Вадим Сыромясский
Эссе
Мысли приходят спонтанно и исчезают порою бесследно, а некоторых из них просто жаль. Одновременно утешает то, что отдельные, оригинальные по форме и содержанию, мысли, переживают своих авторов и становятся достоянием культурного наследия общества.
На ленте "Самиздата" развернулась широкая дискуссия по поводу морально-этических аспектов личной жизни выдающегося ученого, "научного работника", как он сам себя называл, Льва Ландау. Жесткой и нелицеприятной критике со стороны большинства участников дискуссии подвергся художественный фильм, посвященный семье Ландау. Ниже приведен фрагмент дискуссии, в котором нашли отражение позиции по затронутой теме автора и сына Льва Ландау Игоря.Автор.Разумно! И доходчиво изложено. Дай Бог такого трезвого подхода нашим детям и внукам. Всего доброго.
Игорь Ландау.Спасибо Вадим. Большое спасибо.
Я, кстати, и сам считаю, что это важная тема. Уж очень немало видел я людей, которые портили собственную жизнь и жизнь своих жен или мужей только потому, что не давали себе труда задуматься, а, вместо этого, пользовались навязанными стереотипами.
Автор.Хотел бы уточнить свои взгляды, изложенные ранее. Ваши родители являются неординарными личностями как в плане публичном, так и в сугубо личном, бытовом, плане. И этим объясняется большой интерес к затронутой теме читателей интернета и общественности без границ. Просто мы должны понимать, что у каждого человека, а у избранных особенно, есть нравственно запретная зона, в которую посторонним вход запрещен. Сожалею, что я тоже соблазнился переступить этот порог.
Игорь Ландау.Нет, не совсем так. Постараюсь ответить на этот Ваш постинг, но не знаю, когда соберусь. Ответ ведь не простой и требует немало слов.
Игорь Ландау. А я, знаете ли, с Вами не согласен. Уверен, что и мой отец со мной согласился бы. И он, и я считаю, что наш с ним подход к таким вещам не только имеет право на существование, но сделал бы жизнь многих людей заметно счастливей. Пусть люди знают о такой возможности, пусть они думают над такими вещами и пусть решают сами для себя, но с учетом, что такое существует и в этом нет ничего ужасного. Это совсем не запрещенная зона. Сюда можно заходить, осматривать и задавать вопросы, если таковые возникли. Может быть, тогда и у других возникнут какие-нибудь им полезные мысли. Это лучше, чем подобно страусу зарывать голову в песок, стараясь скрыть от себя действительность.
Игорь Ландау.
В начале я хотел написать гораздо подробнее, но тогда бы получился уже не ответ на комментарий, а целый рассказ, на написаине которого у меня сейчас нет ни сил, ни времени. Вместо этого, попытался сказать основное в нескольких словах.
Автор.
Здравствуйте, Игорь! Подведем некоторые итоги. Женщина, которая принесла себя в жертву человеку, который, в свою очередь, принес себя в жертву науке, не должна претендовать на роль, большую, чем это может позволить сама госпожа наука. Гениям и неординарным личностям уготована более сложная и, подчас, более трагичная судьба, чем та, которая может удовлетворить строгое общественное мнение. Так мне это рисуется.
Игорь Ландау.Прежде всего скажу, что ни наука, ни гениальность тут не при чем. Совершенно не причем. Да и жертв тут никаких не было. Были два человека, которые, если считать до катастрофы, прожили вместе 24 года, почти чертверть века. Они очень любили друг друга в течение многих лет, а, когда эта любовь немного остыла, стали очень близкими друзьями, которым было хорошо и спокойно друг с другом. Это ли не счастливая жизнь? Увы, она оборвалась и оборвалась трагически 7 января 1962 года.
Скажу еще, что мои родители ни в каком смысле не уникальны. Такие люди и такие пары были всегда и всегда будут и, уверяю вас, они не менее, если не более, счастливы, чем пары с 'традиционными' воззрениями на инстинкт брака.
Автор.Красота и обаяние нового увлечения побуждает нас к увлекательному путешествию на Острова удовольствия. Но холодный рассудок должен подсказать нам, не велика ли цена - страдания остающегося близким нам человека? Наша слабость и желание получить от жизни полной мерой - не имеют оправдания. Думаю, что поиск нового счастья оправдан тогда, когда обрублены концы прежней привязанности. Где тут граница между разумным выбором и предательством? Не будем забывать: гении и герои - в делах сакраментальных такие же дети природы, как и все остальные смертные. Поэтому будемснисходительными и нравственно корректными по отношению к нашему великому "научному работнику".
Игорь Ландау.
Тут есть нюанс. Если отношения в браке хорошие, то связи на стороне, как правило, укрепляют брак. Если второй из супругов слишком ревнив, лучше, конечно, не рассказывать. Не думайте, это не я придумал. На этот счет имеются социологические, или как там их называют, исследования. Что же касается ситуаций, когда человек сам готов отказаться от своего увлечения, то и такое возможно, разумеется. В этом случае тоже все в порядке. Но в этом случае отказавшийся от своего увлечения должен понимать, что он решил это сам. Сам и для себя. Увы, часто люди воспринимают свои поступки такого рода, как большую жертву со своей стороны, за которую другой супруг должен быть благодарен и расплачиваться всю оставшуюся жизнь.
