Рецензии

Чистый понедельник

6
Оценка: 3

Рассказ Бунина «Чистый понедельник» входит в цикл «Темные аллеи». Он совсем короткий. Случайно наткнулась на отзыв о нем и решила перечитать именно его, так как весь цикл уже давно стерся из памяти, оставив в ее глубине какое-то юношеское томление, запах антоновских яблок, невнятность персонажей и их поступков. 

В «Чистом понедельнике» автор выводит главной героиней пошлую московскую дамочку с запросами и духовными метаниями, которые, впрочем, не мешают ее аппетиту и праздному времяпрепровождению. Чтобы создать у читателя образ натуры наполненной, автор отправляет ее на лекции Андрея Белого, «зачем-то она училась на курса», увлекалась индийской философией, древней Русью и немножко музицировала Лунную сонату. 

А еще она ходила по монастырям и соборам, а потом снова по ресторанам, трактирам и капустникам. 

«В трак­тире было тепло и полно толсто одетыми извоз­чи­ками. «Как хорошо, — сказала она. — И вот только в каких-нибудь северных мона­стырях оста­лась теперь эта Русь... Ох, уйду я куда-нибудь в мона­стырь, в какой-нибудь самый глухой!» И прочи­тала наизусть из древ­не­рус­ских сказаний: «...И вселил к жене его диавол лету­чего змея на блуд. И сей змей являлся ей в есте­стве чело­ве­че­ском, зело прекрасном...». И опять он смотрел с удив­ле­нием и беспо­кой­ством: что с ней нынче? Всё причуды?»

Автор пытается возвести ее на какие-то духовные высоты, а получается:
Ах,  как мне опостылел свет! завтра в  последний раз схожу на капустник и – в монастырь! и не отговаривайте меня, не отговаривайте… 

На мой взгляд «Чистый понедельник» беспомощное произведение в плане мотивации главной героини, как-то больше симпатизируешь герою (страдающему от неудовлетворенности: дальше томительных поцелуев не пускают, видно  еще сомневаются амур или монастырь), чем пресыщенной барыньке, метущейся между будуаром и молельней. Ой! Кажется это из другой драмы, но сюда как нельзя подходит.

Бунин, конечно, рисует словами  такие картины, что некоторым и кистью не изобразить. А вот по части духовной у него явный затык получился. Не верю в искренность гг, в ее желание посвятить себя Богу. Не убедил меня автор, что под всеми этими бархатами, мехами  и яхонтами лазоревыми душа ищущая Спасения, а не очередного развлечения «а  может мне постричься попробовать»,  а то так скушшно. 

Нельзя уйти в монастырь, можно прийти к Богу.  Можно совершить грех по недомыслию, малодушию или страху и потом раскаяться искренне и замаливать всю жизнь, как герой фильма «Остров». Но чтобы осмысленно, отдавая себе отчет, грешить самыми  мерзкими грехами, еще и на первой седмице Великого поста, в Чистый понедельник – это каким-то кощунством попахивает, а еще авторской беспомощностью.  

А увлечение  гг  монастырской Русью, церковными песнопениями, летописными сказаниями, раскольниками, (даже квартира ее окнами на Храм Христа Спасителя)… Бунин  неубедительно выдает за особую духовность или духовные искания. 

«Это не религиозность. Я не знаю что... Но я, например, часто хожу по утрам или по вечерам, когда вы не таскаете меня по ресторанам, в кремлевские соборы, а вы даже и не подозреваете этого...» 

Что тут сказать: когда не звучит в душе камертон Божьих заповедей, тогда получается фальшиво, надуманно и даже пошло. 
Вот так и получилось у Бунина. Чтобы мне ни говорили, но автор пишет себя, свой жизненный опыт, его он и вложил в героиню, а опыт тот, как известно, весьма  далек от заповеданной христианам духовности.  

