Рецензии

Рецензия: А.Серёгин «Эффект отсутствия инстинкта»

4
Оценка: 7

Современная проза. Роман с элементами фантастики. Тема заявлена серьёзная, да и жанр – социальная фантастика – располагает к вдумчивому чтению.

Социальная фантастика бывает разная. Скажем, замечательную повесть братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» тоже можно было бы отнести к этому жанру. То же самое можно сказать о книге Пера Валё «Стальной прыжок», несмотря на значительную разницу между этими двумя произведениями.

Роман «Эффект отсутствия инстинкта» фантастическим назвать трудно. Собственно, здесь только её элементы, вставленные автором в начале, и упоминающиеся ближе к финалу. Это тот случай, когда фантастика не является самоцелью, а только исполняет роль, предназначенную для неё автором.

Сюжет романа довольно линеен. Здесь нет запутанных ситуаций, загадочных поворотов и прочих хитросплетений, которые любят авторы детективов. Тем не менее, эту книгу вполне можно отнести к детективному жанру. Например, к жанровому обозначению произведения нетрудно добавить и «криминальный детектив».

Итак, герой романа, преуспевающий журналист Артём Костенко, пишет статью на актуальную тему. Он встречается с неким престарелым академиком, живущим на покое в глуши, в маленьком доме с палисадником и собакой на цепи. Журналист ведёт долгую и обстоятельную беседу с хозяином дома, и академик в ходе разговора практически «открывает глаза» нашему герою.

Потрясённый открывшимися перед ним истинами Артём пишет острую статью, затрагивающую проблемы современности и остро критикующую положение дел в мире. Разумеется, это не нравится его руководству. От журналиста требуют переписать статью, но он гордо отказывается. Здесь искушённый читатель легко может догадаться, что последует дальше.

Как говорится, «пришла беда, отворяй ворота». Невеста героя тоже подливает масла в огонь. Конечно, ведь избалованная мужским вниманием дочь олигарха хочет, чтобы Артём соответствовал её запросам, но герой не оправдывает ожидания девушки.

К тому же у Артёма есть коварный и очень опасный соперник, задавшийся целью отбить у журналиста невесту. Для этого ему нужно – в прямом смысле слова - сжить нахального героя со света.

Литературный приём, когда у героя, первоначально счастливого и успешного, отбирают «всё, что нажито непосильным трудом», далеко не нов, но довольно эффектен. Читатель (или зритель, если речь идёт о фильме) должен посочувствовать бедняге, который несправедливо лишается всего, что у него было в жизни.

Здесь надо отметить, что при этом сам Артём не вызывает излишнего сочувствия. Он обычный человек, со своими слабостями и недостатками. Печальные обстоятельства, в которые он угодил, во многом спровоцированы им самим. Разумеется, измена женщине – не уголовное преступление. Хотя портить отношения с дочерьми влиятельных людей не самая лучшая идея на свете. И если уж ты посылаешь своего шефа туда, где солнце не светит, будь готов к тому, что выплата кредита за шикарный джип тебе выйдет боком…

Во всяком случае, трудно сказать, что обстоятельства, в которые угодил наш герой, являются действительно форс-мажорными.

Здесь мы переходим к основной идее романа. В книге очень большое внимание, и, соответственно, значительная часть текста уделены обсуждению проблем развития человеческого общества, в особенности их биологическому аспекту. Как говорит автор устами одного из героев о «человеке разумном»: «почему же он получился таким непутёвым, в смысле несовершенным? Продолжительность жизни ничтожная, характер скверный». Как утверждает загадочный инопланетянин, удостоивший подвального бомжа продолжительной беседы, во всём виноваты человеческие гены. Вернее, их несовершенство.

Не буду подвергать сомнению верность утверждений, высказанных в книге. Скажу лишь о том, как эту тему удалось раскрыть в данном произведении.

Очевидно, читатель должен сделать вывод, что всё происходящее с героем – суть следствие проявлений того самого «инстинкта взаимного уничтожения», о котором настойчиво говорится в романе. Тема эта, судя по всему, масштабная, таящая в себе множество возможностей для развития сюжета.

События, приключившиеся с героем, как я уже сказал, трагичны, но довольно банальны, и выглядят скорее следствием обычной борьбы за место под солнцем, чем проявлением некоего кровожадного инстинкта. Разве что маниакальное стремление господина Семаго, претендента на руку богатой невесты Ларисы, окончательно уничтожить соперника, выглядит иррациональным и с натяжкой вписывается в эти рамки.

