наверное (надо до конца быть справедливым к этому человеку), много чего хорошего, в принципе, сделал уже в этой жизни. Что можно о нем сказать еще? Все перечисленное у него было, все ему принадлежало, и он был одним из сотен благополучных. Но, несмотря на все это, была одна деталь, которая на самом деле ему не принадлежала до конца. Это была его совесть. Среди сотен благополучных, кстати, она сохранилась не у всех, но у него она осталась и поэтому она подсказывала ему (хоть и очень смутно): «С тобой не все в порядке!» В чем был этот непорядок? У него не было жизни вечной!

«Господи, как же так? Молюсь, пощусь три раза в неделю, даю десятину с руты и мяты даже! Не сплетничаю о своих ближних, старцы меня хвалят, не нахвалятся, я не саддукей какой-нибудь, отступник! И вообще, если я начальствующий и раз я член синагоги, почему что-то должно быть во мне не хорошо?» Но совесть подсказывала ему, что это так! «Но как же так? Где правда? Что же еще тогда нужно сделать? Отцы мои ели манну, крестились в Чермном море, не были рабами никому никогда, и отец мой – Авраам. Значит, мои учителя не все мне рассказали? Тогда я пойду к другому учителю, к доброму и благому!»

И он нашел такого Учителя, который на его вопрос сразу предложил ему выполнить некоторые условия. Юноша с готовностью напряг слух. Наверное, сейчас учитель предложит ему личный уникальный курс постижения пути к жизни вечной, конечно же, бесплатно, ну, почти… Или предложит сейчас ему поездку и обучение в заграничной библейской школе где-нибудь в Александрии или Гелиополе! Ну, что ж, отлично, деньги есть, синагога справку о хорошем поведении выдаст без проблем. Там, в библейской школе меня научат, как войти в жизнь вечную! А может, учитель просто и скромно сейчас предложит редкий труд в 1500 страниц и попросит деньги, конечно же, только за типографские услуги, так я смогу купить!

 

Но Иисус сказал ему вместо всего этого:

– Ты знаешь заповеди? Не кради, не лжесвидетельствуй, не убивай, почитай отца и мать…
– Ах, это… И это все? А я думал, что-то еще... Все это у меня есть.
– Если это все у тебя есть, то почему тогда ты просыпаешься по ночам, смотришь на далекое звездное небо и внутри нет покоя? Тебе так хочется быть там, но лестницы в небо нет! – Учитель говорит так просто, разве трудно что-то здесь понять? – Хочешь наследовать Небо? Ты действительно можешь его наследовать и даже больше. Все, что было создано в этом мире и других мирах, все для тебя! Но Небо выше Земли, и оно для совершенных. Ничто нечистое не войдет туда. И если что-то встает на пути между ним и тобой, нужно оставить то, что мешает! Что может быть ценнее вечности? Но что нужно оставить? Имение.

 

Но почему имение? Разве это плохо? Нет, не плохо. И вообще, имение здесь ни при чем. Все дело в нашем юноше, который ценил имение выше вечности и отношений с Богом! Все это время ему льстили, когда говорили, что все в этом мире просто. Пройдет эта жизнь и следующая придет, как само собой разумеющееся. И вся школа обьясняла это, как само собой разумеющееся!

 

Но совесть – упрямая вещь! Она задает неудобные вопросы. А вдруг жизнь вечная с чем-то несовместима? Может быть такое? А вдруг эта самая жизнь приобретается только неким усилием? Нужно сделать какой-то шаг навстречу? Какой? Имение! Оно здесь ни при чем. У каждого свое имение. Кто-то коллекционирует мыло, кто-то знаменитый поп-музыкант, кто-то живет футболом. Все хорошо, одного только не достает и тому, и другому, и третьему – сможешь оставить это и пойти за Христом? Сколько их, кто сказал: «Я не смогу, это выше меня, выше моих сил!» «Хочешь быть совершенным? Пойди, продай имение свое, раздай нищим и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, последуй за Мной! Куда Я иду, ты не сможешь прийти сам, и если здесь останешься, что тебя ждет на самом деле?»

 

Амфоры, порфир, мрамор, чудесный, напоенный ароматом сад, милые безделушки на крышке камина. Это все продать? Это все поменять на сокровище на небесах? Стать рядовым без имущества? Поменять положение в обществе в обмен на пустое небо, далекие звезды и жизнь вечную? Почему Он потребовал именно это? Мысли, наверное, одна за другой проносились в голове юноши. Где в Священном Писании написано, что имущество – это плохо? Все старейшины в синагоге – богатые люди. Их Господь благословляет, поэтому они и богаты! И что же, по словам Учителя все эти достойные респектабельные люди идут в ад? Какое странное учение!