Хоть и написал он про этот рассказ на обрывке бумаги в одну из своих бессонных ночей: „Благодарю бога, что он дал мне возможность написать «Чистый понедельник»“» я бы изъяла это произведение из школьной программы, как безнравственное и богопротивное.

А ведь нет у Бунина в рассказах «мяса», подумалось мне вдруг. Все очень интеллигентно и красивенько, завораживающе красивенько, отточено до последней запятой и эпитета. Бережное перебирание мелких деталей, самолюбование. Этакая вылощенная проза. Читаю, а мне скушшно, пустая она. 

И пусть дали ему Нобелевскую «за строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы», но мы, то знаем, что это чистая политика. А так бы и остался  безыдейным автором-эмигрантом, без права входить в литературные хрестоматии.

Автор: Вера Вьюга

Понравилась рецензия?

+7
-7

Отзывы читателей (6)

Подписаться на комментарии к этой рецензии

Сергей (гость)
4 апреля 2013, 07:39
Полезный отзыв?
Да / Нет
 
+4
/
-0

Автор рецензии ничего не понял в рассказе. Или не поняла? В общем, не нашел я, кто автор рецензии, так что не знаю, девочка это или мальчик. Или он/она не верят, что так бывает?  В рассказе описана довольно стандартная ситуация, из тех, которые я в силу возраста еще застал: когда он любит до потери сознания, а она сама не знает, чего ей хочется. Отсюда и метания между ресторанами и монастырями.  В силу того, что героиня рассказа жила в давние заповедные времена, она заведомо была глубже и разностороннее нас, нынешних - отсюда познания в старообрядчестве. Но так как это времена Серебряного века, то и отношение к тогдашним знаменитостям - Шаляпин - свойское, почти панибратское. Рассказ Бунина - это действительно классическая русская проза во всей красоте, красивее не бывает. И это не "красивенько", а именно красиво. Каждая строчка дышит. Герой любит героиню так, что и протронуться до нее боится, и согласен на все ее условия. Она не подпускает его к себе, а он и в этом находит счастье. Если автора рецензии не настигла такая любовь, то Бунин тут ни в чем не виноват. Может, сейчас таких девушек нет. Хотя они еще относительно недавно были. Может, сейчас все крайне упростилось. Но как раз из рассказа Бунина видно, как много всего потерялось в любви от ее почти полного упрощения. Все рассказы из цикла "Темные алееи" - про любовь, ее особенности, странности, про то, что любовь творит с человеком, про волшебные мгновения, которые одни небрежно забывают, а Бунин запечатлевал, как художники запечатлевают краски закаты. И ты смотришь на картину и думаешь - вот это да! И если вы никогда не видели таких красок в закате, так, может, стоит всмотреться?     

ответить
Вера Вьюга (гость)
4 апреля 2013, 13:23
Полезный отзыв?
Да / Нет
 
+1
/
-2
04.04.2013 Сергей (гость)

Автор рецензии ничего не понял в рассказе. Или не поняла? В общем, не нашел я, кто автор рецензии, так что не знаю, девочка это или мальчик. Или он/она не верят, что так бывает?  В рассказе описана довольно стандартная ситуация, из тех, которые я в силу возраста еще застал: когда он любит до потери сознания, а она сама не знает, чего ей хочется. Отсюда и метания между ресторанами и монастырями.  В силу того, что героиня рассказа жила в давние заповедные времена, она заведомо была глубже и разностороннее нас, нынешних - отсюда познания в старообрядчестве. Но так как это времена Серебряного века, то и отношение к тогдашним знаменитостям - Шаляпин - свойское, почти панибратское. Рассказ Бунина - это действительно классическая русская проза во всей красоте, красивее не бывает. И это не "красивенько", а именно красиво. Каждая строчка дышит. Герой любит героиню так, что и протронуться до нее боится, и согласен на все ее условия. Она не подпускает его к себе, а он и в этом находит счастье. Если автора рецензии не настигла такая любовь, то Бунин тут ни в чем не виноват. Может, сейчас таких девушек нет. Хотя они еще относительно недавно были. Может, сейчас все крайне упростилось. Но как раз из рассказа Бунина видно, как много всего потерялось в любви от ее почти полного упрощения. Все рассказы из цикла "Темные алееи" - про любовь, ее особенности, странности, про то, что любовь творит с человеком, про волшебные мгновения, которые одни небрежно забывают, а Бунин запечатлевал, как художники запечатлевают краски закаты. И ты смотришь на картину и думаешь - вот это да! И если вы никогда не видели таких красок в закате, так, может, стоит всмотреться?     