Накапливаясь, такие события вызывают раздражение тем, что второй из супругов не выражает "достаточной благодарности" за сохраненную ему верность. В результате они остаются жить вместе, но накапливающееся раздражение убивает теплоту отношений и супруги становятся просто людьми, ведущими общее хозяйство. Это тоже не я придумал, хотя и сам встречал такие ситуации в реальной жизни. Унылое, скажу Вам, зрелище. Впрочем, каждый должен выбирать свой тип отношений в зависимости от своего собственного темперамента и отношения к таким вещам, как я и написал в этой статье. Просто не надо закрывать глаза на реальные проблемы реальной жизни.
И еще одна важная вещь. Никто не имеет права требовать любви или заставлять себя любить. Любовь не бывает насильно. Насильно может быть только секс. Нелепо говорить своей(му) супруге(у) я для тебя столько всего сделал(а), какое ты имеешь право меня не любить.
Автор.
Разные мнения имеют право на жизнь. Но у каждого человека есть незыблемое право на личную неприкосновенность. Каждый ныне живущий может допустить посторонних в свое святая святых. Это его право и его решение. Если же душа человека нашла свое успокоение и не может постоять за себя, то никто не должен ее беспокоить. Давайте будем придерживаться священной заповеди: об ушедших - только хорошее.
Игорь ЛандауА я бы сказал, что правду можно говорить всегда и во всех случаях. А вот врать не надо ни про кого. Негативное вранье, как известно, называется клеветой, которая мне отвратительна. Соглашусь с тем, что клевета на умершего еще омерзительной, чем на живого.
Вернемся теперь к правде. Правда, она, абсолютна, в то время как хорошо или плохо часто зависит от точки зрения. Например, Евгений Лифшиц украл подарки, подаренные моему отцу на его пятидесятилетие. Этот факт был в свое время общеизвестен, а теперь для него имеется достаточно документальных свидетельств.
Казалось бы, однозначно отвратительный поступок. Оказывается, нет. Сам видел человека, который сказал, что Лифшиц правильно сделал, что украл эти подарки. Интересно, что до этого самого момента я относился к тому человеку с большим уважением. Теперь же мое к нему отношение изменилось на прямо противоположное.
Прочел сегодня на сайте сообщение редактора Дмитрия Кравчука о нововведениях на сайте и планах развития сети и, как в молодые годы, загорелся желанием принять участие в этом походе за неизведанным. Наш редактор оставляет впечатление человека ищущего и вперед смотрящего. Поэтому хочется попроситься пойти с ним в горы. Но уже есть небольшой упрек. На посланные мною предложения под заголовком был обещан скорый ответ, но пошел уже второй месяц, и, увы. Для памяти заношу содержание моего обращения в свой благоприобретенный дневник.
Уважаемый Дмитрий!
Когда я читаю сообщение на сайте о реорганизации Национальной Литературной Сети в связи с прекращением ее финансирования, меня одолевает тревога, не начало ли это конца самого демократичного, популярного и технически доступного российского сервера? Ведь проделана огромная и практически неоценимая работа. В памяти сервера находится беспрецедентная по объему и содержанию информация о душе народа, его приоритетах, чаяниях, фантазиях, болях, тревогах, ненависти и злобе. И все это бесценно независимо от знания законов художественной композиции, правописания и орфографии самодеятельными авторами, обнажившими душу лишь для того, чтобы приобрести себе собеседника - читателя. Банк данных сетевой литературы убедительно свидетельствует, что мы не только самая читающая нация, но и самая пишущая и мечтательная.
Если нашим предкам приходилось "ходить в народ", и после этого создавать бессмертные образы, то сегодня желающим познать, чем живет народ, достаточно окунуться в безбрежный океан информации Литературной Сети. А океан информации, действительно, выходит за пределы разумного, чтобы можно было с ним работать. Практически голова бесконечной колоны новых поступлений уже давно скрылась за горизонтом, а работа идет с хвостом, который энергично ускользает вместе с вашим творением до того, как вам посчастливилось обрести вожделенного читателя. И все возвращается на круги своя - мы снова работаем на полку, хотя и виртуальную. Форумы, конкурсы, турниры - все это забавы для избранных. Снова выясняем, слон кита или наоборот (имея в виду, что встречаются профи и любители). Так что, проблемы есть, и что-то оперативно надо менять.
Хотел бы предложить Вашему вниманию несколько собственных мыслей на эту тему. Конечно, как варианты.
Представляется целесообразным разбить весь массив данных на тематические блоки:
1. Самодеятельный Парнас
Проза. Поэзия. Произведения для детей и юношества.
2. Профессиональная лига сетевой литературы.
3. Критика и проблемы Сети.
4. Библиография. Банк данных.
В наше время мы являемся свидетелями глобального процесса вытеснения книги как бумажного носителя буквенно-символьной информации ее конкурентом - электронным носителем, которому еще не дали своего имени. Но процесс идет. И чтобы занять новую нишу, нужно торопиться. Хорошие перспективы просматриваются в организации предприятия по разработке полезных ископаемых Сети.
Квалифицированная бригада литераторов (хозрасчетная редакция) могла бы комплектовать тематические сборники на интересующие сетевого читателя темы и реализовывать их путем рассылки по предварительной подписке или в электронную розницу.
Возможная тематика предполагаемых сборников:
1. Современная сетевая проза и поэзия.
2. Былое. Воспоминания, мемуары, хроника семьи.
3. Жизнь примечательных людей.
