Т. Органова
Христианская сущность психологизма Достоевского
Ф.М. Достоевский – без сомнения самый известный и один из самых читаемых русских писателей. В чем причина такой популярности? Часто говорят, что она кроется в желании понять «загадочную русскую душу», которую он раскрыл в своих великих романах. Но если бы это было так, то его книги были бы интересны только любителям этнографической психологии.
Может быть, читателей привлекает детективный сюжет? Да, почти все романы Достоевского, имеют детективный сюжет, но назвать их детективами не поворачивается язык – такую глубину человеческой души они живописуют.
На мой взгляд, романы Достоевского раскрывают душу любого человека, ее христианскую сущность, не зависимо от национальности. Скажут, почему же эти книги находят своих многочисленных читателей в странах исторически не христианских? На это могу лишь вспомнить высказывание Тертуллиана, что всякая душа по рождению христианка.
Для меня Достоевский – один из самых светлых писателей, поэтому я постоянно обращаюсь к его книгам, вновь и вновь перечитываю их. Это не утешительные сказки массовой культуры, не розовые очки, которые предпочитают надевать многие современные читатели, что «отвлечься», как они любят говорить, от проблем. Это Свет, который светит во мраке и сквозь мрак страшной земной жизни и человеческой души, не давая людям отчаяться, свет Христов.
«В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин 1. 4-5).
Каждый из великих романов Достоевского – это история души человека, его сердца, где «Бог с дьяволом борется» и побеждает. В этом великая жизнеутверждающая сила книг Достоевского.
Потому он смог так достоверно изобразить эту борьбу, что сам ощущал ее в своей душе, сам прошел этот тяжкий путь. В начале своей жизни под влиянием идей петрашевцев, он отошел от Бога, от веры своего детства. «Он пишет в своей записной книжке: "И в Европе такой силы атеистических выражений нет и не было» (Н.Бердяев. Миросозерцание Достоевского). И только близость смерти, которую он испытал на эшафоте, общение с народом на каторге, где самый последний преступник веровал в Бога, чтение «Евангелия», которое подарили ему жены декабристов – а они на своем примере знали силу этой Книги – помогли ему вновь обрести веру. Он видел в ней спасение человека и России и писал об этом в своих произведениях. «Достоевский возвращает веру в человека, в глубину человека... Человек возрождается, когда верит в Бога. Вера в человека есть вера во Христа, в Бого-Человека» (там же).
Роман «Преступление и наказание», пожалуй, самый известный в нашей стране, даже среди тех, кто его не читал, потому что он изучается в школе. От того, как рассматривает его учитель на уроках литературы, зависит во многом, полюбят ли ученики Достоевского.
К сожалению, эта книга часто анализируется в школе упрощенно, с уклоном в социальный аспект. Это наследие советского прошлого, когда мы не могли отказаться от такого великого писателя, славы нашей литературы, но и не могли принять христианской основы всего его творчества. Мой опыт убеждает: когда Достоевского изучают с духовно-нравственной точки зрения, это находит глубокий отклик в сердцах молодых людей, потому что их больше всего волнуют эти проблемы, чтобы ни говорили о современной молодежи.
В чем же преступление Родиона Раскольникова и в чем его наказание? Когда совершается преступление и когда оканчивается?
Весь роман, кроме последней страницы, это описание преступления, которое начинается тогда, когда Раскольников впервые задает себе вопрос: «Тварь я дрожащая или право имею?» Это тот вопрос, который в свое время задал себе ангел света Денница и который превратил его в Сатану. Поэтому он вызывает ужас в истинно христианской душе Сони Мармеладовой.
Убийство старухи-проценщицы лишь второй этап преступления, а третий – это состояние раскаяния, но не покаяния, в котором пребывает Раскольников даже тогда, когда приходит с повинной. По очень точно замечанию священника Владимира Вигилянского, главы пресс-службы РПЦ, покаяние и раскаяние – «это разные вещи. Петр, предавший Христа, покаялся и стал верховным апостолом, а Иуда раскаялся – и повесился. Покаяние – это внутренне изменение человека. Без помощи Божьей оно невозможно. А раскаяние – это всего лишь сожаление по поводу того, что тот или иной твой поступок или совокупность поступков не принесли желаемых плодов» (Владимир Вигилянский: Православие – это не идеология, это жизнь. УГ №31 от 2.08.2011).
Раскольников раскаивается, что совершил убийство, потому что воспоминания о нем причиняют ему ужасные душевные муки, но не в том, что нарушил заповедь и убил человека, решив, что сам может решать, кто достоин жить, а кто нет, тем самым посягая на право Творца вершить суд: «Мне отмщение, и Аз воздам» (Рим.12,19). Таким образом, он длит свое преступление, которое и становится его наказанием, так как отделяет его от Бога. Когда же приходит истинное покаяние, для Раскольникова начинается новая жизнь.
