Рецензии

Выход в окно как лекарство от «Зуда», или писательский почин Максима Ермакова

1
Оценка: 7

Сетевой писатель из Екатеринбурга Максим Ермаков совсем недавно покорил свой личный Эверест: бумажное тело обрела его первая книга, которая до этого момента бродила только по просторам интернета. Теперь «Зуд», заявленный в титуле как роман, но, очевидно, являющийся повестью, вызывает «чесотку» головного мозга и у тех читателей, которые ни на что не променяют запах бумаги – и это не просто красное словцо, а неизлечимый диагноз.

Та самая «чесотка» начинается практически с первой страницы книги, которые погружают читателя в сумрачную атмосферу маленького города (будем называть его N) – места, где царствует умертвляющий покой, взбесившееся время и непрекращающийся дождь. С педантичностью Кафки автор описывает детали окружающего мира и подробности действий главного героя, заставляя книжную реальность стоять на месте и становиться все более объемной и давящей. Правда, в отличие от Землемера, у главного героя «Зуда» по имени Ежи нет духовного ориентира в виде Замка, а значит его поиски себя, любви и дома бессмысленны и бесконечны. Под «домом», конечно же, не стоит понимать ни бетонную коробку, ни деревянный теремок – это «дом», выложенный философскими кирпичами, под которыми ютятся смысл и духовный комфорт.

Главный герой «Зуда» – мужчина без определенного возраста по имени Ежи. Он появляется в городе N из ниоткуда и первое время счастлив быть никем – до тех пор, пока неожиданно для него самого не выясняется, что он часовщик, то есть тот, кто способен укротить время и спасти жителей города и от дождя, и необъяснимого старения. Все дальнейшее повествование – это практически статичный набор метафор и аллюзий, разбираться в которых – одно удовольствие. Пространство книги крайне мифологично: здесь есть и таинственный безымянный водоем, с поверхности которого никогда не сходит туман и с другого берега которого никто не возвращается – по большому счету, река Лета, - угрюмый лодочник Амбер со своим псом, в которых любой начитанный человек без труда узнает Харона и Цербера… Ближе к середине книги писатель даже предлагает познакомиться с божеством, которое создало этот странный сумрачный мир – оно носит имя Ангетенар Рем, обладает всеми признаками андрогинна и пишет то прекрасные, то ужасные стихи.

Повесть долго «раскачивается», и поначалу чтение кажется скучным, однако впечатление кардинально меняется, когда лишенная определенности действительность города сменяется другой, не менее выморочной реальностью. Строгая винтажность рассеивается, как дым и оказывается в буквальном смысле затоптанной сверхтехнологичной поступью будущего, в котором пластические операции производятся не на теле, а на сознании. Впрочем, как именно эти две реальности переплетены и в каких точках пересекаются, лучше узнать у самого писателя, открыв его зудящий роман. Сам зуд как физиологическое явление, попав в ткань повествования, тоже становится объемным символом и превращается в индикатор отвращения к окружающему миру.

Сюжет романа разветвлен и многослоен, поэтому читательское внимание не угасает, единственная, но довольно существенная претензия, которую к книге можно предъявить, заключается нестабильности языкового обрамления. Вероятно, это связано с неопытностью писателя или с тем, что работа над книгой велась с перерывами, но авторская речь похожа на скачки раненого зверя – то она лаконична до чрезвычайности, то вдруг приобретает черты толстовского многословия, то проста для понимания, то перенасыщена сложными образами и превращена в кирпич. В отдельные моменты это вызвано требованиями сюжета, в иные – трудно объяснимо.

На первый взгляд может показаться, что книга замкнута на себе, поскольку на протяжении всего повествования автор, не являя своей личности в тексте, с особенным азартом занимается самоисследованием. На второй взгляд – «Зуд» исследует всех нас, хотя и с разной степенью успешности. По всей вероятности, книга будет интересна всем, кто еще не избавился от привычки читать, тем более, что, благодаря гуманности автора, на знакомство с ней хватит одного вечера.

 

Текст: Екатерина СМИРНОВА

Оригинал рецензии доступен здесь: http://apelcin.ru/new/64690-vyxod-v-okno-kak-lekarstvo-ot-zuda-ili-pisatelskij-pochin-maksima-ermakovavyxod-v-okno-kak-lekarstvo-ot-zuda-ili-pisatelskij-pochin-maksima-ermakova.html

 

Автор: Екатерина Смирнова

Понравилась рецензия?

+2
-0

Отзывы читателей (1)

Подписаться на комментарии к этой рецензии

Анна фон Припозднившаяся
8 ноября 2013, 01:28
Полезный отзыв?
Да / Нет
 
+0
/
-0
Очень профессиональная рецензия! из нее не понятно, ругают или хвалят.. При этом книгу сразу хочется прочесть!
ответить