Наверное, все читали роман В. Гюго «Отверженные». Возможно, многие помнят, что там время от времени встречаются довольно объёмные вставки от автора, содержащие познавательный текст на самые разные темы. И возможно, многие их (вставки) внимательно читали. Действительно, если взять на себя труд и вчитаться в эти отступления, они в самом деле интересны и познавательны. Но я не удивлюсь, если большое число читателей просто пропускали эти страницы, едва взглянув на них.

Надо сказать, что здесь примерно та же ситуация. Роман как бы состоит из двух частей – собственно сюжета и пространных рассуждений о проблемах человеческого общества – и части эти слабо соединены между собой. Словом, если бы не вдумчивые и весьма содержательные разговоры, которые постоянно ведут персонажи романа, это была бы просто история жизни журналиста Артёма. Впрочем, история эта сама по себе недурна и читается с вполне оправданным житейским интересом.

Думаю, стоило бы покрепче привязать «идею» к сюжету. Это оживило бы действие и позволило полнее раскрыть замысел автора.  Кроме того, это могло бы значительно увеличить целевую аудиторию. Ведь далеко не все читатели решатся осилить целую страницу диалога двух персонажей на темы СПИДа и загрязнения окружающей среды.

Вообще, практически все диалоги в романе не очень похожи на разговор живых людей, встретившихся на кухне за чашкой чая. Они полны канцеляризмов и чересчур затянуты.

«– Ну, да, – задумчиво произнес Семен Трофимович и вдруг, как будто, что-то вспомнив, продолжил, – предкризисная симптоматика описана достаточно хорошо. Например, нынешнему финансовому кризису предшествовала ипотечная эйфория, что весьма симптоматично, а «любовь» к катастрофам? Это приобретает глобальный масштаб, предсказание конца света следуют одно за другим».

 «Не достижение удовольствия, а достижение состояния, когда слова патриотизм и честь обретают свои первоначальные значения, когда служение обществу несет особый смысл, то есть от получения материальных удовольствий человечество переходит к удовольствиям интеллектуальным, духовным».

Собственно, и сам стиль, в котором написана книга, несколько суховат и грешит канцеляризмами. Скажем, эпизоды, где речь идёт о новой любви Артёма, внучке академика Саше, производят впечатление делового отчёта:

«Александра Литовченко готовилась к проведению крупного мероприятия, которое было связано с экологией одной из крупнейших рек Украины».

Даже диалог бомжа с таинственным пришельцем, явившемся в подвале в виде подвешенной в воздухе «лампы», звучит довольно неестественно:

«Почему же именно я это вижу и слышу, человек, можно сказать, выпавший из цивилизации? Почему для контакта вы избрали именно меня?»

Сам инопланетянин появляется в романе, только чтобы сообщить о том, что зарождение гомо сапиенс на Земле произошло из-за вмешательства внеземного разума. А также высказать своё мнение об особенностях развития человеческого общества и вероятных его перспективах. Вслед за этим неведомое существо испаряется, и больше мы его не встретим. Вот, собственно, и вся фантастика.

Из существенных недостатков текста хотелось бы отметить печальную привычку многих авторов ставить запятые, где им заблагорассудится. Фраза: «Казнить нельзя помиловать» при чтении этого романа вспоминалась рецензенту буквально на каждом шагу. Вот несколько примеров:

«От такой мысли ему стало, нехорошо, силы оставили его, подкосились ноги и он сел на шлак, которым был устлан пол подвала».

«После ливня на улице пошел снег. Мокрый, холодный, тающий снег. Он пошел в сторону торгового центра».

Здесь не совсем ясно, кто именно пошёл в сторону центра, главный герой или снег…

«Наконец олигарх изволил повернуться и недовольно втупил взгляд в девушку».

Не уверен, что в русском языке существует слово «втупил».

Типичный пример канцеляризма:

«В перерыве они встали со своих кресел, чтобы размять затекшие нижние части тела».

Тем не менее, если не обращать внимания на упомянутые недостатки, роман действительно читается с интересом. Если преодолеть нелюбовь к длиннотам и свыкнуться с манерой изложения автора, книгу можно назвать довольно увлекательной. Истории из жизни героя и его друзей, полные бытовых подробностей и жизненных неурядиц, наверняка будут интересны многим читателям. Да и тем, кого волнуют разного рода проблемы и «болезни» человеческого общества, книга, скорее всего, придётся по душе, а высказанные в ней мысли вызовут живой отклик. Во всяком случае, рецензент с интересом прочитал роман «Эффект отсутствия инстинкта» и не жалеет о затраченном на это времени.