4. Литературное творчество масс. Избранное.
5. Постоялый двор. Крутые сочинения.
6. Кофе эксклюзив. Изысканная проза и поэзия.
7. Романтик. Молодежный круг.
8. Web - пираты. Авантюра, приключения.
Буду рад, если что-то Вас заинтересует.
Искренне Ваш, Вадим Сыромясский.
P.S. В сети есть мой рассказ "Мы с компьютером", в котором затронута эта тема. Будет возможность, прошу заглянуть.
http://www.proza.ru/author.html?sirvadalПосле того, как разместил на сайтах и подборку своих произведений, исполненных как воспоминания живого свидетеля ужасов прошедшей войны, крайне обескуражен отсутствием интереса сетевой аудитории к исторической тематике, даже в преддверии 60-летия великой победы над врагом. Что же это? Результат разнузданной пропаганды, породившей нигилизм к своему прошлому у молодого поколения и отсутствие патриотических чувств, характерных для поэтов и писателей, восславивших победу России в 1812 году. Или это пагубный результат стараний средств массовой информации, вытравивших генную память у целого поколения потомков тех, кто вынес на своих плечах смерть и лишения. Говорят, что, если бы рожавшая женщина помнила свои родовые муки, то она никогда бы не согласилась иметь еще детей.
Если же допустить возможность исчезновения генной памяти у поколения, непосредственно следующего за великой бойней, то можно предположить, что оно легко позволит вовлечь себя в новую, катастрофическую по своим последствиям, авантюру.Вчера поздно вечером смотрел по телевидению передачу цикла. Обсуждали проблему, должно ли искусство служить государству?
Столкнулись суждения двух сторон известных в России культурных деятелей. Одна сторона робко настаивала. Другая оголтело кричала! Сама по себе постановка программой вопросов в острой антитезе свидетельствует о пробуждении самосознания культурного слоя России и должна радовать тех, кто ожидает возрождения. Но данная тематика и ход дискуссии представляются мне провокационными. Утверждать, что искусство должно функционировать само по себе и никому не быть обязанным, как это утверждал Познер и его сторонники, значит, полагать, что голова может жить без туловища, а туловище пусть себе действует без головы. Фантастическая голова профессора Доулея какое-то время функционировала в отъятом состоянии, но вспомним, сколько это доставляло мороки тем, у кого была голова на плечах! Вызывает неприязнь манера Владимира Познера, который во всех своих передачах всех высокомерно поучает и никогда не говорит.
Оноре де Бальзак сказал:. И вот, уже в течение длительного времени я пытаюсь осознать закономерность возникновения собственных мыслей: откуда они берутся, что их порождает и что способствует их возникновению?
Как свидетельствует спланированный самоанализ, для возникновения любой мысли есть повод и причина. В большинстве случаев это резонанс на происходящие вокруг события. Иногда для выстрела охотника достаточно небольшого всплеска, намека, образа, движения в наблюдаемых картинах. Раз мы допускаем, что, возникнув, мысль существует, значит она есть материальная субстанция.
Активно материализуясь, мысли любят теплую дождливую погоду, тихое спокойное одиночество, сосредоточенную творческую атмосферу. Вот и сегодня у нас вторые сутки идет тихий и благодатный весенний дождь.
К слову, об упомянутой ранее передаче "Культурной революции". Было бы здорово, если бы в прошлом Познер со товарищи вел дневник, соблюдая правило Сети "слово - не воробей". Тогда бы мы все увидели, как они отважно ненавидели социализм, и смело отвергали предложенные им признание, положение в обществе и некоторые материальные преимущества.Часто, находясь за письменным столом, в тихом одиночестве или дальней дороге, мысленно я обращаюсь к философскому заключению мудрого француза Мишеля Монтеня: "Природа наделила нас драгоценной способностью беседовать с самим собой, и она часто приглашает нас воспользоваться этим, чтобы показать нам, что, хотя мы и обязаны окружающим, все же гораздо большим мы обязаны себе". Должен признать, что этим замечательным свойством я также отнюдь не обделен.
Достаточно тихого шороха в ночи, дальней зарницы на горизонте или крутого виража чайки над гладью реки, чтобы мысль интенсивно заработала и начала продуцировать собственные вопросы и собственные ответы. Мысль находит отображение в нашем мозгу в виде законченного образа, картинки (Windows) или в звуковой и речевой форме (преимущественно на родном языке). Вдруг посетившая нас мысль не может возникнуть из ничего. То есть, она не может родиться без информационного предшественника в виде внутренних или внешних раздражителей. Каждая побывавшая в нашем мозгу мысль оседает в глубинах памяти. А для того, чтобы ее оживить, нужны условия и повод. Мысли исчезают бесследно только со смертью их носителя. Положенные на физические носители мысли могут жить бесконечно долго, будучи одинаково необходимыми и добру, и злу. Вот уже почти весь месяц мировое сообщество взбудоражено ожидаемой смертью главного иерарха католической церкви Иоанна Павла Второго и последовавшими похоронными мероприятиями, хорошо срежесированными и политически акцентированными. Доведенные до сведения многомиллиардной аудитории с помощью мирового телевидения они вышли за рамки скорбящей религиозной конфессии, и никого не оставили равнодушным чисто по-человечески.