«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4.6)
«Братья Карамазовы» - последний роман Достоевского (1880). Он является плодом всей жизни писателя, его духовных исканий. Вся мощь таланта писателя-христианина проявилась в этом незаконченном произведении, поэтому он производит неизгладимое впечатление. Это мой любимый роман, каждый герой которого необыкновенно интересен и своеобразен, потому что в каждом из них писатель воплотил нечто свое. Как писал Николай Бердяев, « Достоевский принадлежит к тем писателям, которым удалось раскрыть себя в своем художественном творчестве. В творчестве его отразились все противоречия его духа, все бездонные его глубины... Он ничего не утаил, и потому ему удалось сделать изумительные открытия о человеке. В судьбе своих героев он рассказывает о своей судьбе, в их сомнениях - о своих сомнениях, в их раздвоениях - о своих раздвоениях, в их преступном опыте - о тайных преступлениях своего духа».
Каждый из членов семьи Карамазовых – это как-то грань души Достоевского. Он беспощаден к себе.
Отец – мерзкий, пошлый, отвратительный, «сладострастное насекомое», однако и в нем проглядывает образ Божий. Просыпаются и в нем иногда светлые чувства, особенно под влиянием Алеши. Этому мерзкому персонажу Федор Михайлович Достоевский дает свое имя – великое покаяние великого сердца! О себе пишет он А.Майкову: "А хуже всего, что натура моя подлая и слишком страстная. Везде-то и во всем до последнего предела дохожу, всю жизнь за черту переходил".
«Блаженны нищие духом, ибо их есть царство небесное» (Мф.5.3)
Потрясает изображение внутренней, духовной жизни Дмитрия Карамазова. Достоевский пишет о таких людях : «…эти сердца весьма часто жаждут нежного, прекрасного и справедливого, и именно как бы в контраст себе, своему буйству, своей жестокости, - жаждут бессознательно, и именно жаждут. Страстные и жестокие снаружи, они до мучения способны полюбить, например, женщину, и непременно духовной и высшею любовью». Митя как никто другой сознает свою жестокость и страстность и мучается ими. Именно ему принадлежат слова: «Здесь дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей». Поэтому после первого потрясения от обвинения в убийстве отца он может смирить себя и осознать высшую правду происходящего: «За дите-то это я теперь и в Сибирь пойду, не я убил, но мне надо в Сибирь пойти!» Сон, в котором он видит плачущего от голода ребенка –«дите», заставляет его понять, что « все за всех виноваты». Он, Дмитрий, не виноват в слезах этого ребенка, но жестокость и страстность его натуры приводит к страданиям другого мальчика, Илюши Снегирева, его отца, а значит, наказание справедливо. Это смирение и покаяние перерождает Митю: «… я в себе в эти дни…нового человека ощутил…За «дите» и пойду. Потому что все за всех виноваты». Достоевский показывает, какие духовные процессы происходят в кающемся человеке, какую потребность в Боге он ощущает в своей душе: «Если Бога с земли изгонят, мы под землей Его сретим!»
«Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф. 5.6)
Образ Ивана Карамазова, на мой взгляд, очень современен. «У Ивана Бога нет! У него идея» - говорит о нем Митя. Ему свойственна гордыня разума людей XX века. Вера и неверие постоянно борются в его душе. Неверие побеждает, но вера не дает ему окончательно погибнуть. Он заявляет: «Нет Бога!» и при этом мечтает о двух секундах радости общения с Ним, за которые готов отдать квадриллион квадриллионов.
Изгоняя Бога из своей души, он уподобляет ее тому выметенному и убранному дому из притчи Христа, куда поселяются злые духи. В беседе с чертом он с ужасом убеждается, что этот черт он сам, тот повторяет все его мысли, и это черт не грозный величественный, в громе и пламени являющийся, а мелкий и пошлый, мечтающий воплотиться в стопудовую купчиху. Отрицание Бога не возвышает человека, как хотелось бы думать атеистам, но принижает и опошляет, отнимает Дух и оставляет одну только плоть, созданную из праха земного.
Поэтому в глубине души Иван желает смерти отца, и ему хочется, чтобы убийцей оказался именно Митя: «Одна гадина убьет другую». Понятно, почему он называет гадиной своего отца. Но за что он так ненавидит своего брата? Только ли из ревности, вызванной любовью к Катерине Ивановне? Здесь видна аллюзия к библейском рассказу о Каине и Авеле. Горячий, вспыльчивый, терзаемый страстями Митя совершает низкие и жестокие поступки, но способен на искреннее раскаяние, признание своей греховности, что недоступно Ивану.
