Вызовы социальной эволюции на изломе эпох: каким должен быть ответ Человечества на ожидаемую Сингулярность?

 

Вступление в тему. О своеобразии текущего момента социальной эволюции на Земле.

Недостающее эволюционное звено

между человекообразными обезьянами

и цивилизованным человеком – это мы.


А. Маслоу (1908-1970), психолог.


Выражаясь о главной сути текущего момента социальной эволюции на Земле и других его особенностях в том месте, где мы живем, как можно кратко, мы, прежде всего, обращаем внимание читателей на ускорение социальной эволюции на Земле, приобретающее форму вертикали на кривой Снукса-Панова и обозначаемое аналитиками термином ‘сингулярность’ (количество усложняющих жизнь человека изменений в единицу времени уже приближается к бесконечно большой величине). И это происходит в то время, когда биологическая эволюция человека почти прекратилась, скелет homo неизменен уже почти 200 тысяч лет – констатируют ученые. Поэтому динамика соотношения двух частей биосоциальной эволюции биологического вида Homo sapiens (Человека разумного) – эволюции биологической и эволюции социальной заслуживает сегодня самого пристального внимания. И рассматривая современного человека как промежуточное эволюционное звено между человекообразными обезьянами и цивилизованным человеком мы акцентируем внимание читателя на двойственной природе человека, на удельном весе животных инстинктов и эмерджентности (духовности) общества в формировании его поведения, их взаимодействии.

К сожалению, взаимодействие 2-х частей двойственной природы человека сводится всё ещё к тому, что Разум Человечества (продукт эмерджентности общества, состоящего из homo-элементов) используется, в основном, для обслуживания животных инстинктов человека-индивида. В результате имеем: неравенство и огромную разницу в доходах людей, международный терроризм, гибридные войны и т.п. Об этом ниже более подробно.  

 

Сингулярность социальной эволюции – что это такое?

На наш взгляд до середины XXI столетия может произойти

 или обвал Земной цивилизации, или фазовый переход, сопоставимый

 по его эволюционному значению с образованием живого вещества из неживого.

 

Назаретян А.П. Смыслообразование как глобальная проблема современности:

синергетический взгляд // Вопросы философии, № 5, 2009. С. 3–19.

 

В 90-х годах прошлого столетия большой резонанс имела статья американского математика и писателя Вернора Винджа «Технологическая сингулярность», первый вариант которой был представлен на симпозиуме VISION-21, который проводился в 1993 году Центром космических исследований NASA им. Льюиса и Аэрокосмическим институтом Огайо. В. Виндж, наблюдая начавшийся взрывоподобный характер научно-технического прогресса, пытался обобщить разные мнения о его последствиях для человека, среди которых, в частности, и выход искусственного интеллекта из сферы контроля человека. Для обозначения такого “обвального роста” в качестве метафоры из космологии им было заимствовано понятие сингулярности, как такое, что наилучшим образом отображает суть феномена. Космологическая сингулярность, как известно, это – состояние Вселенной в начальный момент Большого взрыва, которое характеризуется бесконечными плотностью и температурой вещества.

«А каким же будет наступление самой Сингулярности? – вопрошает исследователь и отвечает: Свалится, вероятнее всего, как снег на голову... Мы очутимся в постчеловеческой эре. И несмотря на весь свой технический оптимизм, мне было бы куда комфортнее, если бы меня от этих сверхестественных событий отделяли тысяча лет, а не двадцать» [Vinge, V. “The Coming Technological Singularity: Haw to Survive in the Post-Human Era”, VISION-21 Symposium, sponsored by the NASA Lewis  Research Center and the Ohio Aerospace Institute, March 1993. (Пер. рос.: www.lib.rus.ec/b/208786/read)].

После Вернора Винджа, в 1996 году австралийский исследователь глобальной истории Грэм Снукс и в 2003 году российский физик-теоретик Александр Панов независимо друг от друга получили одинаковый результат анализа ускорения эволюционных процессов, ускорения процессов усложнения структур неживой и живой природы [Snooks G.D.Why is history getting faster? Measurement and explanation // Философские науки 2005, № 4], [Панов А.Д. Завершение планетарного цикла эволюции? // Философские науки 2005, № 3 – 4]. Наиболее впечатляющим был их одинаковый вывод о повороте кривой эволюционного процесса в вертикаль уже в ближайшие десятилетия.

Известный американский изобретатель и мыслитель Рей Курцвейл (Ray Kurzweil), конкретизируя “Вертикаль Снукса-Панова” в книге «Сингулярность уже близко» (The Singularity is Near), которая вышла в свет в США в 2006 году и содержание которой легко найти в Интернете, приводит множество графиков и таблиц (увеличение памяти компьютеров, скорости функционирования электронных элементов, резкое увеличение количества патентов и т.д.) на подтверждение того, что человечество, как он считает, достигнет критической сингулярности уже до 2045 года. На широком фактическом материале он показывает, что в 1990-2000 гг. кривая (экспонента) роста внедрённых инноваций уже (!!!) обогнула “колено” и начала резко уходить вверх [Kurzweil Ray. The Singularity is Near: When Humans Transcend Biology. US, Viking Adult, 2005. Pages 652. ISBN 0-670-03384-7].