Определенный диссонанс в обстановку сдержанной скорби внесли поляки, массово двинувшиеся в Рим, чтобы проститься со своим земляком - понтификом. В патриотическом порыве люди забыли, что, став иерархом всех католиков, папа стал Гражданином Мира. Отчаянные головы требовали похоронить понтифика на родине. И тогда Польша стала бы Меккой католиков. Громко звучат голоса о причислении папы к лику святых досрочно, вопреки узаконенной процедуре.
Карел Войтила был конечно волевым и авторитетным деятелем, но при всем при том обычным для церкви 264-тым папой - ветераном. Благодаря своим многочисленным вояжам по миру он стал широко известным простым людям и пытался распространить свое влияние за пределами католической церкви. Опустившись на землю, он больше служил людям, чем своему богу. Впечатляющая харизма папы позволила затушевать существовавшие у мирового общественного мнения вопросы о роли и месте католической церкви во времена фашистской чумы. Во время контактов с верующими папа в ряде случаев испытывал свои способности по исцелению страждущих и наведению божественной благодати.
Будучи телевизионными свидетелями всех перипетий прощания с папой, мы могли видеть синдром массового поклонения религиозному идолу, и наряду с этим неподдельную скорбь и слезы верующих. Синклит же претендентов на кресло и участвующих в траурных действиях иерархов сохранял суровую не проницательность лиц и желание наилучшим способом исполнить свою миссию. Но от внимательного наблюдателя не могло ускользнуть их желания подать себя аудитории. Одетые в пестрые одежды и украшенные в религиозные атрибуты как новогодняя елка крепкие мужчины, роскошь, золото и блеск интерьера рабочего места божьих слуг - все это резко контрастировало с трагизмом происходящего.
И далее траги комический спектакль избрания нового понтифика с укрытием от глаз верующих процедуры голосования, запиранием дверей, сжиганием бюллетеней и прочей мишурой. И все это при потрясающем отсутствии консенсуса у группы наиболее приближенных к богу людей. Я думаю, что все это должно вызывать недоумение у цивилизованного человека 21-го века. Итак, папа умер - черный и белый дым из трубы - да здравствует папа!!Прочитав внимательно и непринужденно "Начальную летопись", "Очерк истории Киевской земли" М.С.Грушевского, перелистав "Исторические портреты" В.О.Ключевского и "Чтения и рассказы по истории России" С.М.Соловьева, я неожиданно для себя самого сделал открытие, что мы имеем собственную оригинальную библию. Вздрогнув в изумлении, я обнаружил, что нам не было нужды в течение столетий забивать себе голову неблаговидными деяниями чуждых нам в своих заботах мифических Моисеев и Соломонов. Что мы имеем достаточно собственных святых апостолов, мучеников за веру и правду, героев и собирателей земель, деяния которых были более земные и понятные современному человеку и, одновременно, без религиозного приукрашивания, более жертвенные и самоотверженные. Из всего сказанного важно сделать далеко идущий вывод.
Чтобы восстановить высокое славянское самосознание и гордость за свою многострадальную историю, чтобы дать современному человеку достоверное знание своих корней, необходимо кардинально изменить систему исторического образования на всех ступенях ее реализации. Необходимо незамедлительно отказаться от наскоро сфабрикованных политизированных подделок славянской истории и ввести на всех ступенях обучения курс "История Восточно - Европейских земель в оригинальных источниках".
Во все ответственные и критические моменты своей жизни я был один. И принимал решения сам - на свой страх и риск. Поэтому на склоне лет у меня нет оснований, чтобы предъявлять кому - либо претензии и упреки в том, что мне что - то посоветовали не то или толкнули на необдуманный шаг. Все, что было хорошего и плохого - мое.
Стоит человеку уверовать в свою непогрешимость и величие, как к нему незамедлительно приходят старость, хвори и немощь. Его покидают верные слуги и помощники, недавние друзья и даже родные и близкие. И до последнего вздоха остается верной лишь неразлучная пара - сомнения и страхи.
Неуютная осень приходит также незаметно, как приходит старость к счастливому человеку.
Сильная и необузданная любовь обжигает душу и сердце.
Молодость и ее подруга беззаботность приходят к нам, чтобы повеселиться. Старость же с ее рассудительностью остается с нами навсегда.
В живой природе, которая не знает мата, господствует единый принцип: половые ощущения пробуждают разум и инстинкты поведения. Удивительно, но только покоритель природы почему-то избрал для себя обратную дорогу.
Виртуальный мир разума недоступен для наших чувств и ощущений. Точно так же реальный мир за пределами этих чувств и ощущений недоступен для осмысления нашим сознанием. Познание мира живущими внутри его, очевидно, не имеет предела, но оно всегда отстает от собственного мирового развития. Свою тень можно видеть, но нельзя обогнать.
Отсутствие цели лишает радости от любых начинаний и свершений.
Обреченность и материальная нищета приводят с собой убогость и духовную нищету. Первыми опускаются на дно люди с неустойчивой психикой и слабыми убеждениями.
У каждого своя жизнь. У каждого свое большое горе. Его не следует навязывать другим, потому что впереди их ждет свое.
Жизнь - это вообще трагедия, исход которой предрешен. Эрнест Хемингуей.