 

Если бы главная героиня собиралась уходить не в монастырь, а в запой претензий к автору не было. Мы обсуждаем не то, что так не бывает в жизни. В жизни еще и не так бывает. Мы обсуждаем психологическую детерминанту рассказа в плане духоносности главной героини.

Видимо вы человек далекий от христианства и в частности православия, потому и сосредоточились только на внешнем антураже рассказа.  

ответить
Сергей (гость)
8 апреля 2013, 09:13
Полезный отзыв?
Да / Нет
 
+3
/
-0
04.04.2013 Вера Вьюга (гость)
04.04.2013 Сергей (гость)

Автор рецензии ничего не понял в рассказе. Или не поняла? В общем, не нашел я, кто автор рецензии, так что не знаю, девочка это или мальчик. Или он/она не верят, что так бывает?  В рассказе описана довольно стандартная ситуация, из тех, которые я в силу возраста еще застал: когда он любит до потери сознания, а она сама не знает, чего ей хочется. Отсюда и метания между ресторанами и монастырями.  В силу того, что героиня рассказа жила в давние заповедные времена, она заведомо была глубже и разностороннее нас, нынешних - отсюда познания в старообрядчестве. Но так как это времена Серебряного века, то и отношение к тогдашним знаменитостям - Шаляпин - свойское, почти панибратское. Рассказ Бунина - это действительно классическая русская проза во всей красоте, красивее не бывает. И это не "красивенько", а именно красиво. Каждая строчка дышит. Герой любит героиню так, что и протронуться до нее боится, и согласен на все ее условия. Она не подпускает его к себе, а он и в этом находит счастье. Если автора рецензии не настигла такая любовь, то Бунин тут ни в чем не виноват. Может, сейчас таких девушек нет. Хотя они еще относительно недавно были. Может, сейчас все крайне упростилось. Но как раз из рассказа Бунина видно, как много всего потерялось в любви от ее почти полного упрощения. Все рассказы из цикла "Темные алееи" - про любовь, ее особенности, странности, про то, что любовь творит с человеком, про волшебные мгновения, которые одни небрежно забывают, а Бунин запечатлевал, как художники запечатлевают краски закаты. И ты смотришь на картину и думаешь - вот это да! И если вы никогда не видели таких красок в закате, так, может, стоит всмотреться?     

 

Если бы главная героиня собиралась уходить не в монастырь, а в запой претензий к автору не было. Мы обсуждаем не то, что так не бывает в жизни. В жизни еще и не так бывает. Мы обсуждаем психологическую детерминанту рассказа в плане духоносности главной героини.

Видимо вы человек далекий от христианства и в частности православия, потому и сосредоточились только на внешнем антураже рассказа.  

Я просто человек близкий к жизни. у главной героини - метания. Насчет "так не бывает в жизни" - напомню, что Буниным описана жизнь, бывшая больше 100 лет назад. С этих позиций - вот как люди раньше жили - и предлагаю рассказ читать. 