Десять миллиардов лет неторопливой эволюции Вселенной, миллионы лет более-менее спокойной социальной эволюции и ожидание чего-то чрезвычайного в ближайшие два-три десятилетия – разве не стоит это нашего человеческого внимания, фундаментальных научных исследований?!

Считаем необходимым подчеркнуть чрезвычайную актуальность данной проблематики. Сингулярность – это не прогноз со страниц популярного бестселлера, не философское красноречие или чьё-то словоблудие. Это уже и не естественнонаучная гипотеза, которую необходимо пытаться постоянно опровергать. Речь идёт о неотвратимой, аксиоматической закономерности инерционной Вселенной. Инерционность, как известно, означает, что, если процесс уже идет, то он ничем не может быть остановлен или изменен мгновенно, для этого необходимо некоторое время. Впрочем, человечество на уровне его повседневного сознания пока никак не задумывается над этим.

Как можно толковать ожидаемые в эволюционном процессе “фазовые переходы”, “вертикаль Снукса-Панова” и “сингулярность”? Какой смысл несут в себе эти слова-знаки? Известный ученый Акоп Назаретян, док. философ. наук, профессор, в 2009 году высказывает такую мысль: «С чисто математической точки зрения… скорость эволюционных перемен достигает бесконечности, а интервалы между фазовыми переходами стают равными нулю… этот загадочный формальный итог означает: формула, которая описывает ход событий на протяжении миллиардов лет, через несколько десятилетий (!) превращается в бессмыслицу. …На наш взгляд, поскольку формула отображает очень значительный фрагмент Универсальной истории, то её граница должна отображать перспективу событий не планетарного, а вселенского значения…, до середины XXI столетия может произойти или обвал Земной цивилизации, или фазовый переход, сопоставимый по его эволюционному значению с образованием живого вещества из неживого» [Назаретян А.П. Смыслообразование как глобальная проблема современности: синергетический взгляд // Вопросы философии, № 5, 2009. С. 3–19].

***

 

Различия в динамике соотношения двух частей био-социальной эволюции Homo sapiens (Человека разумного) – как их объяснить?


В самоуправляющихся греческих городах V и IV веков до н.э.

считалось, что способный человек может заниматься

самой разнообразной деятельностью…

В III веке до н.э. всё это изменилось… Были

 воины, администраторы, врачи, математики, философы,

 но не было никого, кто был бы всем этим вместе.

 

Рассел Б. История западной философии: в 3 кн.

/ Пер. с англ. – СПб.: Азбука, 2001. – 960 с. С. 239.

 

Биологическая эволюция человека-индивида, замедляясь уже почти прекратилась, а социальная эволюция Человечества, в котором человек является элементом-частицей-клеткой, в это же время ускоряется, и ускоряется сегодня уже взрывоподобно. Чем обусловлено ускорение эволюции социальной при одновременном замедлении эволюции биологической эволюции человека и соответствующих ограничениях биологических возможностей человека-индивида, и как к этому адаптироваться? И какое отношение к этому имеет двойственность природы человека? Как взаимодействуют части двойственной природы человека сегодня, в чем состоит особенность этого взаимодействия? Что об этом знают и пишут современные этологи, политологи, социологи, психологи и философы? Попытаемся ответить кратко.

Из теоремы о неполноте аксиом арифметики выдающегося математика ХХ ст. Курта Гёделя (1906-1978) следует, что оценивать что-либо внутри любой системы необходимо исходя из критериев более общей системы. Иначе говоря, взгляд на любое явление должен быть с позиций как можно более широких и всё охватывающих, с точки зрения критериев внешней системы.

Наш анализ начнем с осознания того, что все мы, люди, является существами Царства животных, что рядом с Царствами грибов и растений существует на Земле. Выражаясь кратко, мы, люди все - животные. Это - общий взгляд на рассматриваемое явление, как говорится, с высоты птичьего (космического) полёта, взгляд строго научный.

Определение человека как существа мира животных, как тварь ни в коем случае не должно восприниматься им как оскорбление. Скорее наоборот, это должно вызывать уважение, уважение не только к существам homo семейства гоминид, но и ко всем его братьям меньшим.

