Рецензии

Рецензия: М. Ермаков «Рабочий вариант «Последний» (зомби-версия)»

6
Оценка: 6

     Повесть обозначена как «современная проза». Я бы сказал, что это не просто проза, а сценарий к фильму, который автор уже видит в своём воображении. А пока фильма ещё не существует, он выложил на суд читателей некое «либретто».

     Об этом говорит и фрагментарный, разбитый на смысловые эпизоды, текст. Главы здесь есть, хотя принцип разделения текста скорее условный. Наверное, все видели фильмы, где видеоряд практически состоит из клипов. Здесь происходит нечто подобное. Щёлк – щёлк – щёлк: сцена в переулке – пляж (девочки) – галлюцинации – зомби.

     Пролог настраивает на ожидание криминальной разборки с мистической подоплёкой. Крыса, внезапно задымившийся кондиционер… Причём тема крысы и кондиционера возвращается не один раз, создавая впечатление многозначительности. Многозначительности, которая практически кончается ничем. Разве что крыса возникает в середине повествования, проглатывая – одним глотком! – грецкий орех.

     Ретроспективный разговор героев с «отцом и учителем» Альфонсом Фи тоже наводит на мысль, что нас ожидает нечто криминальное. Но довольно динамичная сцена в переулке, начавшаяся в «прологе», сходит на нет, растворившись в разговоре героев со случайным знакомым.

     Правда, нам дают понять, что всё не просто, а в небе над головами Дамокловым мечом висит нечто странное: «Эта сфера – Ореол – странная субстанция нейробиологического происхождения. Что-то вроде биополя человечества».

     Авторский стиль производит двойственное впечатление. С одной стороны, видно, что автор довольно грамотен, а сленг, на котором разговаривают его герои, просто дань целевой аудитории. Есть же такая разновидность кино, как «эксплуатационные» фильмы, в частности, Zombie movies, у которого имеются свои поклонники.

     Тем не менее, поскольку здесь представлена именно повесть, это уже художественная литература, и, следовательно, подойти к ней стоит как к литературному произведению.

     Следует признать, что текст повести довольно труден для восприятия. Пока нет «картинки», читатель вынужден пользоваться печатным текстом, а здесь это нелегко. Фрагментарность повествования рассеивает внимание читателя. Излишек сюжетных линий тоже имеет место. Вернее, это даже не линии, а вставки в текст. Разумеется, они сделаны для понимания общей картины, и придают повествованию глубины. Так же как и эпизод с орехом и падением матери героя с лестницы открывает характер брутального персонажа с неожиданной стороны.

     Однако, невнятная композиция и, скажем так, нестандартное оформление текста практически сводят на нет благоприятное впечатление от недурного авторского стиля. Читателю приходится довольствоваться эпизодами и смаковать их по отдельности. Это было бы весьма неплохо, если бы текст был выполнен мастером литературного пера. Здесь надо сказать, что, хотя эпизоды и неплохи, а местами весьма интересны, текст назвать «фееричным» всё же нельзя.

     Возможно, повесть только выиграла бы от сокращения сюжетных ходов. Скажем, если убрать тему зомби – да, зомби, как ни странно, смотрятся в тексте инородным телом – и оставить уходящих в астрал избранных, ничего страшного для произведения бы не произошло. Так же, как если бы автор убрал лирические отступления о девушке из бара и дневник прадедушки, сюжет ничего бы не потерял. Скажу больше: отрывки из книги, которую якобы пишет персонаж повести, вполне могут составить отдельное произведение. Если не перегружать повествование этими, без сомнения, интересными, но не обязательными, эпизодами,  а просто написать произведение с определённым эмоциональным посылом и фантастическим элементом, получился бы недурной рассказ. К чему эти зомби, к чему «отец и учитель» Альфонс Фи? Из  них вполне можно было бы составить отдельный сюжет, где есть крутые парни с гранатами и пулемётом, красивые девочки в бикини, машущие руками из кабриолета, и злыдень-бизнесмен, которого взрывают бомбой в конце фильма… то есть книги.

     Да, и раз уж на автора рецензии нашёл такой критиканский стих, упомяну о некоторых недостатках собственно текста, которые бросились в глаза (цитаты):

 «Ваше обучение закончилось, - продолжает отец, - теперь вы мои войны. Подойдите, поцелуйте меня».

     Ох уж эти войны…

«Прежде, чем свернуть за угол дома, Орешек притормозил, оправился, пустил от головы до таза волну, наподобие той, что делают танцоры, и чинно вошел в освещенный первыми лучами солнца переулок.»

     Ей-ей, не стоит употреблять слово «таз» вне контекста. Пока ещё читатель догадается, что таз – это часть анатомии, а не предмет банно-прачечного обихода... Да и слово «оправился» имеет явно не один смысл.

«И она ушла, и только ее сынок все оглядывался с санок на красивого дядю, который опустился к своим сапогам, и который через три дня застрелился.»

     Трудно представить, как человек опускается к своим сапогам. Вообще, автору стоит поработать над описаниями действий. Честно говоря, они у него несколько громоздки.  

«- А что сам то не напишешь?

- Я? Пф. Да, брось. Не… эта мечта не сбудется.

- Написать книгу? Да делов то…»

     Это к вопросу о работе над текстом. Писать книги – тяжёлый труд, скажу я вам!

     Но хватит придираться. В остальном можно сказать, что повесть, при всех упомянутых недостатках, всё же имеет некий потенциал. Хотя читать её нелегко, читать её хочется. Такой вот парадокс. Так что, если автор озаботится вопросами композиции и тщательнее подойдёт к оформлению текста, всё ещё может быть весьма неплохо.

Автор: Натан Темень

Понравилась рецензия?

