Рассказ Бунина «Чистый понедельник» входит в цикл «Темные аллеи». Он совсем короткий. Случайно наткнулась на отзыв о нем и решила перечитать именно его, так как весь цикл уже давно стерся из памяти, оставив в ее глубине какое-то юношеское томление, запах антоновских яблок, невнятность персонажей и их поступков.
В «Чистом понедельнике» автор выводит главной героиней пошлую московскую дамочку с запросами и духовными метаниями, которые, впрочем, не мешают ее аппетиту и праздному времяпрепровождению. Чтобы создать у читателя образ натуры наполненной, автор отправляет ее на лекции Андрея Белого, «зачем-то она училась на курса», увлекалась индийской философией, древней Русью и немножко музицировала Лунную сонату.
А еще она ходила по монастырям и соборам, а потом снова по ресторанам, трактирам и капустникам.
«В трактире было тепло и полно толсто одетыми извозчиками. «Как хорошо, — сказала она. — И вот только в каких-нибудь северных монастырях осталась теперь эта Русь... Ох, уйду я куда-нибудь в монастырь, в какой-нибудь самый глухой!» И прочитала наизусть из древнерусских сказаний: «...И вселил к жене его диавол летучего змея на блуд. И сей змей являлся ей в естестве человеческом, зело прекрасном...». И опять он смотрел с удивлением и беспокойством: что с ней нынче? Всё причуды?»
Автор пытается возвести ее на какие-то духовные высоты, а получается:
Ах, как мне опостылел свет! завтра в последний раз схожу на капустник и – в монастырь! и не отговаривайте меня, не отговаривайте…
На мой взгляд «Чистый понедельник» беспомощное произведение в плане мотивации главной героини, как-то больше симпатизируешь герою (страдающему от неудовлетворенности: дальше томительных поцелуев не пускают, видно еще сомневаются амур или монастырь), чем пресыщенной барыньке, метущейся между будуаром и молельней. Ой! Кажется это из другой драмы, но сюда как нельзя подходит.
Бунин, конечно, рисует словами такие картины, что некоторым и кистью не изобразить. А вот по части духовной у него явный затык получился. Не верю в искренность гг, в ее желание посвятить себя Богу. Не убедил меня автор, что под всеми этими бархатами, мехами и яхонтами лазоревыми душа ищущая Спасения, а не очередного развлечения «а может мне постричься попробовать», а то так скушшно.
Нельзя уйти в монастырь, можно прийти к Богу. Можно совершить грех по недомыслию, малодушию или страху и потом раскаяться искренне и замаливать всю жизнь, как герой фильма «Остров». Но чтобы осмысленно, отдавая себе отчет, грешить самыми мерзкими грехами, еще и на первой седмице Великого поста, в Чистый понедельник – это каким-то кощунством попахивает, а еще авторской беспомощностью.
А увлечение гг монастырской Русью, церковными песнопениями, летописными сказаниями, раскольниками, (даже квартира ее окнами на Храм Христа Спасителя)… Бунин неубедительно выдает за особую духовность или духовные искания.
«Это не религиозность. Я не знаю что... Но я, например, часто хожу по утрам или по вечерам, когда вы не таскаете меня по ресторанам, в кремлевские соборы, а вы даже и не подозреваете этого...»
Что тут сказать: когда не звучит в душе камертон Божьих заповедей, тогда получается фальшиво, надуманно и даже пошло.
Вот так и получилось у Бунина. Чтобы мне ни говорили, но автор пишет себя, свой жизненный опыт, его он и вложил в героиню, а опыт тот, как известно, весьма далек от заповеданной христианам духовности.
Хоть и написал он про этот рассказ на обрывке бумаги в одну из своих бессонных ночей: „Благодарю бога, что он дал мне возможность написать «Чистый понедельник»“» я бы изъяла это произведение из школьной программы, как безнравственное и богопротивное.
А ведь нет у Бунина в рассказах «мяса», подумалось мне вдруг. Все очень интеллигентно и красивенько, завораживающе красивенько, отточено до последней запятой и эпитета. Бережное перебирание мелких деталей, самолюбование. Этакая вылощенная проза. Читаю, а мне скушшно, пустая она.
И пусть дали ему Нобелевскую «за строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы», но мы, то знаем, что это чистая политика. А так бы и остался безыдейным автором-эмигрантом, без права входить в литературные хрестоматии.
Автор: Вера Вьюга
Отзывы читателей (6)
Подписаться