На вопрос: чем обусловлено ускорение эволюции социальной при ограниченных билогических возможностях человека-индивида имеем такой ответ: Живая Природа на Земле, самоусложняясь, изобрела гениальный способ компенсации биологических ограничений человека-индивида. Это – общественное разделение труда и узкая профессиональная специализация каждого человека, ставшими заметными, как отметил философ Б. Рассел, совсем недавно, во времена жизнедеятельности Александра Македонского (IV ст. до н.э.). “В самоуправляющихся греческих городах V и IV веков до н.э. считалось, что способный человек может заниматься самой разнообразной деятельностью… В III веке до н.э. всё это изменилось… Были воины, администраторы, врачи, математики, философы, но не было никого, кто был бы всем этим вместе” [Рассел Б. История западной философии: в 3 кн. / Пер. с англ. – СПб.: Азбука, 2001. – 960 с. С. 239.].

Почему общественное разделение труда и узкую профессиональную специализацию каждого человека мы считаем гениальным изобретением Живой Природы на Земле, предоставленным ею в распоряжение биологического вида Homo sapiens (Человека разумного)? Что качественно нового появилось в человеческом Обществе вследствие такой компенсации биологических ограничений возможностей человека-индивида? Это новое, эмерджентное – развитое активное инструментальное сознание (разум) Общества, проявлениями которого являются символы, смыслы, язык, понятийное мышление, а вторичными продуктами - наука и техника (искусственная природа). И сегодня, спустя три тысячи лет после появления общественного разделения труда и узкой профессиональной специализации, Разум (Сознание) человеческого Общества как форма активного отображения действительности своей широтой, глубиной и мощностью в миллиарды раз превышает разум человека-индивида и уже становится космологическим фактором.

Итак, эмерджентность - ключевое слово-понятие для осмысления сути рассматриваемых явлений. Эмерджентность (от англ. emergent “возникающий, неожиданно появляющийся”) – наличие у системы особых свойств, не присущих её элементам, а также сумме элементов, не связанных особыми системообразующими связями, несводимость свойств системы к сумме свойств её компонентов.

К сожалению, понятие эмерджентности, являясь в науке синергетике ключевым для понимания механизмов социальной эволюции на Земле и сути её текущего момента, не является таковым (ключевым) для понимания механизмов возникновения системных эффектов ни в политологии, ни в социологии, ни в философии…  Философы зациклились на на габитусах и когитусах… 

***

Об основных понятиях науки синергетики.

Целое больше суммы его частей.


Аристотель (384-322 гг. до н.э.). “Метафизика”.

 

Тему о своеобразии текущего момента социальной эволюции в том месте, где мы живём, продолжаем далее излагать кратко, опираясь на науку синергетику (изложение более детальное см. на http://Samolit.com/authors/2030/books/ ).   

Синергетика исследует открытые самоорганизующиеся развивающиеся (эволюционизирующие) системы. Открытость системы означает обязательный обмен веществом, энергией и информацией с внешней средой (тоже – системой). Самоорганизующееся развитие подразумевает отсутствие абсолютной стабильности (неизменности) структуры и функций открытой системы и их спонтанное самоусложнение. В такой системе всегда имеет место так называемое устойчивое неравновесие определенных элементов-подсистем, источник нарушения внутрисистемного порядка, вследствие чего система со временем переходит от одной конфигурации порядка к иной. Процесс такого перехода обозначается как динамический хаос. В этом хаосе обычно возникают варианты дальнейшего пути, называемые бифуркациями. Выбор окончательного варианта называют выходом на аттрактор

Наиважнейшим свойством вновь образующейся сложной системы является эмерджентность -появление в ней новых свойств, отсутствующих в её элементах и несводимых к первоначальным свойствам её образующих элементов никакими соотношениями. Уже древние мудрецы осознавали, что внутрь человека что-то привносится весьма-весьма существенное извне и обозначали это как божественное внутри человека. “Целое больше суммы его частей” – сообщал Аристотель (384-322 гг. до н.э.) в своей “Метафизике”. А российский религиозный философ В.С. Соловьёв в конце XIX века, так же до появления науки синергетики, ничего ещё не ведая об эмерджентности систем, четко высказался о Боге вне человека, божественности внутри человека и о становлении Богочеловечества на Земле. Современная наука синергетика обозначает это явление божественности термином ‘эмерджентность’. И сегодня мы, мысленно заменяя слово божественность в текстах философа В.С. Соловьёва словом эмерджентность, восхищаемся прозорливостью ученого. Глядя на всё это с точки зрения науки синергетики, мы понимаем, что Бог вне человека и божественное внутри человека – это эмерджентность внешней системы, называемой Общество, элементом которой человек является. Иначе говоря, слова божественность и эмерджентность – это синонимы, и пора эту истину мировоззренческую отражать в общеобразовательных учебниках.  

Итак, продуктами эмерджентности Общества людей как синергетической системы, состоящей из homo-элементов, является, кратко говоря, новый уровень активного опережающего сознания как формы отражения действительности, это - так называемое символическое сознание (понятийное мышление, речь), осознаваемая волевая регуляция поведения человека как члена общества, использующая социо-культурные ориентиры и регуляторы (общечеловеческие ценности, моральные нормы, права и обязанности). Человек как элемент Общества, внося определенный вклад в продуцирование его эмерджентности, является одновременно и носителем определенных частиц эмерджентности Человечества.