В недрах Российской Национальной Литературной Сети полыхает пламя дискуссии, которую спровоцировала публикация в информационном пространстве сети сочинения господина Гедеона "Евангелие от Мрака" и авторская реклама творения с помощью персонального баннера. Категоричное размежевание сторон, личностный протест одних читателей и ернические ухмылки других заставляют меня не молчать. Конечно в рамках дневника, памятуя о том, что публичный дневник - это беседа с самим собой, которая может оказаться интересной другим. Итак, "Евангелие от Мрака". Само название провокационное. Евангелие - благая весть, мрак - тьма, затмение, в религиозном толковании - сатана. В написании с большой буквы игра слов Мрак - Марк (святой). На рекламном баннере изображен католический ириарх, картинка явно заимствована с информационных сайтов Интернета, посвященных церемонии прощания с папой римским. После ознакомления с текстом и отзывами читателей напрашивается однозначный вывод: творение сатанинское, ущербное во всех аспектах - литературном, правовом, моральном, этическом и религиозно - богословском. Как христианин и гражданин солидарно с большинством читателей заявляю - не приемлю! Как человек, не лишенный чувства брезгливости, не стану цитировать избранные места творения - сильно несет нечистотами.
Представляет интерес обсудить принципиальные вопросы, связанные с настоящей публикацией. Стоит обсудить вопрос о свободе свобод: свободе совести, свободе слова, свободе предпочтений, свободе распространения литературного продукта. Заранее оговоримся, что в любом аспекте абсолютная свобода существует только в воспаленном воображении мечтателей. Хорошо говорит об этом Сергей Кара - Мурза: "Любая конкретная свобода возможна лишь при условии наличия целого ряда "несвобод". Абсолютной свободы не существует, в любом обществе человек ограничен структурами, нормально - просто они в разных культурах различны". Человек волен верить в избранного им бога, но он не имеет права навязывать его другому. Иной может быть не согласен с положениями чуждой ему религии, но он не может требовать их отмены. Вошедший в храм должен снять шапку, а в мечети обувь, хотя и может считать это излишним. Любой может отравлять свой организм никотином, но он не может это делать в общественном месте. Каждый, кто спешит в универмаг, может сокращать себе путь, но он не может бежать на красный свет. Разноцветные революции могут защищать свои идеалы, но им никто не дал право подавлять иные. Каждый желающий может свободно поместить свое произведение в сети "Проза. Ру", но он не может освободить себя от ответственности за содержание помещенного. И так далее, и так далее. Из этого следует вывод, что в своем развитии человечество непрерывно строит два монументальных здания: Институт Свободы и Институт несвободы. Это позволяет нам выжить в смутные времена.
Что совесть? Измышленье слабых духом,
Чтоб сильных обуздать и обессилить.
В.Шекспир, "Ричард III"
Теперь опираясь на изложенное, попытаемся найти ответы на ряд вопросов в ракурсе нашей беседы. Несет ли ответственность автор за нанесенный ущерб истории, религии и религиозному чувству верующих? Однозначно, да, несет. Несет ли ответственность администрация сети за размещение сомнительного текста в информационном поле сети? Нет, в связи с действующим свободным доступом для любого автора. Но эта ответственность возникла бы, если бы администрация выступила в поддержку идеологии автора. Теперь, когда все всплыло на поверхность, мы будем ожидать, хватит ли у администрации Российской Национальной Литературной Сети гражданского мужества заявить (несмотря на декларированную свободу сети): "У нас не курят! Извольте, маэстро, покинуть наш дом". Думаю, что при любом развитии событий, рекламный баннер должен быть снят, а затраты на его приобретение возвращены автору. Эти меры, несомненно, будут одобрены общественностью, если еще вспомнить, что такая считающая себя демократической страна как Израиль смогла по принципиальным соображениям отказаться от творческого наследия композитора Вагнера. В связи с инцидентом возникает вопрос, должна ли в будущем администрация проводить периодические ревизии текстов на наличие вредоносных антиправовых вирусов? Должна и обязана, особенно по ключевым словам: закон, религия, политика, война, бог, государство и его глава, матерная речь. Если этого не делать, демократический самиздат превратится в литературную сточную канаву. Безнаказанность в принципиальных вопросах чаще всего благословляют либеральные интеллигенты, большие поклонники всяческих свобод. Они говорят: "Оставьте в покое ребенка. Пусть порезвится!" И мы получаем Ницше, Гитлера и Пиночета.
Эккерман вспоминал: "Обедал с Гете. Разговор о различных формах правления и трудностях, стоящих на пути чрезмерного либерализма, который, потакая самым различным требованиям, провоцирует все новые и новые, так что уже никто не понимает, какие из них следует удовлетворять". Поэт и мыслитель Чаадаев писал: "Русский либерал - бессмысленная мошка, толкущаяся в солнечном луче; солнце это - солнце Запада". Наш современный либерал добавил к своему имиджу образ этакого рубахи-парня и в критических ситуациях воинственного скомороха и паяца. А страсть осталась прежняя - мутить воду, чтобы ловить рыбу.
Все, что достигло в развитии предела совершенства, прекращает свое победное шествие и трансформируется в нечто новое, противоречивое своему первоначальному образу. Это относится к людям, машинам, городам и целым эпохам человеческой цивилизации. К этой мысли непроизвольно приходишь, вспоминая о распаде системы социализма, расцвете консолидации стран Европы, гегемонии США и смерти папы римского.
Что делают разумные консерваторы? Они совершенствуют и упрочняют достигнутое, направляя жизненный поток в русло эволюции. А что же на поверку делают революционные реформаторы? Они с воодушевлением ниспровергают основы, заменяют одно зло другим и на смену одной трагедии привносят другую.