ответить
Вера Вьюга (гость)
8 апреля 2013, 15:12
Полезный отзыв?
Да / Нет
 
+1
/
-2
08.04.2013 Сергей (гость)
04.04.2013 Вера Вьюга (гость)
04.04.2013 Сергей (гость)

Автор рецензии ничего не понял в рассказе. Или не поняла? В общем, не нашел я, кто автор рецензии, так что не знаю, девочка это или мальчик. Или он/она не верят, что так бывает?  В рассказе описана довольно стандартная ситуация, из тех, которые я в силу возраста еще застал: когда он любит до потери сознания, а она сама не знает, чего ей хочется. Отсюда и метания между ресторанами и монастырями.  В силу того, что героиня рассказа жила в давние заповедные времена, она заведомо была глубже и разностороннее нас, нынешних - отсюда познания в старообрядчестве. Но так как это времена Серебряного века, то и отношение к тогдашним знаменитостям - Шаляпин - свойское, почти панибратское. Рассказ Бунина - это действительно классическая русская проза во всей красоте, красивее не бывает. И это не "красивенько", а именно красиво. Каждая строчка дышит. Герой любит героиню так, что и протронуться до нее боится, и согласен на все ее условия. Она не подпускает его к себе, а он и в этом находит счастье. Если автора рецензии не настигла такая любовь, то Бунин тут ни в чем не виноват. Может, сейчас таких девушек нет. Хотя они еще относительно недавно были. Может, сейчас все крайне упростилось. Но как раз из рассказа Бунина видно, как много всего потерялось в любви от ее почти полного упрощения. Все рассказы из цикла "Темные алееи" - про любовь, ее особенности, странности, про то, что любовь творит с человеком, про волшебные мгновения, которые одни небрежно забывают, а Бунин запечатлевал, как художники запечатлевают краски закаты. И ты смотришь на картину и думаешь - вот это да! И если вы никогда не видели таких красок в закате, так, может, стоит всмотреться?     

 

Если бы главная героиня собиралась уходить не в монастырь, а в запой претензий к автору не было. Мы обсуждаем не то, что так не бывает в жизни. В жизни еще и не так бывает. Мы обсуждаем психологическую детерминанту рассказа в плане духоносности главной героини.

Видимо вы человек далекий от христианства и в частности православия, потому и сосредоточились только на внешнем антураже рассказа.  

Я просто человек близкий к жизни. у главной героини - метания. Насчет "так не бывает в жизни" - напомню, что Буниным описана жизнь, бывшая больше 100 лет назад. С этих позиций - вот как люди раньше жили - и предлагаю рассказ читать. 

я вам, Сергей, про теплое, а вы мне про кислое.
причем здесь #бывшая сто лет назад#. человек в душе свой такой же от грехопадения, с ветхозаветных времен. а христианским заповедям более двух тысяч лет. дело не в жизни и метаниях, еще раз говорю, дело в позиции автора и мне она противна.

ответить
Сергей (гость)
11 апреля 2013, 05:39
Полезный отзыв?
Да / Нет
 
+3
/
-0
08.04.2013 Вера Вьюга (гость)
08.04.2013 Сергей (гость)
04.04.2013 Вера Вьюга (гость)
04.04.2013 Сергей (гость)

Автор рецензии ничего не понял в рассказе. Или не поняла? В общем, не нашел я, кто автор рецензии, так что не знаю, девочка это или мальчик. Или он/она не верят, что так бывает?  В рассказе описана довольно стандартная ситуация, из тех, которые я в силу возраста еще застал: когда он любит до потери сознания, а она сама не знает, чего ей хочется. Отсюда и метания между ресторанами и монастырями.  В силу того, что героиня рассказа жила в давние заповедные времена, она заведомо была глубже и разностороннее нас, нынешних - отсюда познания в старообрядчестве. Но так как это времена Серебряного века, то и отношение к тогдашним знаменитостям - Шаляпин - свойское, почти панибратское. Рассказ Бунина - это действительно классическая русская проза во всей красоте, красивее не бывает. И это не "красивенько", а именно красиво. Каждая строчка дышит. Герой любит героиню так, что и протронуться до нее боится, и согласен на все ее условия. Она не подпускает его к себе, а он и в этом находит счастье. Если автора рецензии не настигла такая любовь, то Бунин тут ни в чем не виноват. Может, сейчас таких девушек нет. Хотя они еще относительно недавно были. Может, сейчас все крайне упростилось. Но как раз из рассказа Бунина видно, как много всего потерялось в любви от ее почти полного упрощения. Все рассказы из цикла "Темные алееи" - про любовь, ее особенности, странности, про то, что любовь творит с человеком, про волшебные мгновения, которые одни небрежно забывают, а Бунин запечатлевал, как художники запечатлевают краски закаты. И ты смотришь на картину и думаешь - вот это да! И если вы никогда не видели таких красок в закате, так, может, стоит всмотреться?     