***

Вызовы социальной эволюции – в чем состоит их сущность для человека-индивида?

И чтобы жить вам всем

в эпоху непрекращающихся перемен.


Древнекитайское проклятие .

 

Как объясняет наука синергетика, процесс усложнения, самоорганизации сложной открытой системы происходит путем возникновения неравновесия, неустойчивости функционирования её отдельных подсистем, путем перехода на новые уровни совершенства через так называемые динамические хаосы. И как тут снова не вспомнить древнее китайское проклятие “И чтобы жить вам всем в эпоху непрекращающихся перемен!”. Именно поэтому смену условий жизнедеятельности человека, усложнение его адаптации к внешней среде именуют встающими перед человеком ‘вызовами социальной эволюции’. И как мы понимаем, с понятием ‘вызовы социальной эволюции’ связывают, прежде всего, усложнение условий жизнедеятельности человека-индивида, обусловленные ускорением процесса самоусложнения общества.

Процесс усложнения, самоорганизации сложной открытой системы происходит через возникновение неравновесия, неустойчивости функционирования её отдельных подсистем, путем перехода на новые уровни совершенства через так называемые динамические хаосы. И это, как объясняет наука синергетика, вполне нормальный процесс. Так в чем же состоят негативы и проблемы нынешнего периода эволюции Живой Природы на Земле, негативы и проблемы в жизнедеятельности человека?

Ответ очевиден. Суть двойственной природы человека состоит в том, что, з одной стороны, будучи элементом-членом Общества, человек обязан работать на его ускложнение и воспринимать это усложнение (вместе с динамическими хаосами) как необходимое и нормальное явление, а с другой стороны, человек-индивид как существо биологического вида Homo sapiens имеет определенную независимость, самостоятельность, поддерживаемые инстинктами эгоцентрованность и гомеостаз, воспринимает иных людей и всё общество как внешнюю среду, использует Разум Человечества (внешней по отношению к человеку системы) для удовлетворения своих инстинктивных физиологических потребностей. Понятно, что во втором случае для человека-индивида ускоренное совершенствование общества и изменения в нем не всегда воспринимаются желательными.

К сожалению, соотношение в двойственном естестве современного человека индивидуального животного инстинктивного и общественного эмерджентного божественного пока ещё есть таким, что первая составляющая двойственной природы существенно превышает вторую. Как следствие этого – беспрерывные войны между народами, две мировые войны в ХХ столетии, социалистическая революция в России с построением лучшего будущего человечества на словах и противопоставлением возникшего политического режима всему иному миру, гулаги и искусственно созданный голодомор в СССР, использование финансовых и материальних ресурсов на подготовку страны к третьей мировой войне вместо провозглашенного построения в ней светлого будущего, коммунизма. В конце XX столетия - gorby-перестройка СССР с раскрепощением животных инстинктов в естестве партноменклатуры и образование симбиоза “партноменклатура+криминалитет”, всепронизываюшая коррупция на постсоветских пространствах, международный терроризм и гибридные войны.

Возникает вопрос: как человеку-индивиду адаптироваться к вызовам социальной эволюции, приобретающим в XXI веке взрывной характер? Об этом – в следующих разделах этого текста.

***

Разум человека-индивида и Разум Человечества – в чем их различие?

Понятийное мышление можно определить через

три важных момента.

Первый – умение видеть суть явления, объекта.

Второй – умение видеть причину и прогнозировать последствия.

Третий – умение систематизировать информацию и строить целостную картину.

…По данным исследователей,

меньше 20% людей обладают полноценным понятийным мышлением.


Ясюкова Л. Разрыв между умными и глупыми нарастает,

http://fanread.ru/book/11790514/ .

 

Выдающийся шведский ученый Карл Линней в 1735 году определил биологический вид современного человека как Homo Sapiens (Человек Разумный). Из этого якобы аксиоматически следует, что каждый человек есть sapiens (разумный), так следует думать школьникам, изучающим в средней школе биологию.

Разумность как определяющая черта существ биологического вида Homo sapiens на первом месте? Мы так не считаем. Разумность человека-индивида - это не основная определяющая его черта, полностью отсутствующая у братьев его меньших. Человек-индивид владеет дополнительно (!!!) новыми формами мышления, которые приобретаются в процессе онтогенеза после его рождения.

Когда мы обозначаем современного homo (человека), существо биологического вида Homo sapiens рода Люди (Homo) семейства гоминид в отряде приматов класса млекопитающихся типа хордовых Царства животных, что рядом с Царствами грибов и растений существует на Земле, как homo sapiens (человек разумный), то это вовсе не означает, что он разумен сам по себе от рождения (!). Человек заимствует свой разум у Человечества как частицу его эмерджентности. Иначе говоря, человек как существо Царства животных, что рядом с Царствами грибов и растений существует в Живой Природе на Земле, имеет двойственную природу. Одна часть двойственной природы человека, часть фундаментальная, – это его генетика, наследие предков, это рефлексы и инстинкты, формирующие его поведение. Ученые всё ещё спорят, насколько ДНК современного человека совпадает с ДНК шимпанзе - на 90-93% или на 98-99%?!

