О. Ю. Скородумов проанонсировал свою книгу-рассказ «ДОРОГИЕ РОССИЯНЕ!..» так: «Из недавнего прошлого, еще не прошедшего до конца. Не проходящего... Никак!».
Краток, но великолепен анонс. Хотя… У меня (разумеется, лишь после прочтения рассказа) возник вопрос к автору: «Отчего именно «из недавнего прошлого», если?..»
Нет, батенька: сей сюжет для России – это и очень-очень давнее прошлое (вспомните хотя бы вторую половину девятнадцатого века и Глеба Успенского, у которого подобных, столь же сочных и колоритных литературных героев, как Валёр, тьма-тьмущая); это и давнее уже, то есть советское, прошлое, когда группы жаждущих ранёхонько подтягивались, зажав в судорожной руке изжеванный трояк, к определенным точкам, чтобы первыми взять штурмом прилавок и обрести цель и смысл своего дальнейшего существования; это и (тут автор прав) недавнее прошлое, когда трубы у жаждущих буквально стали плавиться; это и наше настоящее (чтобы убедиться в этом, достаточно сегодня прошвырнуться по улицам, скверам, паркам и подъездам домов); это и, наконец, ближайшее будущее россиянина.
Ну, ладно: будет об этом. Лучше, если я вкратце попробую изобразить ситуацию, изложенную в рассказе. Чтобы читатель имел представление об чем речь.
Главный герой – Валёр (почему «Валёр», а не «Валер» или «Валерка»? Я не знаю. Так назвал автор, и он имеет на это полное право) утречком выходит из подъезда и натыкается на вечно тут торчащую, судя по всему, скупердяйку-старушенцию и выханживает у той червонец. Для чего? Ну, не на корку же хлеба!
С этого начинается новый день героя рассказа. А заканчивается поздним вечером, когда, потерпев полнейшую неудачу, возвращается в подъезд родного дома. Его усталый взгляд упирается в дверь квартиры той самой скупердяйки-старушенции, давшей ему утром червонец; в нем просыпается жгучая обида; Валёр достает из-за пазухи пластиковую бутыль с бензином (откуда это? Ну, знаете ли, не могу же все рассказать; прочитав рассказ, сами узнаете), обливает дверь, поджигает и… Уходит с чувством исполненного какого-то долга.
Мотив сего действа? Думаю, что имеем дело с немотивированной агрессией. Побегай-ка целый день да попрошайничай впустую – то ли еще будет. Валёр, в конце концов, не железный – ну и нервишки расшалились.
Отлично выписан (пишу без всякой иронии) автором главный герой рассказа. Но и не менее колоритны участники эпизодов, то есть герои второго, третьего планов. Например, участник всех митингов, красный оппозиционер, орденоносец Палыч, готовый не только размахивать плакатом, а и порыться в мусорном контейнере, чтобы найти пару-тройку бутылок или еще чего-нибудь полезного для профессионального оппозиционера. А новый русский на крутой тачке? Тоже хорош! Прикупил главного героя: послал купить бензина, пообещав вознаграждение в виде десяти долларов США, а сам, тем временем, смылся, оставив бедолагу не только без дохода, но и в убытке.
Не без удовольствия демонстрирую палитру использованных автором языковых средств:
«и, не тратя скудных чувств, смотрела в воздух»;
«Валёр втёр купюру в штаны»;
«Радостно гудели в нём раскалённые трубы»;
«Ввечеру, гружёной баржей, он медленно и осторожно заходил в бухту двора, стараясь не сбить маяки урн, бакены стоящих на пути человечьих тел и жёсткие рифы деревянных стволов, прикрыв ладонью фонари и заткнув охрипший гудок»;
«На дне двора билась в падучей электрогитара»;
«…вынимая из-под себя непослушные ноги».
Чтобы оперировать так легко подобными образами, надо быть от природы одаренным литератором.
На этот раз, я вам честно скажу, мне повезло: мой случайный выбор пал на текст, написанный умно, грамотно, толково, чего, увы, встретишь не часто.
Да, Валёр – совсем не «герой моего романа», ибо лично мне несимпатичен. Но он типичен для России, а потому отказываться от правды жизни, брезгливо воротить нос от того, что было, есть и будет, - вряд ли есть смысл.
Прими, автор, мои поздравления: твой рассказ – это большая творческая удача.
Автор: Геннадий Мурзин
Отзывы читателей (41)
Подписаться