 

Если бы главная героиня собиралась уходить не в монастырь, а в запой претензий к автору не было. Мы обсуждаем не то, что так не бывает в жизни. В жизни еще и не так бывает. Мы обсуждаем психологическую детерминанту рассказа в плане духоносности главной героини.

Видимо вы человек далекий от христианства и в частности православия, потому и сосредоточились только на внешнем антураже рассказа.  

Я просто человек близкий к жизни. у главной героини - метания. Насчет "так не бывает в жизни" - напомню, что Буниным описана жизнь, бывшая больше 100 лет назад. С этих позиций - вот как люди раньше жили - и предлагаю рассказ читать. 

я вам, Сергей, про теплое, а вы мне про кислое.
причем здесь #бывшая сто лет назад#. человек в душе свой такой же от грехопадения, с ветхозаветных времен. а христианским заповедям более двух тысяч лет. дело не в жизни и метаниях, еще раз говорю, дело в позиции автора и мне она противна.


Ну вот так и написали бы в самом начале рецензии - противен мне Бунин, так что напишу, какой он нехороший человек и какие нехорошие рассказы пишет. Это, правда, уже не может называться рецензией, так как рецензия подразумевает некоторую объективность. Но хотя бы было понятно. А то - столько слов, а выясняется, что человек просто не любит Бунина. Насчет человека, который тот же, что и во времена грехопадения - тезис ошибочный, уж в отношении России наверняка. За почти 100 лет с 1917 года человек в России стал другим. Именно поэтому вы не понимаете, о чем пишет Бунин - вы с ним на разных волнах, вы с ним разные люди. И ладно бы, мало ли кто с кем на разных волнах. Но вас Бунин тревожит, не дает покоя - иначе чего бы именно на него рецензии писать? И ладно бы написать сколько-нибудь нейтрально, но нет - непременно надо заявить: "я бы изъяла это произведение из школьной программы, как безнравственное и богопротивное. Этакая вылощенная проза. Читаю, а мне скушшно, пустая она. И пусть дали ему Нобелевскую «за строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы», но мы, то знаем, что это чистая политика. А так бы и остался  безыдейным автором-эмигрантом, без права входить в литературные хрестоматии".  Это у вас ненависть к этому миру, к этим людям, к их жизни. А ненависть - нехристианское чувство. 

ответить
Игорь Влади Кузнецов
26 июня 2015, 13:51
Полезный отзыв?
Да / Нет
 
+3
/
-0
11.04.2013 Сергей (гость)
08.04.2013 Вера Вьюга (гость)
08.04.2013 Сергей (гость)
04.04.2013 Вера Вьюга (гость)
04.04.2013 Сергей (гость)