Другая часть двойственной природы человека – это часть эмерджентности внешней системы, называемой общество. И каково же соотношение частей двойственной природы современного человека – животного инстинктивного и общественного эмерджентного (божественного), что в большей мере формирует его повседневное поведение? Чем разум человека-индивида отличается от Разума Человечества? Что знает об этом обыкновенный человек и что знают об этом выпускники общеобразовательных школ и университетов?     

Важно иметь в виду: сегодня, в XXI веке, Разум Человечества уже в миллирды раз превышает разум отдельного человека-индивида, чего не было ещё совсем недавно, до новой эры, в Древнем Китае или в Древней Греции, до появления общественного разделения труда и узкой профессиональной специализации!!! И как утверждает психолог Л. Ясюкова (Санкт-Петербург), полноценным понятийным мышлением сегодня  обладает уже примерно 20% населения [Ясюкова Л. Разрыв между умными и глупыми нарастает, http://fanread.ru/book/11790514/ ]. Основная масса населения пока ещё удовлетворяется в своей повседневности более простыми формами мышления - предметно-действенным и наглядно-образным мышлением, возникшими миллионы лет назад у предков современного человека.

Понятийное мышление предполагает абстрагирование разной глубины и имеет разные формы – от простого, использующего в той или иной мере знаки, символы, смыслы, до сложного логико-системного. Примером сложного логико-системного понятийного мышления являются формальные процедуры нахождения оптимальных решений в многокритериальных задачах принятия оптимальных решений. Таким мышлением обладают сегодня немногие, лишь узко специализированные аналитики. Что касается политиков и государственных деятелей, которым в первую очередь такое понятийное мышление необходимо, то им, возможно, обладает 0,1% депутатов ГосДумы РФ и ВР Украины. Это очень-очень мало, и в таком случае они должны уменьшать уровень своей самонадеянности и больше прислушиваться к мнению узкопрофессиональных специалистов.

Итак, понятийный Разум Человечества - это продукт эмерджентности человеческого Общества. А что касается разума отдельного человека-индивида, то в нем присутствует лишь частица Разума Человечества, частица арендованная им у Общества. Иначе говоря, понятийный разум у отдельного человека-индивида сам по себе не возникает, пример тому - Маугли.

***

О двойственной природе человека.

Мы склонны не замечать свои инстинкты, поскольку они,

обрабатывая информацию и структурируя наше сознание, работают

 настолько качественно, что трудно почувствовать их действие

или вообще поверить в их существование…

Эта “слепота к инстинктам” всегда была наиболее

труднопреодолимым препятствием в изучении психологии”.


Палмер Дж. Эволюционная психология. Секреты поведения Homo sapiens

/ Джек Палмер, Линда Палмер. – СПб.: Прайм ЕВРОЗНАК, 2007. – 384 с. С. 26.

 

Мы утверждаем, что и сегодня поведение современного homo sapiens (человека разумного) всё ещё формируется, в основном, инстинктами предков (гениальными (!) изобретениями Живой Природы на Земле). К сожалению, большинство психологов избегают освещать эту тему, а философы вообще её не видят. Вынуждены природное естество современного homo sapiens (человека разумного) рассмотреть глубже.

Итак, с одной стороны, поведение человека от рождения формируется животными инстинктами, а с другой стороны – понятийным разумом, арендуемым в процессе его онтогенеза у Общества, и осознаваемой волевой регуляцией. И возникает вопрос: что перевешивает что в двойственной природе современного человека?

В конце 90-х российский этолог А. Протопопов ввёл в обиход наук о человеке термин ‘примативность’, отражающий соотношение животных инстинктов и общечеловеческой духовности (социо-культурных регуляторов) в формировании повседневного поведения современного homo sapiens (человека разумного) и обозначающий их удельный вес. В последующие годы психологи начали разрабатывать тесты на определение примативности человека (см. Wikipedia: “этолог А. Протопопов – автор термина ‘примативность’, тесты на примативность человека - авторы А. Свияш в Москве, Е. Луценко в Харькове”).