 

 

 

Автор: Натан Темень

Понравилась рецензия?

+0
-0

Отзывы читателей (4)

Подписаться на комментарии к этой рецензии

Александр Серегин
18 октября 2013, 09:32
Полезный отзыв?
Да / Нет
 
+0
/
-0

Спасибо, Натан. Мне еще никто так внятно, не объяснял "болезни" моей работы. Надеюсь мне это поможет. Вы очень правильно поняли насчет жанра и замысла романа. А вот канцелярские обороты буду вытравливать из текстов, оно и не удивительно я ведь большую часть жизни вынужден был говорить на канцелярском языке, да и сейчас частенько приходится. Спасибо за завершение рецензии: "рецензент с интересом прочитал роман".

ответить
Натан Темень
18 октября 2013, 10:37
Полезный отзыв?
Да / Нет
 
+0
/
-0
18.10.2013 Александр Серегин

Спасибо, Натан. Мне еще никто так внятно, не объяснял "болезни" моей работы. Надеюсь мне это поможет. Вы очень правильно поняли насчет жанра и замысла романа. А вот канцелярские обороты буду вытравливать из текстов, оно и не удивительно я ведь большую часть жизни вынужден был говорить на канцелярском языке, да и сейчас частенько приходится. Спасибо за завершение рецензии: "рецензент с интересом прочитал роман".

Пожалуйста. Роман действительно читается с интересом. Мне нужно было перечитать его два раза, чтобы это понять, т.к. при первом прочтении бросаются в глаза именно недостатки. Так что потенциал есть, а это главное.

Успеха!

ответить
Александр Серегин
18 октября 2013, 12:25
Полезный отзыв?
Да / Нет
 
+0
/
-0
18.10.2013 Натан Темень
18.10.2013 Александр Серегин

Спасибо, Натан. Мне еще никто так внятно, не объяснял "болезни" моей работы. Надеюсь мне это поможет. Вы очень правильно поняли насчет жанра и замысла романа. А вот канцелярские обороты буду вытравливать из текстов, оно и не удивительно я ведь большую часть жизни вынужден был говорить на канцелярском языке, да и сейчас частенько приходится. Спасибо за завершение рецензии: "рецензент с интересом прочитал роман".

Пожалуйста. Роман действительно читается с интересом. Мне нужно было перечитать его два раза, чтобы это понять, т.к. при первом прочтении бросаются в глаза именно недостатки. Так что потенциал есть, а это главное.

Успеха!

Спасибо, Натан. Буду стараться. Я хочу написать продолжение к "Эффекту", но пока пишу публицистическую книгу на эту же тему. Взяться за нее меня подвигла, как раз сухость языка той идеи, которую я хотел вложить  в роман. к сожалению не всегда получается до конца изящно всё изложить. Особенно, когда хочется, чтобы было и интересно и познавательно. Успехов и вам, надеюсь на дальнейший диалог.



ответить
Игорь Влади Кузнецов
26 июня 2015, 21:34
Полезный отзыв?
Да / Нет
 
+0
/
-0
18.10.2013 Александр Серегин
18.10.2013 Натан Темень
18.10.2013 Александр Серегин

Спасибо, Натан. Мне еще никто так внятно, не объяснял "болезни" моей работы. Надеюсь мне это поможет. Вы очень правильно поняли насчет жанра и замысла романа. А вот канцелярские обороты буду вытравливать из текстов, оно и не удивительно я ведь большую часть жизни вынужден был говорить на канцелярском языке, да и сейчас частенько приходится. Спасибо за завершение рецензии: "рецензент с интересом прочитал роман".

Пожалуйста. Роман действительно читается с интересом. Мне нужно было перечитать его два раза, чтобы это понять, т.к. при первом прочтении бросаются в глаза именно недостатки. Так что потенциал есть, а это главное.

Успеха!

Спасибо, Натан. Буду стараться. Я хочу написать продолжение к "Эффекту", но пока пишу публицистическую книгу на эту же тему. Взяться за нее меня подвигла, как раз сухость языка той идеи, которую я хотел вложить  в роман. к сожалению не всегда получается до конца изящно всё изложить. Особенно, когда хочется, чтобы было и интересно и познавательно. Успехов и вам, надеюсь на дальнейший диалог.



С удовольствием прочёл ещё одну

обстоятельную рецензию Натана.

Впечатляет.

Спасибо.

ответить