Каждый, кто начинает какую-то работу, ожидает ее результаты. И только отпетые лентяи могут оставаться равнодушными к тому, что им приходится делать.
Люди подобны сосудам разной величины и разной формы. Равенство заключается в том, чтобы все их наполнить, а не сделать их всех одинаковыми.
Сковорода, философ.
Победный марш бульварных революций, разноцветных, но удивительно одинаковых по духу и содержанию. Беспрецедентная разобщенность людей на всем постсоветском пространстве во время совпавших по дате праздников христианской Пасхи и международного 1 Мая. Колонны демонстрантов разных партий и профсоюзных объединений - каждая по выделенной властью улице и под собственными далекими друг от друга лозунгами. Дачи вместо маевок. Общение верующих с богом в своих храмах. Гордый своей единичностью индивидуум потерял ориентацию в политических дебрях и идейную опору в жизни, став объектом откровенной идеологической манипуляции его сознанием со стороны власти, средств массовой информации и самозванных оракулов, считающих себя знающими людьми. Доведенная до абсурда многопартийность, претендующая на власть всем скопом, волеизъявление без границ, бездуховность и безыдейность делают свое дело. Неустойчивость общественно - политической обстановки на обширных пространствах угрожающе возрастает, хаос и неразбериха охватывает все уровни жизни. В результате накапливается энергия грандиозного социального взрыва, масштабы которого никто не может предсказать.
"Где ты, о Господи?!"
Протопоп Аввакум.
Телевидение - опасное оружие, поражающая способность которого выше атомного заряда. Поэтому человечество должно срочно создать механизм, предотвращающий использование его в гибельных целях подобно тому, как это сделано применительно к ядерному оружию.Если пришло в упадок все общество, то искусство, которое умеет глумиться над этим упадком, пало еще ниже.
Франц Меринг. События последних десятилетий наглядно показывают дуализм природы судебной власти. Одни и те же судьи по одному и тому же уголовному уложению сначала оправдывали олигархов в зависимости от весомости принесенного ими денежного чемодана, а теперь судят тех же за прегрешения перед законом, который ранее их оправдывал. Но уже при новой концепции действующей власти. Об этом открыто говорят средства массовой информации. После оранжевой революции на Украине массово преследуют в свое время законно избранных представителей прежнего режима за попрание закона и также успешно оправдывают сторонников новой власти по тому же уголовному кодексу. И это при том же кадровом составе судебных фигурантов. Анализ всех этих событий приводит к потрясающему выводу: презумпция невиновности и главенство закона - это фикция, придуманная изощренными сочинителями для потребления наивными гражданами. Жестокая правда состоит в том, что миром правят презумпция силы и безнравственность власти. Это должны усвоить прагматичные либералы, если они хотят достичь успеха. В телевизоре бытия проходят кадры мировой истории. Прошли благословенные времена религиозного правления. Исчерпал себя институт самодержавия. Канули в прошлое имперские гегемонии. Были повергнуты военный диктат и тирания. Доживает свой век веселая и безответственная госпожа демократия. На смену идут неприкрытый террор и мировые клубы для избранных, уже созревших к достойной жизни.
P.S. "Я предпочитаю бичевать свою родину, предпочитаю унижать ее, только бы
ее не обманывать". Чаадаев.
Мысли великих учат нас думать, а не глотать их как таблетки от простуды.
Наши мысли приходят в промежутке между делом.
Поэт Федор Тютчев озвучил такую сентенцию: "Мысль изреченная есть ложь".
Сентенция звучит двусмысленно. Речь может идти о конкретной, озвученной в контексте мысли. Если же это общефилософская идея, то самыми правдивыми следует признать немых.
Российский президент Ельцин в прошлом заявил в эфире: "Я себе верю, и в отставку не уйду". "И возлюбив себя, себя же он убил". Д.Меридит.
Исаак Ньютон заявил категорически: "Гипотез я не измышляю". Если сделать акцент на слове "гипотез", то можно заключить, что ученый отвергает метод научного предположения. Если же строже подойти к словам "не измышляю", то можно понять, что при формулировке основных законов природы автор избегает бездоказательных, построенных на "измышлении" предположений. И только так нужно это понимать, имея в виду, что Ньютон неоднократно прибегал к гипотетическим моделям, строил предположения, которые затем часто отбрасывал.
"Я стою так высоко потому, что стал на плечи гигантов", - заключил Исаак Ньютон. Значит, становиться на плечи авторитетов и отягощать их своим весом не осудительно. Если это позволяет дотянуться до лампочки и включить свет!
"Что толку напрасно и вечно желать? А годы проходят - все лучшие годы". Михаил Лермонтов. "Жизнь дается нам не для того, чтобы удовлетворять желания, а для того, чтобы их иметь". Михаил Зощенко. Видно, правда лежит где-то посредине. Чтобы иметь желания, надо их осознавать.
"Существуют мысли, которым мы подчиняемся, не осознавая их: они родятся безотчетно". Оноре де Бальзак. Можно предположить, что все наши мысли родятся безотчетно, так как наше подсознание не отчитывается перед оперативным сознанием. Оно лишь предоставляет выбор последнему.
"Жизнь - это вообще трагедия, исход которой предрешен". Эрнест Хемингуэй.
Это верно применительно к каждому отдельно взятому человеку. А жизнь вообще - это, скорее, оптимистическая трагедия природы, которая не имеет предрешенного завершения.