И каковы результаты тестирования, каков показатель примативности современного человека? К сожалению, общепринятого теста пока ещё нет. В общем, можно лишь с уверенностью полагать, что примативность современного среднестатистического человека планеты Земля уменьшается, соотношение животных инстинктов и эмерджентного божественного в формировании поведения современного человека, по крайней мере, в странах развитых уже приближается к показателю 50% / 50% в высших слоях структуры общества, структуры, наиболее адекватной моделью которой является пирамида потребностей и мотиваций А. Маслоу, психолога. Человечество приближается к равновесию животного инстинктивного и божественного эмерджентного в своём естестве. И в этом состоит одна из основных особенностей текущего момента социальной эволюции на Земле. В будущем уже не будет войн между народами, телезрители не будут наслаждаться созерцанием кинофильмов с многочисленными убийствами homo-современников и подвигами “ментов” в раскрытии человеческих преступлений, СМИ не будут сообщать ежедневно “жареные факты” о проявлениях животных инстинктов в поведении человека на бытовом уровне, о въезде грузовиков в толпы людей на улицах городов разных стран и т.п.  

Общепринятого теста на определение уровня примативности человека пока ещё нет. Но, в общем, "лед тронулся". Пройдет какое-то время и ТЕСТ на примативность будут проходить по требованию соответствующего законодательства все кандидаты в депутаты и на высшие государственные должности. А наши правнуки и пра-правнуки будут воспринимать предыдущие поколения людей так, как мы воспринимаем сегодня обитателей обезьянников. Так будет обязательно (!), ибо социальная эволюция продолжается не останавливаясь, она ускоряется, на повестке дня - рождение нового Организма Живой Природы на Земле – Глобализованного Общества людей Земли, стоящего на лестнице био-социальной эволюции выше Homo sapiens. В этом Организме человек будет исполнять роль клетки, которая служит всем иным клеткам и Организму как Целостности. А олигархи, бандиты и прочие эгоцентррованные homo будут восприниматься как раковые клетки общественного организма.

Что касается конкретики сегодняшнего мира, то примативность человека в разных странах и в разных слоях их народонаселения существенно различается, люди по уровню развития уже очень-очень отличаются. Наиболее адекватной моделью структуры современного общества мы считаем пирамиду потребностей и мотиваций А. Маслоу, психолога (см. Wikipedia: “пирамида А.Маслоу”). Всего в пирамиде потребностей А. Маслоу различает 5 слоев потребностей: 1) физиологических; 2) безопасности; 3) принадлежности; 4) уважения; 5) самоактуализации. Каждому слою потребностей соответствует человеческий слой их носителей. В каждом слое народонаселения  - свой уровень примативности и своя элита. Внизу пирамиды психолог располагает людей, удовлетворяющих, прежде всего, физиологические (органические) потребности, вверху - самоактуализированных личностей, заботящихся не только о себе любимых, но и об иных членах общества. Потребность делать добро иным людям расположена в верхней части пирамиды. Важнейшим положением пирамиды потребностей и мотиваций А. Маслоу является утверждение о том, что пока человек не удовлетворит низшие потребности, на удовлетворение потребностей высших мотивация у него не возникает. Пирамида - фигура, сужающаяся кверху. По оценке самого автора модели, людей самоактуализированных на вершине пирамиды даже в самых развитых странах сегодня можно видеть не более 1-1,5%. Основная масса современников – внизу пирамиды потребностей. В Украине их называют быдломассой, в России – ватниками.

Наибольшая примативность (удельный вес инстинктов в формировании человеческого поведения) у людей нижних слоёв пирамиды потребностей и мотиваций А. Маслоу. Нынешние “вожди-твари” на вершинах инстинктивных властных вертикалей - это элита быдлотных масс (масс "ватников"), расположенных в нижних слоях пирамиды потребностей и мотиваций А. Маслоу. И они, эти “вожди-твари”, озабочены тем, чтобы наибольшая масса соотечественников оставалась в нижних слоях пирамиды потребностей, ведь им известно: пока человек не удовлетворит основные физиологические потребности, на удовлетворение духовных потребностей мотивация не возникает. В Украине для этого “олигофренами-офшоренками” и их холуями во власти повышаются коммунальные тарифы без повышения зарплат и пенсий и придумываются так называемые субсидии... В России телевизор легко инициирует в нижних слоях населения проявления инстинкта внутривидовой агрессии для сплочения масс вокруг вождя, реализующего инстинкт вертикальной консолидации. А сколько женщин курящих и мужчин алкоголь употребляющих, сколько мусора мы видим в местах общего пользования, на улицах, в парках и скверах, в том месте, где живем?! И что это, как не показатель высокого уровня примативности наших современников?!

С другой стороны, смотрим на примеры поведения народов стран Скандинавии. Наши путешественники с удивлением рассказывают такое. Сельский житель Норвегии, имея избыток сельхозпродукции, вывозит её распакованную рано утром на магистральное шоссе. Оставив прозрачные пакеты, на каждом из которых написана стоимость содержимого, на обочине дороги, их владелец спокойно уезжает домой и возвращается на это место вечером. Возвратившись, он забирает деньги и то, что осталось. И что это, как не показатель иной, значительно меньшей примативности населения стран Скандинавии по сравнению с примитивностью людей в том месте, где мы живем?! 