 

И отошел юноша от Христа в печали. Куда он вернулся? Назад! Но он ведь знает, что там нет жизни вечной! Куда он ушел? Нет, нет, он никуда не ушел. Он остался иудеем, остался верующим, начальствующим, культурным, востребованным, богатым… Он не перестал ходить в синагогу и слышать одобрение от тех, кто ее также посещает. Но он ушел от жизни! «Все это сохранил я от юности своей». Да, это правда – ты сохранил это в религиозном музее, в холодильнике, но к чему? А почему же ты все-таки приходил? Совесть – упрямая штука. Значит, с твоей религией не все в порядке.

 

Есть один момент, который едва заметен, хотя с какого угла посмотреть. Христос обратился к юноше почему-то начиная с пятой по счету заповеди. Интересно, почему кого не спросишь, все начинают цитировать десятословие почему-то с середины? Христос не спросил его о первой заповеди – «Я Господь, да не будет у тебя других богов». Это первая! Потом еще впереди – «Не делай себе кумира, не произноси имени Господа напрасно, наблюдай день субботний»…, и только потом идут те заповеди, которые юноша сохранил от юности своей! А где же остальные? А ларчик, как всегда просто открывается. Пять первых были в пренебрежении. Господом юноши не являлся Бог! Кумир налицо – имение! Напрасно произнесенное имя Господа? Вот Он стоит перед тобой, почему же ты не бросишь все ради Него и не пойдешь за Ним? Почему же так? На самом деле, страшная правда, – Бога уже давно нет в твоей жизни, твоя религия – это традиция, просто кукольный театр, длинная одежда, благообразие внешнее и марионеточные ниточки за рукавами.

 

Совесть – упрямая штука. Она приходит по ночам, показывая взору далекое звездное небо. И кто-то в него не войдет, хотя все было для него там! Потому что написано: «Где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Лук. 12:34). А поскольку твое сокровище здесь, на Земле, ты останешься здесь. Мы боимся говорить людям правду, потому что мы тактичные, мы не хотим их обидеть, или боимся, что нас обвинят в зависти. Но если начистоту, что в данном случае есть имение? 300, 400 тысяч кирпичей? Со временем от них не останется ничего, кроме мусора. И наверное, это еще одна драматичная история. Представьте себе, что в этот момент перед юношей стоял Тот, Кто накормил 5000 хлебами маленького мальчика. Ему не нужны на самом деле ничьи жертвы, просто Он хотел, чтобы ты увидел, что на самом деле является властелином твоего сердца. Да, в таком случае и правда верблюд гораздо перспективнее.

 

Интересная история. И я все это время думаю, сравнивая, насколько же все-таки сопоставимы такие понятия, как вечность и 30, ну пусть 50 лет в имении? А есть ли они, эти 30, пусть 50 лет?

Того юноши уже давно нет на земле. Он умер. На месте его имения, наверное, проходит какая нибудь автострада. А я, читая, эту историю, размышляю, что хотел мне Господь открыть? Чем я отличаюсь от этого юноши? Чем многие из народа Божьего отличаются от этого юноши? Мы часто говорим о людях: он хороший, он милый, он интеллигентный, богатый, культурный, перспективный. Да, все это так во многих случаях, и во многих случаях это правда, но почему он уходит прочь от Бога и вечной жизни?

 

Как часто благополучие (как это ни прискорбно и удивительно), именно оно, благополучие, уводит человека от вечности! Хороший, замечательный, но без вечной жизни – одноразовый сосуд. Я знаю, что целая богословская индустрия с хорошо оплачиваемым контингентом противостоит мнению, что можно быть в церкви без Бога, запросто! Мне будут доказывать также, как когда-то Корей доказывал Моисею – все святы, все имеют жизнь вечную, независимо от той жизни, которую они ведут. Я искренне возрадуюсь, если это правда. Но все же, не покидает эта мысль: сколько же все-таки из нас ушло бы, если бы этот разговор с Богом состоялся с одним из нас? Нет, нет я совсем не про выход или отлучение. Из церкви то никто не уходит. Я про Бога…

Saga_o_bogatom_yunoshe_html_5a95f6ba.gif

 

 


Сконвертировано и опубликовано на http://SamoLit.com/

Рейтинг@Mail.ru