"Я предпочитаю бичевать свою родину, предпочитаю унижать ее, только бы ее не обманывать". Поэт Чаадаев. Следуя завещанию, мы хорошо научились бичевать и унижать свою родину. Ну, а обманывать и обворовывать, - это уже выходит как-то само собой.
"Вера стоит в начале и конце пути, пройденном человеческим разумом, как в отдельном индивидууме, так и в человечестве в целом. Прежде, чем знать, он верит, а после того, как узнает, он опять верит. Всегда он исходит из веры, чтобы к вере вернуться". Поэт Чаадаев. Разумеется, верить намного проще, чем думать и знать.
"Истина лежит на стороне смерти". Симона Вайль. "Смерть - не противоположность жизни, а ее часть". Харуки Мараками. Можно утверждать также, что смерть - это последний аккорд симфонии жизни. Это яркая вспышка молнии, после которой следует мрак и небытие.
"С того дня, когда мы произнесли слово "Запад" по отношению к самим себе, мы себя потеряли". Поэт Чаадаев. Можно также утверждать: с тех пор, как мы
произнесли слово "перестройка", мы окончательно себя потеряли.
"Преуспевающие люди не устают повторять: "Ничто человеческое мне не чуждо". Рядовому человеку нет нужды это подчеркивать, потому что для него это очевидная данность. В устах же неординарных личностей эта фраза провоцирует подтекст: "Несмотря на то, что я великий, ничто человеческое ...".
Фридрих Ницше: "Правильно убеждение ученых, что люди всех времен думали, что они знают, что такое добро и зло, что похвально и что достойно порицания. Но предубеждение ученых состоит в том, что мы теперь будто бы знаем это лучше, чем знали когда-либо прежде". Нашествие Батыя на Рязань, нашествие Наполеона на Москву, нашествие Гитлера на Париж, нашествие Клинтона на Белград, нашествие Буша на Багдад. История учит, учит - и все без толку!
Фридрих Ницше: "В тех случаях, где традиция не повелевает, нет нравственности; и чем меньше определяется жизнь традициями, тем меньше становится круг нравственности. Свободный человек безнравственен, потому что во всем он хочет зависеть от себя, а не от традиции. Во всех первобытных состояниях человечества слово "порочный", было равнозначно слову "индивидуальный", "свободный", "независимый".
А.Гутьеррес Мартинес: "Самоутверждение индивидуума было восславлено и стало подсознательной частью культурного наследия Запада. Напротив, идея взаимопомощи была забыта и отвергнута". Эгоистически самодовольный индивидуум замыкает себя в защитный кокон предубеждений и делает себя независимым от уважения к прошлому, почитанию опыта и заслуг предков, сочувствия к обездоленным и страждущим. Что ему до предостережений дедушки Гегеля: "дело одного человека есть дело другого человека"? Он его просто не знает.
"Всякое прожитое вами мгновение вы похищаете у жизни; оно прожито вами за ее счет. Жизнь сама по себе - ни благо, ни зло: она вместилище блага и зла, смотря по тому, во что вы сами превратили ее". Мишель Монтень.
"Бог нашей драмой коротает вечность. Сам сочиняет, ставит, играет и глядит".
Омар Хаям
Здравствуйте, Гергий! Случайно встретил Вас в списке моих читателей, и вздрогнул от неожиданности - это мое, это мои боль, печаль и торжество. Скажу сразу: ваша прозаическая часть только дает исходную позицию неравнодушного человека, затронувшего необъятную тему понимания болезненной для русского человека темы о месте Родины в его душе. Подчеркиваю: русского человека, богатого душой и не подвластного всеобщей стандартизации и унификации. В небольшом по объему вступлении конечно невозможно было развернуть тему, а сказанное от души, спровоцировало дискуссию, построенную на нигилизме и манере тех, кто считает себя продвинутым, заляпывать инакомыслящих грязью и поучать свысока. Жму вашу руку, Георгий, в дискуссии Вы проявили себя настоящим бойцом. Если ваша проза не достаточно убедительна, и дает повод для критических пассажей и друзей и недоброжелателей, то поэтическое видение, думаю, восполняет пробелы и по образности и философской глубине заслуживает признание широкой аудитории читателей. Это я не хвалю, а констатирую.
Теперь о предмете дискуссии. Мне кажется, что участники обсуждения слишком растеклись мыслию по древу и привлекли к рассмотрению то многое, что волнует современное общество, но лежит за пределами тонкой материи, которая взволновала автора. Я убежден, что чувство Родины (если угодно, семьи единой) - это не град Петров, не поля и леса, не дорогие сердцу люди, а некий духовный настрой души, стержнем которого является все перечисленное и многое, многое другое. Чувство родины - ощущение сугубо индивидуальное и неподвластное моделированию, его нельзя навязать другому или требовать его наличия у другого. Более того, этот дар божий достается не каждому. И тогда наша полемика превращается в обсуждение вкуса банана с человеком, который в жизни не видел бананов. Значит, тот, кому не дано, должен понимать, что в мире существует любовь к Отчизне так же, как, возможно, не доступная ему любовь к музыке. Вспомним слова поэта: "Люблю Отчизну я, но странною любовью. Не победит ее рассудок мой!" Или слегка уже подзабытого Чаадаева: "Я предпочитаю бичевать свою родину, предпочитаю унижать ее, только бы ее не обманывать" И, наконец, нашего современника Галова:
"Где б ни был я - всегда прошу у Бога:
Храни мою страну и не карай так строго,
Пусть минет нас беда, пускай пройдёт тревога".