Одним из актуальнейших вопросов, касающихся примативности современного homo sapiens (человека разумного), является такой: каков уровень примативности так называемых “вождей” народов, какова примативность Д. Трампа, В. Путина, П. Порошенко и прочих “выдающихся” лидеров стран и народов, примативности какого слоя пирамиды потребностей и мотиваций А. Маслоу она соответствует? Очевидно, примативность большинства из них соответствует наиболее многочисленным нижним слоям пирамиды (структуры общества), тех слоёв, где основной потребностью населения является удовлетворение физиологических (инстинктивных органических) потребностей. Они – элита нижних слоев структуры общества.

***

Главная проблема нынешнего этапа био-социальной эволюции на Земле: Разум Человечества и инстинкты человека-индивида – как взаимодействуют они сегодня?

Рассматривая взаимодействие животных инстинктов внутри человека (homo sapiens) и его индивидуального разума (частицы Разума Человечества), мы вынуждены признать, что по состоянию на начало III-го тысячелетия н.э. разум человека-индивида всё ещё используется, в основном, для обслуживания его инстинктов.

Современным философам, социологам и политологам пора бы уже осознавать отличие разума человека-индивида от Разума Человечества. Понятийный осознаваемый разум человека-индивида – это лишь малая частица эмерджентности, заимствованная у внешней более общей синергетической системы. Вместе с тем, надо осознавать, что если в двойственном естестве современного человека по удельному весу инстинкты перевешивают социокультурные регуляторы, то Разум Человечества в значительной мере используется для обслуживания животных инстинктов внутри человека. И что это как не особенность текущего момента современного этапа социальной эволюции на Земле?!

Актуален вопрос: как конкретно используется сегодня Разум Человечества для обслуживания животных инстинктов “вождей-тварей” на вершинах властных вертикалей? Ведь их возможности ничем не ограничены, их обслуживают узкоспециализированные интеллектуальные холуи, зарабатывающие на этом большие деньги.

Ярчайшими примерами использования Разума Человечества для обслуживания животных эгоцентрированных инстинктов является инициация инстинкта внутривидовой агрессии для сплочения масс “ватников” вокруг “вождей” в таких странах “архаического” авторитаризма как КНДР и Россия. Так, например, в КНДР показывают по телевизору воображаемое кино о том, как их авиация уничтожает “вражеские” американские авианосцы в Тихом океане, а сборная по футболу обыгрывает сборную Бразилии - народ ликует, восторгам подданых и любви к вождю нет никаких пределов. То же самое используют и холуи интеллектуальные, обслуживающие вождя альтернативной цивилизации "Русский Мир". “Россия окружена врагами!!!” - ежедневно трубит тамошний телевизор, без Пу никак с этим не справиться. Пу, в свою очередь, в своих традиционных ежегодных посланиях Федеральному собранию и народу сообщает о новейших достижениях “альтернативной цивилизации” в разработке оружия, предназначенного для борьбы с вымышленными врагами: скорость новейших ракет уже в десять раз превышает скорость звука (!?). Вот так новейшие информационные технологии (продукты Разума Человечества) используются для обслуживания животных инстинктов исповедующих архаизацию современных вождей-тварей. Интеллектуальные холуи этих вождей в свою очередь так зарабатывают на этом огромные деньги для удовлетворения своих инстинктивных физиологических (органических) потребностей. И технологии обслуживания животных инстинктов энергичных эго-центрированных лидеров, восседающих над современными  homo, уже содержат в себе не только манипуляции массовым сознанием, но и искусственную шизофренизацию общества [см. Wikipedia: “шизофренизация общества”]. Авторы этих технологий хвастаются тем, их продукты заслуживают Нобелевской премии! И не есть ли такое использование Разума Человечества для обслуживания животных инстинктов “вождей” одним из основных вызовов текущего момента социальной эволюции на Земле?

А в странах имитационной демократии барыги-президенты-олигофрены-офшоренки, находясь в плену “Закона Златоуста (чем больше имею, тем больше хочется)” и так называемого “конфликта интересов”, с целью обмана подданых используют Разум Человечества для создания информационного шума, что тоже приводит к искусственной шизофренизации общества. Ярчайшим примером такого использования Разума Человечества для обслуживания инстинктов эгоцентрированных homo является президент Украины (2014-2019) Петр Алексеевич Порошенко:

Не поймите меня превратно, но я считаю Порошенко очень умным, хитрым и дальновидным человеком, к тому же великолепным актером. …Петр Алексеевич Порошенко не так-то прост, как многим из нас кажется[Sartman, КОНТ“, 28 августа 2016 года, http://novorus.info/news/analitics/49062-poroshenko-agent-kremla-pochemu-by-i-net.html/ ].

Cравнивать Порошенко с Януковичем не совсем правильно.  Порошенко намного более цинично-технологичный и поэтому – более опасный. Для государства[Гриценко А., 13 декабря 2016 года, http://blogs.pravda.com.ua/authors/grytsenko/584fa1a4c3e89/ ].