Автор рецензии ничего не понял в рассказе. Или не поняла? В общем, не нашел я, кто автор рецензии, так что не знаю, девочка это или мальчик. Или он/она не верят, что так бывает?  В рассказе описана довольно стандартная ситуация, из тех, которые я в силу возраста еще застал: когда он любит до потери сознания, а она сама не знает, чего ей хочется. Отсюда и метания между ресторанами и монастырями.  В силу того, что героиня рассказа жила в давние заповедные времена, она заведомо была глубже и разностороннее нас, нынешних - отсюда познания в старообрядчестве. Но так как это времена Серебряного века, то и отношение к тогдашним знаменитостям - Шаляпин - свойское, почти панибратское. Рассказ Бунина - это действительно классическая русская проза во всей красоте, красивее не бывает. И это не "красивенько", а именно красиво. Каждая строчка дышит. Герой любит героиню так, что и протронуться до нее боится, и согласен на все ее условия. Она не подпускает его к себе, а он и в этом находит счастье. Если автора рецензии не настигла такая любовь, то Бунин тут ни в чем не виноват. Может, сейчас таких девушек нет. Хотя они еще относительно недавно были. Может, сейчас все крайне упростилось. Но как раз из рассказа Бунина видно, как много всего потерялось в любви от ее почти полного упрощения. Все рассказы из цикла "Темные алееи" - про любовь, ее особенности, странности, про то, что любовь творит с человеком, про волшебные мгновения, которые одни небрежно забывают, а Бунин запечатлевал, как художники запечатлевают краски закаты. И ты смотришь на картину и думаешь - вот это да! И если вы никогда не видели таких красок в закате, так, может, стоит всмотреться?     

 

Если бы главная героиня собиралась уходить не в монастырь, а в запой претензий к автору не было. Мы обсуждаем не то, что так не бывает в жизни. В жизни еще и не так бывает. Мы обсуждаем психологическую детерминанту рассказа в плане духоносности главной героини.

Видимо вы человек далекий от христианства и в частности православия, потому и сосредоточились только на внешнем антураже рассказа.  

Я просто человек близкий к жизни. у главной героини - метания. Насчет "так не бывает в жизни" - напомню, что Буниным описана жизнь, бывшая больше 100 лет назад. С этих позиций - вот как люди раньше жили - и предлагаю рассказ читать. 

я вам, Сергей, про теплое, а вы мне про кислое.
причем здесь #бывшая сто лет назад#. человек в душе свой такой же от грехопадения, с ветхозаветных времен. а христианским заповедям более двух тысяч лет. дело не в жизни и метаниях, еще раз говорю, дело в позиции автора и мне она противна.


Ну вот так и написали бы в самом начале рецензии - противен мне Бунин, так что напишу, какой он нехороший человек и какие нехорошие рассказы пишет. Это, правда, уже не может называться рецензией, так как рецензия подразумевает некоторую объективность. Но хотя бы было понятно. А то - столько слов, а выясняется, что человек просто не любит Бунина. Насчет человека, который тот же, что и во времена грехопадения - тезис ошибочный, уж в отношении России наверняка. За почти 100 лет с 1917 года человек в России стал другим. Именно поэтому вы не понимаете, о чем пишет Бунин - вы с ним на разных волнах, вы с ним разные люди. И ладно бы, мало ли кто с кем на разных волнах. Но вас Бунин тревожит, не дает покоя - иначе чего бы именно на него рецензии писать? И ладно бы написать сколько-нибудь нейтрально, но нет - непременно надо заявить: "я бы изъяла это произведение из школьной программы, как безнравственное и богопротивное. Этакая вылощенная проза. Читаю, а мне скушшно, пустая она. И пусть дали ему Нобелевскую «за строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы», но мы, то знаем, что это чистая политика. А так бы и остался  безыдейным автором-эмигрантом, без права входить в литературные хрестоматии".  Это у вас ненависть к этому миру, к этим людям, к их жизни. А ненависть - нехристианское чувство. 

"Тёмные аллеи" - один из самых любимых циклов о любви,

потому скачиваю однозначно!

Несколько удивила оценка рецензента = 3 ?

А развернувшаяся по следам рецензии дискуссия занятна, прочёл с удовольствием.

С уважением, И.В.К. 

ответить