Что объединяет этих людей? Любовь к своей Отчизне и забота об ее благополучии. И в заключение поблагодарим Георгия Галова за то, что он патриот и горячо желает, чтобы мы тоже прониклись этим духом. Я думаю, что все догадались, что этим комментарием я обращаюсь, как к автору, так и к его оппонентам. Мой поэтический привет Галову:
И если в споре нанесен
Тебе укол безжалостной колючей розы,
Не надо слез, не надо прозы.
В ответ ты кровью напиши стихи,
Которые забыть никто не сможет.
Желаю всем доброты душевной.
Искренне, Вадим.
На презентации своей книги "Сполохи" в философском обществе я заявил, что хотел бы презентовать ее как философию индивидуума, как мироощущение среднестатистического гражданина этой страны, который позволил себе роскошь иметь свое суждение ко всему окружающему, исполненное печатно и представленное на суд читателей.
Наш великий поэт как-то пошутил: "Я пишу для себя, а печатаю для денег". Думаю, что наш великий предок немного лукавил. Человек устроен так, что, как только в его руках (или, если угодно, мозгах) окажется не известная ранее или не замеченная другими истина, он теряет покой и не успокоится до тех пор, пока не доведет ее до сведения третьих лиц. Но как только он это сделает, истина становится достоянием всех, и не подлежит далее никакой приватизации. Все складывается так: если вам удалось что-то создать, понять и осмыслить, вас неудержимо влечет поделиться этим с окружающими. Когда же это происходит, вам непременно хочется узнать, как они к этому относятся. А некоторые слабые натуры еще к этому желают, чтобы их немного похвалили.
В дни сомнений и тягостных раздумий, в состоянии взлетов и триумфов нас неотступно и постоянно преследует вопрос: что есть жизнь? Кто мы, гомо сапиенс, откуда пришли и надолго ли задержимся? Человек в философском плане - это средоточие мира, это вселенная в точке, это вселенская сущность в пальто и шляпе. По мировоззрению, философии жизни мы, собственно, и различаем друг друга. Кто вы? Дон Кихот, Печорин, Базаров, Пьер Безухов или Хома Хаецкий? А, может, бездумный Дон Жуан? Жизнь рассудит. А что есть жизнь? И почему она дается один раз? А смерть - это тупик, или попытка с негодными средствами? Скептически настроенный одессит говорит: "Жизнь - это театр, а люди - это безбилетники, которые хотят поразвлечься на халяву.
Жизнь - это прекрасная прогулка в неведомое. Жизнь - это то, что никогда не найдет своего однозначного определения. Жизнь - это наказание Господне. В своих суждениях о жизни мы всегда выходим на мучительную дорогу раздвоения.
Лично мне больше нравится такое определение: жизнь - это азартная игра, в которую нам предлагает сыграть провидение. И каждый из нас в этой игре должен хоть раз сыграть по крупному.
Собратья! Уму не постижимо, почему люди, владеющие словом и рифмой, тяготеют к образам, навеянным выделительной системой человеческого организма, низменным чувствам и словесной мрази. Мой кот Барсик даже близко не подойдет к блюдцу со вчерашними прокисшими продуктами. Цветы вянут в помещении, где звучит брань, и витают флюиды ненависти.
Так давайте учиться у природы, которая не знает декаданса и сомнительного авангарда. Давайте чаще обращаться к мудрости, которую завещали нам предшественники. Вспомним, к слову, некоторые их мысли.
Слово - искра в движении сердца. Соломон.
Человек таков, каким его создал Господь, а порой и намного хуже. Сервантес.
Мы все в гостях у жизни. Дж. Стайнер.
Тот, кто безразличен к чужому несчастью самый несчастный. Паоло Коэльо.
Только малая печаль говорит. Большая безмолвна. Мишель Монтень.
Слово звучит лишь в отзывчивой среде. Петр Чаадаев.
Смысл жизни не в том, чтобы удовлетворять свои желания, а в том, чтобы их
иметь. Михаил Зощенко.
Никто не знает правду. Антон Чехов.
Главное - не терять отчаяния. Анна Ахматова.
Ничто так не мешает забвению, как одиночество. Богомил Райнов.
Побеждает тот, кто берет инициативу в свои руки, кто смел. Алексей Толстой.
Горе должно высекать искры, а не источать влагу. Айрис Мердок.
Книги нужны, чтобы напоминать человеку, что его оригинальные мысли не так уж
новы. Авраам Линкольн.
К старости человек не умнеет. Он только становится осторожнее. Эрнест
Хемингуэй.
Существуют мысли, которым мы подчиняемся, не осознавая их: они родятся
безотчетно. Оноре де Бальзак.
Об Истории можно рассказывать только посредством историй. Большая история
нуждается во множестве коротких, будничных, повседневных историй. Дитер
Форте.
Ни одно правительство не может существовать без цензуры: там, где печать
свободна, никто не свободен. Томас Джефферсон.
Самая мрачная эпоха - сегодняшний день. Р.Л.Стивенсон.
А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб? Владимир
Маяковский.
Хорошо было Адаму. Если ему случалось удачно выразиться, он мог быть уверен,
что сказал это первым. Марк Твен.
Сконвертировано и опубликовано на http://SamoLit.com/