Вместо того чтобы бороться с коррупцией,  новый Президент возглавил ее! …За 2,5 года Порошенко превратил Украину в самую коррумпированную страну Европы, самую бедную страну Европы, где самый богатый Президент в Европе, самые богатые чиновники, судьи, депутаты, прокуроры.    Страну, где не стихают боевые действия, на которых  коррумпированная власть зарабатывает ошеломительные суммы денег. Коррупция из высших эшелонов власти перекинулась на всю остальную Украину  и сейчас ее искоренить возможно только искоренив саму власть[Дан Дунгачиу, 10 января 2017 года,  http://elise.com.ua/?author=1/, http://elise.com.ua/?p=233095/.

Оценивая деятельность нынешнего президента Украины, первый президент Украины Л.М. Кравчук в одном из интервью сказал, что Петр Алексеевич Порошенко очень умный человек, но (!)… находясь на посту президента, “он является, скорее, бизнесменом, чем президентом. Для него Украина – это корпорация. Он считает, что сам может управлять этой корпорацией” [ https://www.economics-prorok.com/2018/06/порошенко-бизнесмен-а-не-президент-д.html/ ]. И как это понимать?

Украина заняла 1-е место в Украине по уровню коррупции (онкологическому заболеванию всего общественного организма). И можно ли преодолеть такую коррупцию, если её возглавляет сам президент страны Петр Алексеевич Порошенко?!

В чем особенность поведения нынешнего президента Украины (2014-2019 гг.)? Во-первых, это - весьма-весьма энергичная особь с высоким уровнем примативности. Во-вторых, он имея высшее образование, владея английским языком, весьма эффективно при помощи холуев интеллектуальных использует Разум Человечества для обслуживания своих эго-центрированных инстинктов. В этом его можно ставить в один ряд с Ким Чен Ыном и Путиным, а, возможно, и выше... Возникает вопрос: он хорош или плох, этот барыга-президент? С точки зрения некоих завистников-“марин” он бог, а с точки зрения большинства иных соотечественников он - ***** (слов литературных нет для обозначения отношения к нему тех, кто не принадлежит к его холуям).     

***

Заключение.

Итак, к основным особенностям текущего момента социальной эволюции в том месте, где мы живем, мы относим такие:

1)      Биологическая эволюция человека-индивида, замедляясь уже почти прекратилась, а социальная эволюция Человечества, в котором человек является элементом-частицей-клеткой, в то же время ускоряется, и сегодня ускоряется уже взрывоподобно - впереди нас ожидает Сингулярность-2045.

2)      Ускоренное развитие Общества – это нормальный процесс. Вместе с тем, это вызов для эгоцентрированного человека-индивида, воспринимающего Общество как внешнюю среду.

3)      Разум Человечества уже в миллиарды раз превышает разум человека-индивида, существа биологического вида Homo sapiens.

4)      Человек, оставаясь существом двойственной природы, чьё поведение формируется, в основном, инстинктами (генетическими программами), после своего рождения “арендует” у Общества лишь частицу его понятийного Разума (Сознания), используя его пока, главным образом, для обслуживания своих животных инстинктов, и делая одновременно в течение жизни определенный вклад в его дальнейшее развитие, кто какой.

5)      Соотношение примативности и духовности (эмерджентности, божественности) в естестве человека в XXI столетии уже приближается к определенному равновесию (50% / 50%), по крайней мере, в странах развитых.

6)      Мы, современники, являемся свидетелями рождения Глобализованного Человечества, нового Организма Живой Природы на Земле, становящегося на лестнице биосоциальной эволюции выше биологического вида Homo sapiens (Человека разумного). Человек должен стремиться быть хорошим элементом-клеткой этого Организма. Именно в этом состоит прогнозируемый психологом А. Маслоу переход современного человека от человекообразных обезьян к человеку цивилизованному.

***

На вопрос, как человеку-индивиду адаптироваться к вызовам социальной эволюции, приобретающим в XXI веке взрывной характер, ответ очевиден. Эгоцентрированность (примативность) человека должна существенно уменьшиться, человек должен становиться хорошим элементом клеткой нового организма Живой Природы на Земле, становящегося на лестнице эволюции выше биологического вида Homo sapiens.

Далее возникает вопрос второй: кто должен формировать ответы на встающие перед человеком вызовы социальной эволюции – политикум или иная институция Общества?

Мы убеждены, что ответы должна формулировать и реализовывать, прежде всего, Система Образования. И главный ответ: человек должен существенно самосовершенствоваться. Для этого Система Образования должна соответственно обновить свою образовательную парадигму. Размышления об этом см. во второй части текста на http://Samolit.com/books/90007/ .

 

2017-19 гг.

Пивненко Анатолий Сергеевич,

e-mail: AnSPiv@ukr.net.

 


Сконвертировано и опубликовано на https://SamoLit.com/

Рейтинг@Mail.ru