Смердяков. Беседы с Иваном рождают у него мысль, что раз Бога нет, то все позволено, что и приводит к его гибели.
Почему Смердяков повесился? Почему не признался в убийстве и не спас Митю? Угрызений совести у него не было. Отказ от веры под влиянием Ивана разъел его душу до основания. Он совершает самоубийство от отчаяния. В словах адвоката звучат мысли самого Достоевского: «Отчаяние и раскаяние – две вещи совершенно различные. Отчаяние может быть злобное и непримиримое, и самоубийца, накладывая на себя руки, в этот момент мог вдвойне ненавидеть тех, кому всю жизнь завидовал».
Страсть Смердякова к деньгам напоминает нам об Иуде. Отдав украденные у убитого им Федора Карамазова три тысячи (тридцать серебряников!) Ивану, он просит напоследок: «Покажите мне их еще раз» и долго смотрит на них. Сколько надежд было у него связано с этими деньгами, а они не принесли ему долгожданной радости!
«Ибо какая пользы человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мр.8.36)
Отказавшись от Бога, Смердяков творит себе кумира в лице Ивана Карамазова, но и здесь его настигает разочарование. Вот как он реагирует, когда Иван говорит, что не убивает его только потому, что он нужен как свидетель: «А что ж, убейте-с. Убейте теперь, - вдруг странно проговорил Смердяков, странно смотря на Ивана. – Не посмеете и этого-с, - прибавил он горько усмехнувшись, - ничего не посмеете, прежний смелый человек-с!»
«Не делай себе кумира» (Исх. 20.4).
Образ Алеши Карамазова стоит особняком в ряду других образов романа. Достоевский сам ставит его на это особое место, называя свой роман жизнеописанием Алексея Федоровича Карамазова. Несомненно, этот герой очень близок, дорог и необыкновенно важен для писателя. Это не идеал, но пример того, каким может быть человек, строящий свою жизнь на основе христианских ценностей. Его вера в Бога определяет весь строй его личности, его судьбы. « Вера без дел мертва», - говорит апостол, и Достоевский показывает нам Алешу именно через его дела, уже в предисловии называя его «деятелем». Меня, как и моих учеников, всегда потрясает его способность никого не осуждать, страдать от людской жестокости, но при этом жалеть своих мучителей и сострадать им. Он от всего сердца исполняет завет Христов: «Носите бремена друг друга» (Галл.6.2). Его обаяние – это обаяние истинно православного человека, поэтому ему поддаются в романе все герои, кроме тех, кто, как Ракитин, изгоняет Бога из своей души.
«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5.8).
Обаяние же Достоевского – это, прежде всего, обаяние писателя- христианина, поэтому его романы не трогают людей, далеких от Бога. Они не видят «высший смысл» (определение Н. Бердяева) его произведений. Об этом можно судить по известной статье М. Антоновича «Мистико-аскетический роман». Но, как говорит Н.Бердяев, «есть великая радость в чтении Достоевского, великое освобождение духа. Это - радость через страдание. Но таков христианский путь». Свою работу «Миросозерцание Достоевского» он писал в 1923 году, когда Россия переживала страшные испытания, и видел в творчестве Достоевского великий урок: «Ныне Достоевский стал нам ближе, чем когда-либо. Мы приблизились к нему. И много нового открывается у него для нас в свете познания пережитой нами трагической русской судьбы».
Мы живем в другое время, но над нами нависает новая угроза – угроза утраты своей национальной идентичности. Иоанн Креститель предупреждал фарисеев, гордившихся, что отец у них Авраам, « что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Мф. 3. 9). Они не вняли этим предупреждениям, не признали своего Мессию и поплатились за это, утратив все, что имели. Россия – тысячу лет православная страна, все в ней пропитано духом православия. Если мы отречемся от этого, нас может постигнуть та же участь. Чтение Достоевского помогает нам не забыть, кто мы.
Список использованной литературы:
Библия. Российское библейское общество, М., 1994.
Ф.М.Достоевский. Преступление и наказание. Изд. «Эксмо», М., 2008.
Ф.М.Достоевский. Братья Карамазовы. Изд. «Эксмо», М., 2008.
Сб. «Ф.М. Достоевский в русской критике». Государственное издательство художественной литературы, М., 1956.
Н. Бердяев. Миросозерцание Достоевского. (Электронный ресурс): http://magister.msk.ru/library/philos/berdyaev/berdn008.htm
Сконвертировано и опубликовано на http://SamoLit.com/