+4
-2

Отзывы читателей (6)

Подписаться на комментарии к этой рецензии

Максим Ермаков
24 июня 2013, 08:58
Полезный отзыв?
Да / Нет
 
+1
/
-0

Натан, огромное спасибо вам за рецензию. Хорошо написано, хотя я не во всем могу с вами согласиться. И главное – сюжетные ходы уж точно никак сократить нельзя. Книга цельная, и если убрать хоть что-то, развалится все. Каждый эпизод на своем месте, каждый обязателен – за это я ручаюсь. Другое дело, что, конечно, жанр здесь очень размыт – видимо, это вас и смутило. Но нельзя же двигаться все время проторенными путями. Эта книга – своего рода эксперимент и, видимо, поэтому не так легка для восприятия. Да – сложная структура, да – много сюжетных линий, да – не простая композиция. Но, не сомневайтесь, все выверено. Я не хочу держать читателя за дурака – уверен, он справится и получит удовольствие о того, что освоил нелинейный сюжет. Спасибо вам за рецензию. Было очень интересно узнать ваше мнение.      

 

ответить
Натан Темень
24 июня 2013, 12:20
Полезный отзыв?
Да / Нет
 
+1
/
-0

Пожалуйста. Максим, это хорошо, что у вас есть свой взгляд на творчество, и вы можете благополучно забыть моё мнение) Эксперименты нужны. Хотя, если на то пошло, не вижу здесь ничего особо нового. (Вспомнить хотя бы символистов, для примера.) Нет, смешение жанров меня не смущает. Просто в вашем тексте можно видеть несколько "заготовок" произведений. Согласен - повесть развалится, как карточный домик если убрать эпизоды. Не хотел об этом вам говорить, но вы и сами это понимаете.

Конечно, незачем делать из читателя дурака. У вас неплохая психологическая проза, но стоит ли в погоне за экспериментом увлекаться жонглированием текстом? Читатель, даже умный, имеет право на адекватно выстроенный текст. От этого литературная ценность произведения - если она есть, а она у вас есть - не пострадает.

ответить
Максим Ермаков
24 июня 2013, 13:45
Полезный отзыв?
Да / Нет
 
+1
/
-0
24.06.2013 Натан Темень

 

Эксперимент мой личный. Он в общем заключался в том, чтобы совместить, как вы верно подметили, киносценарий и литературу - то есть сделать максимально литературный сценарий. А еще я хотел приблизиться к массовому читателю, к развлекательной литературе, но при этом не изменить себе. И, наконец, эта книга - своего рода мой отдых после работы над серьезным и совсем не для массового читателя романом "Зуд".

Просто вы написали, что можно легко убирать сюжетные линии (например, с зомби), но это не так. И я рад, что смог вас переубедить, и теперь вы согласны, что книга развалится, если их убрать. На счет "заготовок произведений" - тоже спорный вопрос. Для меня это не заготовки, а полноценные части одного произведения. По-другому лично я развить их не могу, как не могу и увидеть смысл в них по отдельности. А вот существуя все вместе, они рождают смысл, главную идею произведения.



ответить
Натан Темень
24 июня 2013, 15:32
Полезный отзыв?
Да / Нет
 
+1
/
-0
24.06.2013 Максим Ермаков
24.06.2013 Натан Темень

 

Эксперимент мой личный. Он в общем заключался в том, чтобы совместить, как вы верно подметили, киносценарий и литературу - то есть сделать максимально литературный сценарий. А еще я хотел приблизиться к массовому читателю, к развлекательной литературе, но при этом не изменить себе. И, наконец, эта книга - своего рода мой отдых после работы над серьезным и совсем не для массового читателя романом "Зуд".

Просто вы написали, что можно легко убирать сюжетные линии (например, с зомби), но это не так. И я рад, что смог вас переубедить, и теперь вы согласны, что книга развалится, если их убрать. На счет "заготовок произведений" - тоже спорный вопрос. Для меня это не заготовки, а полноценные части одного произведения. По-другому лично я развить их не могу, как не могу и увидеть смысл в них по отдельности. А вот существуя все вместе, они рождают смысл, главную идею произведения.



Я бы не очень надеялся, что меня легко переубедить:)

Возможно, просто неловко выразился: зомби как таковые могут быть, а могут и не быть в повести. Во всяком случае, в них нет необходимости. Лично мне они кажутся насильно введёнными автором ради читателей. Вообще, вполне можно найти несколько вариантов сюжета, как это можно обойти.  Насчёт того, что легко их убрать, возможно, погорячился. Работа над книгой непроста, да. Это вопрос опыта.

Да, и любовная линия с девушкой (и прочие) выглядит как-то неорганично, что-ли. Сбросил её герой с лестницы, пережил некий катарсис, раскаялся. Понятно, что это психология, глубина, эмоции и всё такое. Но, опять же: стоит особняком, и может существовать отдельно, а текст выдержит любой другой подобный этюд. Вот в чём проблема.

Но это решать автору. Наш голос совещательный)

Конечно, экспериментируйте! А мы почитаем...

 

с ув.

ответить
Максим Ермаков
25 июня 2013, 08:29
Полезный отзыв?
Да / Нет
 
+1
/
-0
24.06.2013 Натан Темень
24.06.2013 Максим Ермаков
24.06.2013 Натан Темень

 

 

Все вертиться вокруг "Памяти". Все сюжеты. И зомби не исключение - они ведь стали зомби, потому что у них высосали память. Так что они необходимы. Нельзя их убрать, ну, никак нельзя))

ответить
Игорь Влади Кузнецов
29 июня 2015, 00:50
Полезный отзыв?
Да / Нет
 
+0
/
-0

да.

согласен.

кинематографично.

ответить